Летопись Расписание Крещение
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА Исповедь Катехизация
Жизнь прихода Наш храм Читать и слушать
Приходские встречи Контакты Старый сайт

 

Владимир Хейфец. 'Побеждай зло добром'. Что стоит за этими словами?


Владимир Хейфец

«Побеждай зло добром». Что стоит за этими словами?

 

Я вообще не ставлю себе задачу кого-то побеждать. И понимаю, что победить мировое зло – это невыполнимая задача для человека. Все, что я могу пытаться победить, – это зло в себе.

Но зло существует и вокруг меня, и его немеряно, и «мир во зле лежит». Как с этим быть?

Я бы переформулировал тему нашей встречи и назвал бы ее так:

как мне распознать зло и как не остаться к нему равнодушным?

И в том, и в другом вопросе будем руководствоваться Словом Божьим – главным ориентиром в нашей жизни.

Вопрос №1. Как распознать зло?

Так вот: нам всем грозит великая опасность не распознать зло. Если со мной это произойдет, если я не распознаю зло, то это значит, что я это зло принимаю, принимаю его в себя,

     и тогда я буду воспринимать мир вокруг себя искаженно, моя совесть будет ослеплена,

     и именно тогда из моего сердца и будет исходить то, что оскверняет человека (злые помыслы, лихоимство, коварство, завистливое око) (Марк 7),

     и тогда я буду как те, о которых Господь сказал: «и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, … и не уразумеют сердцем» (Исайя 6).

Другими словами, впустив в себя зло, я стану глухим к добру. Моя душа оглохнет. Она будет повреждена.

Иисус, наш добрый пастырь, произнес грозные слова: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». «Соблазнит одного из малых сих» – выдаст им зло за добро. Сделает их сердца окамененными. Погубит их души.

И еще слова Иисуса: «Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело».

Бойтесь повредить свою душу.

Так как же нам распознать зло вокруг нас? Ведь оно чаще всего выступает в такой приличной одежде. Зло громогласно провозглашает себя добром. Оно звучит так убедительно, оно выглядит так привычно, мы каждый день слышим это тысячу раз.

Я считаю, что рецепт тут один: Думайте!

Вспомним слова Христа «ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех». Главное слово здесь – не думали.

Господь призывает нас думать, думать постоянно, не плыть по течению, не принимать окружающей нас жизни, если она построена на «мерзости запустения, стоящей на святом месте». Если мы скользим по течению, то мы становимся частью этой мерзости.

Зло вечно использует ложь – со времен змея в райском саду. Будем же помнить слова Евангелия «иди и смотри» – смотри сам, не дай себя обмануть.

Вопрос №2. Как реагировать на зло?

По-моему – единственным способом: ясно определить свое отношение к нему. Если я себе говорю: «для меня это зло, я его не приемлю», то дальше я должен соответственно и поступать – в меру своих сил и возможностей. Если же нет сил и нет возможностей, то просто не принимать это зло. Но если я отгорожусь от зла вокруг меня, не буду об этом думать, отвернусь от этого, сосредоточусь на собственной благочестивой жизни, то именно тогда, по-моему, я и буду побежден злом.

Ведь понятие «благочестивая жизнь» так четко и ясно сформулировано в Послании Иакова: «призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира». То есть – не быть равнодушным к чужой беде, не проходить мимо. И не замараться общим бездушием, агрессией, нелюбовью.

А вот Евангелие от Марка, глава 3:

И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.

И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.

Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.

А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.

И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

В этих словах Иисуса «добро делать, или зло делать?» содержится очень важное послание всем нам: если ты не делаешь добро, если не помогаешь страждущему, ты тем самым творишь зло.

Меч, который Иисус принес, разделяет людей на выбравших добро и не выбравших добро.

И в притче о Страшном Суде Иисус обвиняет тех, кто не заботился о страждущих. Господь не призывает освобождать заключенных из темниц. Он хочет другого – чтобы мы были неравнодушны к тем, кто в беде, чтобы мы БЫЛИ с ними. Чтобы они не чувствовали себя брошенными.

Нельзя закрыться от «злого мира» и думать, что лично у тебя все в порядке. Даже если ты не расстаешься с Евангелием. Потому что, когда ты закрываешься, ты становишься равнодушным.

А равнодушие – конец всему, конец христианской жизни.

Председатель Международного Освенцимского комитета, бывший узник Аушвица, предложил 11-ю заповедь, которая является опытом Холокоста. Она звучит так: не будь равнодушным.

Потому что если будете, то оглянуться не успеете, как на вас, на ваших потомков с неба вдруг упадёт какой-нибудь Аушвиц.

Будем об этом помнить.


Приходские встречи

13.03.2021. "На любовь свое сердце настрою..."

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Крещение

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Работа с детьми

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт