Летопись Расписание Крещение
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА Исповедь Катехизация
Жизнь прихода Наш храм Читать и слушать
Приходские встречи Контакты Старый сайт

 

Не будь побежден злом... – Протоиерей Александр Борисов


Протоиерей Александр Борисов

 

"НЕ БУДЬ ПОБЕЖДЕН ЗЛОМ, А ПОБЕЖДАЙ ЗЛО ДОБРОМ"

ПОЧЕМУ ЭТА МЫСЛЬ БЫЛА ТАК ВАЖНА

ДЛЯ о. АЛЕКСАНДРА МЕНЯ.

 

Замечательный отрывок избрали мы для нашей встречи (Рим.12:1-2, 9-21). Здесь всё уже разобрано – как следует поступать. Остается это приложить к конкретным обстоятельствам жизни каждого из нас.

Первая же строчка: «…Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего...» мне напоминает одно из наставлений нашего замечательного прихожанина, Бориса Балтера, что в мире есть две логики жизни: логика выгоды и логика жертвы. По-моему, очень хорошая формула. Здесь как раз апостол говорит о логике жертвы: жертва временем, вниманием, усилием, и так далее.

Многие знают, что, по воспоминаниям близких, отец Александр Мень был ребенком очень талантливым, он вообще был гениальным человеком. И в 4 года он именно эти слова и написал Марии Витальевне Тепниной, которая принимала близкое участие в его воспитании и в его жизни: «Не будьте побеждены злом, но побеждайте зло добром». От четырехлетнего ребенка вообще если он какие-то фразы пишет, это удивительно, тем более такую фразу.

Так сложилось, что последние лет 15 отец Александр служил в храме Сретения Господня. И он нередко говорил о значении этого слова, этого праздника – сретение, встреча. И митрополит Антоний Сурожский тоже об этом говорил. Очень важное слово – встреча.

 

Из книги "О Христе и Церкви".

Сретение. Это не только храмовый праздник*, а еще и самое великое слово в нашей внутренней жизни. Потому что для всех нас важнейшим моментом являлась встреча, личная встреча с Господом. Личная встреча! И все мы пришли к Нему и пришли в храмы именно потому, что эта встреча произошла.

Мы можем засвидетельствовать, что это придало нашей жизни неизмеримую глубину, открыло огромные горизонты, такие пласты, которые не исчерпаются никогда, что это дало нам импульс для борьбы – хотя мы увидели множество трудностей на своем пути, но зато у нас начался путь вверх.

Естественный, вне духовный человек всегда только теряет, теряет, теряет, а мы приобретаем.

Встреча – это тайна, очень глубокими корнями связанная с тайной Воскресения Христова. Всякая наша внутренняя встреча с Ним есть встреча с Христом Воскресшим. Воскресение – это таинственная, глубочайшая, реальная, потрясшая окружающий мир метаморфоза, которая из узкого круга преходящей истории вывела евангельские события в то измерение, которое видно с любой точки земного шара и из любого столетия.

Христос воскрес для того, чтобы Его человечность и Божественность стали для нас реальностью сегодня, здесь, в душе каждого отдельного человека; это – спасение. Что значит "спасение"? Это значит – выйти из ничтожества, из бредовой, жалкой жизни и жить жизнью настоящей. Человек есть амфибия, то есть существо, которое по природе своей призвано жить в двух измерениях, в двух мирах. Мы не духи, но мы и не просто биологические существа, мы принадлежим иному измерению. И это связано с тем фактом, что Бог, открываясь, скажем так, диффузно открываясь в природе, в мудрости человеческой, во всем, – открылся личностно во Христе Иисусе.

Он не сказал: "Я оставляю вам письменное завещание", но сказал: "Я остаюсь с вами во все дни до скончания века". И на этом строится все. Найти подлинную встречу с Богом можно только во Христе.

Воскресение – в этой жизни неотделимо от Распятия. Ап. Павел говорит (в отрывке из Послания к Римлянам, который читается при крещении), что мы сораспяты с Христом. Значит, мы как-то делим с Ним страдания, которые выпадают каждому из нас, – внутренние мучения, болезни, внешние скорби,если понять их как соучастие в страдании Христа, Который страдает за весь мир. Мы призваны умереть с Ним для того, чтобы с Ним воскреснуть.

Каждый из нас, находясь в критической ситуации – болезнь, тяжкое состояние, – пусть вспомнит, что мы можем это состояние освятить, сделав его крестом. Всегда нужно помнить, что около Христа было двое распятых – один просто страдал, а другой сострадал Господу и услышал слова: "Ныне же будешь со Мною в раю".

Воскресение имело место две тысячи лет назад, а встречи продолжали происходить, они все время происходили. И именно то, что Христа увидел внутренним оком апостол Павел, то есть человек, который не ходил с Ним, не был Его учеником, это начало дальнейшего пути всех христиан.

