Дорогие
друзья!
Вот настало,
наконец, время летних отпусков. Время фруктов, дач, путешествий, словом
- отдыха. Конечно, за всем этим важно не забывать и духовного измерения
нашего бытия. Именно поэтому мне хочется поделиться с вами небольшим
отрывком из замечательной книги о. Владимира Архипова «Книга о радости
и страдании» (Москва. Никея. 2018). Книга к настоящему времени уже распродана,
но ее легко можно найти в Интернете на сайте Литрес.
Отрывок этот (стр. 81-89) посвящен главным
составляющим нашей духовной жизни: вере, надежде и любви.
«Высший, но и самый трудный дар, который
мы имеем от Бога, — свобода. В ней всегда Его любовь и доверие к нам.
Чтобы иметь возможность сохранять с Ним связь, человеку подарены три
невидимые силы, c которыми он пришел в этот мир. Они свидетельствуют
о родстве и связи человека с духовным миром и своим Создателем. Через
них Господь открывает Свою любовь к человеку, веру в него и надежду
на потерявшееся чадо. Ими обладает и дорожит каждый — и атеист, и святой.
Только первый считает их естественным свойством материи и ограничил
рамками быта и времени. А второй убежден, что они даны свыше, и ведет
через них диалог с Богом и вечностью. Эти свойства души с нами не только
от рождения до смерти, но ведут за пределы земной жизни.
Имя им — вера, надежда, любовь.
Не будь их у нас, мы забыли бы Отчий дом. Без них закрыт путь
к богообщению. Дары Божии даются в дополнение друг ко другу, как единое
целое для созидания союза человека и Бога. Пренебрегая одним из них,
мы нарушаем целостность своей личности и искажаем замысел Создателя
о нас. Любовь без разума — слепая стихия, вера без любви — мертвое законничество,
надежда без веры — пустая мечтательность, разум без нравственности —
инструмент самоуничтожения, вера без дара рассудительности — слепая
инфантильность.
Мир, предназначенный для осуществления высшего замысла в Боге,
оказывается во власти неразумной материи и неуправляемых инстинктов.
Апостол Павел предостерегает: Плоть желает противного духу... Дела
плоти (жизни по законам мира сего) известны… идолослужение, волшебство,
вражда, ссоры, зависть, гнев, распри… ненависть, убийства… и тому подобное
(Гал. 5: 19–21). Премудрость Творца не может вместиться в интеллект
твари иначе как через откровение в вере и любви.
Поэтому три Божиих дара — как три моста, ведущие в вечность,
где царит дух Божественной Премудрости, любви и свободы. Для того, кто
отрицает реальность мира невидимого, горнего и ограничивает свое бытие
замкнутым пространством материи и времени, Бог исключен из жизни. В
этом случае мосты соединяют только людей и только в их земной жизни
и упираются в тупик смерти. Но даже тот, кто лишает себя духовного измерения,
но умеет любить, задается вопросом, уходящим за пределы времени: «А
буду ли я после смерти с тем, кого люблю?»
Любовь оказывается мудрее и честнее упрямого рассудка. Ей открыта
тайна не только временной жизни, но и будущей «жизни после жизни». Апостол
Иоанн говорит: Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога… потому
что Бог есть любовь (1 Ин. 4: 7–8). Человек слышит забытый голос
вечности, и смерть не в силах его заглушить. Но этот голос стихает при
подмене Царства Небесного царством земным.
И в царстве земном человеку не обойтись без великих даров неба.
Хотя в этом случае небо забыто и авторство отдано человеку, его разуму,
инстинкту, природе, традиции. Но явно или неявно вера с нами всегда.
Верим в себя, в друзей, удачу, силу, мечту, любовь, науку, в приметы,
в сны. Кто верит в добро, кто в зло, кто в справедливость, кто сладким
обещаниям, кто в светлое будущее. Не вкусив опыта веры евангельской,
человек до времени удовлетворяется подменой. Жизнь построена на вере,
правда, не к Богу устремленной, а на ее упрощенном варианте, на приземленном
двойнике.
Подсознательно потребность в вере, которой доступен мир Божественной
реальности и Живого Бога, живет во всех, только проявляется по-разному
и в разных ситуациях. Рано или поздно даже богоборцы и гонители христиан
тайно вспоминают о Боге и Ангеле Хранителе. Эти зачатки веры могут так
и остаться зачатками, могут стать верой фарисея или мытаря или привести
к мученическому кресту и вырасти в плоды покаяния и смирения. В любом
случае мы должны узнать о своей собственной вере из первых уст Христа
и Его святых, чтобы себя не подвести, ее не опорочить и Бога открыть,
как Он есть.
Важно посмотреть на дары Божии не через привычные стереотипы.
Чужой опыт должен ожить в нас и стать своим. Застывшие схемы перестают
совершать живую работу духа. А любой дар Божий призван именно к этому,
ибо исходит от Бога для познания Его. Раз Он Сам живая, вечно действующая
любовь, дух и свобода, значит, познать Его можно только живым духом
веры и любви. Вера всегда творческий поиск истины, который состоит из
побед и поражений, находок и потерь, сомнений и их разрешений, всегда
— движение духа.
По словам праведного Иоанна Кронштадтского, «вера не та вещь,
которую познал на всю жизнь. Раз познал, ощутил, осязал, думаешь: всегда
так будет ясен, осязателен, любим предмет веры для души моей. Но нет,
тысячу раз он будет потемняться для тебя, удаляться от тебя и как бы
исчезать для тебя. И что ты прежде любил, чем жил и дышал, к тому по
временам будешь чувствовать совершенное равнодушие, и надо иногда воздыханиями
и слезами прочищать себе дорогу, чтобы увидеть его, схватить и обонять».
Опыт этого праведника открывает веру как величину живую, рождающуюся,
теряемую, вновь обретаемую, возрастающую или увядающую. Как и любовь,
ее надо всегда завоевывать и входить в новую глубину.
Такая вера — бесконечный путь познания себя, жизни, людей,
Бога. Она есть живые взаимоотношения с истиной, то есть со Христом.
В отличие от поверхностной, языческой, бытовой она ждет от человека
мужества, дерзновения кровоточивой женщины, прикоснувшееся к краю одежды
Иисуса (Лк.8,43-48), жажды Закхея (Лк.19,1-9) и верности пустынников,
идущих через ночь и пустыню неверия.»
Всем нам желаю глубоко прочувствовать это наставление о вере
праведного Иоанна Кронштадтского и постоянно искать путей возрастания
в вере, надежде и любви. Желаю также всем нам мира во всем мире и будем
неустанно молиться об этом.
Всегда ваш, прот. Александр Борисов.