Духовное наследие
о. Александра Шмемана
Дорогие друзья!
Горячо рекомендую послушать радиобеседы замечательного русского священника
Православной Церкви в Америке о. Александра Шмемана по приводимой
ссылке. Уверен, что они обогатят вас духовно и умножат ваши знания
о нашей христианской вере. Послушайте, не пожалеете! Беседы протопресвитера Александра Шмемана на радио «Свобода»https://azbyka.ru/audio/besedy-na-radio-svoboda-shmeman.html Храни вас всех Бог! Всегда ваш, прот. Александр Борисов.
Дорогие друзья!
Вы можете читать тексты замечательных лекций недавно скончавшегося
прихожанина нашего храма, Бориса Михайловича Балтера. А также можете
послушать его замечательные лекции о Библии по ссылке Духовное
наследие Бориса Балтера
Ресурсы,
посвященные трудам и памяти прот. Александра Меня
Седмица 16-я по Пятидесятнице
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28
Рождество Пресвятой Владычицы
нашей
Богородицы и Приснодевы Марии
Дорогие
друзья!
Еще два дня - 23 сентября после Всенощной и 24-го сентября с 12.30, в
южном приделе храма, можно зарегистрироваться на выездную приходскую встречу
на тему «Ищите прежде Царства Божия и правды Его».
Подробнее о выездной встрече и условиях участия можно прочитать на сайте
храма в разделе "Приходские встречи" http://damian.ru/_vstrechi/
Там же опубликована Программа встречи.
В день заезда, 29 сентября, некоторые электрички будут встречать волонтеры,
чтобы помочь перенести вещи через железнодорожный мост:
Электрички: Казанский вокзал – ст. «Фабричная»: 16.05–17.11; 16.34–17.41;
17.14–18.21.
! Приходская встреча – это событие и со-бытие с братьями и сестрами и
с Богом; это – время для Бога; это – глубина молитвы; это – поиск единства;
это – созидание общины... Это драгоценно... Присоединяйтесь!
Сегодня
3-я годовщина кончины замечательного прихожанина нашего храма Бориса Михайловича
Балтера.
Борис Михайлович стал нашим постоянным прихожанином с 1994 г. Он деятельно
участвовал в братской группе, которая каждый понедельник в течение нескольких
лет с 6-ти часов вечера занималась уборкой территории храма, освобождением
строений, оставшихся после ухода типографии и приспособлением их под нужды
храмовой жизни. После этой работы браться оставались на чашку чая и чтение
Библии. Кроме этого Борис Михайлович читал для наших прихожан лекции по
всем библейским книгам Ветхого и Нового Заветов, которые к счастью сохранились
в виде аудио записей, а многие лекции уже имеются в интернете на сайте
Предание.ру. Будучи физиком по образованию и работе Борис Михайлович хорошо
знал иврит, древнегреческий, а также почти все европейские языки. Был
знатоком поэзии, музыки. Одна интересная деталь его жизни. Будучи еще
студентом физфака МГУ он изучил итальянский язык, чтобы читать в подлиннике
"Божественную Комедию" Данте Алигьери. Его кончина от короновируса
19-го сентября 2020 г. была огромной утратой и для его семьи, и для нашего
прихода. Будем молиться об упокоении его прекрасной души и благодарить
Бога за такого замечательного брата, так много сделавшего и для нашего
прихода и для всей нашей Русской Православной Церкви. Вечная память рабу
Божьему Борису! Господь да упокоит его в Своих Вечных обителях и с праведными
сопричтет, яко Благ и Человеколюбец!
Уважаемый
администратор сайта! Прошу рассмотреть вопрос о размещении информации
на сайте храма о том, что для посещения 13 сентября с.г. "Вечера
памяти протоиерея Александра Меня" в ВГБИЛ требуется наличие читательского
билета или регистрация на сайте ВГБИЛ для получения гостевого билета на
данное мероприятие. На сайте ВГБИЛ указано, что при входе будет необходим
также личный документ с фотографией. Регистрация на сайте ВГБИЛ - это
очень просто!-- Искренне Ваш,В.Юликов
11 сентября 2023
Седмица 15-я по Пятидесятнице
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Утр. - Мф., 57 зач., XIV, 1-13. Лит. - Деян., 33 зач., XIII, 25-32. Мк., 24 зач., VI, 14-30
10 сентября 2023
Неделя 14-я по Пятидесятнице
Обретение мощей прп. Иова Почаевского (1659)
Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия)
почивающих
Собор Саратовских святых. Собор Нижегородских святых. Утр. - Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9-20. Лит.
- 2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4. Мф., 89 зач., XXII, 1-14. Прпп.: Гал.,
213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23
9 сентября 2023
Седмица 14-я по Пятидесятнице
Прп. Пимена Великого (ок. 450)
Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12
Ряд.: 1 Кор., 130 зач., IV, 1-5. Мф., 93 зач., XXIII, 1-12
День
памяти о. Александра Меня
8 сентября 2023
Седмица 14-я по Пятидесятнице
Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы
Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56
Лит. - Гал., 201 зач., II, 6-10. Мк., 20 зач., V, 22-24, 35 - VI, 1
Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28
13
СЕНТЯБРЯ ВОЗОБНОВЛЯЮТСЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ "Московского долголетия"
"Новозаветные
сюжеты в искусстве"
в 14 часов 15 минут в конференц-зале.
В сентябре будет также два
занятия в понедельник - 18 и 25 сентября в 14.15
(вместо пропущенных августовских).
ПРИГЛАШАЕМ МОСКОВСКИХ ПЕНСИОНЕРОВ!
7 сентября 2023
Седмица 14-я по Пятидесятнице
Перенесение мощей ап. Варфоломея (VI)
Гал., 198 зач., I, 1-10, 20 - II, 5. Мк., 19 зач., V, 1-20
Апп.: Тит., 300 зач., I, 1-4; II, 15 - III, 3, 12-13, 15. Мф., 11 зач., V, 14-19
В
этом учебном году (2023) занятия начнутся 28 сентября лекцией о. Александра
Константинова "Вера и жизнь по вере. Священное Писание и Предание".
В дальнейшем встречи также будут проходить регулярно по четвергам. Присоединиться
к занятиям не поздно никогда, но и затягивать не стоит. Ждем в храме по
четвергам в 18.30. Не опаздывайте!
29
сентября – 1 октября 2023 г. приглашаем на ВЫЕЗДНУЮ ВСТРЕЧУ ПРИХОДА на
тему:
«Ищите
прежде Царства Божия и правды Его»
Возглавляет встречу прот. Александр
Борисов
В продолжение разговора об
исповедниках ХХ века давайте подумаем, как мы принимаем вызовы нашего
времени. Что нам помогает или мешает идти за Христом? Что нам помогает
или мешает сохранять Ему верность и держаться Его правды?
Бог, сотворив человека по Своему
образу и подобию, наделил его достоинством Сынов Божиих. Сохраняем ли
мы это достоинство? И понимаем ли мы в чем оно? Или нам нужно прежде обнаружить
его в самих себе и в ближних?
Наше христианство проявляется,
прежде всего, в наших делах.
Но каких дел ждет от нас Господь
именно в это непростое время?
Мы также поговорим о тех прихожанах,
которые созидали наш приход.
! Приходская встреча – это
событие и со-бытие с братьями и сестрами и с Богом; это – время для Бога;
это – глубина молитвы; это – поиск единства; это – созидание общины...
Это драгоценно... Присоединяйтесь!
Встреча пройдет в христианском
центре недалеко от ст. «Фабричная» Казанской ж.д. Адрес: Раменское, ул.
Некрасова, 2.
Заезд 29 сентября после 15-ти
часов (ужин в 19 ч., начало программы в 19.45). Отъезд 1 октября в 15
часов.
Cтоимость участия от 3800 рублей
(за 3 дня, в 4-х местном номере). Детям до 9 лет – 2800 руб. Можно приехать
без ночевки, тогда нужно
будет оплатить гостевой вход
– 350 руб. в день и заранее договориться о питании (во время регистрации
16-24 сентября), или привезти еду с собой.
Зарегистрироваться можно будет
16 и 23 сентября после Всенощной (до 21 ч.); 17 сентября после поздней
Литургии (до 15 ч.), и 24 сентября с 12.30 в южном приделе храма (напротив
гардероба). Оплата только наличными. Для экономии времени постарайтесь
приготовить сумму без сдачи.
Приглашаются прихожане нашего храма и все желающие
4 сентября 2023
Седмица 14-я по Пятидесятнице
Попразднство Успения Пресвятой Богородицы
2 Кор., 195 зач., XII, 10-19. Мк., 16 зач., IV, 10-23
9
сентября 2023 года в Сергиевом Посаде (микрорайон Семхоз) состоятся традиционные
памятные мероприятия, приуроченные к 33-летней годовщине со дня кончины
выдающегося миссионера и проповедника Русской Православной Церкви протоиерея
Александра Меня.
В субботу 9 сентября в 9:30 в Сергиевском храме будет совершена Божественная
Литургия, а после — лития на месте убиения о. Александра. Богослужения
возглавит благочинный церквей Сергиево-Посадского округа протоиерей Александр
Колесников.
С 12:00 можно будет посетить мемориальный кабинет в доме о. А. Меня (вход
свободный, экскурсии будут проводиться каждые 15 минут).
В 13:00 в Драматическом театре «Театральный ковчег в Дубраве» начнет работу
конференция «Меневские чтения». В этом году XVIII Меневские чтения посвящены
теме «Пастырство протоиерея Александра Меня и актуальность его педагогического
опыта» в связи с 200-летием со дня рождения К.Д. Ушинского и объявлением
2023 года годом педагога и наставника.
Конференцию «Меневские чтения» организует Музей памяти протоиерея Александра
Меня при Сергиевском храме совместно с Сергиево-Посадским благочинием
при поддержке Фонда имени Александра Меня и Драматического театра «Театральный
ковчег в Дубраве» имени протоиерея Александра Меня.
На конференции выступят Е.А. Ямбург, И.К. Языкова, протоиерей Владимир
Архипов, Б.Г. Дворкин и другие.
Подробная программа мероприятий 9 сентября — в приложенном файле.
"Сейчас ситуация меняется: с одной стороны, приходят
хорошие пожертвования, которые дают большие надежды, с другой стороны
- продолжают уходить люди из рабочих домов. Всё движется к тому, что содержать
стариков, инвалидов, женщин и детей придётся только на пожертвования".
Дорогие друзья,
Приближается учебный год, и мы откроем его новой психологической мастерской
Наталии Ининой «Испытание детством», которая пройдет 9-10 сентября 2017
года под эгидой «Научно-практического института психологии личности» Московской
школы христианской психологии.
На мастерской вы сможете получить опыт живой встречи с самой сокровенной
частью себя – с вашим «внутренним ребенком». Такая встреча позволит вам
взглянуть на многие жизненные вопросы иначе, а благодаря групповой работе
вы сможете открыть творческий ресурс в отношении собственной жизни, преобразовать
проблемы в задачи и ступить на путь становления зрелой личности.
Если вы еще не были на мастерской
Наталии Владимировны, то вам непременно нужно это попробовать! :)
Успение
Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – двунадесятый
православный праздник, установленный в память о смерти Божией Матери.
Само слово «успение» устаревшее и в переводе на современный русский
язык значит «смерть, кончина». Этот праздник посвящен событию, не описанному
в Евангелии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви: древним
сказаниями, проповедям, гимнографическому богослужебному наследию.
После вознесения Господа Иисуса Христа на Небо и сошествия Святого
Духа, Пресвятая Богородица осталась на попечение апостола Иоанна Богослова.
Она прославилась среди христиан многими Своими чудотворениями и удостоилась
великого почитания. По преданию, Дева Мария была свидетельницей мученической
смерти архидиакона Стефана и молилась о том, чтобы Господь даровал ему
силы с твердостью и терпением встретить кончину.
Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе
с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей. Отсюда Она посетила
праведного Лазаря на о. Кипр и Афонскую гору, которую благословила.
Незадолго до Своей кончины Она возвратилась на жительство в Иерусалим.
Богородица часто и подолгу молилась в местах, которые были связаны с
событиями земной жизни Ее Сына, особенно же опустевший по Воскресении
Гроб Христов. Иудеи хотели настигнуть Ее здесь и убить и даже выставляли
возле Гроба стражу. Однако сила Божия чудесным образом скрывала Богородицу
от глаз иудеев, и Она беспрепятственно посещала пещеру Погребения
Как повествует «Сказание об Успении Святой Богородицы», Дева Мария
узнала о Своей скорой земной кончине от архангела Гавриила. Эту весть
Пресвятая Богородица приняла с большой радостью: Ей предстояла скорая
встреча со Своим Сыном. В качестве предзнаменования ожидающей Богородицу
по Ее Успении славы архангел вручил Ей райскую ветвь от финикового дерева,
сияющую неземным светом. Эту ветвь надлежало нести перед гробом Пресвятой
Девы в день Ее погребения.
Перед кончиной Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к
тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру.
Несмотря на такие затруднения, желание Богородицы исполнилось: Святой
Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на
котором она молилась и ожидала Своей кончины. Об этом свидетельствует
богослужение на Успение: «Всечестный лик премудрых апостол собрася,
чудно погребсти славно тело Твое пречистое, Богородице Всепетая. С нимиже
воспеша и Ангел множество, преставление Твое честно хваляще». Сам
Спаситель в окружении сонма ангелов сошел к Ней, чтобы забрать Ее сияющую
чистотой душу с Собой. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с
благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее
память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с
которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей
без сравнения Серафим, Она молила Сына Своего защитить Ее от темной
сатанинской силы, и от мытарств, которые проходит после смерти каждая
душа. Увидевшись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу
в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение. От Ее благоухающего
тела больные получали исцеление.
После кончины гроб с телом Пречистой Девы был торжественно перенесен
апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили
камнем. После погребения апостолы еще три дня оставались у пещеры и
молились. На третий день к ним присоединился отсутствовавший в день
Успения апостол Фома, который очень страдал оттого, что так и не успел
проститься с Богородицей. По его слезной мольбе апостолы отвалили от
входа в пещеру камень, чтобы и он смог попрощаться с телом умершей Богородицы.
Но, к их удивлению, они не нашли Ее тела внутри пещеры. Здесь лежали
только Ее одежды, от которых исходило дивное благоухание. Вечером того
же дня собравшимся на трапезу апостолам явилась Сама Матерь Божия и
сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни». Это чрезвычайно обрадовало
апостолов и всех бывших с ними. Они подняли часть хлеба, поставляемую
на трапезу в память Спасителя («часть Господа»), и воскликнули: «Пресвятая
Богородица, помогай нам». Так было положено начало чину возношения панагии
– обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне
соблюдается в монастырях.
Православная Церковь хранит Предание, что Богородица была воскрешена
силой Божией на третий день после Своего Успения и взошла на Небо. Святитель
Григорий Палама пишет: «Рая божественного сладостнейшая и всего
мира видимого и невидимого прекраснейшая, Она по справедливости стала
не только вблизи, но и одесную Бога; ибо где воссел Христос на небесах,
там ныне стала и Она… Она – хранилище и обладательница богатства Божества».
Отличительной чертой богослужения на праздник Успения является Чин
погребения Богоматери, совершаемый во многих кафедральных и приходских
храмах, монастырях, но особенно торжественно — в Иерусалиме, в Гефсимании,
где находится гробница Богородицы. Данная служба известна по рукописям
не ранее XV века и составлена несколькими греческими песнопевцами сравнительно
поздних времен по подобию службы утрени Великой Субботы. Чин погребения
Богоматери может, в зависимости от принятых традиций, совершаться либо
накануне праздника Успения, 27 августа, на утрене, что соответствует
иерусалимской традиции; либо на праздничном всенощном бдении; либо в
один из ближайших дней периода попразднства (обычно вечером 29 или 30
августа). Богослужение начинается со всенощного бдения и включает пение
«Похвал» (118-й псалом «Блажени непорочнии в путь» с особыми припевами
к каждому стиху), поклонение плащанице с изображением Божией Матери,
её каждение и обнесение плащаницы вокруг храма.
ТропарьУспения
глас 1
В рождестве девство сохранила
еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к
животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души
наша.
КондакУспения
глас 2
В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах
непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота
Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Величание
Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и
всеславное славим успение Твое.
ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
(27 августа)
Преподобный
Феодосий – ученик преподобного Антония Печерского, выдающийся наставник
иноков, одни из основателей первого общежительного монастыря на Руси
– Киево-Печерской лавры. Родился Феодосий в начале XI века в местечке
Василеве близ Киева. Его отец, принадлежавший к военному сословию, был
переведен в Курск, где прошло детство и юность преподобного.
Феодосий уже в раннем возрасте почувствовал влечение к подвижничеству,
часто посещал храм, со вниманием слушал чтение Священного Писания, носил
скромную «худую» одежду. Сам упросил своих родителей отдать его для
обучения грамоте и, при отличных способностях и редком усердии, быстро
научился чтению, так что все удивлялись разуму отрока. Однажды, стоя
в храме на богослужении, Феодосий услышал слова о том, что кто любит
отца или мать больше Христа, тот не достоин Его. Эти слова глубоко запали
в его добрую, повзрослевшую душу, он покинул родительский дом и отправился
в Киев.
Прибыв на место, Феодосий обратился в несколько обителей, но получил
отказ из-за своего юного возраста и бедной одежды. Тогда он услышал
о подвизавшемся неподалеку пещернике Антонии, незамедлительно отправился
к нему и стал слезно упрашивать взять его к себе. Преподобный Антоний
пытался его отговорить, мол, ему, еще юному, неокрепшему духовно человеку,
будет трудно жить среди мрачных безмолвных пещер. Однако Феодосий проявил
твердость, выразил готовность переносить тяготы и скорби отшельнической
жизни. Антоний же, видя в нем сосуд Духа Святого, дал свое отеческое
благословение. В 1032 году Никон, по указанию старца, постриг Феодосия
в иночество, на двадцать четвертом году его жизни.
Молодой инок ревностно исполнял послушание, много и охотно молился,
соблюдал бдения и посты, трудился в обители более других и нередко брал
на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь. В
храм он являлся прежде остальных и, став на одном месте, не сходил с
него до окончания богослужения. В Житии преподобного подчеркиваются
его нравственные добродетели: «смиренный смысл и послушание», «смирение
и кротость». Даже став игуменом, подвижник не изменил своего нрава:
«не бо николи же бе напраси, ни гневлив, ни яр очима, но милосерд и
тих». Святой оставался мягким даже по отношению к нарушителям монастырских
правил, он не наказаниями, а «притчами» стремился вразумить таких нарушителей
и привести их к раскаянию.
В 1054 году Феодосий был рукоположен в иеромонаха, а в 1057 году избран
игуменом Киево-Печерской лавры. В период игуменства в 1060—1062 годах
он организовал постройку деревянного здания монастыря, куда и перешли
все его тогдашние насельники числом около 100 человек. При Феодосии
в Печерском монастыре был принят принесенный из Константинополя общежительный
студийский устав, заимствованный позднее многими русскими монастырями,
основана первая церковная библиотека на Руси – библиотеки Киево-Печерской
лавры.
Все совершаемые в обители богослужения и жизненный уклад монахов соответствовали
строгому чину и распорядку. Сообразно одному из правил, надлежало держать
монастырские ворота запертыми от обеда до вечерни и не открывать их
(без особого благословения) ни для кого. Однажды князь Изяслав испытал
это правило на себе, когда, придя с отроками перед вечерней, вынужден
был ждать, пока привратник (знавший, что перед ним – именно князь),
не доложил игумену и не получил разрешения его пропустить. Феодосий
нередко лично участвовал в монастырских работах, вместе с монахами.
Трудился в пекарне, носил воду, рубил дрова. Преподобный игумен прославился
своим аскетизмом: вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла,
ночи проходили у него без сна в молитве, носил ветхое рубище, которое,
по словам составителя его жития Нестора, «сияло на нем как честная багряница
царская». В этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена.
Так, однажды преподобный возвращался от великого князя Изяслава. Возница,
еще не знавший его, сказал грубо: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно
в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу». Святой старец
кротко послушался, сел на коня, а возница улегся спать. Всю ночь они
так и ехали. Когда Феодосия одолевала дремота, он шел рядом с конем.
Наутро, увидев, как преподобному кланялись, сходя с лошадей, встречные
бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде,
накормил в монастыре и, щедро одарив, отпустил с миром.
Великие князья любили наслаждаться духовной беседой Феодосия, а святой
не страшился обличать сильных мира сего. После того, как князь Изяслав
был изгнан из Киева Всеволодом и Святославом, святой Феодосий стал обличать
последнего, завладевшего престолом изгнанного брата. Первое время он
продолжал поминать в церковных молитвах Изяслава, а Святослава – отказывался.
Но потом, по ходатайству братий, за внимание и помощь Святослава Церкви,
стал поминать. Впоследствии их отношения наладились.
Как-то раз игумен Феодосий, посещая Святослава во дворце, услышал громкую
музыку и песни. Сев рядом с князем, преподобный с добрым чувством и
пастырским смирением спросил, а будет ли так и на том свете? Князь прослезился
и приказал, чтобы впредь в присутствии святого такой музыки не звучало.
Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, и судьи пересматривали
дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный
о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся
мог получить пищу и кров.
Перед Великим постом Феодосий обычно уходил в затвор на всю четыредесятницу.
Затворяясь в пещере, он брал с собой немного хлеба, а дверь снаружи
засыпали землей, и братия монастыря общалась с ним только по крайней
нужде через оставляемое небольшое оконце, и то только в субботу или
воскресенье.
Скончался Феодосий в 1074 году после непродолжительной болезни. Перед
смертью он попросил похоронить его ночью в той пещере, где он совершал
свой затвор во время Великого поста. Его просьба была выполнена. Не
позднее 1088 года преподобный Нестор Летописец написал первое житие
преподобного Феодосия.
В 1090 году игумен и братия лавры решили, что тело Феодосия необходимо
перенести в основанную им церковь. За три дня до праздника Успения монахи
начали раскапывать могилу и были обнаружены нетленные мощи Феодосия,
как повествует Нестор — «власы только притяскли к голове». Перенесение
мощей преподобного в церковь было совершено в праздник Успения Богородицы
при стечении многих епископов и игуменов киевских монастырей. Во время
татарского нашествия мощи преподобного Феодосия были положены под спуд
у западных дверей храма, где и находятся по настоящее время.
Из литературного творчества преподобного Феодосия сохранились шесть
поучений, два послания к великому князю Изяславу и одна молитва.
ЕВАНГЕЛИЕ
И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель
благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
Он же сказал ему: что ты называешь Меня
благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь
вечную, соблюди заповеди.
Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не
убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай
отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
Юноша говорит Ему: всё это сохранил я
от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь
быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь
иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
Услышав слово сие, юноша отошел с печалью,
потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим:
истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и
еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели
богатому войти в Царство Божие.
Услышав это, ученики Его весьма изумились
и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам
это невозможно, Богу же всё возможно.
(чтение на воскресной литургии – Евангелие
от Матфея 19:16–26)
ПЕРВОЕПОСЛАНИЕККОРИНФЯНАМ
СВЯТОГО АПОСТОЛА
ПАВЛА
Напоминаю
вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли,
в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете
так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял,
то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен
был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе,потомдвенадцати;потомявилсяболеенежелипятистамбратийводновремя,изкоторых
большая часть
доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем
Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу.
Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться
Апостолом, потому что гналцерковь
Божию.
Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать
Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем,
а благодать Божия, которая со мною.
Итак
я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
(1Кор. 15:1–11)
ЕВАНГЕЛИЕ
Встав
же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город
Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
Когда Елисавета услышала приветствие
Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполниласьСвятагоДуха,ивоскликнулагромкимголосом,исказала:благословеннаТымежду женами,иблагословенплодчреваТвоего! Иоткудаэтомне,чтопришлаМатерьГосподамоего комне?ИбокогдаголосприветствияТвоегодошелдослухамоего,взыгралмладенецрадостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится
сказанное Ей отГоспода.
ИсказалаМария:величитдушаМояГоспода,ивозрадовалсядухМойоБоге,СпасителеМоем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут
ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя
Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явилсилумышцыСвоей;рассеялнадменныхпомышлениямисердцаих;низложилсильныхс престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся
отпустил ни с чем;
воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам
нашим, к Аврааму и семени его до века.
Пребыла же Мария с нею
около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.
(чтение
на всенощном бдении в день Успения – Евангелие от Луки 1:39–49, 56)
В то время
вошел Иисус в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его
в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса
и слушала слово Его.
Марфа же заботилась о большом угощении
и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну
меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
Иисусжесказалейвответ:Марфа!Марфа!тызаботишьсяисуетишьсяомногом,аоднотолько нужно; Мария же избрала благую часть,
которая не отнимется унеё.
Когда же Он говорил это,
одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево,
носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
А Он сказал: блаженны
слышащие слово Божие и соблюдающие его.
(чтение на литургии в день Успения
– Евангелие от Луки 10:38–42; 11:27–28)
ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ
СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА
Братья, в вас должны быть те же
чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим,непочиталхищениембытьравнымБогу;ноуничижилСебяСамого,принявобразраба, сделавшись
подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным
даже до смерти, и смертикрестной.
Посему и Бог превознес Его и дал
Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое
колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что
Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
(Флп. 2:5–11)
Схиархимандрит
Кирилл (Павлов). Проповедь на Успение
Дорогие братия и сестры, сегодня весь христианский мир торжественно
и радостно празднует день светлого преставления Божией Матери. Хотя
и кажется, что празднуемое событие печально, исполнено слез, потому
что здесь мы встречаемся со смертью, однако святая Церковь облечена
ныне в одежды торжества, радуется и ликует и нас к тому призывает. Почему
же мы сегодня, в день Успения Божией Матери, должны радоваться?
– Потому, что одно уже слово «успение» показывает, что смерть Божией
Матери была необыкновенная. Это был сон, за которым скоро последовало
радостное пробуждение.
За несколько дней до успения Пресвятой Деве явился Архангел Гавриил
с вестью о скором отшествии Ее из этой жизни. Исполненная глубокой веры
в жизнь будущую, вечно блаженную жизнь, Она принимает эту весть не со
страхом и печалью, а с чувством живейшей радости и величайшей благодарности
Богу. В то же время всемогущая сила Божия со всей вселенной собирает
в Иерусалим Апостолов, чтобы они воздали Богоматери честь и погребли
Ее. В самый же час кончины необычайный свет осиявает храмину Пресвятой
Девы и в отверстом небе присутствующие зрят Самого Господа Славы с Ангелами
и святыми, исходящего в сретение Своей Матери. Апостол Фома, по особому
устроению Божию, является после погребения Пречистой, желает поклониться
Ей, гроб ради него открывают, но тела Богоматери в нем уже не находят…
В такой дивной кончине Преблагословенной Девы Марии, к утешению всех
христиан, особенно торжественно проявились сила и величие Господа нашего
Иисуса Христа, Который смертью Своей и Воскресением сокрушил жало смерти
и из страшной и мучительной соделал ее для верных Своих последователей
радостной и блаженной.
До пришествия Христа на землю смерть была очень страшна для человека,
потому что она похищала его, как лютый зверь свою добычу, безвозвратно,
и не было никаких средств, чтобы избавиться от нее, ибо грех царствовал
над людьми. Но после явления Господа во плоти и одержанной Им над грехом
и смертью победы, ужас смерти исчез, она сделалась как бы мирным сном,
после которого настанет радостное утро всеобщего Воскресения. По мере
того как каждый из нас побеждает еще живущий в нас грех, исчезает и
страх смерти, так что торжествующие победители греха с радостью встречают
ее и уже не умирают, а точно засыпают покойным сном. Самый очевидный
пример торжества над смертью мы видим ныне в Успении Пречистой Девы
Марии. Она склонилась во гроб только для кратковременного отдохновения.
За Божией Матерью мы видим Апостолов, мучеников и всех святых, встречавших
смерть с радостью, как величайшего друга, который взамен скоропреходящих
благ сего мира, его скорбей и несчастий дарует им вечное блаженство.
Святая Церковь старается и в нас поселить такое же бесстрашие к смерти,
увещевая нас прогонять страх постепенным искоренением в себе грехов,
и своих умерших называет усопшими, то есть как бы уснувшими, потому
что бессмертная жизнь в будущем столь несомненна для христианина, что
он и воистину смотрит на смерть только как на сон. Аминь.
Седмица 11-я по Пятидесятнице
Казанской-Пензенской иконы Божией Матери (1717).
2 Кор., 175 зач., IV, 1-6. Мф., 99 зач., XXIV, 13-28.
Культурный Центр
«Покровские ворота»
Москва,
ул. Покровка 27, стр. 1
тел: 8(495)223 5810; www.dbiblio.org
28августа, понедельник
18:00
Презентация книги
Маити Гиртаннер
И у палачей есть
душа
Маити Гиртаннер — юная девушка,
участница движения Сопротивления во Франции, была схвачена и подвергнута
страшным пыткам, сломавшим всю ее жизнь. Она была уже пожилым человеком,
когда встретила своего мучителя и смогла простить его. Это очень глубокий
личный опыт, который показывает, что только путем прощения наши семьи,
наши страны, все человечество — смогут двигаться к миру.
---
«Эта книга — свидетельство о чуде прощения и любви. Я очень рад,
что теперь ее можно прочитать по-русски. Сегодня, как никогда, мы нуждаемся
в подобных свидетельствах».
Жан Ванье
Книгу представят:
·Мария
Валентиновна Шмаина — переводчик
·Иеромонах
Иоанн (Гуайта)
·Свящ.
Григорий Геронимус
·Мария
Великанова, Карина Черняк — редакторы
Также
в программе вечера — показ фильма «Сопротивление и прощение» (интервью
с Маити Гиртаннер)
Миссионерский
листок / август 2017 года 28 августа
Подготовлено
Комиссией по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы
при
поддержке проекта «Православный вестник»
Синодального
отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Слово
пастыря
В XX векенаша Церковьбыла подвергнутатягчайшимиспытаниям.
То былисложности иво внутреннемустроении, и неслыханные гоненияна ее верных чад. <...>Еще предстояли многие десятилетиягонений, но наши новомученикии исповедники подвигомстояния за веру засвидетельствовалинепреложностьобетования Спасителя: Я создам Церковь Мою, и врата ада неодолеют ее (Мф 16:18). И в этомсмысле прошлое нашей
Церквиявляется священным и заслуживаетблагоговейного и трепетногоотношения.
Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Кирилл
Священный
Собор
1917-1918
гг.
28
августа 2017 года, в день Успения Божьей Матери,
мы отмечаем
столетие Священного Собора РоссийскойПравославной Церкви, который
начался в тяжелое для странывремя и проработал с 1917 по 1918 год. Одним из важнейших егорешений стало восстановление
патриаршества и избраниенового Патриарха Всея Руси — впервые за двести
лет
Участники Поместного собора 1917–1918 гг.
НеобходимостьСобора
К началу
XX века русское обществои русская жизнь
сильно изменились,а организационные
формы жизниЦеркви, то есть синодальная система,остались во многом неизменными.
Синодальная
система появилась приПетре I. Начиная
с Павла I, российский император считался главойЦеркви.
Церковь управлялась формально коллегиальным органом,Святейшим Синодом, руководил которым светский чиновник — обер-прокурор.
Участники Поместного собора 1917–1918 гг.
Являясь
частью государственноймашины, Церковь
должна была выполнять ряд бюрократических функций, отнимавших у нее ресурсы,необходимые для контакта с собственной паствой. Среди духовенства
и мирян укреплялось мнение,что Церковь должна
стать самостоятельной структурой. Возникла необходимость менять формы
взаимодействия Церкви с государством.
Именно
этот вопрос и призван былрешить Собор.
Инициатором
его созыва было всецерковное сообщество
— и священноначалие, и наиболее активноедуховенство, и преподаватели духовных академий, и образованныемиряне. Поэтому в 1905 году Синодразослал
требования ко всем епархиальным архиереям высказать своипредложения: что и как надо реформировать в Церкви.
Необходимость
проведения Собора не зависела от революции и посути
изначально была с ней никак несвязана — он состоялся
бы в любомслучае и планировался
задолго доее начала. Однако,
конечно, в связис событиями 1917
года повестку Собора пришлось экстренно корректировать.
Состав
Собора
Одним из важных
отличий организационной структуры Собора 1917–1918 годов было то, что
в его составе работало значительное числомирян.
На Собор
приехало 564 делегата —это было очень серьезное
представительство. Cоборяне делились на тринеравные группы, примерно 20% —епископы и монашествующие,
30% —белое духовенство
и церковнослужители и чуть более 50% — миряне.
Причем
миряне самые разные — какпредставители, например,
духовныхакадемий, так и
крестьяне из самыхотдаленных уголков
России.
Собор
проходил в ситуации оченьострых сословных
противоречий,сословной вражды между псаломщиками
и священниками, между белым духовенством и монашествующими. Миряне, занявшие
достаточноконсервативные позиции, оказалисьсвоего рода противовесом для различных сословных групп, они позволили
Собору формулировать несословную, а общецерковную
программу преобразований.
Восстановлениепатриаршества
Поместный Собор
работал не тольков формате общих
собраний на основе предварительно подготовленнойповестки:
были отделы, посвященныеобсуждению наиболее
важных направлений. В частности, существовалотдел, занимавшийся проблемамивысшего церковного
управления, ив ходе заседаний
этой группы всталвопрос о необходимости
для Церквив это тяжелое время
иметь Первоиерарха.
Патриарх Тихон
Важно,
что обсуждение этой темыпроисходило свободно:
любой участник Собора мог записаться в отдело высшем церковном управлениии принять участие
в дискуссиях. Ивот 10 ноября 1917 года Собор принял
решение о восстановлении патриаршества. 18 ноября состоялосьисторическое событие: тайным голосованием из числа трех кандидатовмитрополит Тихон был избран Патриархом Московским и всея России.
Его
патриаршее служение выпало насамый трагичный
момент в историистраны — революцию
1917 года ипоследовавшую затем
Гражданскуювойну.
Собори большевики
Всего
состоялось три сессии Собора. Первая проходила с августа подекабрь — по предрождественскиедни. Вторая — с
января по предпасхальные дни 1918 года. И третья сессия — с июля по сентябрь
1918 года.
Первая
сессия собора 1917–1918 годапроходила в достаточно
драматических обстоятельствах. В конце октября (по новому стилю — в ноябре)произошел новый
государственныйпереворот:
Временное правительствобыло
свергнуто и к власти пришлапартия
большевиков. В тот моментСобор
еще продолжал готовиться ксозыву
Учредительного собрания, новыстраивать
отношения пришлосьуже
с большевистским правительством, которое через некоторое время выработало
свою, непримиримуюпозицию
по отношению к Церкви. Так,в
январе 1918 года появилось особоепостановление
— декрет «О свободесовести
и религиозных обществах».
Церковь полностью
вытеснялась запределы
общественной и государственной жизни. Это означало, чтоучастие церковных институтов
в общественной жизни было невозможно,религия
объявлялась частным деломотдельного
гражданина, а все имущество религиозных организаций изымалось в пользу
государства. Возмущенные участники Собора призвалинародных комиссаров пересмотретьположения декрета,
и Собор, и Патриарх надеялись на компромисс в отношениях с большевиками.
Однако в августе
1918 года появиласьособая
инструкции Наркомата юстиции большевистского правительства,которая конкретизировала отдельные
положения первоначального декрета и объясняла, как этот документбудет применяться
на практике. Этаинструкция
оказалось даже болеежесткой,
чем текст декрета. После ееиздания
стало ясно, что компромиссневозможен
и Собору не оставалосьничего
другого, как в сентябре 1918года
завершить свою работу.
Икона отцов Поместного Собора 1917–1918 гг.
Священный Синод
РусскойЦеркви постановилежегодно праздноватьпамять отцов
ПоместногоСобора Церкви
Русской 1917-1918 годов. Днем памятиотцов
Поместного Собораопределено 18
ноября — деньизбрания святителя
Тихонана Патриарший
престол.
4 августа в
годовщину преставления митрополита Антония Сурожского
и в день рождения иерея Георгия
Чистякова
после литургии в храме свв Космы и Дамиана в Шубине будет отслужена панихида.
После панихиды
приглашаем на просмотр видеофрагментов, чай и общение.
Помощь в приготовлении
чая и угощения приветствуется.
Тел для связи
+7 903 543 8819
Эл адрес: fondmas1@yandex.ru
3 августа 2017
Седмица 9-я по Пятидесятнице
Пророка Иезекииля (VI до Р.Х.)
1 Кор., 154 зач., XIII, 4 - XIV, 5. Мф., 80 зач., XX, 1-16
- за среду и за четверг: 1 Кор., 155 зач., XIV, 6-19. Мф., 81 зач., XX, 17-28.
ПАМЯТЬ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ,
БЛАГОВЕРНЫХ КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА
(6 августа)
Благоверные князья-страстотерпцы
Борис и Глеб (в крещении – Давид и Роман) – первые по времени канонизации
русские святые. Их подвиг основывается на Христовой заповеди о любви
и открывает одну из удивительных граней христианства. Борис и Глеб не
пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком
и силой настоять на своем княжеском праве – кротко приняли мученическую
смерть и простили своих убийц, предпочтя земному царствованию Небесное.
Борис и Глеб были младшими
сыновьями святого равноапостольного князя Владимира, родились примерно
в годы Крещения Руси, и с самого детства воспитывались в христианской
вере. Святой Борис был хорошо образован, с радостью и усердием читал
Библию, творения святых отцов и жития святых. Святой Глеб не отставал
от брата, и тоже интересовался верой и стремился жить в благочестии.
Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру
великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным,
обездоленным.
Когда сыновья великого князя
стали взрослеть, Владимир поручил им управление территориями: Борису
достался княжеский стол в Ростове, а Глебу – в Муроме.
В 1015 году великий князь Владимир
заболел и призвал Бориса в Киев, возможно, видя в нем своего преемника
в обход старших сыновей Святополка Туровского и Ярослава, сидевшего
в Новгороде, что представляло собой коренную ломку традиционного столонаследия.
Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и отец
послал его с дружиною для отражения их набегов.
15 июля 1015 князь Владимир
умер и киевский стол по праву старшинства занял Святополк, который тут
же решил устранить братьев-соперников по обладанию княжеством. Эти события
застали Бориса возвращающимся во главе отцовской дружины из похода на
печенегов. Дружинники предложили князю поддержать его в борьбе за киевский
стол, однако Борис отказался, не желая ввязываться в борьбу за власть
и поднимать руку на старшего брата: «Не подниму руки на брата своего,
да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!» После
этого бо́льшая часть дружины покинула Бориса. Миролюбие Бориса
не остановило Святополка, пославшего нескольких «вышегородских болярцев»
на убийство младшего брата.
В ночь на 24 июля (6 августа
по новому стилю) предупрежденный о приближении убийц, Борис в своем
шатре «пел заутренюю», после молитвы лег на постель и затем был заколот.
Вместе с ним было убито немало его дружинников, в т. ч. святой Георгий
Угрин, прикрывший князя своим телом, но некоторым удалось спастись.
Тело Борис было доставлено в Вышгород и погребено у церкви свт. Василия
Великого. Борису было около 25 лет.
Вызванный обманом из Мурома,
Глеб был убит 5 сентября на пути в Киев, близ устья реки Смядыни, у
Смоленска. Тело юного князя похоронили на месте гибели.
Почитание святых Бориса и Глеба
началось очень рано, вскоре после их кончины. В 1019
году, когда Ярослав занял Киев, по его приказу тело Глеба было отыскано,
привезено в Вышгород и погребено, вместе с телом Бориса, у церкви свт.
Василия Великого. Через некоторое время один варяг неблагоговейно стал
на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги.
С тех пор не осмеливались подходить близко, но со страхом поклонялись
месту погребения Бориса и Глеба. Вскоре церковь свт. Василия сгорела,
но все иконы и богослужебную утварь удалось спасти, что было осознано
как заступление святых страстотерпцев. О случившемся сообщили киевскому
князю Ярославу Мудрому и митрополиту Иоанну I, который в сопровождении
«клироса и всего поповьства» отправился в Вышгород и в присутствии князя
совершил всенощное бдение в часовне, выстроенной над могилой Бориса
и Глеба. После того как на месте сгоревшей церкви была выстроена новая,
тела святых по повелению и при участии митрополита торжественно извлечены
из земли. При этом раки были вскрыты и засвидетельствованы нетленность
мощей и исходившее от них благоухание, затем раки установили в новой
церкви «над землею на деснеи стране». От мощей святых князей начали
происходить чудесные исцеления, например, хромого отрока, сына жителя
Вышгорода. Юноша пришел ко гробу страстотерпцев и долго со слезами молился
и просил исцеления. После этого святые Борис и Глеб явились отроку во
сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал
совершенно здоровым.
Благоверный князь Ярослав Мудрый
построил на этом месте посвященный благоверным князьям каменный пятиглавый
храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном
с собором духовенства. На этот день, к которому приурочивалось убиение
Бориса, был установлен и ежегодный праздник святым. На первой же литургии
в новой церкви на глазах князя и митрополита произошло еще одно чудо
– исцеление хромого, с большим трудом добравшегося до храма, чтобы помолиться
Богу и святым. Ноги его укрепились, он встал и пошел перед всеми.
Митрополит Иоанн также составил
службу братьям-страстотерпцам. А в 1115 году при киевском князе Изяславе
Ярославиче их мощи перенесли в новую церковь. Множество храмов и монастырей
по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и
иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных
храмах Русской Церкви.
Благоверные
князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений,
но они – особые покровители, защитники Русской земли и небесные помощники
русских князей, позднее – царей. Известны многие случаи их явления в
трудное для нашего Отечества время, например, – святому Александру Невскому
перед Невской битвой (1240) и накануне Ледового побоища (1242), великому
князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Во время нападения на
Москву в 1572 году крымского хана Девлет-Гирея монах Рождественского
монастыря во Владимире Антоний удостоился видения святых князей, вместе
с Александром Невским спешивших на помощь царю Иоанну Грозному.
Тропарь блгг. кнн. Бориса и Глеба
глас
2
Правдивая
страстотерпца и истинная Евангелия Христова послушателя, целомудренный
Романе с незлобивым Давидом, не сопротив стаста врагу сущу брату,
убивающему телеса ваша, душам же коснутися не могущу. Да плачется
убо злый властолюбец, вы же, радующеся с лики Ангельскими, предстояще
Святей Троице, молитеся о державе сродников ваших богоугодней
быти и сыновом Российским спастися.
Кондак блгг. кнн. Бориса и Глеба
глас
3
Возсия днесь
преславная память ваша, благороднии страстотерпцы Христовы, Романе
и Давиде, созывающи нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем,
притекающе к раце мощей ваших, исцеления дар приемлем молитвами
вашими, святии: вы бо божественнии врачеве есте.
ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ ЖЕЛТОВОДСКИЙ
(7 августа)
Преподобный Макарий Желтоводский,
Унженский родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье благочестивых
родителей. В двенадцать лет он тайно ушел из дома и принял иноческий
постриг в нижегородском Печерском Вознесенском монастыре от Дионисия,
будущего архиепископа Суздальского. В монастыре Макарий проявил себя
как строгий аскет. Пищу принимал он только для того, чтобы не умереть
от голода, но при этом ходил, как и прежде, с монастырской братией на
трапезу, чтобы не показаться постящимся в глазах других. За свою подвижническую
жизнь Макарий приобрел почет и уважение среди монастырских насельников.
Тяготясь славой среди иноков, Макарий решил
уйти из монастыря и поселиться в безлюдном месте. Странствуя несколько
лет, наконец он удалился на берег реки Волги в пещеру близ озера Желтые
воды. Здесь он твердым воздержанием и терпением преодолевал брань врага
спасения. К преподобному присоединилось немало монахов, и в 1435 году
он устроил для них обитель во имя Пресвятой Троицы. Монастырь весьма
прославился, на его обустройство давал пожертвования великий князь Василий
Темный. Согласно житию, Макарий, «обходясь ласково и беседуя с приходящими
иноверцами», обратил в православие немало мордвы, татар, марийцев и
чувашей.
Расцвет новой обители длился
всего пять лет; в 1439 году пустынь была разрушена ханом Улу-Махметом.
Большинство монахов было убито, а сам Макарий был уведен в плен в Казань.Из почтения к его благочестию и благотворительной любви хан вскоре
отпустил святого из плена и вместе с ним освободил до 400 христиан.
Но с преподобного Макария взяли слово не селиться при Желтом озере и
не возобновлять монастырь на прежнем месте. Преподобный Макарий, предав
земле убитых монахов, отправился с теми, кто остался жив, за 240 верст
в Галичские края. Во время этого переселения все путники, по молитвам
святого, питались чудесным образом. Дойдя до города Унжа, преподобный
Макарий поставил в 15 верстах от города на берегу озера Унжа деревянную
«Макарьеву новую пустынь» (известную впоследствии как Макарьево-Унженский
монастырь). В 1444 году, в возрасте 95 лет преподобный Макарий заболел
и мирно скончался в Макарьевском
Унженском Монастыре. Обретение его мощей произошло
1671 году.
Еще при жизни преподобный был наделен благодатным
даром: он исцелил слепую и бесноватую девушку. После кончины святого
многие получали исцеление от его мощей. Иноки воздвигли над его гробом
храм и установили в обители общежитие. В 1522 голу татары напали на
Унжу и хотели ободрать серебряную раку в Макариевой пустыни, но ослепли
и, обезумев, бросились бежать. Многие из них утонули в Унже. В 1532
году молитвами преподобного Макария спасся от татар город Солигалич,
и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого.
Предание сообщает, что покровительством Макария была сохранена жизнь
Михаила Федоровича Романова. Впоследствии молодой царь совершил паломничество
в Макарьевский Унженский Монастырь по особому обету — для благодарного
поклонения Феодоровской иконе Богоматери и святому угоднику и чудотворцу
Макарию за спасение и умиротворение Отечества и Церкви, за свое избрание
и освобождение Патриарха Филарета из польского плена.
Местное почитание памяти преподобного Макария
Желтоводского началось вскоре после его преставления. В 1610 году патриарх
Филарет распорядился исследовать случаи исцелений по молитвам святого:
было засвидетельствовано более пятидесяти случаев. Тогда же имя Макария
Желтоводского было занесено в святцы и назначено повсеместное празднование
его памяти 25 июля/7 августа.
Мощи преподобного покоятся в Макариево-Унженском
Троицком монастыре близ города Макарьева под Костромой, в Свято-Троицком
соборе, построенном в 1669 году игуменом Митрофаном, будущим святителем
Воронежским. Там же находится келейная икона Смоленской Божией Матери,
принадлежавшая преподобному Макарию. За монастырем, на пригорке, сохранился
в часовне колодец, выкопанный его руками.
СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
(10 августа)
Смоленская
икона Божией Матери принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия».
Название можно перевести с греческого языка как «Путеводительница».
Образ Одигитрии один из самых древних: он сложился в Палестине или Египте
еще до VI века, а затем широко распространился по всему православному
Востоку и Византии.
Икона Богоматери, получившая название «Смоленская»,
была принесена на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский
император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь —
царевну Анну, ставшую женой князя Всеволода Ярославича. Икона стала
родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической
близости Константинополя и Руси. После смерти Всеволода его сын, Владимир
Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы,
в котором икона и была поставлена и стала с тех пор именоваться Смоленской.
Согласно преданию, когда в 1239 году к
Смоленску подошли полчища татаро-монголов во главе ханом Батыем, город
был избавлен от разорения по заступничеству Богоматери.
Жители слезно молились у образа Смоленской иконы и произошло чудо –
объятые ужасом от явления им Самой Богородицы войска татаро-монголов
отступили от города. Известно, что Смоленскую икону Божией Матери очень
чтил преподобный Сергий Радонежский, а в его келье был список с этой
иконы.
В конце XIV икона Богоматери Одигитрии
была принесена из Смоленска, захваченного Великим княжеством Литовским,
в Москву, где как особо чтимая святыня поставлена в Благовещенском соборе
Кремля, по правую сторону от царских врат.
Однако в Москве она пребывала недолго: уже в следующем, XV веке, смоляне
просили великого князя Василия Темного вернуть им икону. Для этого в
1456 году в Москву прибыл смоленский епископ Мисаил в сопровождении
наместника и знатных горожан. Князь распорядился сделать с иконы точный,
«мера в меру» список, и дал свое разрешение на возвращение чудотворного
образа, с этим связан еще один важный момент. Дело в том, что икону
вынесли из Москвы с крестным ходом и сопровождали ее на протяжении двух
верст. В честь возвращения Смоленска под власть русских князей великим
князем Василием III на месте расставания москвичей с иконой был основан
в 1524 году Новодевичий монастырь. Здесь же был поставлен список с чудотворного
Смоленского образа и установлены праздник и крестный ход в его честь.
Следующие значимые события,
связанные со Смоленской иконой Божией Матери, произошли уже в начале
XIX века. В
1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска
епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли
помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26
августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской
иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен.
Перед занятием Москвы французами, Смоленская икона была отправлена в
Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны,
а затем вернулась в Смоленск, где и пребывала вплоть до 1941 года. Во время Великой
Отечественной войны первоначальная древняя икона бесследно исчезла.
Не исключено, что чудотворный образ разделил участь многих православных
святынь, которые в те годы массово вывозились немцами из России. Часть
из них пропала бесследно, а часть попала в различные частные коллекции.
В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска
занимает икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского
кремля.Список, бывший в Бородинском сражении, помещен над
захоронением князя М.И. Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
ЕВАНГЕЛИЕ
И тотчас понудил Иисус учеников
Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока
Он отпустит народ.
И, отпустив народ, Он взошел на
гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
А лодка была уже на средине моря,
и ее било волнами, потому что ветер был противный.
В четвертую же стражу ночи пошел
к ним Иисус, идя по морю.
И ученики, увидев Его идущего
по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
Но Иисус тотчас заговорил с
ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
Петр сказал Ему в ответ: Господи!
если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.
Он же сказал: иди. И, выйдя
из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но,
видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси
меня.
Иисус тотчас простер руку, поддержал
его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
И, когда вошли они в лодку, ветер
утих.
Бывшие же в лодке подошли, поклонились
Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
И, переправившись, прибыли в землю
Геннисаретскую.
(чтение на воскресной литургии – Евангелие от Матфея 14:22–34)
ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ
СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА
Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание,
а другой строит на нем; но каждый смотри, ка́к строит.
Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного,
которое есть Иисус Христос.
Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней,
дерева, сена, соломы,- каждого дело обнаружится; ибо день покажет,
потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково
оно есть.
У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но та́к,
как бы из огня.
Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят;
а этот храм - вы.
(1Кор. 3:9–17)
Митрополит Антоний Сурожский. Слово в неделю 9-ю по Пятидесятнице
Так же, как Петру и другим апостолам, нам трудно поверить,
что Бог, Бог мира, Бог гармонии может находиться в самой сердцевине
бури, которая как будто готова разрушить и нашу безопасность, и лишить
нас самой жизни.
В сегодняшнем Евангелии говорится, как
ученики покинули берег, где Христос остался наедине, в уединенности
совершенного молитвенного общения с Богом. Они пустились в плавание,
рассчитывая на безопасность; и на полпути их настигла буря, и они поняли,
что им угрожает гибель. Они боролись изо всех своих человеческих способностей,
опыта и сил, и однако, смертная опасность нависла над ними; страх и
ужас охватил их.
И внезапно среди бури они увидели Господа
Иисуса Христа; Он шел по бушующим волнам, среди разъяренного ветра и,
вместе с этим, в какой-то пугающей тишине. И ученики в тревоге закричали,
потому что не могли поверить, что это Он, они подумали, что это призрак.
А Иисус Христос, из сердцевины этой клокочущей бури, сказал им: «Не
бойтесь»! Это Я... Так же, как Он говорит нам в Евангелии от Луки: Когда
услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь, поднимите головы
ваши, потому что приближается избавление ваше…
Нам трудно поверить, что Бог может находиться
в сердце трагедии; и однако, это так. Он находится в сердцевине трагедии
в самом страшном смысле; предельная трагедия человечества и каждого
из нас – наша отдаленность от Бога, тот факт, что Бог для нас далек;
как бы близко Он к нам ни был, мы не ощущаем Его с той непосредственной
ясностью, которая дала бы нам чувство уверенной безопасности и породила
бы ликование. Все Царство Божие внутри нас – и мы не чувствуем этого.
И это – предельная трагедия каждого из нас и всего мира, из поколения
в поколение. И вот в эту трагедию Христос, Сын Божий, вошел,
став сыном человеческим, вступив в сердцевину этой разделенности, этого
ужаса, который порождает душевную муку, разрыв, смерть.
И мы – как эти ученики; нам не нужно представлять
воображением, что с ними происходит: мы сами находимся в том
же море, в той же буре, и Тот же Самый Христос, с Креста или восставший
из гроба, стоит посреди нее и говорит: «Не бойтесь» , это
Я!..
Петр захотел идти из лодки ко Христу, чтобы
достичь безопасности; не это же ли и мы делаем все время? Когда разразится
буря, мы спешим к Богу изо всех сил, потому что думаем, что в Нем спасение
от опасности. Но недостаточно того, что спасение в Боге: наш путь к
Богу лежит через самозабвение, через героическое доверие Ему, и веру.
Если мы станем оглядываться на волны, и на вихри, и на нависающую угрозу
смерти, мы, как Петр, начнем тонуть.
Но и тогда мы не должны терять надежды: нам дана уверенность, что, как
ни мала наша вера в Бога, Его вера в нас непоколебима; как
ни мала наша любовь к Нему, Его любовь к нам беспредельна и измеряется
всей жизнью и всей смертью Сына Божия, ставшего сыном человеческим.
И в тот момент, когда мы чувствуем, что нет надежды, что мы погибаем,
если в это последнее мгновение у нас достаточно веры, чтобы закричать,
как Петр закричал: Господи! Я тону! Я погибаю, помоги мне!, – Он протянет
нам руку и поможет нам. И поразительно и странно Евангелие говорит нам,
что в мгновение, когда Христос взял Петра за руку, все оказались у берега.
Задумаемся над этими различными моментами
сегодняшнего Евангелия и посмотрим, какое отношение они имеют к нам,
в буре нашей жизни, во внутренней буре, которая иногда бушует в нашем
сердце и уме, во внешних бурных и устрашающих обстоятельствах жизни.
Будем помнить, со всей уверенностью, которая дана нам в Божием собственном
свидетельстве через Его учеников, что мы в безопасности и среди бури,
и спасены Его любовью. Аминь.