Дорогие
друзья!
Вот
наступает последний месяц 2023 года. Года трудного, разделившего многих
друзей и знакомых вследствие разного отношения к международным событиям.
Думаю, что всем нам необходимо не только молиться о мире на Украине и
на Святой земле, но и стремиться сохранять и умножать мир там, где это
зависит напрямую от каждого из нас: в семьях, домах, на работе, в приходе.
В декабре мы вспоминаем
много важных церковных событий.
Первое из них, 2-го декабря, память Святителя митрополита
Московского Филарета (1783-1867). Пожалуй самым глубоким духовным
деянием митр. Филарета была его работа над русским переводом Библии. Следует
сказать, что он прекрасно знал древнееврейский и греческий языки. В 1813
г. Филарет, тогда еще архимандрит, вступил в Российское Библейское общество сразу же при его
основании и оставался его членом до его закрытия в 1826 г. С 1814 года —
он директор Общества, с 1816 года — вице-президент.
Для Библейского общества он перевёл на русский язык Евангелие
от Иоанна. В 1822 г. вышло первое издание Нового Завета на
русском языке. Перевод Библии на
русский язык вызывал очень сильный протест консервативного духовенства
и многих влиятельных светских лиц. В 1826 г. под влиянием графа А.А. Аракчеева
и его единомышленников император Николай I своим указом приостановил деятельность
Общества «впредь до Высочайшего соизволения». Возобновить свою
работу Российское Библейское
общество смогло лишь в январе 1990 г.
В 1817 г. Филарет становится епископом, а с 1821 г. митрополитом
Московским. Митр. Филарет был личным другом Александра II и
именно ему император поручил составление манифеста об отмене крепостного
права.
Митрополит
Филарет имеет отношение и к истории нашего храма. В 1842 г. в праздник
Пятидесятницы митрополит освящал наш храм вероятно после некоторого ремонта.
На сайте нашего храма в разделе "История храма" опубликовано
слово, сказанное святителем после освящения храма. Вот небольшой отрывок
из этой проповеди митрополита.
"Апостольская,
горница сошествия Святого Духа, есть не иное что, как первоначальный образец
святого Христианского храма; и взаимно святой Христианский храм, следственно
и храм ныне освященный, есть повторенная, возобновленная, размноженная
Апостольская горница сошествия Святого Духа."
Далее митрополит говорил о необходимости молитвы. "Молитва
есть дыхание духовного человека. Как дыханием телесный человек привлекает
окружающий воздух, и вдыхает из него жизненность и силу: так молитвою
душа отверзает себя вездеприсутствующему Духу Божию, и приемлет от Него
жизнь и силу духовную. Да пребываем и мы в молитве и молении, да и нам
Отец Небесный, по обетованию Единородного Сына Его, даст Духа Святаго
просящим у Него (Лук. XI. 13)."
4-го декабря Церковь празднует Введение во храм Пресвятой
Богородицы. Это радостный праздник,
когда мы впервые услышим на всенощной ирмосы Рождественского канона: "Христос
рождается, Славите! Христа с Небес встречайте!"
Желание
моего сердца привести несколько отрывков из проповеди митр. Антония Сурожского,
сказанной им в этот день в 1981 г.
"Есть
праздники, которые также как и иконы, говорят нам о каком-то внутреннем
событии, даже если историческая обстановка не ясна. Событие, которое описывается
в богослужении, едва ли было возможно в древнем Иерусалиме, но оно сообщает
нам что-то более значительное, более важное о Божией Матери, нежели физическое
Ее вступление во Святая Святых, которое было запрещено и первосвященнику.
Это день, когда Пресвятая Дева, достигшая той ранней зрелости, которая
делает ребенка способным лично переживать, лично воспринимать и отзываться
на таинственное прикосновение благодати, когда, достигши этого возраста,
Она вступила действительно во Святая Святых - не вещественное Святая
Святых храма, а в ту глубину Богообщения, которую исторически Храм собой
изображал.
И
с каким трепетом мы должны читать в богослужебной книге слова, которые
приписываются с такой нежностью, с такой глубиной Иоакиму и Анне: Чадо,
иди! И будь Тому, Который все тебе дал, возношением и сладким благоуханием!
Вступи в ту область, куда нет двери; научись тайнам и готовься стать местом
вселения Самого Бога.
Так
некоторые отцы Церкви и святитель Феофан толкуют значение этого вступления
Божией Матери в храм, в Святая Святых.
И
в другом месте того же богослужения мы читаем, как Ей тихо говорит Архангел
Гавриил , чтобы Она открылась Богу и приготовилась стать местом вселения
грядущего Спасителя.
Да,
в день этого праздника действительно совершается для нас явление этого
дивного события, начало этого возрастания, но также дается нам и образ
того, к чему мы призваны, куда нас зовет Господь: во Святое Святых. Да
- мы осквернены; да - наши умы отуманены; да - наши сердца нечисты; да
- наша жизнь порочна, недостойна Бога. Но всем доступно покаяние, которое
может очистить нас и в уме, и в плоти, и в сердце, выправить нашу волю,
всю жизнь нашу сделать правой, так чтобы и мы могли войти во Святая Святых
- с тем, чтобы вырасти в полную меру роста Христова, уподобиться Матери
Божией и стать храмом, местом вселения и Святого Духа, и Господа в Таинствах,
и стать детьми нашего Небесного Отца
13-го декабря - память апостола Андрея Первозванного. Почему он так назван - "Первозванный"? Потому
что ему, родному брату ап. Петра, суждено было быть первым из учеников
Христовых. Когда Господь увидел его, у Него ещё не было ни одного ученика.
И первым к Господу подходит Андрей - рыбак из Вифсаиды, из маленького
городка, который потом понесёт слово Христово вместе со всеми другими
апостолами.
Сейчас,
когда люди так быстро перемещаются из одного конца земли в другой, нам
трудно представить, какие испытания были на пути первых апостолов Христовых.
Они шли среди опасностей, среди разбойников, которые подстерегали их на
каждом шагу, среди болезней, лихорадки, голода, жажды! Об этом апостол
Павел пишет в своих Посланиях.
Апостола
Андрея особенно чтят в Восточной Церкви, и в нашей стране, потому что
есть предание, что во время своих проповеднических странствий он достиг
пределов будущей русской земли. Тогда ещё земля эта так не называлась
и не было ещё ни Киева, матери городов русских, ни русского народа, а
жили племена славянские по берегам реки, которая называлась тогда Борисфен
и только впоследствии получила название Днепр.
Как повествует предание, однажды утром, когда солнце
взошло, Дух Божий проник в сердце апостола Андрея и он сказал: «На этом
месте загорится огонь веры Христовой, и отсюда она получит начало по всей
этой земле». Апостол, стоя на берегу Днепра, предвидел то время, когда
киевляне впервые будут крещены в этой реке и отсюда потечёт огонь веры
Христовой по всей русской земле. И мы можем сказать, что принесённое в
нашу страну слово Христово как бы идёт с апостольских времён. Вот почему
память апостола Андрея для нашей страны и нашей Церкви так драгоценна
и так важна.
19-го
декабря - день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
Вот несколько отрывков из проповеди
о. Александра Меня в этот день в 1982 г.
"Прославление
Святителя Николая началось среди моряков. Когда они проходили мимо гавани
города Миры Ликийские, то каждый считал своим долгом придти к могиле святого
помолиться перед морским путешествием. А потом к его молитвам стали обращаться
и другие люди, потому что наше житейское странствие похоже на путешествие
по морю. Каждую секунду нас может поглотить смерть или грех, который может
погубить нас духовно.
Поэтому
и для нас с вами молитва великого святого драгоценна. Так что и мы надеемся,
что он тоже присутствует на утлом суденышке нашей жизни, и тоже молится.
Он умер давно, но продолжает действовать, потому что Господь Иисус сказал
нам, что человек, который возлюбит Его и пойдет по Его пути, будет творить
чудеса и даже большие чудеса, нежели Он Сам творил во время земной
жизни.
Поэтому
для нас с вами чудо всегда присутствует в жизни. Кто чувствует Божие присутствие,
тому не нужны какие-то особенные явные знамения, потому что для него все
вокруг есть чудо. Каждое живое существо, каждый цветок и все, что дано
человеку, - все это чудо. Только мы с вами слишком привыкаем к этому и
не умеем замечать его. И мы никогда не должны терять способности всему
удивляться: и солнцу, и небу, и снегу, и жизни, и тайне Божией любви,
которая изливается на нас. Это и есть величайшее чудо. Все - чудо. Потому
что во всем Господь."
Для нашего храма день 19-го декабря тоже всегда воспоминание
о чуде. Случилось так, что именно в этот день в 1991 г. в небольшом помещении
нашего храма, которое мы теперь называем "светлица" состоялось
служение первой Божественной Литургии, через 60 лет после закрытия нашего
храма в 1930 г. Никакой специальной подготовки к тому, чтобы это совершилось
именно 19-го декабря не было. Это произошло как бы совершенно "случайно".
Так что очевидно, что это был нам подарок Свыше. В самом помещении храма
еще во всю работала типография Министерства Культуры, стояли огромные
печатные станки и стеллажи с готовой продукцией. Так что мы вполне можем
относиться к свт. Николаю, как нашему покровителю, дарованному нам от
Бога.
И
конечно, пожалуй самое важное, о чем надо сказать - это, что декабрь
- время Рождественского поста. Пост этот начинается 28 ноября и продолжается
до 7 января - дня празднования Рождества Христова. Приведу несколько отрывков
из проповеди о. Александра Меня, сказанной в декабре 1980 г.
"Не
нужно думать, что праздник - это просто приятное время, когда мы можем
порадоваться, поздравить друг друга, утешиться в своих печалях! Нет, праздник
Рождества Христова - это напоминание о том. что Господь пришел на землю
умереть и страдать вместе с нами, чтобы каждый из нас получил жизнь вечную,
чтобы каждый из нас приобщился к спасению. Это праздник есть день выбора:
кто-то принимает Иисуса Христа, а кто-то отвергает.
Для
нас, принявших Слово Христово, подготовка к празднику есть приготовление
к встрече Самого Господа! Только тогда будет радостна это встреча, если
мы хоть что-то сделаем, хоть как-то подготовимся. Когда мы ждем Самого
Господа, который посетит нас, благословит и озарит нас Духом Своим Святым.
- Как старательно должны мы приготовить "дом" свой, то есть
душу свою, сердце свое, как должны мы его очистить! Может ли в это грязное
помещение неочищенной нашей души войти светлый гость - Христос, который
рождается?
И
вот, дорогие мои, мне хотелось бы, чтобы Рождественский пост был для нас
не только временем воздержания, но и временем приготовления. Чтобы мы
верили и надеялись, что в праздник Рождества Христова вы все ощутите Его
действительное пришествие, Его близость, Его благодатную силу."
Добавлю
пожелания от себя. Очень важно на протяжении Рождественского поста кроме
утреннего и вечернего правил читать по одной главе из Евангелия. Эти дни
должны стать днями наибольшей духовной собранности, бодрствования.
Христос
приносит нам мир. Но мы не можем его взять, потому что полны смятения.
В эти дни мы сознательно и целеустремленно отклоняем от себя все, что
вносит смятение в душу (сократить до минимума время пребывания в интернете).
Оберегать мир, как хрупкий сосуд, как огонь на ветру.
Волхвы
принесли Младенцу Христу дары. Что я могу сделать для Тебя? Может ли радовать
Тебя моя жизнь? Есть ли в ней служение, угодное Тебе? Следует постараться
сделать что-либо для людей нуждающихся, одиноких, престарелых в знак рождественского
дара Христу. Постараться примириться со всеми, с кем находишься в ссоре.
Всем
нам, дорогие друзья, желаю здоровья, радости и сил для добрых дел.
И
конечно, всем желаю скорейшего наступления мира там, где сейчас идут вооруженные
конфликты.
Храни вас всех Бог! Всегда ваш, прот. Александр Борисов.
30 ноября 2023 г.
|