Тогда каждая Пасха для нас – сегодняшний день, и каждый день – Пасха. Потому что нет дня, когда присутствующий в мире Господь не был бы нашим собеседником, не ждал бы нас, не стучал бы в двери нашего сердца: "Се, стою у двери и стучу". Вот в чем смысл Воскресения, сегодняшний смысл, актуальный – не исторический, не для прошлого, а для сегодняшнего дня. Он только начал Свою работу, только начал. Потому что Его замысел – преображение мира, Царство Божие.

Царство Божие – это, когда Бог царствует, когда Он в центре, когда Он освящает все наши отношения, когда Он является корнем наших поступков, мыслей и чувств, когда все слабое, греховное находится на периферии нашего существа. Вот о чем нужно молиться, к чему нужно стремиться, что является для нас главным.

 

Предлагаемый для размышления и обсуждения наставление христианской общине из Послания к Римлянам (Рим.12,1-2, 9-21) достаточно подробно описывает поведение христианина не только в первом веке н.э., но и во все последующие века. При этом Павел пишет замечательную заключительную фразу: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" – гениальное резюме всего наставления. Разумеется, в конкретных обстоятельствах повседневной жизни будет бесчисленное множество конкретных вариантов.

У нас есть Церковь. Но мы всегда должны помнить, что полнота Церкви осуществляется в братском единстве – в вере, в надежде, в любви и в Софии. Вера – это когда мы вместе причащаемся, вера – это Слово Божие, в которое мы углубляемся в наших евангельских группах, на наших семинарах. Надежда – это значит всегда смотреть выше и вперед, не замыкаясь в нашей повседневности; ведь можно, уйти в глубину мелких забот и вообще не жить, а влачить жизнь. И любовь – слово, конечно, невероятно банальное, но другое нам придумывать ни к чему...

Если посмотрите Послания апостолов, вы увидите, что и в ранних общинах были и соперничество, и ревность, и какие-то грехопадения среди людей, была даже простейшая жадность, поскольку все приносили еду, но некоторые, принеся много, думали: я принес, а этот ничего не принес и будет есть – и скорей пытались наесться сами. Это смешно, но апостол Павел об этом пишет просто с отчаянием!..

Значит, для того чтобы быть христианином в Церкви, надо не быть сектантом, равнодушным к жизни окружающего мира, и в то же время не быть человеком, который служит двум господам. Вот – Сцилла и Харибда. Сцилла – сектантство, православное или баптистское, когда мы говорим: все это светское, все это нам не нужно, все это чужое и т.д. А Харибда – это полная мимикрия, когда они матерятся и ты материшься, они пьют, принимают наркотики и ты тоже с ними, как бы из солидарности, конечно, но это плохая солидарность.

 

Теперь я процитирую некоторые места, которые, как мне кажется, имеют отношение к нашей встрече.

 

Из книги "Ответы на вопросы".

Библия исходит из идеи о параллельном нарастании двух противостоящих сил: добра и зла. Из постоянной борьбы между ними. И человек в этой борьбе не может быть пассивным наблюдателем: он призван участвовать в ней. И он сам выбирает, на какую сторону встать.

Библейская история не кончена, борьба света и тьмы продолжается, в истории народов сталкиваются не только экономические интересы, не только политические страсти, но подлинные духовные полярности.

 

Смирение означает здравый взгляд на вещи, когда человек знает себе цену и понимает, насколько мало он сделал. Масштаб должен быть правильным. Когда масштабы искажаются, начинается гордыня.

Первое зло, о котором мы можем говорить, – внутри нас. В нас рождаются ревность, зависть, недоброжелательство, раздражительность, гнев – все это в нас живет. И когда мы поднимаемся над этим, мы исполняем завет апостола Павла, говорившего: “Не будь побежден злом, а побеждай зло добром”. Это трудный, конечно, способ, потому что твое добро должно быть таким сильным, чтобы оно сломило это зло.

Я могу вам привести такой пример. Камни, бурное стремление каких-то вулканических грязей, лавы, все это мертвенное, все это убивающее, не может там ничего жить, – и вот появляется маленький росток. Зеленый росток, крошечный цветок. Он бесконечно слаб по сравнению с этими мертвыми громадами. Бесконечно слаб, но он-то и составляет смысл всего бытия. Он живой, он преображает все. Он один тут, и он маленький. Так и добро. Оно – как жизнь среди мертвых. Оно маленькое, оно слабое, но в нем суть и ось истории и мироздания. И самого человека. Вся эта громада зла в конце концов превратится в пыль, потому что она ничего не стоит. А добро будет заполнять весь мир.

