Духовное наследие
о. Александра Шмемана
Дорогие друзья!
Горячо рекомендую послушать радиобеседы замечательного русского священника
Православной Церкви в Америке о. Александра Шмемана по приводимой
ссылке. Уверен, что они обогатят вас духовно и умножат ваши знания
о нашей христианской вере. Послушайте, не пожалеете! Беседы протопресвитера Александра Шмемана на радио «Свобода»https://azbyka.ru/audio/besedy-na-radio-svoboda-shmeman.html Храни вас всех Бог! Всегда ваш, прот. Александр Борисов.
Дорогие друзья!
Вы можете читать тексты замечательных лекций недавно скончавшегося
прихожанина нашего храма, Бориса Михайловича Балтера. А также можете
послушать его замечательные лекции о Библии по ссылке Духовное
наследие Бориса Балтера
Ресурсы,
посвященные трудам и памяти прот. Александра Меня
Неделя 8-я по Пасхе
День Святой Троицы. Пятидесятница.
Утр. - Ин., 65 зач., XX, 19-23
Лит. - Деян., 3 зач., II, 1-11. Ин., 27 зач., VII, 37-52; VIII, 12.
Приглашаем
на бесплатный вебинар Наталии Владимировны Ининой, посвященный поиску
внутреннего ресурса и точек роста.
Об авторе:
Наталия Владимировна Инина -
автор книги «Испытание детством», автор собственной методики по работе
с внутренним ребенком, лауреат национальной премии «Психея» за достижения
в области практической психологии, преподаватель МГУ, РПУ имени Иоанна
Богослова, Московского института психоанализа, стаж работы 25 лет.
Если вы:
- Столкнулись с ощущением, что у вас больше нет сил идти дальше
- Чувствуете, что вы уже очень много старались, а результата нет
- Живете словно бы «мимо» себя, не понимая себя
- Просто очень устали
… Приходите на вебинар и узнайте, как найти в себе силы и желание жить.
Узнайте, как приблизить ту встречу, которая точно изменит всю вашу жизнь
- встречу с самим собой.
Дата: 5 июня 20-00.
Вебинар бесплатный. Регистрация по ссылке. https://vk.cc/cosgxs
Каждому зарегистрированному - бесплатный гайд от Наталии Ининой из 4 советов,
как выйти из стресса к ресурсу.
Седмица 1-я по Пятидесятнице (сплошная).
Ап. от 70-ти Андроника и св. Иунии (I).
Рим., 80 зач., I, 18-27. Мф., 12 зач., V, 20-26.
Хорошие новости
У
бездомных появился свой собственный дом!
Свершилось! Историческое событие для "Ноя" - у наших стариков
и инвалидов появился свой собственный дом! Предстоит большая работа по
ремонту и приведению здания в состояние, пригодное для проживания людей.
Но, главное - оно принадлежит нам и теперь, надеемся, нашим подопечным
не придется постоянно переезжать с места на место. Радость переполняет
всех нас!
Это, конечно, далеко от Москвы (Лотошинский район Московской области,
130км от МКАД, за Волоколамском), а само здание находится не в лучшем
состоянии, требует серьезных вложений, но это лучший вариант из всех нами
рассмотренных. Дом не эксплуатировался много лет, требуется капитальный
ремонт - замена всей электрики и сантехники, установка отопительных котлов
(здание не газифицировано и такой возможности, насколько нам сейчас известно,
нет), косметический ремонт всех помещений. Предстоит долгая кропотливая
работа, прежде чем мы сможем заселить сюда людей.
А сейчас нам очень нужны специалисты (плиточники, сантехники, каменщики,
плотники, электрики) и, конечно же, средства на ремонт. Мы очень надеемся,
что за это время нам удастся сделать новый дом пригодным для круглогодичного
проживания людей с ограниченными возможностями. Конечно, в этом нам не
обойтись без вашей всесторонней помощи. Но это здание у нас в собственности,
а не в аренде, и все оборудование, которое здесь будет установлено (и
плоды трудов специалистов по ремонту), не останутся арендодателю, а будут
служить нашим подопечным - бездомным людям.
Большое спасибо всем, кто помогал и помогает нам пожертвованиями, продуктами,
вещами, полезными контактами, делится с друзьями в социальных сетях нашими
новостями. В уходящем месяце у нас произошло много всего интересного (а
главное - хорошего!), совсем скоро - дайджест майских новостей от нашего
корреспондента. Мы остаемся с вами на связи и в последний день весны желаем
вам прекрасного, солнечного лета!
C уважением, Председатель Совета межрегиональной общественной организации
социальной адаптации лиц без определенного места жительства «Дом трудолюбия
НОЙ» Э.В. Сосинский.
Седмица 1-я по Пятидесятнице (сплошная).
Прп. Феодора Освященного (368).
Рим., 79 зач., I, 1-7, 13-17. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 13.
Дорогие
друзья!
Закончились важные периоды первой половины Церковного
года: Рождество, приготовительные недели к Великому посту, Великий пост,
Пасха, семь недель от Пасхи до Пятидесятницы, и, наконец, сам праздник
Пятидесятницы – День рождения Церкви Христовой. Это все значимые периоды,
подобные ступенькам духовной лестницы, по которой мы каждый год поднимаемся
выше и выше к предназначенной нам таинственной встрече в Царствии Небесном.
В этой встрече наша эфемерная, временная жизнь получит возможность соединиться
с бессмертием, с Богом. И мы надеемся приобщиться к этой Божественной
жизни, обрести то, что Св. Писание называет спасением. Однако при этом
следует не забывать, что эта встреча станет возможной только через веру
во Иисуса Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит
к Отцу, как только через Меня» (Ин.14,6).
После Духова дня, в этом году после 28 мая, на служении
Литургии начинаются чтения из Евангелия от Матфея. А этой неделе – небольшие,
следующие друг за другом отрывки из 5-й главы, Заповеди блаженства. Желание
моего сердца напомнить Вам несколько мест из проповеди о. Александра Меня
об этих, пожалуй, самых известных словах учения Христа.
«Каждую Литургию мы слышим такие знакомые для нас слова:
«Блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны миротворцы»,
— так начинается Нагорная проповедь Спасителя, в которой сосредоточено
главное евангельское учение о жизни. И, наверное, никогда человек не исчерпает
всей глубины этих священных, Божественных слов. Не случайно Нагорная проповедь
была произнесена на горе. Как в древности Синайский Закон был дан на горе,
так, поднявшись на одну из гор на берегу Галилейского озера, Господь провозгласил
Свою Благую Весть, Свой Новый Завет, Свою Новую жизнь. С этой горы прозвучали
слова о жизни обновленной.
Начинается эта проповедь словом «блаженны», то есть счастливы,
имеют полноту жизни, а кончаются заповеди блаженства, а вернее, обетования
блаженства, так: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах».
О ком
же говорит Господь? О тех, кто всегда преуспевал? — Нет; о тех, кто всегда
жил безоблачно, безболезненно, беспечально? — Нет; о тех, кто не испытал
в жизни препятствий, разочарований? — нет. Господь называет счастливыми
плачущих, гонимых за правду и говорит нам, что в самом страдании Он пребывает
с нами.
Имеет ли это к нам отношение? Прямое! Потому что весь
мир страдает, каждый человек страдает. Недаром в Новом Завете сказано:
«Мир лежит во зле». Горькая правда. Мы рождаемся в этом мире с плачем
и уходим так же. Нас поражают болезни и немощи. Коротка жизнь человеческая
— в Книге Иова она сравнивается с цветком, который сегодня расцвел, а
завтра уже увял. Человек, говорится в этой Книге, рожденный женою, скуден
днями и богат скорбью.
Все
проходит, ничего не остается, такова правда, черная, мрачная правда, и
поэтому Священное Писание говорит нам, что «мир во зле лежит». Сам Господь
говорит нам: «В мире будете иметь скорбь» (Ин 16:33).
Но почему же Он, возвещая нам Свое учение, начинает со
слов «вы блаженны», «вы счастливы» — и заканчивает: «радуйтесь и веселитесь».
Мы спросим, Господи, какие же мы счастливые, когда живем среди печали
и горя? Как можем мы радоваться и веселиться, когда на нас камнем висит
груз наших немощей, грехов и огорчений? И все-таки Он говорит: «Радуйтесь
и веселитесь».
В этом сила Христа Спасителя, Который пришел именно к
страдающим, именно к тем, кому Он сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся
и обремененные». Так в темной пещере открывается окно, и оттуда льется
свет, потому что Он говорит: «Все, кто страдает, радуйтесь, потому что
Я страдаю с вами, Я вас выведу в светлый мир. Радуйтесь и веселитесь,
ибо велика ваша награда на небесах».
Какая же это награда? Бесконечная любовь Христова, которая
нас объемлет, как свет, как блаженство, как радость, как мир. И мы с вами
приходим в храм, чтобы призвать Его, потому что здесь Небеса; они спускаются
к нам, когда мы совершаем Божественную литургию, Сам Господь приходит
сюда, и Небо здесь начинает сиять. Значит, наша награда, которая на небесах,
— она уже здесь, уже в этой жизни. Поэтому сейчас, здесь стоя и молясь,
мы должны почувствовать, что Божия рука, Христова благодать на каждом
из нас, что Он нас поднимает, дает нам силы, дает нам радость, потому
что нет у нас иного Спасителя, кроме Господа Иисуса. Вместе с Ним, страдающим
нашими страданиями, меняется все — скорбь превращается в радость, тьма
рассеивается, наступает свет, и мы можем распрямить свои спины, посмотреть
вперед и сказать: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтесь»
(Ис 8:9–10). Мы можем сказать: «Господь просвещение мое и Спаситель
мой, кого убоюся»(Пс. 26:1).
Так наступает радость и в темноте начинает светить свет:
«Свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Этот свет мы
можем принять только очами веры. Ничто нас не спасет, кроме веры, которая
приводит ко Христу Спасителю. Откройте свое сердце, сейчас, здесь, в этот
момент, молитесь о том, чтобы Он коснулся вас, чтобы Он сейчас, здесь,
в этот момент снял с вас тяжесть жизни. Потому что Он Сам говорит: «Придите
ко Мне!». И мы должны сами сейчас прийти к Нему — и тогда найдем
покой душам нашим — свет, мир, любовь, радость, блаженство.»
Несмотря на летнюю перемену нашей жизни надо стараться
неуклонно поддерживать огонек нашей веры. Не оставлять простые вещи: ежедневная
молитва, ежедневное чтение Священного Писания, ежедневное чтение духовной
литературы, хотя бы по 15 минут в день, еженедельное посещение храма.
И, наконец, общение с людьми, близкими по духу, - вот главные простые
требования для укрепления веры.
Всем желаю хорошего лета, здоровья, благополучия и помощи
Божией в осуществлении всех Ваших планов.
Храни Вас Бог! Всегда Ваш, прот. Александр Борисов.
Седмица 1-я по Пятидесятнице (сплошная)
Прп. Феодора Освященного (368)
Рим., 79 зач., I, 1-7, 13-17. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 13 .
Приходской
молодежный лагерь
Приглашаем
подростков от 12 до 18 лет в наш приходской лагерь. Просим рассказать
родителям. В программе: обсуждение Евангелия в группах, спорт, общение,
Литургия, встреча с отцом Иоанном Гуайта, творческие кружки, общелагерная
игра, карнавал. Ведущие — дружелюбные, интересные взрослые прихожане разных
профессий, готовые делиться с подростками своим житейским и духовным опытом.
Лагерь пройдет с 23 по 30 июня, на базе отдыха под Дубной. Запись по телефону
8 (925) 467-8332. Оргвзнос: 15000 руб. Готовы обсуждать скидку для многодетных
семей.
Мы
нуждаемся в молитвенной поддержке нашего лагеря и ищем прихожан, готовых
участвовать в общей молитве:
- за ведущих: чтобы они приготовили хорошую, полезную программу
- за родителей подростков
- за самих подростков, чтобы Бог привел в лагерь тех ребят, кому это необходимо
- за то, чтобы сложились хорошие отношения в самом лагере
- за безопасность, "благорастворение воздухов" и избавлении
от искушений в лагере.
===========
Если
вы хотели бы присоединиться к такой молитве, дайте пожалуйста нам знать
по телефону 8 (925) 467-8332 или по e-mail: podrostki.hram@gmail.com
Продолжая
тему
Позавчера
к нам в храм приходил один вор. Вчера зашли сразу двое. Сегодня после
службы мы опять ждали ("Бог Троицу любит" - повторяла бабушка), но не
свезло... Праздники закончились.
Не имея оригинального материала, предлагаем вашему вниманию дважды
воровской сюжет из всеми любимого мультфильма. Почему дважды? Вы услышите
фрагменты композиции американского телеведущего Мерва
Гриффина House Of Horrors (1962). Естественно, без упоминания в
титрах. Музыка очень жизнерадостная.
Мерв Гриффин прожил долгую и интересную жизнь. Кроме упомянутой обработки
Сен-Санса, он придумал еще "Поле чудес" (Wheel of Fortune)
и много чего, что мы знаем (или не знаем), но чаще под другими именами.
Фрагмент
мультфильма
House
Of Horrors полностью
28 мая 2018
Седмица 1-я по Пятидесятнице (сплошная).
День Святого Духа
Еф., 229 зач., V, 8-19. Мф., 75 зач., XVIII, 10-20.
Любопытный
момент. Нейросеть сервиса Youtube, анализирующая видео на предмет интересных
картинок для заставки, автоматически выбрала именно тот момент, когда
в кадре мелькнула извлеченная купюра.
Седмица 7-я по Пасхе
Равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских
День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Факультет
психологии МПИ св. Иоанна Богослова распахнет свои двери в эту субботу
19 мая 2018 года в 12-00!
Лучший способ
получить все ответы на вопросы о месте, где вы хотите учиться, – побывать
на Дне открытых дверей и лично пообщаться со студентами, преподавателями
и руководством факультета в лице профессора Бориса Сергеевича Братуся
и отца Петра Коломейцева.
Впервые
за всю историю существования нашего факультета появились бюджетные
места! И возможно именно вы сможете учиться у лучших специалистов
в области христианской психологии совершенно бесплатно J
НА ДНЕ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ВЫ СМОЖЕТЕ:
·•
узнать подробности всех форм обучения (бакалавриат, магистратура) и программ
дополнительного образования;
·•
узнать правила приема на бюджетные места 2018-2019;
·•
получить советы по прохождению вступительных испытаний;
·•
стать участником Психологического театра;
·•
почувствовать атмосферу и дух нашего факультета.
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ
·приветственное
слово ректора Института игумена Петра (Еремеева)
·анонсирование
бюджетных мест в МПИ
·деканы
факультетов расскажут об институте: о направлениях подготовки, профилях
обучения, порядке поступления и учебном процессе.
·чаепитие
для всех гостей
День открытых дверей пройдет по адресу:
г. Москва, переулок Чернышевского, д. 11 а, стр.
1 (ст. метро "Достоевская", "Новослободская" или "Менделеевская").
Начало в 12-00.
Друг,
сестра, наставник
13 мая в приходском
доме состоялся вечер памяти Лилии Николаевны Ратнер «Друг, сестра, наставник».
О полтора года назад ушедшей в вечность нашей прихожанке говорили ее друзья,
ее ученики, слушавшие лекции в Университет о. Александра Меня, люди, которых
она катехизировала, кого привела в Церковь, кто читал ее книги или ходил
с ней на выставки и те, кто ценил ее творчество как художника. Встреча
была приурочена ко дню рождения Лили Ратнер, 12 мая ей исполнилось бы
89 лет.
Встречу вела Карина
Черняк, которая знала Лилю с конца 80-х гг., их связывала дружба, общинная
жизнь, многочисленные путешествия и творческие и миссионерские начинания.
О Лилии Николаевне говорили священники – настоятель, о. Александр Борисов
и о. Иоанн Гуайта. Многим прихожанам было что вспомнить, потому что Лилия
Ратнер была человеком ярким, незаурядным, не всегда простым в общении,
но увлеченным, преданным Церкви, и главное – во всем искала Христа. Она
умела заразить человека своей верой, своим интересом к жизни, своей любовью
к искусству. В наш храм Лилия Ратнер пришла, как только он открылся, и
активно участвовала во многих служениях – в катехизации, группах чтения
Евангелия, занималась просветительством, участвовала в конференциях, читала
лекции и т.д. Своими воспоминаниями о ней поделились Ирина Букринская,
Ольга Попцова, Сергей Беспалько, Анна Косова, Ирина Глазова, Ирина Тореева,
Ирина Языкова и др.
Накануне, 11 мая,
в культурном центре Покровские ворота открылась выставка графики Лили
Ратнер, в которую вошли два ее библейских цикла: «Пророки» и «Слушайте
слово Господне».
Храм свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине (конференц-зал)
Воскресенье, 13 мая, 14:00
ДРУГ, СЕСТРА, НАСТАВНИК
Вечер памяти Лилии Ратнер
(12 мая 1929 – 5 декабря 2016)
В вечере принимают участие:
• прот. Александр Борисов
• иеромон. Иоанн (Гуайта)
• Сергей Беспалько
• Ирина Букринская
• Ольга Папцова
• Андрей и Карина Черняк
• Ирина Языкова и другие.
Мы до сих пор не можем сказать, скольких потеряли в той
войне.
Людские потери СССР оцениваются в диапазоне от 7 до 46 миллионов человек. Википедия
Рыбаковский Л. Л. Людские
потери СССР в Великой Отечественной войне //
Социологические исследования. — 2000. — № 8. — С. 89—97.
Приглашаем
подростков от 12 до 18 лет в наш приходской лагерь. Просим рассказать
родителям. В программе: обсуждение Евангелия в группах, спорт, общение,
встреча со священником, творческие кружки, общелагерная игра, карнавал.
Ведущие — дружелюбные, интересные взрослые прихожане разных профессий,
готовые делиться с подростками своим житейским и духовным опытом.
Лагерь
пройдет с 23 по 30 июня, на базе отдыха под Дубной. Запись по телефону
8 (925) 467-8332. Оргвзнос: при оплате до 15 мая 13700 руб.
Мы
нуждаемся в молитвенной поддержке нашего лагеря и ищем прихожан, готовых
участвовать в общей молитве:
- за ведущих: чтобы они приготовили хорошую, полезную программу
- за родителей подростков
- за самих подростков, чтобы Бог привел в лагерь тех ребят, кому это необходимо
- за то, чтобы сложились хорошие отношения в самом лагере
- за безопасность, "благорастворение воздухов" и избавлении
от искушений в лагере.
===========
Если
вы хотели бы присоединиться к такой молитве, дайте пожалуйста нам знать
по телефону 8 (925) 467-8332 или по e-mail: podrostki.hram@gmail.com
Из-за генеральной репетиции парада на Красной площади закроют:
....
- с 6.00 и до окончания репетиции парада откроют только на вход и пересадку
пассажиров «Площадь революции», «Охотный ряд», «Театральная», «Александровский
сад», «Боровицкая», «Библиотека имени Ленина». При этом закроют выход
пассажиров со станций «Пушкинская», «Тверская», «Чеховская», «Маяковская»,
«Лубянка», «Китай-город».
Съемка Виктора Аромштама
4 мая 2018
Седмица 4-я по Пасхе
Сщмч. Ианнуария еп. и с ним
Деян., 27 зач., X, 44 - XI, 10. Ин., 30 зач., VIII, 21-30.
ЛЕКЦИЯ-БЕСЕДА
с психологом, психотерапевтом Ассоциации Понимающей психотерапии,
преподавателем РПУ св. Иоанна Богослова Мариной Филоник
«Как переживает тело, когда
переживает душа?»
О мудрости тела, механизмах формирования психической травмы, а также о
том, как экологично обходиться со своими переживаниями и как тело может
в этом помочь.
Эти и другие вопросы будут
обсуждаться на лекции-беседе 6 мая (вс) в 13.30 в конференц-зале.
Мы с Вами уже не в первый раз пережили радость Пасхи
Христовой, радость потрясающего, невероятного события – Воскресения Господа
нашего Иисуса Христа! В это очень трудно поверить, но вся история Церкви,
само возникновение христианства были бы невозможны, если бы не было Воскресения!
Ведь «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера
ваша» (1 Кор.15,14). Без факта Воскресения Христа весь Новый Завет, все
христианское богословие, вся история Церкви теряют смысл, - «мы несчастнее
всех человеков» (1Кор.15,19). Так что будем просить Господа вместе с апостолами:
«умножь в нас веру» (Лк.17,5).
Так складывается, что в последние годы сразу после Пасхи
я улетаю в Салехард, чтобы посетить осужденных, приговоренных к пожизненному
лишению свободы в ИК-18 в пос. Харп Ямало-Ненецкого АО. Кроме прочего
я взял с собой книгу Н.А. Бердяева «О назначении человека», которую читал
в последнее время. Удивительным образом содержание книги как-то очень
совпало со всем множеством проблем, которые непосредственно связаны с
местами лишения свободы и вообще всего нашего современного российского
бытия. Уже по дороге обратно я решил, что в очередном Письме приходу на
май месяц хорошо бы поделиться некоторыми мыслями из этой замечательной
книги. Вообще, советовал бы по возможности всем ее почитать. В частности
ее можно найти в Библиотеке Якова Кротова (http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_02.html).
Одно из главных впечатлений этой поездки было чувство
острой необходимости переписки наших прихожан с заключенными. Об этом
говорили все 60 заключенных, которых мне удалось исповедовать и причастить.
Немногие из них, кто получают письма от нас, бесконечно благодарны и за
письма, и за посылаемые книги. Остальные очень бы хотели иметь такую переписку.
Вот некоторые места из этой удивительной книги Н.А. Бердяева.
Это все отдельные цитаты. Я не стал давать ссылки на страницы. Просто
кавычки в начале и в конце.
«Самое основное и преобладающее впечатление, которое
остается от чтения Евангелия, это восстание против фарисейства, обличение
его неправды перед правдой новозаветной.
Но обличение фарисейства есть обличение законнической этики, этики оправдания
законом, этики чистоты и довольства своей праведностью.
Фарисейство, т. е. этика закона, беспощадно осуждается
в Евангелии, потому что оно не нуждается в Спасителе и спасении, как нуждаются
мытари и грешники, потому что если бы последняя религиозная и нравственная
правда была на стороне фарисеев, то искупление было бы не нужно. Фарисейство
есть отрицание искупления и Искупителя.
Вся сложность и парадоксальность христианского отношения
к закону определяется тем, что Христос не только обличает фарисейское
законничество, но и говорит, что он пришел не нарушить, а исполнить закон.
Евангелие преодолевает и отменяет этику закона и заменяет
ее иной, высшей и благодатной, этикой любви и свободы. И вместе с тем
оно не допускает внешнего и механического отрицания и низвержения закона.
В законе есть вечный элемент. Оценки, которые требуются от христианина, необычайно
трудны и даются с мукой. Оценки по закону просты и сравнительно легки.
Оценки христианина всегда должны преодолевать фарисейство, но не должны
впадать во внешний аномизм, т.е. отрицание закона вообще. Поэтому
христианский мир живет двойственной жизнью, он живет и по закону, и по
благодати. И нужно сказать, что не всегда свобода человека, свобода человеческого
лица защищена в порядке благодати, она часто защищается в порядке закона.
В этом положительная миссия закона.
Жажда искупления свойственна была уже миру дохристианскому.
Мы находим ее в античных мистериях страдающих богов. Жажда искупления
есть великое ожидание, что Бог и боги примут участие в разрешении мучительной
проблемы добра и зла, примут участие в человеческих страданиях. Жажда
искупления есть жажда примирения с Богом и единственный путь победы
над атеизмом, внушенным человеческому сердцу злом и страданием мира.
Это есть встреча с Богом, страдающим и жертвенным, т. е. разделяющим
мучительную судьбу человека и мира.
Человек бессилен справиться со своей собственной иррациональной
свободой, с ее бездонной тьмой. В этом его вековечная трагедия. И нужно,
чтобы сам Бог низошел в глубь той свободы, в ее бездонную тьму и принял
на себя последствия порожденного ею зла и страдания.
Бог, очевидно, действовал и в античном языческом мире,
но по-иному, через природу, а не через историю, как в еврейском народе.
Результат этики закона: Бог дает закон, но не участвует в его осуществлении.
Искупление соединяет добро и бытие, преодолевает разрыв, установленный законом как последствием
греха, оно есть вхождение сущего добра в самые недра бытия. Искупление
вырывает корни зла и греха, и этим оно освобождает человека от безраздельной
власти закона. Искупление означает, прежде всего, освобождение. Искупитель
есть Освободитель. И то, что невозможно было для человека, становится
возможным для Бога.
Тут мы подходим к самой сердцевине христианской этики
и этики вообще: может ли быть идея добра целью человеческой жизни и
источником всех жизненных оценок?Христианство поставило человека
выше идеи добра и этим совершило величайшую революцию в истории человечества,
которую христианское человечество не в силах было вполне принять.
Не отвлеченная идея добра, а человек есть Божье творение
и Божье дитя.
Евангельское
добро и заключается в том, чтобы не считать добро верховным началом жизни,
а считать человека таким началом. Евангелие показывает, что люди бывают
мерзки и лицемерны из любви к добру, из любви к добру истязают человека
и забывают о человеке. Суббота для человека, а не человек для субботы
– вот сущность великой нравственной революции, произведенной христианством.
Христианство не знает нравственных норм, отвлеченных,
обязательных для всех и всегда.
И потому всякая нравственная задача для христианства есть неповторимо
индивидуальная задача, а не механическое исполнение нормы, данной раз
навсегда.
Любовь может быть направлена лишь на живое существо,
на личность, а не на отвлеченное добро. Руководствоваться в своих нравственных
актах любовью к добру, а не к человеку, к живым существам и значит практиковать
этику, противоположную христианской, евангельской, быть фарисеем и законником.
Христианство призывает любить «ближнего», а не «дальнего».
Это есть очень важное различие. Любовь к «дальнему», отвлеченному человеку
и отвлеченному человечеству есть любовь к отвлеченной идее, к отвлеченному
добру, а не любовь к человеку. И во имя этой отвлеченной любви люди
готовы принести в жертву ближних, живого человека.Такую любовь
к «дальнему» мы встречаем в революционной гуманистической морали.
Для христианской любви дороже всего человек, для гуманистической же любви
дороже всего «идея», хотя бы то была «идея» человечества и человеческого
блага. Высшая человечность раскрыта христианством. Она создана словами
Христа, что человек выше субботы, и Христовой заповедью любви
к ближнему.
Величайшее извращение получается на почве ложного понимания
«добрых дел». «Добрые дела»
начинают понимать не как проявление любви к Богу и к ближнему, к живому
существу, не как обнаружение благостной силы, дающей жизнь другим существам,
а как способ самоспасения и самооправдания, как путь осуществления
отвлеченной идеи добра, за которое человек получает награду в будущей
жизни. Так совершается измена евангельскому откровению любви. «Добрые
дела», которые совершаются не из любви к людям и не из заботы о них, а
для спасения собственной души, совсем не добрые. Где нет любви, там нет
и добра. Любовь не требует и не ждет награды, она сама уже есть награда,
есть просветление и преображение бытия, есть луч райского бытия. «Добрые
дела», как дела закона, ничего общего не имеют с Евангелием и с христианским
откровением, они остаются в мире дохристианском. Помочь ближнему, совершать
добрые дела нужно не для спасения души, а из непосредственной любви, для
соединения людей, для сочетания душ в Царстве Божьем.
И есть двоякое отношение к ближнему, к живому
существу, обладающему самоценностью. Есть жалость. Жалость есть
разделение богооставленности твари, соединение с нею в этой богооставленности.
Иесть любовь. Любовь есть разделение жизни
в Боге, в благодатной помощи Божьей. Жалость не есть самое последнее и
высшее, выше любовь, любовь к другому в Боге. Но жалость одно из самых
высоких человеческих состояний, настоящее чудо в нравственной жизни
человека. Это жгучее и острое ощущение богооставленности и готовность
разделить эту богооставленность распространяется и на животных, и на всю
тварь.
Жалость неизбежно входит в любовь, но любовь превышает
жалость, ибо знает другого в Боге. Любовь и есть видение другого в Боге
и утверждение его для вечной жизни, излучение силы, необходимой для этой
вечной жизни.
Жалость есть самое бесспорное и абсолютное, наиболее
сопротивляющееся власти мира состояние человека. Блаженны милостивые,
милосердные, жалостливые. Невыносимая жалость, которую вызывают у нас
глаза страждущего животного, есть божественное состояние в человеке.
Жалость есть самое сильное доказательство принадлежности человека к
другому миру.
Любовь к ближнему, с которой неизбежно связаны жалость
и сострадание, требует облегчения страданий ближнего и даже полного освобождения
его от страдания. И вместе с тем страдание нужно человеку для искупления,
просветления и спасения. Но при этом нужно сочувствовать и сострадать
ближнему, облегчать его страдания.
Сострадание ближнему есть желание облегчения и просветления
страданий, желание со своей стороны сделать все, чтобы это страдание было
более легким и светлым. Я должен помогать ближнему нести его крест. Сама
любовь к ближнему, к человеку есть уже творчество, есть излучение творческой
энергии, обладающей радиоактивностью. Любовь есть радий в духовном мире.
Добро есть радий в духовной жизни, и основное качество его есть радиоактивность,
излучаемость и неиссякаемость.
Христианство не знает застывших типов злодеев или застывших
типов праведников. Злодей может превратиться в праведника, и праведник
– в злодея. Св. Иоанн Лествичник
говорит: «Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если будешь помнить,
что и Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц;
но в одно мгновение произошло с ним чудо перерождения».
Только христианство верит в преодолимость прошлого, оно
знает тайну забвения и стирания прошлого. Это и есть тайна искупления,
и ей создается этика иная, чем этика закона. Человек сам себе не может
простить греха и низости, он не в силах забыть злого прошлого. Но Христос
понес на себе грехи всего мира, и Он может снять грех и простить. Прощение
и забвение возможно лишь во Христе и через Христа.
Человек не освобождается и не спасается, не улучшается
и не усовершенствуется, когда его окончательно причислили к расе «злых»
и проклинают его.Наоборот,
он от этого погибает.Зло прошлого, которое считается непреодолимым
и непоправимым, порождает все новое и новое зло. Человек начинает
чувствовать, что он все равно погиб, что возврата нет, что на нем лежит
проклятие. Вот против этого и восстает религия и этика искупления. Ибо
Христос пришел не для праведников, а для грешников. И нет такого греха,
который не может быть снят и прощен.
Евангелие производит полный переворот в нравственных
оценках, все размеры которого мы не ощущаем, потому что слишком привыкли
к нему и слишком приспособили его к обыденным нуждам. «Огонь пришел Я низвести
на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся». В этом огне сгорают
все старые привычные нравственные оценки и образуются новые. Первые будут
последними, последние первыми. Это – неслыханная по своему радикализму
революция.
«Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми
и посылает дождь на праведных и неправедных». Евангелие уравнивает перед
Богом добрых и злых, праведных и неправедных. Добрые и праведные не могут
больше гордиться своей добротой и праведностью
Никогда никакая этика не становилась на сторону мытарей
и блудниц, грешных и неправедных. Совершенно ясно, что подлинное христианство
не допускает деления человека на два лагеря – «добрых» и «злых», «праведников»
и «грешников». Все злые и грешные могут стать добрыми и праведными. «Злыми»
Бог дорожит не меньше, чем «добрыми».
Добро и нравственная жизнь есть путь, в котором исходная
точка и конечная точка совпадают, это есть излучающая творческая энергия.
Конечную же цель бытия онтологически и космологически следует мыслить
как красоту, а не добро. Совершенное, полное и гармоническое бытие есть
красота. Платон определял красоту как великолепие добра. Красота же есть
образ творческой энергии, излучающейся на весь мир и преображающей мир.
Окончательная победа над злом есть более дело церкви,
чем общества или государства.
Но невозможно и недопустимо предоставить общество игре злых сил и пассивно
ждать чудесного преображения мира, нового неба и новой земли.»
Есть еще у Николая Александровича важная мысль, которую
передаю своими словами, по памяти, как прочел в самолете, но потом так
и не нашел в тексте. Вот эта мысль. Зло в жизни часто есть следствие недостатка
добра, то есть возникает там, где могло бы быть сделано добро, но по человеческой
косности и лени сделано не было. Привожу эту мысль как призыв к переписке
с заключенными. Достаточно взять только одного для переписки и писать
раз в один-два месяца. Кто решится, - оставьте записочку с Вашим контактным
телефоном в киоске храма, с Вами свяжутся из группы переписки с осужденными.
Всем желаю возрастания в вере, здоровья, сил, радости
и помощи Божией во всех Ваших делах.
Христос Воскресе! Всегда Ваш, прот. Александр Борисов.