Духовное наследие
о. Александра Шмемана
Дорогие друзья!
Горячо рекомендую послушать радиобеседы замечательного русского священника
Православной Церкви в Америке о. Александра Шмемана по приводимой
ссылке. Уверен, что они обогатят вас духовно и умножат ваши знания
о нашей христианской вере. Послушайте, не пожалеете! Беседы протопресвитера Александра Шмемана на радио «Свобода»https://azbyka.ru/audio/besedy-na-radio-svoboda-shmeman.html Храни вас всех Бог! Всегда ваш, прот. Александр Борисов.
Дорогие друзья!
Вы можете читать тексты замечательных лекций недавно скончавшегося
прихожанина нашего храма, Бориса Михайловича Балтера. А также можете
послушать его замечательные лекции о Библии по ссылке Духовное
наследие Бориса Балтера
Ресурсы,
посвященные трудам и памяти прот. Александра Меня
Седмица 16-я по Пятидесятнице
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28
Рождество Пресвятой Владычицы
нашей
Богородицы и Приснодевы Марии
Дорогие
друзья!
Еще два дня - 23 сентября после Всенощной и 24-го сентября с 12.30, в
южном приделе храма, можно зарегистрироваться на выездную приходскую встречу
на тему «Ищите прежде Царства Божия и правды Его».
Подробнее о выездной встрече и условиях участия можно прочитать на сайте
храма в разделе "Приходские встречи" http://damian.ru/_vstrechi/
Там же опубликована Программа встречи.
В день заезда, 29 сентября, некоторые электрички будут встречать волонтеры,
чтобы помочь перенести вещи через железнодорожный мост:
Электрички: Казанский вокзал – ст. «Фабричная»: 16.05–17.11; 16.34–17.41;
17.14–18.21.
! Приходская встреча – это событие и со-бытие с братьями и сестрами и
с Богом; это – время для Бога; это – глубина молитвы; это – поиск единства;
это – созидание общины... Это драгоценно... Присоединяйтесь!
Сегодня
3-я годовщина кончины замечательного прихожанина нашего храма Бориса Михайловича
Балтера.
Борис Михайлович стал нашим постоянным прихожанином с 1994 г. Он деятельно
участвовал в братской группе, которая каждый понедельник в течение нескольких
лет с 6-ти часов вечера занималась уборкой территории храма, освобождением
строений, оставшихся после ухода типографии и приспособлением их под нужды
храмовой жизни. После этой работы браться оставались на чашку чая и чтение
Библии. Кроме этого Борис Михайлович читал для наших прихожан лекции по
всем библейским книгам Ветхого и Нового Заветов, которые к счастью сохранились
в виде аудио записей, а многие лекции уже имеются в интернете на сайте
Предание.ру. Будучи физиком по образованию и работе Борис Михайлович хорошо
знал иврит, древнегреческий, а также почти все европейские языки. Был
знатоком поэзии, музыки. Одна интересная деталь его жизни. Будучи еще
студентом физфака МГУ он изучил итальянский язык, чтобы читать в подлиннике
"Божественную Комедию" Данте Алигьери. Его кончина от короновируса
19-го сентября 2020 г. была огромной утратой и для его семьи, и для нашего
прихода. Будем молиться об упокоении его прекрасной души и благодарить
Бога за такого замечательного брата, так много сделавшего и для нашего
прихода и для всей нашей Русской Православной Церкви. Вечная память рабу
Божьему Борису! Господь да упокоит его в Своих Вечных обителях и с праведными
сопричтет, яко Благ и Человеколюбец!
Уважаемый
администратор сайта! Прошу рассмотреть вопрос о размещении информации
на сайте храма о том, что для посещения 13 сентября с.г. "Вечера
памяти протоиерея Александра Меня" в ВГБИЛ требуется наличие читательского
билета или регистрация на сайте ВГБИЛ для получения гостевого билета на
данное мероприятие. На сайте ВГБИЛ указано, что при входе будет необходим
также личный документ с фотографией. Регистрация на сайте ВГБИЛ - это
очень просто!-- Искренне Ваш,В.Юликов
11 сентября 2023
Седмица 15-я по Пятидесятнице
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Утр. - Мф., 57 зач., XIV, 1-13. Лит. - Деян., 33 зач., XIII, 25-32. Мк., 24 зач., VI, 14-30
10 сентября 2023
Неделя 14-я по Пятидесятнице
Обретение мощей прп. Иова Почаевского (1659)
Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия)
почивающих
Собор Саратовских святых. Собор Нижегородских святых. Утр. - Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9-20. Лит.
- 2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4. Мф., 89 зач., XXII, 1-14. Прпп.: Гал.,
213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23
9 сентября 2023
Седмица 14-я по Пятидесятнице
Прп. Пимена Великого (ок. 450)
Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12
Ряд.: 1 Кор., 130 зач., IV, 1-5. Мф., 93 зач., XXIII, 1-12
День
памяти о. Александра Меня
8 сентября 2023
Седмица 14-я по Пятидесятнице
Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы
Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56
Лит. - Гал., 201 зач., II, 6-10. Мк., 20 зач., V, 22-24, 35 - VI, 1
Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28
13
СЕНТЯБРЯ ВОЗОБНОВЛЯЮТСЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ "Московского долголетия"
"Новозаветные
сюжеты в искусстве"
в 14 часов 15 минут в конференц-зале.
В сентябре будет также два
занятия в понедельник - 18 и 25 сентября в 14.15
(вместо пропущенных августовских).
ПРИГЛАШАЕМ МОСКОВСКИХ ПЕНСИОНЕРОВ!
7 сентября 2023
Седмица 14-я по Пятидесятнице
Перенесение мощей ап. Варфоломея (VI)
Гал., 198 зач., I, 1-10, 20 - II, 5. Мк., 19 зач., V, 1-20
Апп.: Тит., 300 зач., I, 1-4; II, 15 - III, 3, 12-13, 15. Мф., 11 зач., V, 14-19
В
этом учебном году (2023) занятия начнутся 28 сентября лекцией о. Александра
Константинова "Вера и жизнь по вере. Священное Писание и Предание".
В дальнейшем встречи также будут проходить регулярно по четвергам. Присоединиться
к занятиям не поздно никогда, но и затягивать не стоит. Ждем в храме по
четвергам в 18.30. Не опаздывайте!
29
сентября – 1 октября 2023 г. приглашаем на ВЫЕЗДНУЮ ВСТРЕЧУ ПРИХОДА на
тему:
«Ищите
прежде Царства Божия и правды Его»
Возглавляет встречу прот. Александр
Борисов
В продолжение разговора об
исповедниках ХХ века давайте подумаем, как мы принимаем вызовы нашего
времени. Что нам помогает или мешает идти за Христом? Что нам помогает
или мешает сохранять Ему верность и держаться Его правды?
Бог, сотворив человека по Своему
образу и подобию, наделил его достоинством Сынов Божиих. Сохраняем ли
мы это достоинство? И понимаем ли мы в чем оно? Или нам нужно прежде обнаружить
его в самих себе и в ближних?
Наше христианство проявляется,
прежде всего, в наших делах.
Но каких дел ждет от нас Господь
именно в это непростое время?
Мы также поговорим о тех прихожанах,
которые созидали наш приход.
! Приходская встреча – это
событие и со-бытие с братьями и сестрами и с Богом; это – время для Бога;
это – глубина молитвы; это – поиск единства; это – созидание общины...
Это драгоценно... Присоединяйтесь!
Встреча пройдет в христианском
центре недалеко от ст. «Фабричная» Казанской ж.д. Адрес: Раменское, ул.
Некрасова, 2.
Заезд 29 сентября после 15-ти
часов (ужин в 19 ч., начало программы в 19.45). Отъезд 1 октября в 15
часов.
Cтоимость участия от 3800 рублей
(за 3 дня, в 4-х местном номере). Детям до 9 лет – 2800 руб. Можно приехать
без ночевки, тогда нужно
будет оплатить гостевой вход
– 350 руб. в день и заранее договориться о питании (во время регистрации
16-24 сентября), или привезти еду с собой.
Зарегистрироваться можно будет
16 и 23 сентября после Всенощной (до 21 ч.); 17 сентября после поздней
Литургии (до 15 ч.), и 24 сентября с 12.30 в южном приделе храма (напротив
гардероба). Оплата только наличными. Для экономии времени постарайтесь
приготовить сумму без сдачи.
Приглашаются прихожане нашего храма и все желающие
4 сентября 2023
Седмица 14-я по Пятидесятнице
Попразднство Успения Пресвятой Богородицы
2 Кор., 195 зач., XII, 10-19. Мк., 16 зач., IV, 10-23
9
сентября 2023 года в Сергиевом Посаде (микрорайон Семхоз) состоятся традиционные
памятные мероприятия, приуроченные к 33-летней годовщине со дня кончины
выдающегося миссионера и проповедника Русской Православной Церкви протоиерея
Александра Меня.
В субботу 9 сентября в 9:30 в Сергиевском храме будет совершена Божественная
Литургия, а после — лития на месте убиения о. Александра. Богослужения
возглавит благочинный церквей Сергиево-Посадского округа протоиерей Александр
Колесников.
С 12:00 можно будет посетить мемориальный кабинет в доме о. А. Меня (вход
свободный, экскурсии будут проводиться каждые 15 минут).
В 13:00 в Драматическом театре «Театральный ковчег в Дубраве» начнет работу
конференция «Меневские чтения». В этом году XVIII Меневские чтения посвящены
теме «Пастырство протоиерея Александра Меня и актуальность его педагогического
опыта» в связи с 200-летием со дня рождения К.Д. Ушинского и объявлением
2023 года годом педагога и наставника.
Конференцию «Меневские чтения» организует Музей памяти протоиерея Александра
Меня при Сергиевском храме совместно с Сергиево-Посадским благочинием
при поддержке Фонда имени Александра Меня и Драматического театра «Театральный
ковчег в Дубраве» имени протоиерея Александра Меня.
На конференции выступят Е.А. Ямбург, И.К. Языкова, протоиерей Владимир
Архипов, Б.Г. Дворкин и другие.
Подробная программа мероприятий 9 сентября — в приложенном файле.
Седмица 30-я по Пятидесятнице
Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 до Р.Х.).
Гал., 205 зач., III, 8-12. Лк., 72 зач., XIII, 18-29.
Ряд. (под зачало): Еф., 228 зач., V, 1-8. Лк., 74 зач., XIV, 1-11.
Свв.: Евр., 330 зач., XI, 33 - XII, 2. Лк., 62 зач., XI, 47 - XII, 1.
Дорогие друзья! Это видео было снято и смонтировано в самый разгар нашего
кризиса в отношениях с властями и надзорными органами городского округа
Егорьевск, когда судьба приюта для инвалидов висела на волоске. Обстановка
была очень напряженной, но, к счастью, после приезда главы округа Александра
Гречищева ситуация изменилась к лучшему - нас перестали "давить"
проверками, а жители этого приюта в мире и спокойствии готовятся встречать
Новый год и Рождество.
Видео не очень легкое для просмотра, в нем показаны фрагменты из жизни
людей с очень сложными судьбами, короткие истории о преодолении жизненных
трудностей, маленькие победы, радости и переживания людей, у которых нет
своего дома (или их там совсем никто не ждет).
Также хочу предостеречь вас от перечисления денежных средств на какие-либо
расчетные счета, номера карт или электронных кошельков, которые могут
быть указаны в комментариях к видеороликам на YouTube - вы можете стать
жертвой мошенников! Все реквизиты для пожертвований нам вы можете найти
на главной странице нашего сайта. Пожалуйста, будьте осторожны.
Благодаря вашей помощи и поддержке наши насельники живут в трезвости
и труде, одеты, обуты, накормлены, окружены теплом и заботой. Суммарно
в наших домах сейчас проживают почти 800 человек - рекордная цифра за
6 лет нашей работы. Спасибо вам за помощь от всех нас!
C уважением, Председатель межрегиональной общественной организации социальной
адаптации лиц без определенного места жительства «Дом трудолюбия НОЙ»
Э.В. Сосинский.
От всего сердца поздравляю
всех Вас с Рождеством Христовым и с Новым годом. Всем желаю Радости Рождества,
здоровья, сил и помощи Божией во всём.
Напоминаю всем, что 3-го января
в 11 ч. в нашем храме состоится предрождественская встреча прихода. Тема
встречи:: "РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.
Доверие Бога и доверие Богу". Как обычно, в перерыве чаепитие,
подарки и сюрпризы (можно приносить постные пирожки).
Приглашаются все желающие.
Храни Вас Бог! Всегда Ваш,
прот. Александр Борисов.
------------------------------------
Дорогие
друзья!
Нелегко писать о том, о чем так много уже сказано и говорится
и поется повсюду – о Рождестве и о Новом годе. Поэтому я позволил себе
послать Вам несколько слов одного замечательного христианского проповедника
ХХ века, протоиерея Американской Православной Церкви о. Александра Шмемана.
«Христос раждается, славите!»
«Христос раждается, славите! Христос с небес срящите!
Христос на земли возноситеся!» Весь смысл подготовки к празднику Рождества
Христова в том, чтобы мы могли очистить, просветить наше сердце, наш ум,
сделать их снова вместилищем самого радостного из всего, что дано было
узнать человеку. «Се, возвещаю вам великую радость (Лк.2,10). С этих слов
ангела пастухам, сторожившим стадо в Рождественскую ночь, начинается Евангелие,
начинается христианство. И, может быть труднее всего вместить, понять
человеку именно то, что эта радость, ни на какую земную не похожая, составляет
самую сущность христианства. Эта радость была не о чем-то будущем, не
о том, что называют мрачным и тоскливым словом «загробное», а о том, что
уже пришло, уже явлено, уже дано нам, о чем Сам Христос сказал: «Радости
этой никто не отнимет у вас» (Ин.16,22).
«Христос раждается, славите!» Весь смысл нашей веры в том, что совершившееся тогда,
совершилось с тем, чтобы стать событием для нас, в нашей жизни, в нашей
судьбе. Это мне возвещает ангел «радость великую». Это моя жизнь призвана
стать встречей с Богом, приходящим в образе Ребенка, стать радостью, чистотой,
блаженством. Пусть мое сердце станет пещерой, в которой загорелся этот
спасительный свет. Христос приходит ко мне, и моя жизнь становится славословием:
«Христос раждается, славите!»
А за этим – второй призыв: «Христос с небес, срящите!».
И снова: встречайте сегодня, сейчас, и это значит, освободитесь
от всего, мешающего нашей жизни стать встречей с самым главным, самым
драгоценным – тем, что Евангелие называет единым на потребу (Лк.10,42),
о чем говорит: Ищите прежде Царства Божия (Мф.6,33).
И, наконец, последнее: «Христос на земли возноситеся!»
Вся христианская вера, вся христианская жизнь в этом одном: Бог пришел
на землю, чтобы мы поднялись на небо; Бог снизошел, чтобы мы возносились,
ибо, где Бог, там небо, там вечный свет, там смысл и истина, там радость.
Бог на земле – поэтому земля освящается, и поэтому наша жизнь становится
восхождением.
Попробуем запомнить и как можно чаще повторять в сердце
эти три утверждения, эти три призыва. И увидим, как незаметно будет входить
в наше сердце, и возрастать там та радость великая, с которой начинается
Евангелие и в которой сущность нашей веры. (А. Шмеман. ««Я верю». Что
это значит? О главном в христианстве». Москва, 2013 г. Эксмо, стр. 737-738).
Поздравляю всех с Новым годом и Рождеством Христовым!
Всем нам желаю этой рождественской радости, здоровья, сил и помощи Божией.
Дорогие друзья!
Пожалуйста посмотрите эту передачу. Продолжительность 38 мин.
Тема: "Богословие и культура". Участвуют: о. Иоанн Гуайта, 2
прихожанки
нашего храма и другие. Поскольку в передаче активно обсуждался
вопрос, - а что же такое богословие, то я решился предложить и мой
маленький комментарий к этой дискуссии.
"Богословие, на мой взгляд, это всегда попытка соединить откровение
с
окружающей жизнью. Или, лучше, стремление ответить на современные
жизненные проблемы через понимание того, что нам говорит откровение.
Многие из этих проблем существовали и будут существовать всегда
(смысл жизни, болезнь, смерть, любовь, дети, семья и т.д.). Но многие
проблемы возникают вновь. Например, до Дарвина и Ламарка не было богословия
эволюции. До недавнего времени не было богословия экологии.
О. Иоанн замечательно закончил передачу тем, что подчеркнул значение
богословия этики, напомнив о "второй заповеди, подобной первой",
- о любви
к ближнему. Это в самом деле то главное, где может и должны проявлять
себя
Церковь вообще и каждый христианин в частности."
Прот. Александр Борисов.
Все мы помним слова Господа:
"Сделали одному из малых сих - сделали Мне!" Вот прекрасный
повод ответить на эти слова делом .
В воскресенье 24 декабря после
поздней литургии просим принести подарки для бездомных людей к Рождественскому
обеду, который проведут в нашем храме "Друзья общины святого Эгидия"
7-го января в 14 ч.
Приносите шапки, носки, перчатки,
сладости, шоколадки, одноразовые бритвы, кофе 3 в 1 и т.п.
Помощь на рождественском обеде
от всех желающих тоже приветствуется!
Инфо и запись: Светлана Файн
8-916-6783681 s.fain@mail.ru
Вниманию
слушателей Общедоступного православного Университета, основанного о.Александром
Менем! Каникулы традиционно начнутся 25 декабря и закончатся 10 января.
Лекции о.Филиппа по Введению в Новый Завет не будет 14.12, эта лекция
переносится на 28.12, несмотря на каникулы! 15.12 отменяется лекция Ирины
Тореевой по искусству и христианству, преподаватель болен. И 22.12 не
будет лекции о.Иоанна Гуайты.
14 декабря 2017
Седмица 28-я по Пятидесятнице
Прор. Наума (VII до Р.Х.)
Тит., 300 зач. (от полу́), I, 5 - II, 1. Лк., 100 зач., XX, 9-18.
Прав.: Кол., 258 зач., III, 12-16. Лк., 26 зач., VI, 31-36.
СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ВАРВАРА И МУЧЕНИЦА
ИУЛИАНИЯ
(17 декабря)
Святая
великомученица Варвара жила и пострадала при императоре Максимиане (305–311
годы). Отец ее, язычник Диоскор, был богатым и знатным человеком в городе
Илиополе Финикийском. Рано овдовев, он сосредоточил всю силу душевной
привязанности на своей единственной дочери. Видя необыкновенную красоту Варвары
и желая скрыть дочь от взглядов мужчин, он велел построить в своем
имении высокую башню, где и поселил отроковицу. С башни открывался
вид горнего и дольнего мира Божиего. Днем можно было смотреть на лесистые горы,
на быстротекущие реки, на равнины, покрытые пестрым ковром цветов; ночью
согласный и величавый хор светил являл зрелище невыразимой красоты. В период заточения святая Варвара, изучая прекрасный
окружающий мир, пришла к мысли о существовании единого Создателя. Желание
познать истинного Бога так захватило душу Варвары, что она решила посвятить
этому жизнь и провести ее в девстве.
Когда
Диоскор предложил дочери выбрать себе жениха, целомудренная девушка, угрожая
лишить себя жизни, отказалась от брака. Отец, решив повременить с ее
замужеством, уехал из дома по неотложным делам, а Варваре позволил выходить из
башни и предоставил свободу, надеясь, что, познакомившись с замужними или
обрученными женщинами, она изменит свое отношение к браку. Девушка встретила в
городе юных исповедниц веры Христовой, и они раскрыли ей учение о Творце мира,
о Троице, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой
Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Через некоторое время Промыслом
Божиим в Илиополь приехал из Александрии под видом купца священник. Он совершил
над Варварой таинство Крещения.
Перед
отъездом Диоскор начал постройку роскошной бани. Осматривая ее, Варвара
приказала сделать с южной стороны три окна, пообещав рабочим, что сама ответит
за нарушение распоряжения отца. В купальне, при которой велась постройка бани,
она рукой начертила на мраморных плитах крест (этот рисунок вместе с отпечатком
стопы святой, был четко виден и долгое время сохранялся на полу бани; из следа
ноги после кончины Варвары истекала целебная вода). Вернувшись домой, Диоскор
потребовал от дочери объяснений, почему здание бани построено не так, как он
задумал. Варвара ответила, что три окна, через которые льется свет,
символизируют Святую Троицу.
Диоскор
пришел в ярость, обнажил меч и хотел поразить ее. Девушка побежала от отца, и
он бросился за ней в погоню. Путь им преградила гора, которая расступилась и
скрыла святую в расселине. С другой стороны расселины был выход наверх. Святой
Варваре удалось скрыться в пещере на противоположном склоне горы. После долгих
и безуспешных поисков дочери Диоскор увидел на горе двух пастухов. Один из них
указал ему пещеру, где скрывалась святая. Диоскор жестоко избил дочь, а затем
заключил ее под стражу и долго морил голодом. Наконец он предал ее правителю
города Мартиану.
Мартиан,
увидев девушку необычайной красоты, стал уговаривать ее принести жертву
языческим богам, но святая отказалась поклоняться идолам. Тогда по приказу
разгневанного правителя святую
Варвару жестоко пытали: ее бичевали воловьими жилами, а раны растирали
власяницей. Ночью в темнице святой деве, горячо молившейся своему Небесному
Жениху, явился Сам Спаситель и уврачевал ее раны. Увидев, что раны на теле
мученицы исчезли, Мартиан попытался внушить ей, что ее исцелили языческие боги,
но Варвара мужественно отвечала, что ее исцелил Христос. Тогда святую подвергли
новым, еще более жестоким пыткам.
Среди
толпы, стоявшей близ места истязаний мученицы, находилась жительница Илиополя,
благочестивая христианка Иулиания. Сердце ее преисполнилось сочувствием к
добровольному мученичеству красивой и знатной девушки. Иулиания также пожелала
пострадать за Христа. Она начала громко обвинять мучителей. Ее схватили. Святых
мучениц очень долго пытали: терзали крючьями тело, отрезали сосцы, обнаженными
водили по городу с издевательствами и побоями. По молитвам святой Варвары
Господь послал Ангела, который светозарной одеждой прикрыл наготу святых
мучениц.
Мартиан
приговорил твердых исповедниц
веры Христовой Варвару и Иулианию к усечению мечом. Диоскор вместе с воинами
последовал на гору к месту казни и сам вызвался быть палачом своей дочери.
После молитвы Варвара, преклонив голову, приняла смерть от отцовской руки.
