Летопись Расписание Крещение
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА Исповедь Катехизация
Жизнь прихода Наш храм Читать и слушать
Приходские встречи Контакты Старый сайт

 

Священномученик Герман (Ряшенцев)


Священномученик Герман (Ряшенцев)

 

Герман (Ряшенцев), епископ, священномученик, шесть раз был арестован, 15 лет провел много лет в лагерях и ссылках: Тобольск, Каракалпакия, Соловки, Сыктывкар, а между ними краткие, по несколько месяцев передышки.

В миру Николай Степанович Ряшенцев родился в 1883 г., в Тамбове, в купеческой семье. Окончил Тамбовскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию. В 1904 г. принял монашеский постриг с именем Герман. Как и многие студенты Казанской академии, окормлялся у старца схиархимандрита Гавриила (Зырянова), бывшего в то время настоятелем Седмиезерной пустыни под Казанью.

Преподавал в Псковской, Вифанской и Владимирской семинариях. После закрытия Владимирской семинарии поселился в Москве, в Даниловом монастыре, настоятелем которого был издавна знакомый ему епископ (позже архиепископ) Феодор (Поздеевский), один из самых стойких противников компромиссов с советской властью, был в оппозиции митр. Сергию (Страгородскому). (Он был расстрелян в 1937 г.) В Даниловском монастыре тогда собралась группа епископов, разделявших такие взгляды.

В 1919 г. стал епископом Волоколамским, помощником митрополита Московского. Организовывал в окрестных приходах чтение проповедей и преподавание Закона Божия, что стало поводом для доноса на него в ВЧК.

Из постановления Волоколамской партийной ячейки: «...как окончивший Духовную академию, как агент патриарха Тихона, епископ Герман является для местного духовенства не с фабричным, а с земельным населением опасным контрреволюционным агентом монархизма, таящим в себе все силы, умения и настроения, действуя под религиозным флагом, повести массы против советской власти... Епископ Герман в целях усиления личного влияния совершает постоянные разъезды по окрестным деревням, шантажирует их отлучением от церкви, чем принуждает их уступать его требованиям, произносит церковные проповеди, в коих в религиозной символике говорит о пришествии антихриста, о гонении советской власти именно на православие и т.д. Епископ Герман рассылает по благочинным приказы о необходимости во всех деревнях преподавать детям закон Божий, официально стращая духовенство судом Божиим и епархиального начальства... При посещении деревни епископ Герман бессовестно обирает отсталые массы, епископ Герман является активной силой, деморализуя все духовенство Волоколамского, Рузского и Можайского уездов вокруг патриарха Тихона. Посему волоколамский райком считает необходимым просить секретно-оперативный отдел В.Ч.К. перевести епископа Германа в концентрационный лагерь – до полной победы трудящихся».

В 1921 г. владыка Герман был арестован. В Бутырке он некоторое время сидел вместе с митр. Сергием (Страгородским). Архипастыри сообща служили литургию. 22 апреля 1922 г. Владыка был освобожден, дав подписку о невыезде из Москвы до суда, и поселился в Даниловом монастыре. Но в июле 1922 г. был вновь арестован. И снова оказался в Бутырской тюрьме.

В 1926 г. Владыка Герман был арестован в составе большой группы насельников Данилова монастыря (около 30 человек) по делу митрополита Петра (Полянского). Ордер на арест подписал Генрих Ягода. В обвинительном заключении эту группу назвали «Даниловский синод», поставившей себе задачей использование церкви для нанесения ущерба советской власти.

В январе 1928 г. Владыка Герман вернулся в Москву и получил назначение на Вязниковскую кафедру, во Владимирскую епархию. А в декабре 1928 г. был арестован по делу о «группировке вязниковских церковников» (верующие отстаивали храм от закрытия, а во всем обвинили духовенство). Герман был помещен в тюрьму Владимира. Его также обвиняли во введении в вязниковских храмах моления «о богохранимой державе Российской» и в «антисоветских высказываниях» во время проповедей.

Приговорен к трем годам лагерей, сначала его отправляли в Кемь, а затем на Соловки. В Соловецком лагере епископ Герман тяжело заболел тифом и стал инвалидом. В конце 1930 года вместе с другими больными вывезен на материк. Постановлением Центральной комиссии ОГПУ по разгрузке Соловецкого лагеря от 10 апр. 1931 г. дальнейший срок заключения Германа был заменен ссылкой. Жил в с. Красноборск близ Котласа, в Великом Устюге, Деревянске и др.

В феврале 1933 г. владыка Герман был освобожден из ссылки и отправился в г. Арзамас. По дороге в Москве имел беседу с митр. Сергием (Страгородским), но нового назначения не получил.

В 1934 г. его в очередной раз арестовывают и отправляют в ссылку в Коми АССР. После окончания срока ссылки епископ Герман продолжал жить в селе Кочпон. Здесь под руководством Владыки сложилась большая община, в основном из ссыльных, духовенства и мирян, которые соблюдали обеты иноческой жизни, оказывали материальную и моральную помощь ссыльному духовенству. Владыка Герман организовал церковный хор, послушать который приходили православные люди со всего города Сыктывкара. По праздничным и воскресным дням прихожане собирались у него на квартире. Приходили не только ссыльные, но и местные священники. Епископ Герман помогал многим, поддерживал павшим духом.