 

Когда Швейцера спросили, вы оптимист или пессимист, он сказал, мое знание пессимистично (в самом деле, посмотришь на мир – станешь пессимистом), а моя вера оптимистична. Я могу под этими словами подписаться. Мы действительно можем надеяться на победу над злом. Только верой, только верой можно двигаться…

 

Нужно ли бороться со злом?

Это очень важная дилемма. Творение осуществляется сейчас. Бог действует среди нас сейчас. Бог действует в природе каждую секунду, и Его творческая сила все время противостоит силам зла и разрушения. И мы – Его союзники, соработники. Я думаю, что если лишить человека возможности этого противостояния, этой борьбы, то его участие в Творении кончится. Человек призван быть активным. Каждый на своем уровне, по своим возможностям и способностям, но внутренне он должен быть активным. Эта борьба не есть нечто разовое, а это наше дыхание, наше существование, наша жизнь.

 

Откуда зло?

Какой смысл нам проникать в метафизический дальний план? Христос вовсе не объясняет, почему и отчего все произошло, потому что мы Его не поймем, потому что иррациональное не может быть рационально объяснимо. Объяснить зло, дать логически ясную теодицею – значит сделать зло обоснованным, а оно необоснованно, как слепая стихия бунта, как темное стремление против света.

Христос учит нас не тому, как произошло зло в мире, – это философия, – а тому, как жить в мире, где есть зло. Он сказал: “В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир”.

 

Вопрос: Как христианин должен бороться со злом?

Начиная с самого себя.

 

Как защищаться от носителей зла – палачей, предателей, насильников?

Когда Христос говорит: не противься злому, Он ведь выступает против мстительности, против желания причинить личному обидчику то же зло. Но Он никогда не отрицал борьбы со злом: Он же изгонял торгующих из храма, Он обличал книжников и фарисеев очень жестко. И Церковь никогда не говорила, что если приходит враг, народ должен просто упасть на землю и ждать, когда он растопчет его жен и детей.

 

“Любите врагов ваших”.

Никогда не думайте, друзья мои, что в Евангелии содержится такая глупость, что человек должен относиться к какому-то негодяю, который причинил ему зло, так же, как к своему ребенку, к своей жене или к своему мужу. Ничего подобного! Такого бреда в Евангелии нет. Любить своих врагов – это значит относиться с желанием добра даже к противнику, желать, чтобы он раскаялся, чтобы он одумался.

(Известные слова Христа, когда Его распинали: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят» – о.А.Б)

 

Надо ли конкретизировать виды нашей борьбы со злом и приблизить их к евангельским: “Побеждай зло добром”?

Да, замечательно сказано! А иначе Церковь и христиане потеряют свою суть и не станет места на земле для истинно Христового. Христос лишь однажды взял бич, чтобы выгнать продающих и покупающих. Это был экстремальный случай. Все-таки обычно Он так не делал. Поэтому побеждать зло добром, этот принцип, сформулированный апостолом Павлом, является главным христианским принципом.

 

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ об отце Александре

Свидетельство Прасковьи Ивановой

Была дивная осень. Сентябрь 1935 года. Как это было? Приехали Леночка с Аликом и Тоня (подруга Верочки Антонина Ивановна). Батюшка их очень ждал, волновался. Алика крестил первого. Когда о. Серафим погружал Алика в воду, то появилось необыкновенное благоухание. Все замерли, потому что это не был запах ни цветов, ни сада, а какой-то другой, особенный (духами тогда никто из нас не пользовался). Отец Серафим помолился и сказал: «Великий человек будет».

 

Павел Мень

Мама, Елена Семеновна учила Александра, что «если к тебе кто-то приходит и просит что-то, знай, что это просит Христос».

Алик всё время читал книги и, если видел, что я не могу найти себе какое-то занятие, читал мне вслух и со мной занимался. Сызмальства у нас были очень тёплые отношения, которые мы сохранили до самого конца. У нас не было никогда никаких конфликтов.

 

Мария Витальевна Тепнина

Алику было около четырёх лет, когда он написал мне: «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром». По этому можно судить, какая была обстановка дома, если маленький ребёнок мог воспроизвести полностью слова апостола Павла, осознать их значение и повторить. Такую атмосферу создавала Елена Семёновна у себя в доме, таким образом она его воспитывала.

 

Александр Борисов.

Решение стать священником он принял в двенадцать лет, в 1947 году, когда во время празднования 800-летия Москвы увидел в небе освещённый прожекторами портрет Сталина. Мальчик рано понял, что владычество одного человека, виновного в смерти миллионов людей, эта страшная власть всегда ведут к жестокости и деспотизму. И этому противопоставить можно только обращение людей ко Христу. Необходимо дать людям иной идеал, чтобы они шли не за тов. Сталиным, а за Тем, Кто создал этот мир и даровал человечеству закон любви.

 

Наталья Трауберг

Не стоит считать отца Александра этаким разудалым шестидесятником. В известной мере Церковь – всегда диссидентство, мы всё равно граждане другого Града. В советской системе, как и в Риме, существовала империя, а у нас – свой мир, параллельный. Политику вообще не нужно приплетать, не нужно лезть на рожон. Отец Александр так и полагал. Строго говоря, никого из нас он не предостерегал и от диссидентства не отговаривал. Он твёрдо разграничивал: вот это относится к деятельности Церкви, а это заменяет её и, скорее, не нужно. Но он никогда не говорил так прямо, что не нужно, и исключительно мудро давал возможность выбирать. Боялся он того, что борьба подпитывает злобу, а иногда и суету.[14]

 

Людмила Улицкая

Именно Христос, а не философские построения даже самых выдающихся религиозных мыслителей вдохновлял отца Александра. И не было никакого зазора между его словами и его жизнью – очень скромной, полной труда и молитв, жизнью одновременно аскетической и радостной.

 

Монахиня Клер (Латур)

8 ноября1989 г. Слово на отпевание малой сестры Магдалены в Тре Фонтане.

(Это окраина Рима. Случилось так, что Александр, который за границей был один или два раза в жизни, как раз попал в Рим на кончину руководительницы малых сестер Шарля де Фуко, сестры Магдалены. Характерно, что их деятельность заключалась в том, что они жили в разных странах, при этом стремились занять положение самое простое для жителей этой страны. Жить общиной и выполнять простую работу: уборщица, сиделка, няня, и так далее – о.А.Б)

«Я очень любил малую сестру Магдалену не просто за её человеческие качества, но потому, что я был уверен, что её замыслы, её видение, её начинание – великое дело в современном мире.

Когда-то, две тысячи лет тому назад, мир потрясали войны, противоречия, и было много искушений у людей, как и сегодня. Апостолы – мужчины и женщины – победили языческий мир не силой, а верой и служением. Мир раздирается ненавистью сегодня, и победить её можно только любовью. Самая сильная любовь – любовь евангельская. И в ушедшей от нас матушке Магдалене эта любовь была удивительной силы. Она собрала сегодня людей со всех континентов, и это такая радость для Вселенской Церкви!

Матушка Магдалена несколько раз была в России, и мне выпало счастье видеть её, знать её. Она была для меня и для моих прихожан, для моих друзей свидетельством силы духа, когда плоти уже почти не было.

 

Вопрос из зала:

«Отец Александр Мень, как Вы сказали, говорил об активной позиции в борьбе добра со злом. Есть ли у него пояснение – что есть эта активность, в чем она должна проявляться?

О. Александр Борисов: Я думаю, что, прежде всего, это борьба со злом, которое в нас самих.

Матушка Нонна Борисова: Я думаю, что именно в этой борьбе добра со злом активно стоять на стороне Христа, то есть действительно в своей жизни исполняя Его заповеди. Не придумывая что-то, не подчиняясь миру, всяким влияниям, течениям времени. Это вечная правда, вечная истина. Добро победит зло. И мы на стороне любви.

О. Александр Борисов: Хочу еще поделиться – я совсем недавно для себя открыл такую очень простую вещь (были небольшие нестроения с некоторыми людьми), что надо помолиться: «Господи, дай мне любовь к такому-то человеку». И удивительно – буквально на следующий день где-то у меня внутри произошло изменение в отношении к нему. Но самое главное, что со стороны этих людей тоже произошло изменение. Не такое, конечно, что они бросились меня обнимать и целовать, но что-то изменилось внутренне. Так что – рекомендую такой простой прием.

Это не значит, что, как отец Александр Мень и говорил, что к какому-то плохому человеку надо относиться так же хорошо, как и к близкому другу. Это означает именно желать добра, желать покаяния, исправления. Самому себе желать терпения, какой-то ровности, внимательности к этому человеку, сил, чтобы его выслушать. Просить: «Господи, дай мне любовь к этому человеку».

Матушка Нонна Борисова: Мне кажется, что наша борьба со злом, она идет на поле отношений людей.

О. Александр Борисов: Апостол Павел говорит, что «наша брань не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной». Надо понимать, что за теми или иными движениями – политическими или общественными – стоят определенные духовные силы. Поэтому Павел так настойчиво и говорит: «против духов злобы поднебесной, мироправителей, начальств века сего», и так далее. И говорит о том – чем вооружаться: «Возьмите щит веры, шлем спасения, готовность благовествовать мир, а наипаче – Слово Божие». Единственное орудие, так сказать, нападения (все остальные – орудия защиты) – Слово Божие, меч духовный.

То, что сейчас на Ближнем Востоке происходит – это тоже очередной взрыв демонических сил. Понимать это, и молиться и об этих людях, и о той стороне: «Господи, умири их жестокость».




Приходские встречи

13.03.2021. "На любовь свое сердце настрою..."

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Крещение

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Работа с детьми

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт