... на главную страницу Проповеди Книжная полка
Молитвослов Акафист благодарственный Приходская периодика
Стенгазета Святые отцы Свидетельства
Исторические уроки Православный университет Медиатека

 

Марина Винецкая

Из выступлений на Библейских семинарах
1994-95 г.г.


См. также
Акафист благодарственный "Слава Богу за все"
Об истории обретения Акафиста благодарственного
"Если око твое светло..."
прот. А.Борисов. Памяти Марины Винецкой

 

I. Священное Писание - история спасения

"Вот что Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний и сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима" (Лк. 24. 44-47).

Действительно, все Писание направлено на личность Иисуса и говорит о том, что Он должен прийти, и пострадать, и воскреснуть. Но очень важен еще ст. 47: "И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах..." Т.е., Писание - это история спасения падшего человечества. И через Писание мы узнаем, что Бог все делает для того, чтобы каждого из нас спасти. Писание пронизано этой темой - как Бог через пророков готовит людей принять Спасителя, как наконец Спаситель приходит. И когда Он приходит, Он приносит с Собой прощение Божие. Как сказано: "Проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов..."

Во имя Его, т.е. ради Него. Потому что, если и роде человеческом есть такая личность, как Иисус, бесконечно драгоценная в очах Божьих, сам Сын Божий воплощенный, который во всем подобен нам, кроме греха, то ради Него Бог дает каждому человеку прощение. Если только человек принимает верой Сына Божия, Его подвиг, Его приход к нам. Это совершенно удивительный центр всего Священного Писания. И именно это оно проповедует.

Во имя Его - это ради Него и в Нем, внутри этой личности. Мы принимаем это прощение во Христе, когда мы соединяемся с Ним. Когда мы в крещении соединяемся с Его смертью и Его воскресением, мы становимся членами Тела Его, и в Нем мы принимаем это прощение.

И это очень важно, потому что через этот лейтмотив Священного Писания нам открывается любовь Божия к нам и бесконечная ценность человека в очах Божиих. Ведь на протяжении всей истории человечества столько усилий предпринимается Богом, чтобы спасти каждого человека. И, наконец, приход воплощенного Сына Божия, Его смерть на кресте за каждого из нас и воскресение. Потому что “так возлюбил Бог” каждого из нас (сказано “мир”, но “мир” - это значит каждого человека), “что отдал Сына Своего Единородного, дабы верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3. 16).

И бесконечно драгоценная в очах Божьих личность Иисуса, становясь частью рода человеческого, Своей безгрешностью, Своей бесконечной любовью перевешивает все наши грехи.

II. Иисус Христос и Новый Завет

Разница между Ветхим и Новым Заветом в том, что Ветхий Завет заключает Бог с людьми на определенных прописях Божиих, на определенных правилах жизни. Новый Завет заключается в личности Иисуса Христа, а не в предписаниях Божиих. Как сказано в Ветхом Завете: “Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет” (Иер. 31. 31-34). И еще: “Я сделаю Тебя заветом народа” (Ис. 49. 8).

Каким же образом Бог пишет на сердце человека Свой Новый Завет? Иисус - это личность, в которой соединены Бог и человек. Он и есть Новый Завет между Богом и человеком. Этот завет живет в Его крови. Он сам, живой Иисус из Назарета, живет именно так, по завету Божию. Он - единственный человек, который в полноте выполняет этот завет. И именно потому, что в Нем Бог и человек соединены воедино. Ведь слово “завет” - это еще и “союз”, со-уз, соединение. Иисус - живое соединение между Богом и человеком. Это и есть Новый Завет.

И принцип жизни по Новому Завету совершенно иной. Главное теперь - не то, как Бог велит жить. Это очень важно, но это для нас вторично, потому что прежде всего нам нужно принять Иисуса. Когда Он заключает Свой завет с человеком на Тайной Вечере, Он, Сам поставленный в завет для народа, призывает людей включиться в этот завет между Богом и человеком через принятие Его. Иисус говорит: “Примите Мою кровь, примите Мою плоть, примите Меня. И, соединившись со Мной, войдите в этот Новый Завет”. Т.е., мы сначала должны соединиться с Иисусом, а тогда Он будет писать в нашем сердце Своей кровью этот завет любви. И тогда мы постепенно, постепенно будем в состоянии жить по завету.

Мы знаем, что Иисус приходит, чтобы оправдать всех, каждого человека. “На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; через познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет” (Ис. 53. 11). Т.е., реально Он оправдывает через познание Его. Значит, чтобы быть оправданным Богом, надо познать Иисуса. Как же происходит познание Иисуса?

