Летопись Расписание Грядущее
Крещение Исповедь Катехизация
Жизнь прихода Наш храм Читать и слушать
Приходские встречи Контакты Старый сайт

 

Притча о 10 девах – беседа Нонны Борисовой и Сергея Беспалько, при участии отца Александра Борисова


Беседа о притче о десяти девах

матушки Нонны Борисовой и Сергея Беспалько,

с участием отца Александра Борисова

 

Притча о десяти девах:

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите навстречу ему». Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! отвори нам». Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас». Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф 25:1-13).

 

Сергей: Сегодня мы слышали в докладе отца Иоанна о тех несчастных, упоминаемых Данте, которых и рай не принимает, и ад. И вот они стоят никому не нужные. И мне показалось, что это перекликается с образом неразумных дев из нашей притчи.

В этой притче есть места, трудные для понимания. Вот ответ мудрых дев: «Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Как-то это не сочетается с христианской заботой о ближних… Апостол Павел, например, даже писал: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян»… (Рим 9: 3-4). И Моисей говорил Господу, когда народ сделал золотого тельца и Господь хотел истребить их: «О, Господи!.. Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх 32:31-32). Поэтому ответ мудрых дев и звучит для нас странно.

И я стал думать – почему же они так отвечают? Наверное, ответ можно найти, если понять – что такое это масло? Вероятно, под маслом надо понимать не что-то материальное. Посмотрим, какие свойства у этого масла: его нельзя передать, оно необходимо для встречи жениха (Господа Иисуса), оно связано с вхождением на брачный пир (образ Царства Небесного). Наконец, его можно купить, приобрести – вспомним слова св. Серафима Саровского о стяжании Святого Духа. А «стяжание» означает приобретение, накопление. Поэтому для меня масло – это дар Духа Святого (это и библейский образ елея), это спасение, то есть принадлежность к Царству Небесному, а может, это личные отношения с Господом. И всё это невозможно передать. Невозможно передать дар Духа Святого, можно только помочь другому его получить. Невозможно передать другому свои отношения с Господом, можно только свидетельствовать о своих отношениях.

 

Матушка Нонна: Прежде всего, я думаю, что здесь имеется в виду итог жизни. Вот, ты пред престолом, вот перед тобой Жених, и уже ничего нельзя изменить, и никто уже ничего не может сделать для тебя.

Кроме того, этот елей, как я понимаю, – это Дух Святой, благодать Божия. Ею можно поделиться, но когда у человека ничего нет, он и не может ее принять. Помните: «Имеющему дастся и преумножится, а у неимеющего отнимется и то, что он имеет»? (Мф.25.29). Это место здесь подходит. Эта невозможность не из-за жадности этих мудрых дев, а просто нельзя передать эту благодать.

 

о. Александр: Елей – это еще и символ милости. Когда милосердный самарянин оказывает помощь избитому разбойниками, он возливает масло и вино. Это целительные средства: масло и вино. То, что смягчает...

Нельзя поделиться добрыми делами. И если ты их не сделал, то нельзя их у других взять.

 

Матушка Нонна: Эта притча говорится уже в момент, когда Иисус в Иерусалиме, и вот-вот Его уже возьмут. Даже не накануне, а уже вот в этот день. То есть, речь здесь идет о самом важном, что происходит при встрече: что ты делал? чем ты жил? для чего ты жил? что ты искал в жизни? кому служил? Здесь всё вместе, и это подводится итог жизни. Какие-то вещи уже нельзя восполнить – то, что упущено.

Хотя я уверена, что момент спасения по милости Божией может быть в самый последний момент жизни, с самым последним вздохом человеку дан. Но это – милость Божия. Здесь же идет речь о нас. Это нам поручение.

 

о. Александр: Важно не забыть, что эта притча предшествует притче о Страшном суде. Здесь же рядом и притча о рабе, который ожидает возвращения хозяина, и не знает точно, когда это произойдет, и притча о талантах. И заканчивается эта 25-я глава Евангелия от Матфея притчей о Страшном суде. Как итог: то, что ты не сделал, не успел сделать, нельзя восполнить за счет других.

 

Матушка Нонна: Здесь еще такой момент очень важный возникает. Что такое это масло, как его копить и вообще – что это? Я думаю, что это – вся жизнь человека, его ценности, его любовь к Богу, к людям. Этот елей, эта благодать льется на жизнь человека от Бога, при уверовании дается этот елей. Но если его не умножать постоянно, то он тратится на ту же жизнь, он уходит. Это масло уходит. «Кто не собирает со Мной, тот расточает», – говорит Господь.

 Меня лично эта притча очень направляет к постоянному исканию лица Божия, постоянному исканию Его силы, Его любви. Вот к чему Он нас сейчас призывает.

Нельзя себе позволить хоть день отдохнуть от этого. Потому что эта благодать тратится на очень многие вещи и уходит. Более того, ведь мы же дырки сами в себе делаем в этих сосудах. Мы прокалываемся и уходит это масло очень часто. Таким образом, нам надо вдвойне, больше и больше. Здесь ставится самая великая задача перед нами – достигать Бога всем сердцем, то, что сегодня Володя говорил: всем сердцем любя Его, и привязываясь к Нему, очаровываясь Им…

Это только так возможно – лично. Мы не наработаем этого в массе. Да нам и купить не на что. Это то, что Господь даром дает, призывает нас каждого, сейчас, вот в это время, когда мы нуждаемся в этом елее, в этой любви постоянной. Потому что сказано: к последнему времени оскудеет любовь, и вера будет исчезать. Нет у нас самих этой любви, мы не можем, в нас силы этой нет. Поэтому так важно постоянное искание Бога. А как Его искать? Стремиться к близости к Богу, в молитве, в разговоре внутреннем с Ним.

Я стала больше спрашивать Его, какие-то вопросы ставить, потому что много непонятного: что делать, как поступать и как относиться к тому или иному явлению? Мы видим сейчас, что идет очень большая брань, великая брань на Небе, в невидимом мире. Поэтому Господь приблизился к нам с особой силой, приблизился максимально. И нам сейчас остается одно – быть нацеленным только на Него и принимать Его Любовь, Его Правду, Его Слово, пропитываться Его Благодатью. Потому что и Слово говорит совершенно по-другому в настоящее время. Может быть, это только со мной, но действительно Оно живое, как указание к действию становится. Лично ко мне. Вот тебе Слово – им живи.

Один проповедник XIX века говорил: «Прежде всего, прежде всякого дела – начинайте с молитвы и чтения Слова. Потому что это определяет ваш дух, ваше направление на целый день». Мы же очень много всего впускаем в себя, прежде чем начинаем молиться.

 

Сергей: Еще одно трудное для меня место – это слова жениха: «не знаю вас». Это очень строгие слова Господа (Жениха с большой буквы), которые, как будто не очень сочетаются с тем, что Он говорил, что Он пришел не судить, а спасти, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (см. Ин 3.16). Здесь же может показаться, что Господь на них обижен, что Он их так наказывает.

Я думаю, что и здесь говорится о некоем духовном законе – что спасение происходит в определенное время и надо не упустить возможность. В 10-м стихе говорится, что «двери затворились», то есть надо быть готовыми войти вовремя. Поэтому слова Господа «не знаю вас» можно понимать не как наказание, а как констатацию, с грустью, что они не могут войти. В этой и других подобных притчах о неготовых говорится очень строго (ср. притчи о брачном пире Мф 22: 1-14, о талантах Мф 25: 14-30, о последнем суде Мф 25: 31-46), возможно, специально для нас, как предостережение «из педагогических соображений». Неслучайно в 13-м стихе говорится как будто прямо для нас: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий».

 

о. Александр: Главное – не откладывать на потом. Делать сейчас. Не могут войти, потому что не были готовы, не с чем было входить.

 

Сергей: Но есть другие места Евангелия, где говорится еще и о милости Божией. Можно сказать, что у Господа в одной руке справедливость, а в другой – милость, и Его милость – больше. В духе других притч я подумал, что возможно продолжение притчи о десяти девах. После того как двери совсем закрылись, неразумные девы не ушли, а продолжали плакать и стучать, прося их не отвергать (как нищие – нищие духом). И жених тогда сказал: «Хорошо, неразумные девы, заходите и вы!» Я надеюсь на милость Божию.

 

Матушка Нонна: Здесь все-таки момент очень ответственный и решающий, потому что все притчи, которые говорятся вместе с этой, они говорят о слугах, которых побьет хозяин. То есть, о каком-то очень несчастном положении, в котором оказываются люди, которые не готовы к этому моменту.

Здесь вопрос другой. Что для нас действительно является основным? Как нам не опоздать? Как нам готовиться? Мы же все устаем, у нас бывает окамененное нечувствие, у нас бывают срывы и все прочее. Мы же живые люди, которые постоянно теряют всё. Что важно, чтобы оказаться в этот момент готовыми?

То есть я с тобой не совсем согласна. Конечно, можно рассуждать. Милосердие Божие – оно гораздо шире и больше нашего. Но почему-то Господь об этом не говорит в этой притче, а говорит о том, что, как ты сказал, важно именно для нас в настоящее время. Это такая притча, которая к каждому моменту жизни относится: а сейчас ты что? И что нам делать? Бежать покупать. Есть возможность, но, как сказал отец Александр, нужно не терять времени, не позволять себе его терять. Время – оно как звук уходит. Время обманчиво. Мы сейчас все видим и уже просто чувствуем каждый на себе (может быть, субъективно, я не знаю, но и объективно может быть тоже), что время ускорилось. Дни пролетают.

 

Сергей: В этой притче говорится о женихе, и может возникнуть вопрос: кто же тогда невеста? И я подумал, что, возможно, это каждая из десяти дев, каждая душа христианская. Поэтому эта притча обращена к каждому.

 

о. Александр: В притче речь идет про брак. Какой брак? Брак Христа и Церкви. Где соединяются те, кто ждали Бога, и Сам Господь. И будет Бог всяческое во всём.

 

Сергей: И еще я обратил внимание на одну вещь: в стихе 5 говорится: «И как жених замедлил, то задремали все и уснули». Заснули все, но у мудрых был запас масла. И я подумал, что это можно отнести и к нашей духовной жизни здесь, на земле. У нас тоже может быть духовный «сон», например, сухость в молитве, когда мы не ощущаем присутствия Божия. И мы сможем это прожить, если есть что-то накопленное, если мы верим, что Господь нас не оставляет, если мы помним о Его чудесах.

 


Приходские встречи

13.03.2021. "На любовь свое сердце настрою..."

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Грядущее

Крещение

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Работа с детьми

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт