Анна Косова
С.С.
Аверинцев "Рождественская Песнь"
Давайте вместе вглядимся в стихотворение
в прозе Сергея Сергеевича Аверинцева «Рождественская песнь».
Удивительное стихотворение! Почему о таких
знакомых нам и привычных событиях: Небесное воинство у пастушьего
костра, поклонение Младенцу, плач Рахили, коварный властитель, вифлеемская
трагедия – поэт говорит в столь возвышенном стиле? Стиль этот подсказывает
масштаб события: именно здесь и сейчас начинается «Се творю все новое»:
Бог входит в мир человеком, чтобы спасти Свое любимое творение, не
отнимая у него Своего главного дара – свободы. Поэтому мы видим здесь
весь космос, включая путеводную Звезду, и начало того нового творения
в человечестве: ту часть его, которая пошла вслед за Христом – Божью
Церковь.
Аверинцев выделяет в Рождестве 3 уровня:
ангелы поют на небесах, пастухи поют на земле и Рахиль, которая плачет
о детях своих. Чаще, говоря о Рождестве, мы имеем в виду только первые
два уровня, но тогда мы оставляем только сладостную картинку, как
бы закрывая глаза на зло, которое существует в мире. А оно существует
и, к сожалению, будет существовать, пока Господь не одержит над ним
окончательную победу.
Я
бы обозначила эти 3 уровня так:
Первый – Бог сходит на землю, чтобы отдать Себя нам, а нас привлечь
к Себе. И ликование ангелов.
Второй – есть люди, которые принимают это, открывают свое сердце Богу.
И третий – есть люди, которые этого не принимают, и от этого совершается
трагедия.
Если
вы его уже читали, то знаете, что стихотворение это непростое, и каждый
может открыть в нем свои смыслы. Я хочу предложить вам свой отклик
на него и пригласить вас составить свой собственный.
С.С.
Аверинцев "Рождественская Песнь"
Когда во граде Давида,
славном меж градов Иудеи,
был рождён от Девы Предвечный,
Чьё Имя уму невместимо,
и являлся в недрах пещеры
Живый во свете неприступном, —
кто воздал Рождённому славу,
песнословие принёс Владыке?
На высоте небесной,
превыше холмов Иудеи,
пылали пламена созвездий
и гласы ангельские пели;
странен был напев, и чуден,
и слуху земному непостижен:
"Слава в вышних Богу,
и на земле мир его людям!"
И в память о хорах горних
во святых храмах и поныне
поют и ликуют лики,
тайно образуют Херувимов;
и алтарь, как глубокое небо,
и свечи звёздам подобны,
и длится напев уставный,
от Ангелов людям внушенный. |
В Рождестве мы видим, как разверзаются небеса, и мир горний,
мир Божий сходит на землю. И изумленные пастухи (простые ребята,
не богословы) видят ангелов, поющих «Слава в вышних Богу, и
на земле мир, в человеках благоволение!».
И С.С. Аверинцев обращает наше внимание, что это же происходит
на каждой литургии – благодарение и ликование земных и небесных,
и небо отверсто, и Сам Христос сходит к нам, чтобы сделать нас
родными по крови. Родными Богу и друг другу. К нам, которых
Он называет друзьями, чтобы сделать нас еще бОльшими Своими
друзьями. Чтобы мы знали где Путь, Истина и Жизнь.
Но не только на литургии. Господь говорит, что Царство Божие
внутри нас и между нами. И каждый раз, когда кому-то становится
теплее от того, что ты есть; когда от того, что ты делаешь или
говоришь, находишь нужное слово или просто молчишь с тем, кому
тяжело – если от этого кому-то становится светлее – думаю, это
любовь Божия проливается через нас в этот мир, и Царство Божие
приходит к нам. |
Когда покоился в яслях,
Дремал на соломе скудной
Почиющий на херувимах,
лепотою Облекшийся без меры,
и кормился от сосцов родимых
Сущий прежде Денницы, —
кто пел малому Дитяти,
Отроча Младо утешил?
Пастухи, что были при стаде
и за ночь глаз не сомкнули,
чада нищеты и надежды,
тишины и скудости великой,
слабые, узревшие славу,
кроткие, приявшие слово,
пришли Младенцу поклониться,
воспели утешные песни.
И доселе напев неискусный
о яслях, о звезде, о Дитяти
из рода в род не смолкает,
и плачет жестокое сердце,
и малым подаётся милость,
и Бог вечеряет с убогим,
и почиет на бедном весельи
неистленное благословенье. |
Пастухи.
«Чада нищеты и надежды» – как тут не вспомнить про нищих духом?
Но почему «надежды»? Нищий просит, потому что надеется получить.
И нам Господь говорит – просите, и дано будет вам.
«Тишины и скудости великой». Тишины. Много ли ее в нашей жизни?
А ведь в тишине с нами говорит Бог, как напоминает нам отец
Александр Мень.
Пастухам было в каком-то смысле проще. Их жизнь не была легкой,
но была достаточно простой и аскетичной. Они ходили по холмам
со своими стадами, видели простор, видели, как восходит и заходит
солнце, видели звезды… В их жизни было много тишины
и неба.
Нам сложнее. Мы бегаем по лабиринтам нашего мегаполиса, столько
всего вливается в нас через глаза, уши, через все наши органы
чувств… Нам нужно буквально сражаться, чтобы выделить время,
чтобы отложить все дела и побыть несколько минут перед Богом
в тишине.
Это трудно, но это того стоит. Потому что «Бог произносит Свое
слово в тишине».
«Слабые, узревшие славу». Как часто мы слышим или говорим: «А
что я могу? Я так слаб!». Вспомним Богородицу – отдай то, что
имеешь. Прояви творчество, придумай что-нибудь!
На одной из наших встреч мы вспоминали книгу «Время колоть лед»
– о начале благотворительности в России в 90-х годах. Тогда
это поле представлялось как замерзший океан – ну что толку,
что ты будешь тюкать его своим ломиком? Это ничего не изменит…
Но были люди, которые верили и надеялись, что эти усилия не
напрасны. И сейчас мы уже не представляем нашей жизни без благотворитель-ных
фондов – сколько людей получают помощь в трудной ситуации
благодаря им!
А в сейчас они сами остро нуждаются в поддержке, и в надежде,
что они смогут продолжать свою деятельность, несмотря на трудные
времена. Деятельность, которая происходит, если «слабые» люди,
такие как мы с вами, помогают им – своими пожертвованиями,
волонтерством, молитвой… Пусть порой нам кажется, что это –
капля в море! Но из капель складываются ручьи, а из ручьев –
реки, и вместе мы можем многое. |
Когда во удолии плача,
во владениях греха и смерти
рождён был Агнец непорочный,
уготованный для закланья,
прежде сложения мира
избравший удел свой крестный,
Муж Скорбей, и Обручник муки, -
чьим гласом был он восславлен?
Глас беды слышался в Раме,
рыдание и плач великий,
предреченное словом Пророка
Рахиль о чадах вопияла;
Над малыми телами закланных,
причастившихся смерти Агнца,
рыдали матери без меры,
не желая себе утешенья.
И до самого скончания века,
до дня суда и возмездья,
нет перед Богом перлов,
как слёзы, безвинно пролитые;
и святее всех сладкопений —
вопль, что рвётся из сердца;
и только боль обручает
некончающемуся блаженству.
(1984) |
Вифлеемские младенцы.
Эта ситуация ставит нас перед болезненной проблемой – страдания
невинных, и собственного бессилия это изменить.
Здесь мы видим разных персонажей.
- Солдаты просто выполняют приказ.
- Ирод, отдавший этот приказ, наверное, даже не испытывает особой
ненависти к этим младенцам, думаю, он вообще не испытывает каких-либо
чувств в отношении их. Эти человеческие жизни не имеют для него
ценности. Они – пешки, оказавшиеся на его пути, и их надо убрать.
- И матери, которых нечем утешить, потому что детей не вернуть.
Что же делать?
Думаю, прежде всего сочувствовать, сострадать. «Плачьте с плачущими»
– говорит апостол (Рим.12.15). И это сострадание может вырасти
в нас настолько, что превратится в этот «вопль, что рвется из
сердца», который «святее всех сладкопений». И верю – Господь
ответит. Как ответил Иову, и многим другим. И придет миром в
сердца тех, кто страдает. А тем, кто откликнулся – подскажет:
слово, действие, молитву…
Но как понять эти слова – «и только боль обручает некончающемуся
блаженству»?
Можно вспомнить блаженство плачущих, которые утешатся.
Блаженство миротворцев, у которых сердце болит за мир, и которые
поэтому стараются приносить мир туда, где раздор, стараются
любить там, где ненавидят, и так далее.
И может быть эта боль соединяет нас с Самим Богом, который временами
плачет о том, во что мы превращаем мир, который был при сотворении
«хорош весьма». Его сердце болит за каждого человека, каждый
Ему ценен.
И причастность этой боли позволяет нам сделать маленький шаг
к Царству Божьему. |
|