Летопись Расписание Крещение
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА Исповедь Катехизация
Жизнь прихода Наш храм Читать и слушать
Приходские встречи Контакты Старый сайт

 

Анна Косова. С.С. Аверинцев "Рождественская Песнь"


Анна Косова

С.С. Аверинцев "Рождественская Песнь"

 

Давайте вместе вглядимся в стихотворение в прозе Сергея Сергеевича Аверинцева «Рождественская песнь».

Удивительное стихотворение! Почему о таких знакомых нам и привычных событиях: Небесное воинство у пастушьего костра, поклонение Младенцу, плач Рахили, коварный властитель, вифлеемская трагедия – поэт говорит в столь возвышенном стиле? Стиль этот подсказывает масштаб события: именно здесь и сейчас начинается «Се творю все новое»: Бог входит в мир человеком, чтобы спасти Свое любимое творение, не отнимая у него Своего главного дара – свободы. Поэтому мы видим здесь весь космос, включая путеводную Звезду, и начало того нового творения в человечестве: ту часть его, которая пошла вслед за Христом – Божью Церковь.

Аверинцев выделяет в Рождестве 3 уровня: ангелы поют на небесах, пастухи поют на земле и Рахиль, которая плачет о детях своих. Чаще, говоря о Рождестве, мы имеем в виду только первые два уровня, но тогда мы оставляем только сладостную картинку, как бы закрывая глаза на зло, которое существует в мире. А оно существует и, к сожалению, будет существовать, пока Господь не одержит над ним окончательную победу.

Я бы обозначила эти 3 уровня так:
Первый – Бог сходит на землю, чтобы отдать Себя нам, а нас привлечь к Себе. И ликование ангелов.
Второй – есть люди, которые принимают это, открывают свое сердце Богу.
И третий – есть люди, которые этого не принимают, и от этого совершается трагедия.

Если вы его уже читали, то знаете, что стихотворение это непростое, и каждый может открыть в нем свои смыслы. Я хочу предложить вам свой отклик на него и пригласить вас составить свой собственный.

 

С.С. Аверинцев "Рождественская Песнь"

 

Когда во граде Давида,
славном меж градов Иудеи,
был рождён от Девы Предвечный,
Чьё Имя уму невместимо,
и являлся в недрах пещеры
Живый во свете неприступном, —
кто воздал Рождённому славу,
песнословие принёс Владыке?

На высоте небесной,
превыше холмов Иудеи,
пылали пламена созвездий
и гласы ангельские пели;
странен был напев, и чуден,
и слуху земному непостижен:
"Слава в вышних Богу,
и на земле мир его людям!"

И в память о хорах горних
во святых храмах и поныне
поют и ликуют лики
,
тайно образуют Херувимов;
и алтарь, как глубокое небо,
и свечи звёздам подобны,
и длится напев уставный,
от Ангелов людям внушенный.

В Рождестве мы видим, как разверзаются небеса, и мир горний, мир Божий сходит на землю. И изумленные пастухи (простые ребята, не богословы) видят ангелов, поющих «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!».

 

И С.С. Аверинцев обращает наше внимание, что это же происходит на каждой литургии – благодарение и ликование земных и небесных, и небо отверсто, и Сам Христос сходит к нам, чтобы сделать нас родными по крови. Родными Богу и друг другу. К нам, которых Он называет друзьями, чтобы сделать нас еще бОльшими Своими друзьями. Чтобы мы знали где Путь, Истина и Жизнь.

 

Но не только на литургии. Господь говорит, что Царство Божие внутри нас и между нами. И каждый раз, когда кому-то становится теплее от того, что ты есть; когда от того, что ты делаешь или говоришь, находишь нужное слово или просто молчишь с тем, кому тяжело – если от этого кому-то становится светлее – думаю, это любовь Божия проливается через нас в этот мир, и Царство Божие приходит к нам.

 

 

 

Когда покоился в яслях,
Дремал на соломе скудной
Почиющий на херувимах,
лепотою Облекшийся без меры,
и кормился от сосцов родимых
Сущий прежде Денницы, —
кто пел малому Дитяти,
Отроча Младо утешил?

Пастухи, что были при стаде
и за ночь глаз не сомкнули,
чада нищеты и надежды,
тишины и скудости великой,
слабые, узревшие славу,
кроткие, приявшие слово,
пришли Младенцу поклониться,
воспели утешные песни.

И доселе напев неискусный
о яслях, о звезде, о Дитяти
из рода в род не смолкает,
и плачет жестокое сердце,
и малым подаётся милость,
и Бог вечеряет с убогим,
и почиет на бедном весельи
неистленное благословенье.

Пастухи.

«Чада нищеты и надежды» – как тут не вспомнить про нищих духом? Но почему «надежды»? Нищий просит, потому что надеется получить. И нам Господь говорит – просите, и дано будет вам.

 

«Тишины и скудости великой». Тишины. Много ли ее в нашей жизни? А ведь в тишине с нами говорит Бог, как напоминает нам отец Александр Мень.

Пастухам было в каком-то смысле проще. Их жизнь не была легкой, но была достаточно простой и аскетичной. Они ходили по холмам со своими стадами, видели простор, видели, как восходит и заходит солнце, видели звезды… В их жизни было много тишины и неба.

Нам сложнее. Мы бегаем по лабиринтам нашего мегаполиса, столько всего вливается в нас через глаза, уши, через все наши органы чувств… Нам нужно буквально сражаться, чтобы выделить время, чтобы отложить все дела и побыть несколько минут перед Богом в тишине.

Это трудно, но это того стоит. Потому что «Бог произносит Свое слово в тишине».

 

 «Слабые, узревшие славу». Как часто мы слышим или говорим: «А что я могу? Я так слаб!». Вспомним Богородицу – отдай то, что имеешь. Прояви творчество, придумай что-нибудь!

На одной из наших встреч мы вспоминали книгу «Время колоть лед» – о начале благотворительности в России в 90-х годах. Тогда это поле представлялось как замерзший океан – ну что толку, что ты будешь тюкать его своим ломиком? Это ничего не изменит… Но были люди, которые верили и надеялись, что эти усилия не напрасны. И сейчас мы уже не представляем нашей жизни без благотворитель-ных фондов – сколько людей получают помощь в трудной ситуации благодаря им!

А в сейчас они сами остро нуждаются в поддержке, и в надежде, что они смогут продолжать свою деятельность, несмотря на трудные времена. Деятельность, которая происходит, если «слабые» люди, такие как мы с вами, помогают им – своими пожертвованиями, волонтерством, молитвой… Пусть порой нам кажется, что это – капля в море! Но из капель складываются ручьи, а из ручьев – реки, и вместе мы можем многое.

 

 

 

Когда во удолии плача,
во владениях греха и смерти
рождён был Агнец непорочный,
уготованный для закланья,
прежде сложения мира
избравший удел свой крестный,
Муж Скорбей, и Обручник муки, -
чьим гласом был он восславлен?

Глас беды слышался в Раме,
рыдание и плач великий,
предреченное словом Пророка
Рахиль о чадах вопияла;
Над малыми телами закланных,
причастившихся смерти Агнца,
рыдали матери без меры,
не желая себе утешенья.

И до самого скончания века,
до дня суда и возмездья,
нет перед Богом перлов,
как слёзы, безвинно пролитые;
и святее всех сладкопений —
вопль, что рвётся из сердца;
и только боль обручает
некончающемуся блаженству
.

 

(1984)

Вифлеемские младенцы.
Эта ситуация ставит нас перед болезненной проблемой – страдания невинных, и собственного бессилия это изменить.

Здесь мы видим разных персонажей.
- Солдаты просто выполняют приказ.
- Ирод, отдавший этот приказ, наверное, даже не испытывает особой ненависти к этим младенцам, думаю, он вообще не испытывает каких-либо чувств в отношении их. Эти человеческие жизни не имеют для него ценности. Они – пешки, оказавшиеся на его пути, и их надо убрать.

- И матери, которых нечем утешить, потому что детей не вернуть.

 

Что же делать?
Думаю, прежде всего сочувствовать, сострадать. «Плачьте с плачущими» – говорит апостол (Рим.12.15). И это сострадание может вырасти в нас настолько, что превратится в этот «вопль, что рвется из сердца», который «святее всех сладкопений». И верю – Господь ответит. Как ответил Иову, и многим другим. И придет миром в сердца тех, кто страдает. А тем, кто откликнулся – подскажет: слово, действие, молитву…

 

Но как понять эти слова – «и только боль обручает некончающемуся блаженству»?

Можно вспомнить блаженство плачущих, которые утешатся.
Блаженство миротворцев, у которых сердце болит за мир, и которые поэтому стараются приносить мир туда, где раздор, стараются любить там, где ненавидят, и так далее.

И может быть эта боль соединяет нас с Самим Богом, который временами плачет о том, во что мы превращаем мир, который был при сотворении «хорош весьма». Его сердце болит за каждого человека, каждый Ему ценен.

И причастность этой боли позволяет нам сделать маленький шаг к Царству Божьему.




 


Приходские встречи

4.01.2023. "Христос. Рождение надежды"

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Крещение

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Работа с детьми

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт