Духовное наследие
о. Александра Шмемана
Дорогие друзья!
Горячо рекомендую послушать радиобеседы замечательного русского священника
Православной Церкви в Америке о. Александра Шмемана по приводимой
ссылке. Уверен, что они обогатят вас духовно и умножат ваши знания
о нашей христианской вере. Послушайте, не пожалеете! Беседы протопресвитера Александра Шмемана на радио «Свобода»https://azbyka.ru/audio/besedy-na-radio-svoboda-shmeman.html Храни вас всех Бог! Всегда ваш, прот. Александр Борисов.
Дорогие друзья!
Вы можете читать тексты замечательных лекций недавно скончавшегося
прихожанина нашего храма, Бориса Михайловича Балтера. А также можете
послушать его замечательные лекции о Библии по ссылке Духовное
наследие Бориса Балтера
Дорогие
прихожане! Обращаюсь к вам по вопросу, который приобретает большую важность
в связи с окончанием зимнего сезона. Речь идет о парковке автомашин на
территории нашего храма. К великому сожалению территория храма небольшая
и там возможна только парковка нескольких машин сотрудников храма, в соответствии
со списком, который дан дежурным по храму.
Это связано с необходимостью
всегда оставлять возможность заезда на территорию храма пожарных машин.
В отношении возможности парковки других машин вне территории храма можно
посоветоваться с дежурными. Они дадут подробную информацию. Надеемся на
ваше понимание! Храни Вас Бог!
Настоятель храма, прот. Александр
Борисов
24 апреля 2024
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий)
Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского (ок. 68)
На 6-м часе: Ис. LVIII, 1-11. На веч.: Быт. XLIII, 26-31; XLV, 1-16. Притч. XXI, 23 - XXII, 4
23 апреля 2024
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий)
Мчч. Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х (ок. 249-251).
На 6-м часе: Ис. XLIX, 6-10. На веч.: Быт. XXXI, 3-16. Притч. XXI, 3-21
Дорогие
друзья!
Предстоящий
месяц изобилует радостными событиями. Первое из них – Пасха, Праздник
Воскресения Христова. Затем 9-е мая – воспоминание о Победе в Великую
Отечественную войну. Кроме этого, каждое воскресенье после Пасхи – радостные
воспоминания событий последующих воскресных дней. Пусть эти воспоминания
поддержат каждого из нас в этот нелегкий период нашей истории.
Прежде всего, конечно, всех поздравляю со светлым Праздником
Воскресения Христова! Всем от всего сердца желаю радости, здоровья и благодати
Божией!
Желание
моего сердца привести в этом письме несколько отрывков из проповедей о.
Александра Меня сказанных в этот же период церковного года.
Вот несколько слов из пасхальной проповеди о. Александра
Меня.
«Господь
являлся по Своем Воскресении многим и каждому человеку по-разному. В одних
обстоятельствах это была плачущая Мария Магдалина, одинокая, скорбящая
у пустого гроба; в другом случае это был Петр, растерянный и смущенный,
вернувшийся из сада, где он нашел гробницу с отваленным камнем. Потом
мы видим учеников на озере. Иоанн чувствует его сердцем и узнает его,
Петр же, бросаясь вплавь, спешит к Нему. И, как мы читаем в посланиях
апостола Павла, среди последних, кому явился Господь, был он, Павел-Савл,
который гнал Церковь Божию.
И вот это продолжается и сейчас. Христос, воскресший
незримо, но ощутимо является каждому. И в жизни каждого из нас, кто хотя
бы на мгновение чувствовал близость миров иных, совершается встреча с
Воскресшим Господом, и Он приходит к каждому, стучась в дверь его сердца,
находя каждому свои слова. И наше дело услышать, наше дело отозваться
на этот стук, потому что Господь пришел спасти, одухотворить и изменить
жизнь не только всех, но и каждого из нас.»
Неделя
о Фоме (12-го мая). «Десять
учеников были вместе, когда Господь, победивший смерть, пришел к ним и
сказал: «Мир вам!» Драгоценные слова: Он принес в души человеческие мир,
тот мир, который сейчас и к нам приходит. И вот Он с ними беседует, и
посылает их проповедовать Слово Божие. А одного среди них нет — Фомы.
И когда он приходит, все бросаются к нему и говорят: «Брат наш, Фома!
Мы видели Господа, мы видели Его живым, мы прикасались к Нему!» И такая
боль, такая обида в сердце Фомы вскипела, что он сказал: «Не верю!» Хотя
ему говорили десять человек, его братьев, он сказал: «Не поверю, пока
я своими руками не потрогаю Его ран, не буду осязать Его тело, ожившее
вновь».
И
вот проходит время, снова собрались ученики, заперли двери, потому что
они боялись преследований, и внезапно снова раздается знакомый голос,
голос Иисуса: «Мир вам!» И Он стоит среди них. И первый, к кому Он обратился,
— это Фома. Иисус говорит: «Фома, дай твою руку, прикоснись к Моим ранам,
удостоверься, проверь». Конечно, Фома не стал этого делать, и только лишь
увидев Господа, он, потрясенный, пал перед Ним со слезами: «Господь мой
и Бог мой!» А Иисус сказал ему: «Вот ты поверил, потому что увидел. Но
счастливы те, кто верит, не видя».
Кто же это? Это мы с вами. Мы не видели Господа во время
Его земной жизни. Но мы видим Его своими духовными очами, Он живой среди
нас, и нам не надо прикасаться к Нему. Сколько было людей, которые видели
Его собственными глазами, слышали Его слово, шли за Ним по дорогам — и
не поверили, потому что сердце их не отозвалось на зов Христов. А мы с
вами на этот зов отозвались — слабые, немощные — разные, все пришли к
Господу со словами: «Господь мой и Бог мой».
Неделя жен-мироносиц (19-го мая). «Сегодня праздник жен-мироносиц
и день памяти Иосифа и Никодима — двух фарисеев, двух членов совета, которые
погребали Господа, — это день прославления верности, ибо только эти люди
в первые дни после распятия остались верны Господу. Никодим с Иосифом
верили слову Иисусову, но боялись прежде открыто выражать свою веру в
грядущее Царство Божие, они приходили к Нему тайно.
И
они сохранили верность Ему в самые отчаянные, в самые плачевные мгновения,
когда все ученики, оставив Господа, разбежались. Иосиф с Никодимом, рискуя
своим положением, пошли к Пилату и попросили разрешения похоронить тело
казненного учителя.
А женщины смотрели издалека, они не смели приблизиться,
но зато они были на Голгофе, там, где мало кто был из близких к Господу.
Поддерживая под руки Деву Марию, стояли женщины, о которых мы почти ничего
не знаем. Нам известны только их имена: это Мария из Магдалы — Мария Магдалина,
это Иоанна — жена управителя Иродова Хузы, это Саломия — мать апостолов
Иакова и Иоанна и несколько других женщин из Галилеи. Они стояли на Голгофском
холме и смотрели, как умирал их Господь и Учитель. Они видели, куда положили
тело, и дали себе слово: когда пройдет запретный день субботы, в который
нельзя ничего ни покупать, ни продавать, они пойдут, купят ароматов, помажут
тело Господа, и от себя совершат заупокойный обряд, ведь Иосиф и Никодим
совершили его второпях перед заходом солнца.
Вот
удивительно: именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру
и другим. Это радость победы и веры, которая проявила себя, как верность
в горькую и трудную минуту. Так и наша вера. Она без верности невозможна,
потому что разные бывают обстоятельства в жизни, разные состояния души
и тела. Когда ты унываешь, болеешь, страдаешь, когда у тебя руки опустились
и сердце полно горечи, и на всю жизнь обида — вот тогда сохранить верность
Господу — это и есть настоящая вера.
Сегодня
мы вас всех поздравляем — матерей, бабушек, жен, сестер, дочерей — с вашим
общим днем христиан-женщин, чтобы Господь благословил вас и укрепил на
служение евангельскому Духу и Правде.»
Неделя
о расслабленном (26-го). «Слушая
евангельский отрывок о раслабленном, мы сразу видим себя, как бы лежащих
вот здесь, в своих немощах и своих грехах; и мы знаем, что есть только
Один, Кто может нас исцелить. И если Он нам протянет руку, то не будем
мы Ему неблагодарны. Ведь это Он стал для нас живым источником воды исцеления.
Подумайте, там была купель, где только редко-редко вода становилась целебной,
и туда бросались отчаянные люди.
У
нас есть другая купель — Слово Божие, неисчерпаемый источник жизни, святое
Евангелие, священная Библия, в которой заключено все, что нужно для жизни
человека. Наш источник — Святая Чаша, к которой мы подходим, молитва,
наша жизнь в Церкви; этот источник оживляется не раз в год, а всегда;
каждый может приступить к нему в любое время. Только прикоснись, только
пожелай, только приникни к Господу — и ты почувствуешь исцеляющую силу.
Когда годы сгибают спину, когда разлуки, огорчения, оскорбления,
обиды, разочарования — все то, что омрачает нашу жизнь — ложится на душу,
как камень. Когда нас точит и горе, и уныние, и пустая серость жизни,
когда мы действительно похожи на мертвецов, на паралитиков, на неисцелимо
больных, вспомните, что есть у нас единственное Имя, сладчайшее Имя, Имя
Иисуса, которое нас поднимает, и исцеляет, и оживляет.»
24
мая – день памяти Равноапостольных
Мефодия и Кирилла, учителей словенских. День тезоименитства Патриарха
Московского и всея Руси Кирилла. Сегодня святая Церковь вспоминает двух
людей, двух мужей, равных апостолам, которые сыграли немалую роль для
нашей страны, потому что благодаря их трудам, их усилию, их служению Слово
Божие впервые внятно прозвучало на славянском языке.
Оба
(а они были родные братья) были детьми важного сановника, военачальника
царского. И сам Мефодий, старший из братьев, служил офицером при византийском
императоре. Перед ним была блестящая карьера, манящее для молодых людей
будущее. Казалось, что им еще было нужно! Они были обласканы при дворе,
оба были образованны, оба были окружены уважением, любовью с младенческих
лет. Они могли стать генералами, сенаторами; они могли прославиться по-человечески,
по-мирски. Но они избрали совсем другую славу. Они хотели служить не себе,
не своему честолюбию, не своему тщеславию, а послужить только Самому Христу.
И наконец Господь призывает их к главному подвигу их жизни. Что же это
за подвиг? Нести дальше свет Христов тем народам, которые этого света
еще не имели. Мефодий и Кирилл задумывают смелое, неслыханное в те времена
предприятие: перевести на народный славянский язык Священное Писание и
церковное богослужение» (обрыв записи).
После пребывания братьев в Крыму, где они крестили хазар,
они вернулись в Константинополь и Кирилл составил для славянского языка
особую азбуку и начал перевод Св. Писания на древнеболгарский язык. В
863 г. братья трудились с Моравии более трех лет, обращали язычников,
обучали славянской грамоте и переводили богослужебные части Св. Писания
и главнейшие церковные чинопоследования.
В 868 г. братья прибыли в Рим, где их торжественно встретил
папа Адриан II. Братья принесли в Рим часть останков папы Климента
Римского, которые они открыли в Крыму. Папа Адриан II одобрил не только
славянский перевод Св. Писания, но и славянское богослужение, освятив
принесенные братьями славянские книги. Кирилл скончался в Риме в 869 г.
и был погребен в базилике св. Климента.
Мефодий был возведен папой Адрианом II в
сан архиепископа Паннонии (территория современной Венгрии), которая управлялась
князем Святополком, где Мефодий совершал богослужения и миссионерство.
Это был период жесткого противостояния Мефодию со стороны баварских епископов,
в результате которого в 870 г. Мефодий был заключен в тюрьму и три года
пробыл в заключении в самых ужасных условиях. Папа Иоанн VIII заставил баварских
епископов освободить Мефодия и возвратить его в Моравию, где Мефодий продолжал
дело церковного устройства. Нравственно строгий Мефодий боролся с распущенностью
князя Святополка и вельмож, вызывая этим их недовольство.
