Дорогие
друзья!
Подошел к концу трудный и проблемный 2022 год. Конечно,
главное пожелание и ожидание наступающего года - скорейший мир на Украине.
Или лучше - в Украине! Это, пожалуй, точнее.
При этом не будем забывать слова из замечательной молитвы
оптинских старцев: "Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть,
что все попущено Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать
с каждым человеком, никого не смущая и не огорчая…"
Как обычно хочу поделиться с вами некоторыми текстами,
которые созвучны наступающему великому Празднику - Рождеству Христову.
Во-первых, заканчивая год, каждому из нас стоит вспомнить и покаяться
в наших грехах и немощах. Приведу несколько строк одной из проповедей
о. Александра Меня перед исповедью.
"Приступая
к Божественной Трапезе, Причастию, мы все должны признаться себе, что
вера наша слаба, мы должны честно сказать себе, что нет в нас настоящего
доверия Богу.
Вера,
всецело приверженная Господу, дает человеку и силу, и радость, и надежду,
и твердость в переживаниях, в испытаниях жизни. Когда же мы ее оставляем,
не воспитываем в себе веру, а так живем без всякой заботы о ней, то и
плода не будет.
Кто из
нас не болеет? Все мы болеем. У кого из нас нет огорчений? У каждого есть.
Кто не испытал в жизни горя, потерь родных? Такова наша жизнь, и это правда
о нашей жизни. Но у нас есть Заступник, Который может сделать то, что
для нас самих невозможно: вырвать из греха, очистить, простить и дать
силу. Только на Него надо возложить все упование — Он прощает, Он спасает.
Как же
воспитывать в себе веру? Когда вы хотите, чтобы около вашего дома вырос
цветок, вы и землю разрыхлите, и семена туда посадите, потом поливаете,
вырываете всякую сорную траву, ограждаете это место, чтобы никто не прошел
по цветку. Вот так и сердце ваше должно быть заботливо ограждено; заботливо,
для того чтобы жила в нем вера. А как это сделать? Прежде всего, каждый
день молиться. Во-вторых, никого не осуждать. И в-третьих, всегда вникать
в Священное Писание. У всех у вас есть Слово Божие — Евангелие. И мы должны
в него вникать, стараться, чтобы вошли эти Божии слова в наше сердце.
Слово
Божие, молитва и не осуждение. Кто привык осуждать других людей, тому
очень трудно найти Божие оправдание. Потому что Христос-Спаситель сказал:
«Каким судом судите, таким и будете судимы»! И кто склонен к осуждению,
тот перед лицом Божиим осуждается. В этом и будем каяться.
А вот несколько строк из книги протопресвитера о. Александра
Шмемана "Я верю". Что это значит?" (ПСТГУ, 2013 г. стр.
764-766).
"В те дни, когда император Август стал единым властителем
на земле прекратилось многобожие на небе" приблизительно так в переложении
с церковнославянского языка звучат слова песнопения, с которого начинается
торжественная служба Рождества Христова. Вот этот текст на церковнославянском:
"Августу единоначальствующему на земли, многоначалие человеков
преста; и Тебе вочеловечшуся от Чистыя многобожие идолов упразднися".
В самом деле, при императоре Августе наступили мир, единение и спокойствие.
Некая, пусть символическая правда в этом утверждении была.
И вот одновременно с установлением единоначалия Августа
в далекой провинции его империи, в пригороде Вифлеема, крошечного палестинского
городка родился Ребенок. В сохранившихся об этом рассказах зазвучало нечто
поистине космическое: "Слава в вышних Богу, и на земле мир,
в человеках благоволение!" (Лк.2,14). Словно раздвинулись
дали и все происшедшее тогда совершилось не в пустынном месте близ захолустного
городка, не на задворках гигантской империи, а в сияющем космическом пространстве
, сразу во всей вселенной, для всех людей, для всех времен, навсегда.
Откуда эта вселенскость, эта всемирность у людей, никогда
не покидавших своей полупустынной страны, вечно придавленных нуждой, -
у этих пастухов, рыбаков и плотников? Никогда в истории не было ничего
подобного: все прежние религии говорили лишь о маленькой жизни - семьи,
племени, народа и эту жизнь старались защитить, поставить под покров каких-то
очень "своих" очень домашних божеств. А тут сразу: "Я
возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям!"
(Лк.2,10).
Итак, с двух концов мира началось движение к единству,
к единой человеческой судьбе. Но с тех пор пала великая Римская империя,
а за ней и множество других империй, с тех пор написаны сотни тысяч книг
по всем вопросам человеческой жизни, гигантского развития достигли научное
знание и техника. Но вот не умерла память о том таинственном Ребенке,
и как бы тихо не звучали они, но все же слышны по-прежнему слова о Царстве
любви, свободы и мира, которые Он принес людям. Приходит Рождество, и
все те же слова западают нам в сердце, и с той же вершины, пылающей звездной
славой, слышна по-прежнему песнь: "Слава в вышних Богу, и на
земле мир, в человеках благоволение!" (Лк.2,14). И все также
отзывается на нее человек лучшим, высшим, самым чистым, что в нем есть.
Вспомним стихотворение Пастернака на Рождество:
И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры…
И пусть скажут нам: "Но разве на свете мир? Не гораздо
ли больше в нем разделения, ненависти, страха и жестокости? Отчего же
так бессильно ваше Рождество все на свете победить, преодолеть, преобразить?"
Что нам ответить на это? Да, мы слабы и сами изменяем Младенцу, Которому
с такой любовью радуемся. Мы недостойны Его, мы падаем, унываем, изнемогаем.
Но мы все же твердо знаем, что не было в мире лучших, более прекрасных
слов, чем сказанные тогда, не было мечты более правдивой, как нет и сейчас.
Все остальное - страшный кровавый тупик, и есть только один путь - за
этой звездой, к этой слабым светом мерцающей пещере, к этому беззащитному
Младенцу, к Его любви, к даруемому Им спасению."
К этим словам о. Александра Шмемана желание моего сердца
добавить слова о. Александра Меня, которые он неоднократно говорил, когда
поднимался вопрос о кажущейся неудаче христианства: "Христианство
еще только начинается. Две тысячи лет - ничтожный срок по сравнению с
50-ю или 80-ю тысячелетиями, прошедших со времени сотворения человека.
Несмотря на множество замечательных. великих христианских святых, мы еще
неандертальцы веры и цель Евангелия не объяснить нам, откуда и почему
возникло зло, а научить нас противостоять ему: не быть побежденными злом,
но побеждать зло добром
Всех поздравляю с Новым годом и Рождеством Христовым!
Всем нам желаю здоровья, сил, возрастания в вере и помощи Божией во всем.
Всегда ваш, прот. Александр
Борисов. 30 декабря 2022 г.
|