В 1937 г. Владыку снова арестовали. Его обвинили в создании контрреволюционной организации фашистского толка, а также в материальной помощи ссыльным. Вместе с ним арестовали 12 человек.

Из показаний епископа Германа: «Виновным в контрреволюционной деятельности я себя не признаю. Ссыльное духовенство г. Сыктывкара, правда, группировалось вокруг меня, но не для антисоветской работы, а исключительно в религиозных целях в силу моих религиозных убеждений. Нас объединяла любовь к храму и церковному пению. Кроме соблюдения обетов иноческой жизни, других задач мы не ставили». При этом он не отрицал, что помогал ссыльным. Но прямо заявил, что критиковал конституцию за антинародное решение вопроса о свободе совести, резко отрицательно отзывался о политике советского государства в отношении духовенства.

Последний допрос состоялся 29 мая. Собственно говоря, он был уже не нужен: обвинительное заключение было готово 24 мая. Приговор тройки НКВД вынесен 13 сентября: расстрелять. 15 сентября священномученик Герман, епископ Вязниковский, и его соузники были расстреляны вблизи города Сыктывкара.

На соборе 2001 г. епископа Германа (Ряшенцева) причислили к лику святых

 

Заключения и ссылки владыка Герман воспринимал как странничество. В одном из писем он признавался, что иногда его посещали мысли о тщетной трате лет, проведенных в заключении. Но такие сомнения продолжались недолго. «Я верю,– писал он из ссылки,– что и самое время, и обстановка, и все, с чем приходится встречаться на своем пути, постепенно выправляет то ненужное и вредное, чем заразилась душа в прежнее время, и рано или поздно с нее спадут те цепи, какие наложил на нее грех, небрежение и привязанность к земному».

Из писем епископа Германа Ряшенцева

В июле 1922 г. он был арестован второй раз и выслан на три года в Тобольск. Там после тюрьмы его сослали в село Самарово, где владыка мог служить в местной церкви – для этого он сам изготовил себе архиерейский жезл и митру. Вот как он, со свойственным ему мягким юмором, описывает эти события:

«В день ваших именин нас с великими предосторожностями, как ценный груз, с попечительными проводниками, более ревностными, чем их предшественники, погрузили на пароход, который и доставил нас 13-го в 11 часов в Самарово. За время пути мы не видели ни неба, ни воздуха, такое было неудобное место около машины. Можете отсюда судить, какая радость заполнила душу, когда мы вышли на берег, увидели перед собой к югу могучий Иртыш и к северу красивый горный кряж, покрытый могучим хвойным лесом, главным образом кедрами. У подножия этого кряжа, который тянется несколько вёрст, приютилось Самарово, с правильными улицами и переулками, с большей частью двухэтажными чистенькими домами, деревянными тротуарами, напоминающее больше пригород у города и совсем не похожее на наше великорусское село. На самой высокой горе высятся мачты радио…

В этот же самый день мы взобрались на гору… и, купаясь в лучах яркого и ласково греющего солнца, любовались огромной равниной, расстилавшейся перед нами на многие десятки вёрст, большею частию покрытой листвой уже начинающегося золотиться леса и изрезанной всюду извилинами Иртыша и его маленьких притоков. Вдали на горизонте (от нас двадцать-тридцать вёрст) виднеется гористый, покрытый пурпурно-золотым убранством лиственного леса берег могучей Оби. У наших ног расстилается и Самарово. Над домами, как у нас обычно галки, кружились и стрекотали бесчисленные сороки. Около нас по деревьям сновали весело, напевая свою задорную песенку, синицы. Кричали и смело на нас поглядывали красивые сорокопуты (немного меньше вороны), прыгали белки, вились горные орлы и стаи чаек-рыболовов, на горизонте носились такими же стаями, как у нас осенью, скворцы, дикие утки и гуси; кедры дышали на нас своим смолистым дыханием, небо – своей бездонной глубиной, воздух – своей чистотой… Со всем только пережитым был такой резкий контраст, а для меня была такая близкая душе моей красота природы, что без слов молилась душа Богу и благодарила Его за посланный отдых…

Стоит такая дивная погода, что я буквально умиляюсь, каждый день спешу изучать и горы, и берег реки, и леса. Но много здесь не находишь. В лесу жутковато (это не наш лесок), так как медведи водятся в большом количестве и в нынешнее лето уже скушали несколько коров. Недалеко от нас, на так называемой полуденной горе, покрытой лиственным лесом, водятся олени и лоси. Белок множество, порядочно лисиц… Сообщение только водой, или с трудом можно пройти пешком или верхом на лошади до ближайших селений, от нас верстах в тридцати-сорока. Это считается здесь пустяковым пространством. Сибирская лошадь легко в сутки делает по сто вёрст».

