Дорогие
друзья!
Мы с вами входим во второй месяц нового
года в непростой обстановке. Продолжается опасность заражения коронавирусом,
что осложняет духовную жизнь общины нашего храма - посещение богослужений,
работу евангельских групп, проведение конференций и вечеров. Впрочем,
в последнее время появляется надежда, что где-то к весне эта проблема
начнет ослабевать. Общественная жизнь нашего города и страны тоже далека
от безмятежной. И в то же время не будем забывать радостных Рождественских
слов: "С нами Бог!".
Желание моего сердца в этом письме привести
несколько мест из известной книги о. Александра Меня "Ответы на вопросы".
Мне кажется, что эти слова основателя общины нашего храма окажут благотворное
действие на наши сердца. Итак, несколько вопросов и ответы на них.
"Христос
сказал: “Любите врагов ваших”. Врагов идеологических или еще каких?
Я
думаю, что врагов идеологических вообще не существует – есть идеологические
оппоненты. Скажем, у меня может быть друг, который идеологически со мной
совершенно расходится. Это не значит, что он мой враг.
Что
такое “любить врагов”? Отвечаю. Никогда не думайте, друзья мои, что в
Евангелии содержится такая глупость, что человек должен относиться к какому-то
негодяю, который причинил ему зло, так же, как к своему ребенку, к своей
жене или к своему мужу. Ничего подобного! Такого бреда в Евангелии нет.
Любить своих врагов – это значит относиться с доброжелательностью даже
к противнику, желать ему добра, желать, чтобы он раскаялся, чтобы он одумался.
Надо
ли конкретизировать виды нашей борьбы со злом и приблизить их к евангельским:
“Побеждай зло добром”?
Да,
замечательно сказано! А иначе Церковь и христиане потеряют свою суть и
не станет места на земле для истинно Христианского. Христос лишь однажды
взял бич, чтобы выгнать продающих и покупающих. Это был экстремальный
случай. Все-таки обычно Он так не делал. Поэтому побеждать зло добром,
этот принцип, сформулированный апостолом Павлом, является главным христианским
принципом.
Как понимать непротивление злу?
Нравственная,
духовная, внутренняя жизнь человека и юридические нормы – это не одно
и то же. Уметь простить – это значит уметь понять, значит быть благородным.
И это настолько редко бывает у человека, что не надо бояться, что все
мы станем такие всепрощающие и добренькие, это пустые слова. Человек гораздо
легче бывает мстительным, злопамятным и злым. Поэтому если Христос напоминает
нам о необходимости уметь прощать, Он знает, что делает. Он знает, кому
Он это говорит. И знает, для чего Он это говорит. Потому что человек,
когда любит, он высок, а когда ненавидит, он опускается.
Являются
ли государства Божьей карой?
Нет.
Апостол Павел говорит, что государство, власть – от Бога, потому что хаос,
беззаконие – от дьявола. Представьте себе, что вдруг все законы исчезли
бы. Это будет не человеческое общество и даже не звериная стая. Но это
одна сторона. А другая состоит в том, что любое государство, состоящее
из несовершенных людей и построенное на несовершенных принципах, конечно,
идеальным быть не может. Каждое государство стремится приблизиться к какому-то
идеалу, и важно, чтобы этот идеал соответствовал потребностям человека,
человеческой личности, духовным задачам.
Вы
упомянули Швейцера и его теорию благоговения перед жизнью. В эпилоге книги
“Моя жизнь и моя мысль” Швейцер пишет: “Когда меня спрашивают, кто я –
пессимист или оптимист, я отвечаю, что знание во мне пессимистично, но
воля и надежда – оптимистичны. Я пессимист в отношении современного состояния
мира и вместе с тем я оптимист, я продолжаю сохранять веру в истину, которая
не может быть утрачена”. А как бы ответили на этот вопрос лично Вы?
Конечно,
мир в его современном состоянии не может порождать в нас легкомысленного
и легковесного оптимизма. Поэтому Священное Писание говорит нам, что “мир
во зле лежит”. Это правда. И поэтому я пессимист. Но когда Господь Иисус
говорит: “Я победил мир”, – вот это основание нашего оптимизма. Мы знаем,
что все равно сила Божия победит.
Здесь
надо вспомнить свидетельство Апокалипсиса. Это угрожающая, страшная книга
о катастрофах, о том, что погибает третья часть океана, поражен космос,
– то, что раньше казалось невероятным и даже смешным, теперь это вполне
реально. Так вот, Апокалипсис – это самая оптимистическая книга во всем
Священном Писании. Потому что, рисуя черную, страшную картину истории
и столкновения добра и зла, в конце концов ясновидец Апокалипсиса говорит,
что побеждает не дракон, не зверь – побеждает Агнец. Поэтому Апокалипсис
– это книга надежды и света. И в конце там есть такие слова: “Я стою у
двери и стучу”. Это идет Агнец, это идет Христос. Он стучит в дверь каждого
человека, Он стучится в дверь истории. Он стучится в дверь каждой цивилизации:
“Я стою у двери и стучу, и кто Мне откроет, войду и буду с ним вечерять”.
И вот сейчас, как и в те времена, как в любые времена, Агнец стоит у двери
нашего сердца. Он не вламывается, Он не кричит, а Он тихо стучит, как
просящий. Сама Истина просит нас: пусти Меня. И вот если мы Ее впустим,
тогда Он войдет в нас, и тогда наша жизнь озарится совершенно иным светом.
Вот в этом источник нашей веры и надежды. Но она не может существовать
без любви.
Вы
скажете: как понять Божественное и Невидимое? Как любить Его? Но ведь
можно же любить весеннее утро, любить ветер, когда он пробегает по траве,
облако и молчащие звездные дали. Можно даже любить вселенную в целом,
можно любить мир. Можно любить жизнь. Но ведь можно любить и Того, Кто
жизнь создал и дал нам эту жизнь. И любовь эта сильна благодарностью.
И на этом стоит все. Здесь наша надежда, полная оптимизма. Я не верю,
что мир может быть уничтожен силами зла. Потому что хотя и не полностью
руководит Господь миром, однако Он в нем присутствует и направляет его.
Как бы зверь ни безумствовал, все равно победа останется за Агнцем, за
светом. Такова наша надежда."
(Из
книги "Отец Александр Мень отвечает на вопросы".)
Февраль
не богат праздниками, но один очень важный Праздник мы, однако, встречаем
15 февраля - Сретение Господне. Позволю себе привести несколько отрывков
из проповедей о. Александра Меня в этот Праздник.
"Праздник Сретения считается праздником
Христовым и одновременно праздником Девы Марии, Пречистой Матери Божией.
Потому что в этот день Младенец Иисус как бы встречается с Ветхим Заветом,
со старцем, который, уходя из этой жизни, прощается с ней, благодарит
Бога и говорит: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему,
с миром» — древность уходит, начинается новое.
И в то же время Матерь Господа слышит странные
слова, которые ни Она, ни Иосиф сначала не поняли, даже как бы смутились.
Старец взял на руки Младенца и сказал: «Вот лежит это Дитя на падение
и на восстание многих в Израиле», то есть через Него многие люди споткнутся
и упадут, а многие восстанут, поднимутся, оживут. Когда Христос пришел
в мир, то люди должны были выбрать: с Ним они или против Него, принять
им Его или отвернуться и идти своей дорогой. Вот почему Он был испытанием
и камнем преткновения.
А Самой Деве Марии старец сказал загадочные
слова: «А Тебе Самой оружие пройдет душу». Значит, и в сердце Матери Божией
будут испытания через Ее Сына. Поэтому многие и говорят, что вместе с
Господом как бы сердцем была распята и Его Мать. Вся Ее жизнь с того момента,
когда Она была призвана стать Матерью Господа, была Крестным Путем. Вот
почему сегодня, когда мы вспоминаем пророчество старца Симеона, мы преклоняемся
и перед Ее ранами сердечными, и перед Ее ранами душевными, и перед ее
Крестным Путем."
"Вы слышали в сегодняшнем Евангелии
слова старца Симеона: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову
Твоему, с миром; ибо видели глаза мои Твое спасение»!
Какой благословенный момент! «Отпускаешь!»
Он уже готов умереть! Не просто, а прожив долгую жизнь в терпении, в вере,
в надежде!
Обычно принято считать, что старость —
это возраст печальный, унылый и скорбный. Но мы должны смотреть на это
иначе. Каждый возраст имеет свое благословение. И старость — имеет
свое. Утихает суета. Многое человек начинает понимать no-другому оценивать
уже на основании своего жизненного опыта. И все, что было с нами в жизни,
мы должны оценить, понять и принять с благодарностью. А если мы понимаем,
то мы уже не так скоры на осуждение. Если мы понимаем, то мы становимся
более отзывчивыми.
И мы должны спешить, торопиться, каждый день
жить в любви, отдавая друг другу свое сердце, свои силы, пускай уже и
небольшие; ведь самый слабый, самый престарелый человек всегда может что–то
сделать для другого. Недаром в старину к старцам и к старицам приходили
за советом, за указанием пути жизни — и не ошибались, потому что
эти люди были носителями жизненного опыта, носителями настоящей жизненной
мудрости. Вот какими должны мы быть. И благодарить Бога за то, что Он
нас провел через многие годы и дал нам опыт! С любовью, мудро будем смотреть
на мир — мы, люди, уходящие из мира. Мы не должны думать о конце
жизни как о чем–то ужасном, страшном, тяжком.
«Подвигом добрым я подвизался, — читаем
мы в послании апостола Павла, — течение совершил, веру сохранил.
А теперь готовится мне венец правды», — это значит, что мы идем не
к конечной станции, не к тупику, а только к остановке, короткой остановке,
за которой — путь в вечность!
Дай–то Бог, чтобы мы пережили в эти дни и
в эти годы, свои последние годы, то счастье, которое пережил старец Симеон,
когда он прижал к своей груди Младенца Спасителя. Мы все можем Его встретить!
Мы все можем Его ощутить! Только вера, только любовь к Нему, только сила
Духа, изливающаяся в наше сердце, может нас пробудить и озарить прекрасным
светом закат нашей жизни. Тогда мы узнаем, что мы не напрасно были рождены
в этот мир, не напрасно жили, и всегда будем жить в вечности, ибо Бог
есть не Бог мертвых, но Бог живых.
Поэтому в каждый поворотный момент своей
жизни, и перед закатом, перед заходом солнца своей жизни и в последний
час дай Бог нам сказать:
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по
слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое!»"
"Слово «сретение» по церковно-славянски
означает встречу. Почему нам так дорого это слово — «сретение, встреча»?
Потому что не только тот благословенный старец встретил Христа, и не только
те люди, которые жили в евангельские времена, во время оно, встречали
Его, но также и все мы можем встретить Господа на своем пути.
Мы встречаем Его и в красоте мира, которая
нас окружает, и в доброте людей, которые с нами рядом, и в радостях жизни,
и в испытаниях, и в скорбях, и в преодолении греха, когда Он нам помогает
очиститься и подняться. Мы встречаем Его в молитве, когда стоим перед
Ним лицом к лицу и взываем, мы — слабые и немощные. И, наконец, —
в святой чаше, которая сейчас будет вам преподана, вынесена из алтаря
для всех: и причащающихся сегодня, и тех, кто только духом приобщается
Господу, для всех вас это есть встреча (сретение), потому что с нами Бог,
потому что здесь присутствует Господь! И эта встреча оживотворяет нас,
дает нам те силы, которых человек дать не может, а дать может только Господь,
Который пришел, возлюбив этот мир."
(Из книги прот. А. Мень. "Восстань,
спящий!" Москва. 2007. Стр.57-66)
Всем нам желаю здоровья, мира, рассудительности
и помощи Божией во всем!
Всегда ваш, прот. Александр Борисов.
28 января 2021 г.
|