Когда приходит Иисус, являя Своей жизнью любовь Божию во всей ее беззащитности, то человек делает выбор. Он или принимает эту любовь, или встает на сторону насилия, желая подчинить себе того, кто не защищается. И вот, если человек принимает любовь Божию в Иисусе, то он вступает на путь этой любви к Нему, и начинается процесс познания Иисуса в любви, процесс обращения, покаяния. Значит, этот человек согласен, чтобы Бог через Иисуса оправдал его, потому что он познал Иисуса любовью. Ведь слово “оправдание” означает “правду”, “праведность”. Сказано: “Праведник верою жив будет”, т.е. живыми отношениями любви, доверия, любви к Богу во Христе. И если человек идет навстречу этим отношениям, то он их получает и получает вместе с ними это самое оправдание.

Иисус вводит нас в отношения любви с Ним через Свое слово, очищая нас через него. “Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам” (Ин. 15. 3). Но если мы воспринимаем слово Иисуса как просто что-то, сказанное в Писании, как указание жить так-то и так-то (прощайте, делайте добрые дела и т.д.), то мы можем, конечно, стремиться так жить, но очищение не происходит и силы не появляется от этого. А вот если слово Иисуса открывает нам Его Самого и помогает нашей встречи с Ним, тогда оно вводит нас в отношения любви с Ним. И через эти отношения веры, любви, доверия Иисус очищает нас. Через связь с Ним, через соединение с Ним. Ведь когда Иисус пришел, когда Он вошел внутрь человечества, . . . . . вошел этот животворящий Ствол, эта Лоза животворящая. И когда мы к Ней приближаемся, то эта чистота, Его чистота, втекает в нас, в веточки, и очищает от грязи. И, может быть, это очищение происходит не только через каноническое таинство, но и через слово Его, через причащение Ему.

Очень часто Иисус говорит параллельно о Себе и о Своих словах. “Кто верит в Меня и слушает слова Мои”, “Кто любит Меня и пребудет в Моем Слове”. Все время параллельно “Я” и “Мои слова”, потому что для Него слова и для нас Его слова - это “глаголы жизни”, как говорит апостол Петр: “Ты имеешь глаголы жизни вечной”. Они потому и “глаголы жизни вечной”, что соединяют с источником жизни, с Иисусом, через которого мы соединяемся с Богом. И, наверное, надо стремиться, поскольку мы любим Иисуса и жаждем все более глубоких с Ним отношений, стремиться к тому, чтобы слово Его, которое есть в Евангелии, стало как можно более личным для нас. И очень важно для наших отношений с Иисусом, когда мы читаем Евангелие, конечно предварительно помолившись, чтобы через это чтение произошла встреча с Ним, чтобы Господь лично мне сказал сейчас слово. Тогда через это слово в Духе Святом мы будем соединяться с Господом, и Он будет очищать нас все больше и больше. “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”.

Апостол Павел пишет, что через Христа мы усыновляемся Богу реально, что наша задача - уподобиться Иисусу, Сыну Божиему Единородному. И тогда мы станем братьями и сестрами Ему, и действительно станем детьми Божиими, из которых Он - первородный, а мы, так сказать, младшие.

III. Иисус Христос и Дух Святой, Утешитель

“Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя” (Ин. 14. 15-16). Значит, если я люблю Иисуса, то я должна стремиться соблюдать Его заповеди. Но я знаю, и Иисус знает еще лучше меня, что без того Утешителя, которого Иисус обещал послать я не смогу Его заповеди соблюсти. А утешение в том, что достаточно моей любви к Нему и моего стремления соблюдать эти заповеди. Потому что, если я Его люблю, то Он умолит Отца, и Тот даст мне Духа Святого, и этим Святым Духом постепенно, постепенно эти заповеди все-таки начнут выполняться, но Им. Так что, действительно, все дело в любви к Иисусу.

Эти слова: “Я умолю Отца...” Он говорит перед Голгофой. И подумалось, что вся жизнь Иисуса, и, тем более, Его смерть на кресте и воскресение - вот молитва Его, Его умаление Отца. Ведь Он страдал с самого первого момента Своей жизни на земле, безгрешный Бог. И вот этот путь Его страданий в гуще человечества, который увенчивается Голгофой, это и есть Его молитва за каждого из нас. Но звучала и Его молитва прямым текстом на кресте: “Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят”. И мы знаем все это и не сомневаемся, что Он Отца умолил, и Отец дал этого Духа. И подтверждением является то, что произошло на Пятидесятницу. Тем людям, которые Его любили, Он действительно дал этого Духа Святого. И значит, нам остается войти в число тех, кто любят Иисуса и принять этого Духа, который уже дан Церкви. И когда мы любим Иисуса, когда мы оказываемся родными Ему, когда мы в Нем как члены Церкви, то мы уже в Иисусе можем просить Отца об этом Духе Святом и можем не сомневаться, что Отец даст Его, потому что Иисус нам это обещал.

Но почему Иисус называет Святого Духа Утешителем? Он говорит: “Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя”. Кому Он говорит это? Тем, для которых Иисус является Утешителем, для которых Иисус - это все утешение, весь смысл жизни, кто любит Его. Иисус говорит: “Не оставлю вас сиротами” (Ин. 14. 18). Так что Утешитель, Дух Святой - это сам Господь, Его ипостась, и Он приходит к нам через Иисуса, через нашу любовь к Иисусу. Мы знаем, что сам Иисус действительно изливает на апостолов этого Духа Святого на Пятидесятницу. Дает-то Его Отец, Он дает Иисусу. Человеческое естество Иисуса на Вознесение наполняется Святым Духом и Иисус изливает Его на тех, кто Его любит, кто в Него верит.

В чем же состоит утешение, которое дает Святой Дух? На первых порах молитвенной жизни мы ощущаем, что через молитву приходит мир в сердце, и ты понимаешь, что Господь тебе говорит: “Все будет в порядке”. И действительно, какие-то тяжелые обстоятельства как-то разрешаются. И это, конечно, очень большое утешение. Но чем дольше живешь в церкви, тем больше понимаешь, что истинное утешение - это само присутствие Духа Святого в сердце, присутствие самого Бога Духом Святым, это любовь Божия в Духе Святом, которую чувствуешь. И уже невозможно понять, где твоя любовь к Богу во Христе, где Его любовь к тебе. И это отождествление и есть утешение.

IV. О различении духов

Критерий различения духов, который предлагает апостол Иоанн, таков: “Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога” (I Ин. 4. 2-3).

Казалось бы, какой-то несколько странный признак. Но если мы вдумаемся, то поймем. Дух, исповедующий Иисуса Христа, пришедшего во плоти, это дух, который живет этой тайной, которая как бы изливается из сердцевины этой тайны воплощения Бога по любви к каждому человеку. “Ибо так возлюбил Бог мир...”

Если дух исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, то как проявляется этот дух? Ведь это не человек, который обязательно произносит некие формулы, например, Символ веры. Как же проявляется этот дух? Он живет вот этой любовью, этим вниманием к человеку, который рядом. Той самой любовью, которую явил Иисус.

В православии как-то недовоспринята бывает эта тайна воплощения Бога. Если во время жизни Иисуса проблема была в том, чтобы убедить людей, что этот Иисус и есть Христос, Сын Божий, то сейчас православному человеку приходится напоминать, что Христос - это не еще одно имя Бога, который где-то там бесконечно далеко от нас сидит одесную Отца, но что при этом Он “с нами все дни до скончания века”. Напоминать, что Бог пришел во Иисусе чтобы приблизится к каждому из нас; пришел в человеческом облике, чтобы мы могли войти с Ним в те живые, свободные, естественные отношения любви, в которых мы только и можем открыться Богу навстречу, открыться Его прощению, открыться тому миру, который через Иисуса приходит к нам, миру с Богом.

И поэтому, когда мы говорим о критериях, по которым можно определить, какого духа человек, то мы вспоминаем слова апостола Павла: “Плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал. 5. 22-23). Конечно и любовь, и радость - великие духовные категории, если это действительно божественная любовь и божественная радость, но нам не всегда легко ориентироваться, что за дух перед нами, даже если он проявляет что-то вроде любви или какую-то радость. Мир - вот более достоверный признак того, что человек в Духе Божием, в Духе Христовом, потому что если он принял Христа, пришедшего во плоти, это значит, что пришел мир с Богом. Если он примирился с Богом через Христа, у него в сердце мир. И радость, которая этому сопутствует, - мирная радость. В ней нет дурной экзальтации, которая дает какой-то сдвиг чувств, какой-то не тот дух, не ту радость. И любовь, если она в мире и радости, это та самая любовь Христова.

Важно, чтобы то, что человек делает и говорит, согласовалось с Писанием. Дух, который от Бога, Он - Дух Утешитель. Он никогда не пугает, не грозит. Он приносит утешение, потому что Его посылает Христос. Утешение, что Бог любит нас, что каждый из нас бесконечно дорог в очах Божиих и что Бог нас спасает. Если реально произошла обращенность ко Христу, встреча с Ним, то Дух Христов проникает в сердце и свидетельствует, что мы - любимые дети Божии.

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Грядущее

Крещение

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Работа с детьми

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт