Дорогие
друзья!
Мы
вступаем в замечательный второй месяц весны, когда в нашей полосе оживает
природа и на смену зимнему сну приходит уже настоящая весна. Апрель особенно
насыщен важнейшими событиями в духовной жизни нашей Церкви. Конечно, следует
начать с того, что в середине месяца, 16-го апреля, мы празднуем самое
главное событие нашей жизни, - Пасху Христову, -Воскресение Господа нашего
Иисуса Христа. А за неделю до Пасхи, 7-го апреля, празднуем событие, которое
церковная поэзия называет началом нашего спасения, - "Днесь спасения
нашего главизна…" (тропарь праздника), - Благовещение Пресвятой Богородицы,
престольный праздник центрального алтаря нашего храма. Поэтому начну с
краткого напоминания об этом замечательном празднике.
Благовещение
В
одной из своих проповедей в этот праздник прот. Александр Мень так говорил
об этом событии. "Какое прекрасное слово - Благовещение! Оно означает
самую суть, самое существо нашей веры - Благую Весть, Радостную Весть.
В то самое благословенное утро (возможно это была ночь, а может быть -
полдень; мы не знаем, когда Дева Мария находилась одна) Ей открылась тайна
Ее материнства. Что пережила Пречистая Дева Мария, когда Ей было суждено
дать жизнь Господу Иисусу, Спасителю всех нас. Ей было открыто, что дитя
Ее будет иметь царство вечное для всех людей. Сколько есть всяких мнений,
взглядов, учений человеческих, и только наше называется Благая Весть,
Радостная Весть - по-гречески Евангелие.
Невозможно
представить явления Господа на землю без согласия человека, без согласия
Его будущей Матери, Матери Божией! От нашего лица, от лица всех нас Она
приняла Господа в Свое сердце. Она стала той дверью, через которую Господь
пришел к нам. Заметьте, что говорит Она на приветствие Ангела в этот день,
в день Благовещения? "Се Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему".
Она согласна. Она готова! Она всем сердцем готова принять в Себя Христа
грядущего. Это был подвиг, потому что Она знала, что стать носительницей
Господа под сердцем - значит пройти через горе и испытания! "И Тебе
Самой оружие пройдет душу", сказал Ей старец Симеон. И потом Она
должны была стать страдалицей за всех плачущих и скорбящих. Стать Матерью
всех матерей, всех обездоленных и печальных. Она должны была этого захотеть!
А
мы с вами?.. Когда Господь говорит, что Он нас избрал, избрал для Своей
святой веры, мы говорим: "Нет, лучше нам быть как все и жить тихонечко,
без всякого напряжения, без всякого подвига". Мы боимся! Мы робеем!
Мы ленимся. Мы не хотим потрудиться для Господа, не хотим принять Его
в свое сердце и послужить Ему. Мы смотрим на смирение Марии и прославляем
Ее только за то, что Она сказала несколько слов, но сказала глубоко и
искренне: "Се раба Господня, да будет Мен по слову Твоему".
И
когда Господь хочет к нам придти, мы просим Ее, чтобы Она научила нас
быть всегда готовыми принимать Его со словами: "Вот мы недостойные
Божии слуги, пусть будет с нами по слову Твоему, по воле Твоей".
Когда
нас сгибают годы, удручают печали, приближается старость, разве нам не
радостно от того, что мы имеем жизнь вечную, вечную юность, вечное воскресение?
На сгибает также и бремя наших грехов. Кто из нас не знает, как трудно,
почти невозможно избавиться от этого бремени? Но вот есть Радостная Весть:
посылается нам Спаситель, Которые берет на Себя наши грехи и помогает
нам в борьбе со злом.
Если
ты обижен, если ты находишься в растерянности, как поступить, есть великая
Радостная Весть - вот она - в Слове Божием заключается: великая радость
жизни, благословения, благодарения! Когда мы чувствуем, что слабеют наши
духовные силы, у нас есть еще одна радость - покаяние. Через Церковь Он
все дает и всех принимает. Он примиряет нас, тех, кто искренне хочет вырвать
грех. Тем, кто искренне хочет начать новую жизнь Он ее дает. Хоть тебе
70 лет, хоть 80 - всегда возможна новая жизнь в Господе. Только протяни
Ему руку, только обрати к Нему свое сердце, и тогда радость Божия, благодать
и благословение придут, почиют и в вечность унесут как свет, который никогда
не кончается, никогда не меркнет, всегда сияет, ибо это свет Божией любви."
После
празднования Входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим (9-го апреля) начинается
Страстная седмица. Приведу несколько текстов о. Александра Меня,
сказанных в эти важные дни.
Великий
четверг
"Когда
Господь с учениками собрался на Тайную Вечерю, Он сказал им: «Очень желал
Я есть с вами сию пасху». В том году, Он придавал Пасхе особое значение.
Ученики из Его слов и намеков могли понять, что Он желает в пасхальные
дни заключить Новый Завет. Именно поэтому, узнав от Иуды, где будет Иисус,
власти так торопились схватить Его. Они боялись, что что-то свершится
в этот пасхальный день, что-то сделает Иисус такое, что поколеблет их
авторитет и старые устои. Враг торопился, а Господь жаждал. Как говорил
Он некогда: «Огонь принес Я на землю». И в священном нетерпении Он ждет,
чтобы огонь возгорелся.
И
вот наступает вечер Великого четверга, и Господь собирает своих самых
возлюбленных, чтобы заключить Новый Завет в Своей крови. Завет — означает
близость, родство, союз, единение. В древности, когда он заключался, всех
собравшихся кропили кровью жертвенного агнца. Потому что кровь — это знак
жизни. Когда кровью одной жертвы окроплялись все участники молитвенного
собрания, они становились как бы единой кровью, то есть единой жизнью.
Поэтому Господь Иисус избрал этот ветхозаветный обряд, чтобы утвердить
Свой Новый Завет.
Когда
Он говорил о Своей крови — Он говорил о Своей жизни, когда Он говорил
о плоти, Он говорил о Себе, воплощенном в мире. Когда Он говорил: «Приимите,
ядите», когда Он говорил: «Пейте от нее все», — Он хотел, чтобы его сила,
Его жизнь, Его божественное и человеческое существо соединилось с нами,
чтобы узы — завет вечного — соединили нас с Ним и между собой.
Подобно
тому, как люди, пьющие из одной чаши, едящие за одним столом, приобщаются
к той природной силе, которая поддерживает их жизнь, точно так же и Чаша
священная знаменует явление Духа Божия, силы Христовой. Каждый раз, когда
эта Чаша воздвигается в храме, вновь совершается Тайная Вечеря. Вновь
Господь здесь незримо с нами и говорит нам: «Я умер за вас, Я пришел в
этот прекрасный, созданный Мною мир, который из-за ваших грехов, из-за
сатанинского воздействия омрачен; Я здесь гибну, потому что Святое обязательно
должно гибнуть, когда приходит мрак. И это Моя жертва любви — быть рядом
с вами, несмотря на смерть, несмотря на грех, который касается Меня сегодня».
Поэтому — Он Агнец Божий, берущий на себя грехи мира. И Он все берет на
себя, впитывая в себя страдания каждого из нас. И в эту ночь, когда Он
был за столом, когда Он ждал, что с минуты на минуту придут Его враги,
Он думал не о Себе, а о каждом из нас. Он отдавал Себя ради нас.
Что
встречает Он? Немощь, страх, измену учеников, Он встречает равнодушие
толпы, жестокость палачей, несправедливость судей — все зло мира, обернувшееся
против Него. Все были против Него, все его оставили. Самую горькую чашу
в эту ночь Он выпил для того, чтобы искупить нас и очистить.
В
Великий Четверг мы снова приступаем к Его священной трапезе и молимся:
«Ни лобзания Ти дам, яко Иуда», — потому что каждый из нас может стать
его предателем, как Иуда, который приходит к нему и спрашивает: «Не я
ли, Господи?» А Господь молчит, потому что читает в нашей душе: сколько
раз мы попирали Его закон, а значит распинали Его.
Поэтому
мы приходим к Святой Чаше с таким чувством, как будто это нам запрещено,
невозможно, и только по Его милости мы дерзаем приступить к Его трапезе
— Тайной Вечере. Нам дано сегодня великое таинство. Сила святыни, если
мы ее не употребим в жизни своей на добро, обернется против нас, и во
мрак отпадет душа. Потому что быть рядом с Господом — это значит иметь
великую ответственность, быть взвешенным на весах Его правды, поверить
в Его любовь и отдать Ему все, что имеешь. Поэтому, подходя к Чаше, мы
должны снова и снова повторять эти слова: «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда,
но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем».
Великая
пятница
"На
протяжении трех коротких лет Своего земного служения Господь проповедовал
ежедневно. Как говорит апостол Марк, Ему и ближайшим его ученикам и хлеба
некогда было поесть,. Он много говорил и Он много делал. Евангелист Иоанн
пишет, что если бы все записать, что Он говорил и делал, то мир бы не
мог вместить написанных книг.
Но,
оказавшись перед неправедными судьями, Христос замолчал. Когда над Ним
насмехались, когда Его били, когда над ним издевались, Он молчал. Когда
Его привели к Пилату, Он также коротко ему ответил, а потом замолчал.
Что это означало? Почему Он, Который раньше внушал веру и надежду, зажигал
народ, здесь молчал? Потому что все уже было Им сказано, и потому что
неправедные судьи остались бы глухи к любым Его словам. И только один
раз, во время суда, Он возвысил голос и на прямой вопрос: «Ты ли Христос,
Сын Благословенного?» — ответил: «Я, — и добавил — и вы увидите Сына Человеческого,
грядущего на облаках небесных со славою». Сказал это и снова умолк. И
когда умирал, лишь несколько слов услышали от Него стоящие вокруг Креста.
Он страдал и умирал молча. Сколько горьких слов нашлось бы у Него для
неблагодарного рода человеческого! Но Он молчал, ибо Он был Богочеловек,
через которого Господь нам открылся. Все сказал, все сделал, всему научил,
открыл двери и — умолк. Принял поругание, неблагодарность, бичевание и
смерть.
Не
так ли и в нашей жизни? Нам кажется иногда, что Господь молчит, что на
наши страдания и печали, на наши скорбные молитвы Он не отвечает. На самом
деле Он слышит, знает, Он сострадает нам. Мы взываем к нему, но мы не
должны думать, что это Божественное молчание значит равнодушие, что Он,
как мы говорим, «не слышит». Он не может не слышать. Просто, как и тогда,
Он нам все уже сказал. Он сказал нам больше, чем может вместить мир и
наше сердце. Он нам указал дорогу жизни, и теперь Он безмолвно ждет движения
сердца и воли каждого из нас.
Он
молча терпит наши грехи, нашу низость, наше маловерие, все недостоинство,
но не бесконечно. Придет время, когда все будет взвешено правдой Божией».
Для нас молчание с Креста — это и укор, и призыв к настоящей христианской
жизни. И главное для нас — это ободрение, потому что мы знаем, что Молчащий
на кресте, Молчащий в небе, на самом деле есть Тот, Который спасает нас.
Кто не забыл нас, не оставил нас. Он только и есть одна наша надежда."
Великая
суббота
"Мы
— люди — не просто создания Божии, но дети Божии, возлюбленные, избранные,
любимые Им существа. Хотя Господь, конечно, любит весь мир, всю созданную
Им вселенную, мы, люди, среди созданий — особые: мы единственные имеем
право называться Божиими чадами, потому что мы созданы по Его образу и
подобию. И для того, чтобы этот образ и подобие больше в нас запечатлелись,
Сам Господь все более и более приближался к нам, и должен был соединиться
с нами. Это было бы великим торжеством любви, великим торжеством для людей,
для всего творения — приходит Сам Создатель к людям. Соединяется с ними,
существами еще не совершенными, но прекрасными.
Но
все происходит иначе. Как говорит нам послание апостольское, Господь Иисус
вместо надлежащей Ему радости претерпел страдание. Потому что Он пришел
к людям и нашел их не такими, какими они были задуманы Господом. Он соприкоснулся
с немощью нашей и нашим злом. Вот почему Его встреча с нами, Его воплощение,
Его жизнь среди нас стали для него Крестом: страданием и смертью. Вот
почему Крест перед нами, вот почему ныне икона Гроба Господа перед нами.
Тот, Кто должен был с нами царствовать и радоваться, умерщвлен, убит нашими
грехами, нашим злом.
Но
смерть эта не есть смерть последняя, потому что перед нами Господь, Который
ждет Своего часа. Он умер как все остальные люди, как миллионы людей.
Испустил дух в мучениях на Кресте, был погребен, и гроб был закрыт. Но
мы ждем — и не напрасно ждем — что правда Божия, сила Божия не сможет
быть побеждена злом нашим. И тогда восклицаем мы, как в псалме: «Воскресни,
Боже, суди земли, Все народы - владение Твое» (Пс. 81,8). Господь встает,
чтобы поднять нас, побеждает смерть, чтобы смерть над нами не царствовала."
Пасха
"Сегодня
мы с вами должны подумать об одной важной вещи, которую не все замечают,
когда обращаются к Священному Писанию, когда читают о тех светлых днях,
когда Господь являлся по Своем Воскресении. Он явился многим и каждому
человеку по-разному. В одних обстоятельствах это была плачущая Мария Магдалина,
одинокая, скорбящая у пустого гроба; в другом случае это был Петр, растерянный
и смущенный, вернувшийся из сада, где он нашел пустую гробницу с отваленным
камнем. Потом мы видим учеников на озере. Иоанн чувствует его сердцем
и узнает его, Петр же, бросаясь вплавь, спешит к нему. И, как мы читаем
в посланиях апостола Павла, среди последних, кому явился Господь, был
он, Павел-Савл, который гнал Церковь Божию.
И
вот это продолжается и сейчас. Христос, воскресший незримо, но ощутимо
является каждому. И в жизни каждого из нас, кто хотя бы на мгновение чувствовал
близость миров иных, совершается встреча с воскресшим Господом, и Он приходит
к каждому, стучась в дверь его сердца, находя каждому свои слова. И наше
дело услышать, наше дело отозваться на этот стук, потому что Господь пришел
спасти, одухотворить и изменить жизнь не только всех, но и каждого из
нас. Поэтому сегодня, в пасхальный День, возвращаясь домой, пусть каждый
из вас унесет в сердце эту радость и мысль о том, что Господь и мне явился.
Он и для меня воскрес, и для меня говорит, и со мной остается, и будет
всегда как мой Господь, как мой Спаситель, как мой Бог. Храни вас Господь!
Христос Воскресе!"
Дорогие
друзья! Всем нам желаю встретить Пасху Христову с радостью и надеждой
на то, что каждому человеку, где бы и в каких обстоятельствах он не находился
Господь дарует Свою победу над смертью. Будем все молиться об этой радости,
о мире и благодати Божией, которая одерживает победу в Вышнем мире над
всеми силами зла. Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Храни
вас все Бог! Всегда ваш, прот. Александр Борисов. 26 марта 2023 г.
|