В 880 г. Мефодий был приглашен папой Иоанном VIIIв Рим, где папа
вручил ему буллу, в которой подтвердил правоверие Мефодия и разрешение
славянского богослужения. В 883 г. Мефодий занялся переводом на славянский
язык полного текста канонических книг Св. Писания. Тогда же он перевел
Номоканон и Патерик.
Скончался
Мефодий в 885 г., благословляя византийского императора, князя Святополка
и народ. Погребен он был в своей соборной церкви (место ее остается неизвестным).
Со смертью Мефодия дело его в Моравии приблизилось к гибели. Началось
преследование его учеников и уничтожение славянской церкви. До 200 клириков
– учеников Мефодия было изгнано из Моравии или продано в рабство в Венецию.
Дело Кирилла и Мефодия получило дальнейшую жизнь и расцвет у южных славян:
у хорватов, сербов, особенно же у болгар и, через болгар, у русских, восточных
славян, соединивших свои судьбы с Византией. Через посредство Болгарии
кирилло-мефодиевское наследие оказало огромное воздействие на культуру
Руси, Сербии, Чехии и Хорватии. Крещение Руси, состоявшееся век спустя,
в 988 г., и вся последующая история России по существу стали возможными
именно благодаря равноапостольскому подвигу святых братьев.
Дорогие друзья, всех поздравляю с приближающимся праздником
Воскресения Христова! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Всем нам желаю мира, здоровья,
сил и помощи Божией во всех наших делах и планах. Храни вас Бог!
Всегда ваш, прот. Александр Борисов.
23 апреля 2024 г.
22 апреля 2024
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий)
Мч. Евпсихия (362)
На 6-м часе: Ис. XLVIII, 17 - XLIX, 4. На веч.: Быт. XXVII, 1-41. Притч. XIX, 16-25
Очередное
соборование состоится:
23 Апреля, Вторник в 18 ч
Дорогие,
28 апреля в воскр в 14.00 в храме состоится Приходская встреча, посвящённая
событиям Страстной седьмицы на тему:
"Вы куплены дорогою ценою".
В программе:
- молитва, сообщения по теме
- просмотр отрывков фильма "Иисус из Назарета"
- малые группы
- пение, молитва
Для
подготовки к встрече предлагаем обратить внимание на книги отца Александра
Меня:
"О Христе и Церкви";
"Пути Церкви";
"Церковь и мы".
21 апреля 2024
Неделя 5-я Великого поста
Прп. Марии Египетской Утр. - Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1-8
Лит. - Евр., 321 зач. (от полу́), IX, 11-14. Мк., 47 зач., X, 32-45
Прп.: Гал., 208 зач., III, 23-29. Лк., 33 зач., VII, 36-50.
Седмица 5-я Великого поста
Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582)
На 6-м часе: Ис. XLV, 11-17. На веч.: Быт. XXII, 1-18. Притч. XVII, 17 - XVIII, 5
18 апреля 2024
Седмица 5-я Великого поста Четверток Великого канона
Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (1652).
На 6-м часе: Ис. XLII, 5-16. На веч.: Быт. XVIII, 20-33. Притч. XVI, 17 - XVII, 17
Поздравляем
с Днем Рождения Ирину Языкову!
Многая
и благая лета!
Заодно
сообщаем, что лекция Ирины "Богословие иконы" запланирована
на четверг 16 мая в 18.30
Друзья!
В преддверии Пасхи приглашаем всех желающих помочь в уборке храма в субботу
20 апреля в 13 часов, с собой можно принести х/б тряпки.
Людей не хватает, будем ждать вашей помощи.
Для
подготовки к встрече предлагаем обратить внимание на книги отца Александра
Меня:
"О Христе и Церкви";
"Пути Церкви";
"Церковь и мы".
17 апреля 2024
Седмица 5-я Великого поста
Иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса»
На 6-м часе: Ис. XLI, 4-14. На веч.: Быт. XVII, 1-9. Притч. XV, 20 - XVI, 9
15 апреля 2024
Седмица 5-я Великого поста
Прп. Тита чудотворца (IX)
На 6-м часе: Ис. XXXVII, 33 - XXXVIII, 6
На веч.: Быт. XIII, 12-18. Притч. XIV, 27 - XV, 4
Приглашаем
всех на "детскую" Литургию в эту субботу 20.04.2024г.
( Фотографии на "деткой" Литургии 23.03.24г.,
мастер-классах для детей и мастер-классе для взрослых по оказанию первой
мед. помощи предоставлены Татьяной Тимашковой, Марией Зориной и Дианой
Орловой).
Седмица 3-я Великого поста
Иконы Божией Матери, именуемой "Тучная Гора" (XVII)
Евр., 325 зач., X, 32-38. Мк., 8 зач., II, 14-17
Следующие
соборования состоятся:
9 Апреля, Вторник в 9 ч
23 Апреля, Вторник в 18 ч
"Дорогие друзья! Есть
указание Управляющего Центральным викариатством г. Москвы митрополита
Григория, кроме чтения этой молитвы за богослужением, предложить мирянам
присоединять эту молитву и к домашнему молитвенному правилу. Прот. Александр
Борисов."
5 апреля 2024
Седмица 3-я Великого поста
Прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его (251).
На 6-м часе: Ис. XIII, 2-13. На веч.: Быт. VIII, 4-21. Притч. X, 31 - XI, 12
Друзья!
В преддверии Пасхи приглашаем всех желающих помочь в уборке храма в субботу
20 апреля в 13 часов, с собой можно принести х/б тряпки.
Людей не хватает, будем ждать вашей помощи.
4 апреля 2024
Седмица 3-я Великого поста
Сщмч. Василия, пресвитера Анкирского (363)
На 6-м часе: Ис. XI, 10 - XII, 2. На веч.: Быт. VII, 11 - VIII, 3. Притч. X, 1-22
3 апреля 2024
Седмица 3-я Великого поста
Прп. Серафима Вырицкого (1949)
На 6-м часе: Ис. X, 12-20. На веч.: Быт. VII, 6-9. Притч. IX, 12-18
2 апреля 2024
Седмица 3-я Великого поста
Прпп. Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители св. Саввы убиенных (796)
На 6-м часе: Ис. IX, 9 - X, 4. На веч.: Быт. VII, 1-5. Притч. VIII, 32 - IX, 11
Седмица 3-я Великого поста
Иконы Божией Матери, именуемой "Умиление", Смоленской (1103)
На 6-м часе: Ис. VIII, 13 - IX, 7. На веч.: Быт. VI, 9-22. Притч. VIII, 1-21
31 марта 2024
Неделя 2-я Великого поста
Свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского Утр. - Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1-14
Лит. - Евр., 304 зач., I, 10 - II, 3. Мк., 7 зач., II, 1-12
Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16
29 марта 2024
Седмица 2-я Великого поста
Мч. Савина (287). Мч. Папы (305-311)
На 6-м часе: Ис. VII, 1-14. На веч.: Быт. V, 32 - VI, 8. Притч. VI, 20 - VII, 1
Приглашаем
подростков от 12 до 18 лет в Приходской подростковый лагерь нашего
храма.
В этом году он пройдет с 30 июня по 07 июля.
Запись начнется в середине апреля. Телефон для записи: +7 925 467-8332
Почитать о программе лагеря можно тут
>>
Седмица 2-я Великого поста
Мч. Агапия и с ним семи мучеников: Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев (1,2) (303)
На 6-м часе: Ис. VI, 1-12. На веч.: Быт. V, 1-24. Притч. VI, 3-20
Друзья!
Приглашаем всех желающих на семинары по катехизации в четверг
28 марта в 18ч30мин.
Тема семинара:
"Таинства Церкви"
27 марта 2024
Седмица 2-я Великого поста
Прп. Венедикта Нурсийского (543).
На 6-м часе: Ис. V, 16-25. На веч.: Быт. IV, 16-26. Притч. V, 15 - VI, 3
Поздравляем
с Днем Рождения Ирину Казьмину!
Многая и благая лета!
Дорогие
друзья!
Мы
вступаем во второй месяц весны и в третью седмицу Великого поста с чувствами
скорби и печали вследствие постигшего нас жесточайшего теракта в Крокус
Сити холле. Огромный, прекрасный, суперсовременный концертный зал стал
мишенью человеческой ненависти и безумия. Первое воскресенье нового месяца
(7-е апреля) – радостный Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, престольный
Праздник центрального алтаря нашего храма и одновременно Неделя Крестопоклонная.
Мне представилось наиболее уместным поделиться с вами проповедью о. Александра
Меня, которую он произнес в своем храме в Неделю Крестопоклонную в середине
80-х годов минувшего века.
«Сегодня
в середине Поста церковь выносит нам изображение Креста Христова, чтобы
показать нам, что жизненный путь христианина всегда проходит под сенью
Креста. Оттуда он черпает и силу, и надежду, и указание пути.
Каждый
из нас невольно восхищается красотой Божьего мира, восхищается тем совершенством,
той славой неба и земли, которая несет на себе печать Творца-Вседержителя,
Божественного Художника, создавшего все в мире. И в то же время нам нетрудно
заметить, что в этом дивном, прекрасном, во многом совершенном мире не
все благополучно, не все стройно и совершенно. Есть в этом мире гибель,
разрушение, страдание, боль, болезнь, смерть. И мы знаем из Слова Божьего,
что Бог смерти не создал. Мы знаем из откровения Иисуса Христа, Который
нам принес самую достоверную весть о Боге, что Бог есть Любовь, поэтому
ничего злого, ничего мучительного создать Он не мог. Значит, боль и страдание,
смерть и разрушение существуют в мире вопреки благой воле Господней. Люди
всегда, сотни и тысячи лет размышляя об этом, молились о помощи и спасении.
От
нас сокрыто, почему мир должен пройти через испытания. Почему искушаем
человек в своей свободе, в свободе избрания своего пути. Почему есть у
него возможность отпасть от Бога, отпасть от жизни истинной. И когда мы
смотрим на все злое, несовершенное и темное, что есть в окружающем нас
мире и в самом человеке, то видим, что все это проистекает из-за отпадения
от Бога, удаления от Него, Источника Жизни. И когда мы своим малым человеческим
разумом пытаемся доискаться — почему же Господь сразу, в мгновение ока
не прекратит все зло, что есть на земле, Господь отвечает нам, что мы
с вами, разумные существа, несем ответственность за свои поступки. Когда
зло бушует на земле, то человек — один из главных виновников этого зла.
Он тысячу раз был предупрежден, куда ведет путь противления заповеди Божией,
противления Творцу-Господу. Тем не менее, хоть был он предупрежден, все
равно бастовал и шел по пути своих похотей. И это приносило горькие плоды
и приносит доселе.
Но
Бог не прекращает внезапно действий нашего зла. Что же Он делает? Он делает
то, чего мы не могли бы себе сами представить! Он приходит к нам и разделяет
наши страдания, чтобы люди, которые находятся на дне, душевно израненные,
изломанные, отчаявшиеся, унывающие, люди, с которыми постоянно случаются
жизненные беды, чтобы они знали, что Бог тоже страдает с нами.
Каждая
боль на земле есть боль Бога. Ибо, как говорит апостол Павел, мы в Нем,
то есть в Господе, живем и движемся, и существуем. Он объемлет всех нас,
Свои создания. И если нас постигает страдание и боль, это значит, что
страдает и Он. Став человеком и придя в этот мир, Он испил до дна чашу
всякого праведника, который гоним в этом мире. Он испил чашу человеческой
злобы, неблагодарности, горечи и одиночества.
Когда
начал Он страдать? Не на Голгофе, а раньше, еще в Гефсиманском саду, когда
кровавый пот падал с Его чела. Но еще раньше, как говорит евангелист Иоанн,
уже в первые дни, когда Господь въехал в Иерусалим, Он уже скорбит и говорит:
«Душа Моя теперь возмутилась» (Ин 12:27). Но этого мало. Еще раньше, еще
большую боль причиняли Ему Его ученики, то есть те, кто Его любил. Как
огорчали они Его своим непониманием, черствостью своего разума и сердца.
Он говорил им одно, а они думали о своем. И это было много-много раз.
И в конце концов они все Его предали, они Его бросили, разбежались, отреклись.
Не только ведь Петр отрекся. Петр только слова эти произнес: «Не знаю
я этого Человека», а другие показали это делом, потому что разбежались
и оставили Его одного. И наконец, один из двенадцати ближайших учеников
помог властям, врагам ночью тайно от народа взять Его. Tо был Иуда.
В
течение всей своей жизни Господь находился уже на Кресте, уже в скорбях.
Когда же Он кончил страдать? В тот ли момент, когда испустил дух, произнеся
слова: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой»? Нет. Мы скажем, что Он не кончил
страдать и поныне, что Он и сейчас продолжает страдать как от Своих врагов,
так и от нас, Его учеников. Потому что своими грехами, своим предательством,
своим неверием, своим нежеланием внимать Его заповедям и жить по Его Евангелию
мы продолжаем отрекаться от Него, продолжаем распинать Его, продолжаем
Его пытать. Поэтому мы должны на Крест Христов смотреть с чувством глубокого
покаяния. Он должен нам напоминать о том, что Господь ради нас несет и,
увы, будет нести эту муку. Ту муку, которую мы Ему приносим.
И,
наконец, еще одно. Господь сошел в этот мрак человеческого страдания,
боли, одиночества, ужаса, смерти. О чем это говорит нам? Ведь мы по-своему,
по-человечески тоже страдаем, конечно, не за весь мир, как Господь, не
за весь род человеческий, как Христос Спаситель. Но мы страдаем за себя,
за своих близких. Мы страдаем от множества скорбей, злоключений, душевных
смятений. Но помня о том, что Господь Сам прошел через все это, будучи
Человеком, мы с надеждой напоминаем себе: значит, в этом страдании Бог
нас не покинет. Значит, в нашем страдании Он может быть рядом с нами,
и Он действительно рядом с нами.
Это
великое ободрение для всех отчаявшихся. Для тех, кто плачет и мучается,
не должно быть мысли, что я забыт Богом и покинут, что я оставлен. Нет,
именно тогда, когда тучи сгущаются, когда жизнь кажется немилой, когда
не хочется жить, когда кажется, что все усилия напрасны, когда мы говорим:
Господи! зачем Ты нас оставил? — вспомним тогда, что рядом с нами страдает
Господь, Который очищает и преображает нашу боль. И Воскресший, Он уже
предстоит перед нами не как умирающий на Кресте, но как Тот, Кто побеждает
смерть, побеждает скорбь, побеждает все темное, рассеивает тучи нашей
жизни, дает нам радость, уверенность, надежду. И тогда крест становится
для нас знаком победы, знаком упования! С нами Бог, и поэтому ничто не
страшно нам. Как бы ни была темна ночь нашей жизни, свет Христов просвещает
всех. Аминь.» (Прот. Александр Мень. «Восстань спящий!» Москва 2007. Издательский
дом «Жизнь с Богом» стр.160-163).
Мы
видим, что все обстоятельства нашей с вами жизни призывают нас быть еще
ближе нашими сердцами к Иисусу Христу, Который поддержит нас Своей благодатью,
укрепит нашу веру, поможет нашему неверию. Но только для этого нам надо
просить Его об этом, стремиться быть ближе к Нему, искать и исполнять
волю Его. Как? Внимательным перечитыванием Евангелия. Прочитыванием с
сердечным вниманием утренних и вечерних молитв. Сердечным покаянием на
исповеди о наших прегрешениях. Внимательным участием в церковных богослужениях,
в по возможности частом причащении Св. Христовых Таин. И¸ конечно,
горячими молитвами, в том числе и своими словами, о ниспослании нам благодати
Святого Духа и о мире всего мiра.
«…Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.»
(Мф.7,8).
Итак,
посвятим это время Великого поста духовному противостоянию силам зла,
как нас наставляет апостол Павел: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом
и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно
было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против
крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей
тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие
Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит
веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем
спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою
и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со
всяким постоянством» (Еф.6,10-18).