 

Из письма 1925 года:

«Совершенно справедливо и то, что теперь не благоуханье роз, а крепкий аромат помойки и такие чудные произрастания, как крапива, репейник – не тронь меня... и раз это так, то, конечно, вместо того, чтобы ныть и тосковать о том, „как хороши, как свежи были розы”, надо лучше подумать, как парализовать „воню” помойки и во что надо одеться, если приходится в жизни идти не по роскошному лугу с душистой и сочной травой, а сквозь цепкие кусты репейника и не менее жгучие – крапивы. Конечно, логика христианской правды и должна каждому из нас говорить: стало меньше храмов – сам будь, и ты должен быть, храмом Бога; стал неудобен вход ко многим святыням – сам стань этой святыней и живой иконой; не стало многого внешнего, много влияющего на внешних и младенцев еще в вере – дай им то, что несравненно выше этого и одинаково понятно и близко и мудрому и младенцу, дай им теплоту искренней и нерассеянной молитвы и высшее изящество веры: простоту и глубину благоговения и смирения».

 

Из письма 1934 года:

«Мне кажется, происходит не только одно разрушение твердыни и того, что для многих святое святых, но происходит очищение этих святынь, их освящение через огонь жестоких испытаний и поверок... Не знаю, что это... но только внутри себя ношу непоколебимую пока ничем веру, что очень многие, если не большинство, от звезды учащиеся, будут кланяться Солнцу правды, да не так, как их отцы и мы, их современники, – по ленивой традиции и инерции, а придут с дарами, и все самое лучшее, и особенно верность Слову в деле, принесут Незримому и теперь Властителю душ и благодарных стремлений».

 

Среди адресатов писем еп. Германа были священник Михаил Шик и его жена Наталья Дмитриевна Шаховская-Шик.

В письме Н. Д. Шаховской-Шик, отвечая на ее письмо о заботах, связанных с детьми он пишет: «Вообще, мне кажется, ничего в детях не надо форсировать, а религиозно-нравственную стихию надо поддерживать примером и всем тем, что обычно называется обрядом, чем-то как будто внешним, даже, с точки зрения иных, ненужным для истинного религиозного роста. Зажженная лампадка, образочек в изголовье, благословляющий крест отца или матери на сон и со сна, если возможно, хоть кратенькие общие молитвы – это все такая сила, при искренней религиозности родителей, какую никогда не вытравят все хоть и сильные, но пустые ветры модных настроений и безверия. В воспитании я сторонник дисциплины, но согретой любовью, которой у Вас в сердце хватит не только на своих близких и родных. Но хорошо знаю, как вредна односторонняя строгость и требовательность, и „покорную съеженность” знаю из своего детства. Надо по пословице: строгостью не ожесточать, ласковостью не расслаблять. Конечно, власть над душой ребенка любви более могуча, чем одна разумная, но часто холодная дисциплина. А вот с раздражительностью и нетерпеливостью всячески надо бороться, так как это страшно портит характер детей, да и тех, кто раздражается. Я по себе знаю, как во многом была испорчена моя нервная система с детства благодаря горячности и нервозности моей матери (у ней было нас восемь человек). Насколько ее горячность обижала, настолько впоследствии ее кроткая снисходительность стыдила и от многого удерживала».

 

Письмо от 1932 года: «Я кажется, писал, что Господь дал нам – здесь живущим, ’’нечаянную радость” перед Своим Светлым днем. С вечера В. Четверга начал благовестить местный, доселе полтора года безмолствовавший Сион. Поэтому и эти предпасхальные дни, и вся Светлая Седьмица, и день Св. Троицы, и другие наши нарочитые дни дали душе столько светлой радости, что тесное и скорбное, более удручающее тело, чем душу, только ярче оттенило и углубило ее живительную силу, ободряющую душу, укрепляющую веру и дающую уразуметь и ощутить радость Креста. Слава и благодарение Господу. Вы правы, когда говорите, что смысл жизни в несении всего посланного нам, но безгрешно, когда близко приближаются устрашающие душу испытания, молиться, как молился Он в Гефсимании, склоняясь под Его высокую и всегда милостивую волю. Мне вот тоже иногда тоскливо, когда я живу в этой глуши уже 8-й сверх месяц, но успокаиваю свое мятущееся сердце тем, что это, б. м., величайшая ко мне милость, так как, б. м., да это и несомненно, что едва ли могу чем служить другим, как не одним терпением посылаемого мне и полной уверенностью, что этим обновляется и моя личная жизнь и всех связанных со мною. Когда я вспомнил нашу встречу, то не хотел похвалой исказить Ваше смирение, а хотел только поделиться радостью, как близок Господь к нам грешным: Его сила мои как бы случайные слова сделала такими действенными, а Ваши искания Его и Его благодати дали ощутить мне, как близок Он ко всем кающимся и как Духом Его всякая душа живится».

 


Приходские встречи

4.01.2023. "Христос. Рождение надежды"

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Крещение

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Работа с детьми

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт