... на главную страницу Проповеди Книжная полка
Молитвослов Акафист благодарственный Приходская периодика
Стенгазета Святые отцы Свидетельства
Исторические уроки Православный университет Медиатека

 

Марина Винецкая. Январь 1994

ЕСЛИ ОКО ТВОЕ СВЕТЛО
(Памяти отца Александра Меня)


См. также
Акафист благодарственный "Слава Богу за все"
Об истории обретения Акафиста благодарственного
Из выступлений на Библейских семинарах. 1994-95 г.г.
прот. А.Борисов.
Памяти Марины Винецкой

 

"Вы - ... народ святый, люди, взятые в удел,
дабы возвещать совершенство Призвавшего
вас из тьмы в чудный Свой свет
."
1 Петр. 2:9

 

 

 

"Христианин обретает средоточие своей веры во Христе Иисусе, Им измеряет и оценивает все (Гал. 2:20; Откр. 1:8)" - писал отец Александр Мень в работе "Основные черты христианского мировоззрения (по учению Слова Божьего и опыту Церкви)". Эти слова в полной мере относятся к самому отцу Александру. За четыре года, прошедшие со дня его гибели, много было сказано о его всецелой отданности Христу - с момента таинственной встречи с Живым Иисусом в 12-ти летнем возрасте и до последних шагов к платформе "Семхоз" сентябрьским утром 1990 года.
Он озаглавил свой шеститомный труд по духовной истории человечества "В поисках Пути, Истины и Жизни" - то есть Того, Кто Сам Себя так называл. В своих многочисленных лекциях в эпоху "перестройки" отец Александр возвещал Благую Весть о Христе-Спасителе, не уставая подчеркивать, что сердцевину Православия составляет не древнее искусство с его шедеврами, не стройность богослужебного чина, не пышность обрядов, а Богочеловеческая Личность Иисуса.

"Христианин видит в вере не отвлеченное убеждение, а всецелое доверие к Богу, явленному во Христе (Рим. 4:3)" (см. в той же работе). Такой была и его вера. "Христианин знает, что Царство Божие, которое грядет, уже сегодня может воцариться "внутри нас" (Лк. 9:27; 17:21)" (там же).

Царство Божие - "праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14:17)...

Черты этого Царства проступали в самом отце Александре: в его праведной верности Христу, внутренней гармонии, добром, теплом внимании к каждому человеку, во всем его бодром и радостном облике. "Многие говорили мне о Христе, - сказала одна его духовная дочь, - отец Александр мне Христа показал".

Митрополит Антоний Блюм повторял не раз, что по-настоящему уверовать в Бога возможно лишь встретившись с сиянием вечной жизни на лице хотя бы одного человека. Сама личность отца Александра была его главной проповедью. Для многих такой проповедью стала и его смерть. Я постоянно встречаю тех, кто уверовал и крестился благодаря отцу Александру и хранит в сердце благоговейную память о нем. С каждым годом таких людей становится в нашей Церкви все больше. Однако внутри ее ограды они почти неизбежно сталкиваются с неприязнью к своему любимому пастырю. Я не говорю сейчас о случаях неприкрытой злобы: "Христианин знает, что противники Христа (беззаконный правитель, властолюбивый архиерей, фанатичный приверженец старины) не принадлежат только евангельской эпохе, а возрождаются в любое время, под разными обличиями (Мф. 16:6)" (там же).

"Меня гнали, будут гнать и вас" (Ин. 15:20): ненависти за свою верность Христу отец Александр вкусил сполна и даже был удостоен мученической кончины.

Но, что греха таить, имя Александра Меня вызывает настороженное недоверие у изрядной части "простого" и как бы вполне благочестивого церковного народа. В чем же корни этого неприятия? Откуда берутся, например, сомнения в его православности? Ведь, как уже отмечалось не раз, богословских отклонений от Православия он не допускал никогда. В статье "Да уверует мир" ("Русская мысль" 1990г.) В.Зелинский коснулся одного важного вопроса: какой человеческий характер формирует православная церковь. С точки зрения автора, сокровенная жизнь православного человека "заключена, прежде всего, в покаянии." В частности, если "сознательного" католика совесть призывает, в первую очередь, к активной помощи обездоленным, то "совесть в православном понимании это, прежде всего, "орган" покаяния, осознания бесконечной и неизбывной греховности человека" (подчеркнуто мной - М.В.) "О покаянии и греховности... вы услышите в любой храмовой проповеди. Это не личное мнение того или иного священника, но голос традиции, традиции очень древней и вечно обновляющейся в Православной Церкви". И "святость Православия начинается с ощущения бесконечного недостоинства всякой человеческой души перед Богом".

Думается, что с подобного ощущения начинается путь любого христианина еще за порогом Церкви. Весь вопрос в том, приводит ли он к цели, а именно к святости - причастности Христу во Святом Духе. Ибо "Един свят, Един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца". Вот куда призвана вести каждого своего члена Святая Церковь, ведь только Христос наш единственный Путь и Дверь в страну, обитателями которой мы становимся по мере приобщения к Нему Самому. По существу, путь в царство Мира и Радости во Святом Духе формирует и его гражданина с соответствующим "характером". Формирующим же инструментом служит при этом праведность - жизнь "верою в Сына Божия" (Гал. 2:20), в обращенности сердца к Богу, явленному в Нем. И осознание своей бесконечной греховности оказывается плодотворным, если обращает нас от греховного эгоцентризма к Единственному Победителю греха и смерти - Спасителю нашему. Этот поворот всей жизни и есть покаяние (по-гречески "метанойя" - изменение направления ума) - единичный акт, торжественно исповедуемый крещаемым перед совершением таинства. Когда же за каждым богослужением мы просим у Господа "прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати", то просим мы Его помочь удержаться в этой устремленности ко Христу, дарующему нам Свой мир (той же цели служит и регулярная исповедь).

Если человек действительно пережил покаяние, то средоточием его жизни не может не быть Сам Господь. Если же сокровенная жизнь его продолжает заключаться в переживании "неизбывной греховности" - своей и всякого человека - то покаяния попросту не произошло. Конечно, у всякого христианина могут быть периоды ожесточенной духовной брани, когда дьявол борет его, например, гордыней. Тут, действительно, полезно вспомнить о своей бездонной греховности. Вероятно, подобную борьбу вели в монастырях и пустынях великие подвижники, аскеты. В момент такой схватки с лукавым Бог рекомендовал одному из них "держать ум свой во аде и не отчаиваться". Это было сказано тогда и тому человеку (духовному исполину - святому Силуану Афонскому), и старец сумел последовать нелегкому совету. Трагедия в том, что именно этот афоризм как нельзя лучше выражает повсеместную атмосферу большинства наших приходов. "Держи ум свой во аде" - слушай, какой ты нехороший грешник, чуть ли не в каждой храмовой проповеди, тверди об этом в своих келейных молитвах, чтобы твоя бесконечная греховность стала сердцевиной сокровенной жизни, однако и не отчаивайся, ибо отчаяние - смертный грех! Вот чем кормит нас по преимуществу матушка-Церковь изо дня в день, из года в год. Эту горькую корку мы получаем частенько перед вкушением Божественной любви и света, вновь выдворяемся в прихожую, на половик при дверях, для исследования грязи на собственных башмаках.

Какой же "характер" может сформировать такая зацикленность на греховном нашем мраке? Совершенно очевидно: понурую безысходную неудовлетворенность, неспособность видеть добро и свет в себе и вокруг себя (неблагодарность!), привычку и потребность критиковать и ниспровергать все до основания (нетерпимость и агрессивность!). Как это нам знакомо, не правда ли? Какое это все наше, родное, и традиционное...

Наш старший современник митрополит Рижский Вениамин (Федченков) вспоминал одного святого старца, с которым встретился в разгар Гражданской войны. Старец сокрушался, что священники все говорят в церкви о грехах, тогда как "надо говорить о любви Божией"...

В каких же потемках человеческого подсознания "формируется" русский бунт, бессмысленный и беспощадный!?

В последнее время в русских православных кругах получила распространение брошюра двух болгарских архимандритов "Почему православный не может быть экуменистом?" Какой уж тут экуменизм! Нам бы примириться внутри своей, православной экумены. Ведь и у тех, кто хоть чем-то на нас не похож, мы приучены видеть одни грехи.

Трагический парадокс в том, что псевдо-покаянный контекст нашей приходской жизни формирует и жажду реального покаяния, и неспособность к нему. В современной светской периодике эта неспособность к покаянию была названа даже русской национальной чертой...

О церковном воспитании "темного ока", в вопиющем противоречии с Евангелием, да и всем строем нашей литургии, писали многие русские богословы ХХ века. Но привычный стереотип на редкость живуч.

Стоит ли удивляться, что православный священник, излучавший радость, энергию и гармонию, исповедовавший открытость, терпимость и приятие человека, каков он есть, - вызывает в церковной среде угрюмую настороженность? Ведь сама "радость о Господе" подозрительна для многих из нас. Мы дозволяем радоваться только великим святым, а всем прочим - разве что по календарю, на большие праздники. Вот имярек - православный, - размышляем мы, - а все чего-то радуется и никак не посетует, "как положено", на свои грехи... В "прелести", должно быть...

Между тем, как писал о. А.Шмеман, Церковь победила мир именно радостью. Он же заметил, что христианина отличает способность везде находить Христа и радоваться о Нем. Подобные мысли высказывает и отец Александр Мень в своем "кредо":

- христианин познает присутствие и действие Христа в Церкви, а также в жизни вообще, даже в самых простых, обыденных ее проявлениях...
- открыт всему ценному, что содержится в христианских исповеданиях и нехристианских верованиях (Ин. 3:8; 4:23-24);

- не отвергает добра, даже если оно исходит от людей безрелигиозных...

- рассматривает все прекрасное, творческое, доброе как принадлежащее Богу, как сокровенное действие благодати Христовой;

- открыт ко всем проблемам мира, полагая, что любая из них может быть оценена и осмыслена в свете веры;

- утверждает с апостолом, что свидетельство веры в мире есть, прежде всего, свидетельство служения и действенной любви (1Кор. 13)" (там же).

Сколько в этих словах жизнеутверждающей евангельской правды и как точно они выражают личность их автора! Заметим, что в древней Церкви слово "христианин" означало то же, что и "святой". Да так оно и есть, если речь идет о подлинном христианстве.

"Люблю Тебя, Господи! Люблю более всего на свете,
ибо Ты - истинная радость, душа моя.
Ради Тебя люблю ближнего, как самого себя
".

Какие странные слова, какие "неправославные". А ведь в этой молитве отца Александра, теперь уже знаменитой, нет ни малейшей натяжки. Как же можно сомневаться в его святости, не видеть ее?!
"Христианин верит, что Суд уже начался: с того момента, когда Христос вышел на проповедь" (там же). "Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет" (Ин. 3:19).

Пусть же свидетельство жизни и смерти отца Александра станет для тех, кто его любит и чтит, призывом возлюбить свет Христов.

- Помоги нам, Господи Иисусе!

- Помоги нам отвергнуться себя и перестать, наконец, созерцать греховную наготу свою.

- Привлеки внимание наше к лучезарному Лику Твоему.

- Во свете Лица Твоего да узрим мы свет и в самих себе, и в своей повседневной жизни, и в церковных наших собратьях, и в каждом человеке, ближнем и дальнем.

- Дай нам увидеть свет и в тех, кто ранит нас нелюбовью, - не только к нам, но даже к вестникам чудного света Твоего, нашим дорогим и любимым, нашим святым.

- Дай нам силы благословлять этих людей и молится за них, как Ты заповедал нам.

- Молитвами мучеников Твоих спаси, Господи, нашу Церковь.

Аминь

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Грядущее

Крещение

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Работа с детьми

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт