Дорогие друзья!
Настает последний месяц
зимы и скоро мы вновь войдем в приближение тепла - весны и лета. Вновь
зелень, цветы и пение птиц, как и многие другие творения Божии, будут
радовать нас.
В первое воскресенье
февраля (4-го числа) Русская Церковь совершает поминовение всех усопших,
пострадавших в годину гонений за веру Христову, которое было установлено
определением Священного Синода нашей Церкви 30 января 1991 г.
Позволю себе привести
несколько отрывков из проповедь прот. Владимира Новицкого, настоятеля
храма свт. Николая у Соломенной сторожки г. Москвы, сказанной в день
Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Богоявленском соборе
г. Москвы.
"Сегодня Святая
Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской,
и сегодняшнее торжество можно назвать особым для нашего народа. Это
торжество полноты православной веры на русской земле, полноты, потому
что без подвига новомучеников и исповедников вера еще может быть несовершенна,
недостаточно глубоко воспринятой, чтобы стать выше земной жизни.
Подвиг новомучеников
и исповедников Церкви Русской восполнил недостающее — ведь почти за
тысячу лет своей истории Русская Церковь, за исключением отдельных случаев,
не знала мучеников за веру. Их время на Руси пришло только в двадцатом
веке. И теперь мы имеем целый сонм свидетелей, которые своим мученичеством
за Христа и исповедничеством свидетельствуют, что можно так любить
Христа и так хотеть следовать за Ним, что за это можно отдать и жизнь.
Время мученичества и исповедничества на Руси началось после октябрьского
переворота 1917 года. Трудно упомянуть весь сонм пострадавших за веру,
но всё же вспомним святителя Тихона, Патриарха Московского. Это он своим
первосвятительским благословением указал, что если нужно пострадать
за Христа, то он благославляет всех верных пойти на муки и смерть. Его
можно назвать первым, кто встал во главе новомучеников и исповедников
Церкви Русской. А за ним пошли на страдание и смерть монахи и мирские,
мужи и жены, люди разных возрастов и сословий, святители и пастыри,
цари и их подданные. Как в древние времена, мучеников изощренно истязали,
массово расстреливали, предавали повешению, варили в котлах со смолою,
распинали на крестах, погружали в ледяную воду. И стариков, и совсем
юных убивали за одну принадлежность к духовному сословию. Известно число
пострадавших священнослужителей — с 1918 года по 1941 год из 150 тысяч
было расстрелено 130 тысяч.
Несмотря на весь ужас
гонений и убийств, новомученики шли на пытки без колебаний, а когда
наступал смертный час, то умирали, радуясь, что страдают за Христа.
Перед казнью они часто молились за своих палачей. Так митрополит Киевский
Владимир крестообразно благословил руками убийц и произнёс: «Господь
вас да простит!». Епископ Никодим Белгородский перед смертью, помолившись,
благословил солдат китайцев, те отказались стрелять, и расстрельная
команда была заменена. Многие новомученики умирали со словами: «Прости
им Боже, ибо не ведают, что творят!».
Когда читаешь жития
новомучеников и исповедников, то невольно можно усомниться
— может ли человек перенести такие страдания? Человек, наверное, нет,
но христианин — да. Преподобный Силуан Афонский писал: «Когда
бывает большая благодать, то душа желает страданий. Так у мучеников
была большая благодать, и тело их радовалось вместе с душой». Другие
замечательные слова сказал за несколько дней до своего расстрела священномученик
Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский: «Трудно, тяжело страдать,
но по мере наших страданий изобычествует и утешение от Бога. Мои страдания
достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радуюсь и покоен
как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо».
Мы с вами живем в другие
времена, в основном от нас не требуется подвига мученичества и исповедничества.
Но могут быть другие гонения и испытания — от нашествия злых мыслей
и чувств, от нашествия страстей, бесовских наваждений, от мира сего,
ненавидящего Христа. Теперь мы, имея такой сонм свидетелей за веру и
молитвенников за Землю Русскую, не убоимся страданий и искушений,
понесём каждый свой крест без ропота, ради Христа и, верим, что по молитвам
новомучеников умножится благодать и утешение от Бога. Тогда мы всем
сердцем навсегда воспримем слова священномученика о том, что Христос
наша жизнь, свет и покой, с Ним всегда и везде хорошо! Святые новомученики
и исповедники Церкви Русской, молите Бога о нас! Аминь."
Февраль не богат праздниками,
но один очень важный Праздник мы, однако, встречаем 15 февраля - Сретение
Господне. Позволю себе привести несколько отрывков из проповедей о.
Александра Меня в этот Праздник.
"Праздник Сретения
считается праздником Христовым и одновременно праздником Девы Марии,
Пречистой Матери Божией. Потому что в этот день Младенец Иисус как бы
встречается с Ветхим Заветом, со старцем, который, уходя из этой жизни,
прощается с ней, благодарит Бога и говорит: «Ныне отпущаеши раба Твоего,
Владыко, по глаголу Твоему, с миром» — древность уходит,
начинается новое.
И в то же время Матерь
Господа слышит странные слова, которые ни Она, ни Иосиф сначала не поняли,
даже как бы смутились. Старец взял на руки Младенца и сказал: «Вот лежит
это Дитя на падение и на восстание многих в Израиле», то есть через
Него многие люди споткнутся и упадут, а многие восстанут, поднимутся,
оживут. Когда Христос пришел в мир, то люди должны были выбрать: с Ним
они или против Него, принять им Его или отвернуться и идти своей дорогой.
Вот почему Он был испытанием и камнем преткновения.
А Самой Деве Марии старец
сказал загадочные слова: «А Тебе Самой оружие пройдет душу». Значит,
и в сердце Матери Божией будут испытания через Ее Сына. Поэтому многие
и говорят, что вместе с Господом как бы сердцем была распята и Его Мать.
Вся Ее жизнь с того момента, когда Она была призвана стать Матерью Господа,
была Крестным Путем. Вот почему сегодня, когда мы вспоминаем пророчество
старца Симеона, мы преклоняемся и перед Ее ранами сердечными, и перед
Ее ранами душевными, и перед ее Крестным Путем."
"Вы слышали в сегодняшнем
Евангелии слова старца Симеона: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко,
по слову Твоему, с миром; ибо видели глаза мои Твое спасение»!
Какой благословенный
момент! «Отпускаешь!» Он уже готов умереть! Не просто, а прожив долгую
жизнь в терпении, в вере, в надежде!
Обычно принято считать,
что старость — это возраст печальный, унылый и скорбный. Но мы
должны смотреть на это иначе. Каждый возраст имеет свое благословение.
И старость — имеет свое. Утихает суета. Многое человек начинает
понимать no-другому оценивать уже на основании своего жизненного опыта.
И все, что было с нами в жизни, мы должны оценить, понять и принять
с благодарностью. А если мы понимаем, то мы уже не так скоры на осуждение.
Если мы понимаем, то мы становимся более отзывчивыми.
И мы должны спешить,
торопиться, каждый день жить в любви, отдавая друг другу свое сердце,
свои силы, пускай уже и небольшие; ведь самый слабый, самый престарелый
человек всегда может что–то сделать для другого. Недаром в старину к
старцам и к старицам приходили за советом, за указанием пути жизни —
и не ошибались, потому что эти люди были носителями жизненного опыта,
носителями настоящей жизненной мудрости. Вот какими должны мы быть.
И благодарить Бога за то, что Он нас провел через многие годы и дал
нам опыт! С любовью, мудро будем смотреть на мир — мы, люди, уходящие
из мира. Мы не должны думать о конце жизни как о чем–то ужасном, страшном,
тяжком.
«Подвигом добрым я подвизался, —
читаем мы в послании апостола Павла, — течение совершил, веру сохранил.
А теперь готовится мне венец правды», — это значит, что мы идем
не к конечной станции, не к тупику, а только к остановке, короткой остановке,
за которой — путь в вечность!
"Слово «сретение»
по церковно-славянски означает встречу. Почему нам так дорого это слово —
«сретение, встреча»? Потому что не только тот благословенный старец
встретил Христа, и не только те люди, которые жили в евангельские времена,
во время оно, встречали Его, но также и все мы можем встретить Господа
на своем пути.
Мы встречаем Его и в
красоте мира, которая нас окружает, и в доброте людей, которые с нами
рядом, и в радостях жизни, и в испытаниях, и в скорбях, и в преодолении
греха, когда Он нам помогает очиститься и подняться. Мы встречаем Его
в молитве, когда стоим перед Ним лицом к лицу и взываем, мы — слабые
и немощные. И, наконец, — в святой чаше, которая сейчас будет вам
преподана, вынесена из алтаря для всех: и причащающихся сегодня, и тех,
кто только духом приобщается Господу, для всех вас это есть встреча
(сретение), потому что с нами Бог, потому что здесь присутствует Господь!
И эта встреча оживотворяет нас, дает нам те силы, которых человек дать
не может, а дать может только Господь, Который пришел, возлюбив этот
мир." (Из книги прот. А. Мень. "Восстань, спящий!" Москва.
2007. Стр.57-66).
В конце февраля - начинается
время приготовления к Великому посту, который начнется в этом году довольно
поздно: 18-го марта. Желание моего сердца поделиться с Вами некоторыми
размышлениями прот. Александра Шмемана об этом времени перед Постом.
"И вот первая весть,
первое напоминание о посте, первое приглашение к нему - краткий рассказ
Евангелия о человеке, ничем не примечательном, да притом еще и маленького
роста и малопочтенной профессии. Звали его Закхей и был он мытарем,
т.е. сборщиком налогов (18-го февраля на литургии читается Евангелие
о Закхее ).
Закхей захотел увидеть
Христа, и захотел так сильно, что этим желанием привлек к себе Его внимание.
И вот это желание и есть начало всего. Евангелие говорит: "Где
сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф.6,21). Ибо чего мы
хотим, то и любим - то изнутри влечет нас к себе и подчиняет. Закхей,
как мы знаем, любил деньги, любил богатство и, по собственному признанию,
для достижения его не брезговал обижать других. Но внутри себя он открыл
и другое желание, захотел другого - и вот это хотение стало судьбоносным
моментом его жизни. Христос пришел к нему в дом и в ответ на раскаяние
Закхея произнес: "Ныне пришло спасение дому сему! "
Вот первый призыв Церкви,
Евангелия, Христа: пожелай иного, вздохни, вспомни об ином. Маленький,
пригнутый к земле с ее мелкими желаниями человечек перестает быть маленьким,
начинается победа над самим собой. Вот начало, вот первый шаг от внешнего
к внутреннему, к той таинственной родине, по которой, так часто сам
того не зная, тоскует и которой желает всякий человек.
В следующее воскресенье
(25-го февраля) на всенощной в храмах будет звучать удивительное, готовящее
нас к великопостному подвигу песнопение: "Покаяния отверзи ми двери,
Жизнодавче". В это воскресенье мы услышим притчу Христа о мытаре
и фарисее, из коих один, фарисей, войдя в храм, во всеуслышание благодарил
Бога за то, что он, фарисей, такой добродетельный, в положенное время
молящийся и постящийся, жертвующий деньги и т.д., а второй, мытарь (т.е.
сборщик налогов), стоял у дверей храма, не смея поднять глаза к небу,
и только повторял: "Боже, милостив буди мне грешному!". И
Господь говорит, что в смирении и раскаянии своем этот мытарь оказался
ближе к Богу, чем гордый собой фарисей. Мы ощутим правду слов псалма
о том, что "сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит"
(Пс.50,19).
Всем нам, дорогие друзья,
желаю мира во всем мире и прежде всего, конечно, с нашим соседом, с
Украиной. Будем возносить наши горячие молитвы об этом. Конечно, желаю
всем нам здоровья, сил возрастания в вере и познании нашего Господа
Иисуса Христа через молитвы, чтение Слова Божия и возрастания в любви
к Богу и ближним.
Храни вас Бог, прот.
Александр Борисов. 29.01.2024.