Иулианию казнил один из воинов. Возмездие Божие не замедлило постичь обоих мучителей. Вскоре Диоскор погиб от удара молнии, а
Мартиан от пущенной в него стрелы; по другой версии, оба были убиты молнией.
Некий
благочестивый муж Валентиниан взял останки святых Варвары и Иулиании и
похоронил их в селении Геласий, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии
(Малая Азия). На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных
проказой. В VI веке мощи святой великомученицы были перенесены в
Константинополь. В XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина
(1081–1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом
Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киевском Владимирском соборе они покоятся и
теперь.
За
молитвенной помощью великомученице Варваре обращаются в опасности внезапной
скоропостижной смерти или при угрозе от огня, чтобы не умереть без исповеди и
Святого Причастия, просят оградить от тяжких болезней.
Тропарь вмц. Варваре
глас
8
Варвару
святую почтим: вражиябо сети сокруши и яко птица избавися от них, помощию и
оружием Креста, всечестная.
Кондак вмц. Варваре
глас
4
В Троице
благочестнопеваемому последовавши Богу, страстотерпице, идольская притупила
есичти́лища, посреде же подвига страдальчествующи, Варваро, мучителей
прещения не устрашиласяеси, мужемудренная, велегласнопоющи присно: Троицу
чту, едино Божество
ПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ
(18 декабря)
Преподобный Савва Освященный родился в V
веке, в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец
был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену,
а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год,
он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный
ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Несмотря на
все старания его семьи вернуть мальчика назад, тот остался непреклонным в своем
решении и быстро приобщился ко всем монашеским послушаниям, в особенности к
воздержанию и чтению Псалтири наизусть.
В 17 лет он принял монашеский постриг и
так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. В юноше
было столько самоотверженности и духовной зрелости, что он предавался посту и
бдению наравне с самыми опытными подвижниками и превосходил всех собратьев в
смирении, послушании и самообладании.
Проведя десять лет в обители Флавианы,
преподобный отправился в Иерусалим. Разыскав там знаменитого святой жизнью
преподобного Евфимия Великого, Савва со слезами умолял старца взять его к себе
в ученики. Однако тот сперва отослал юношу к аввеФеоктисту, настоятелю
близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом, поскольку не в его
обычаях было принимать безбородых юнцов в число суровых пустынножителей. В той
обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста.
После смерти старца Феоктиста, его
преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере, там он проводил пять дней в неделю в непрестанной молитве,
без всякой пищи, занимаясь плетением пальмовых листьев, по субботам же и
воскресеньям приходил в монастырь для участия в литургии и совместной трапезе.
Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой
Савва подвизался в пещере в течение пяти лет.
Преподобный Евфимий внимательно следил
за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в
пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января, в день отдания праздника
Богоявления, и пребывали в ней до Вербного воскресенья. Преподобный Евфимий
называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших
иноческих добродетелях.
Когда преподобный Евфимий отошел ко
Господу († 473), святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители
преподобного Герасима Иорданского. Через несколько лет к преподобному Савве
стали собираться ученики – все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая
Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере
церковь.Каждому приходящему к нему послушнику святой устраивал отдельную келью
в одной из многочисленных окрестных пещер и обучал новоначальных всем
премудростям пустыннического жития. После того как число его учеников очень
скоро достигло 70-ти, по молитве святого из расселины у подножия его пещеры
забил источник живой воды в утешение и укрепление братии.
Преподобный Савва основал еще несколько
обителей. При иерусалимском патриархе Салюстии (486—494 годы) монахи
палестинской пустыни обратились к нему с просьбой поставить «Феодосия и Савву
архимандритами и начальниками всех монастырей, находящихся около Святого
Града». Патриарх удовлетворил просьбу монахов, Савва был поставлен начальником
и блюстителем всех палестинских лавр. Многие чудеса были явлены по молитвам
преподобного Саввы: во время засухи пролился обильный дождь, происходили
исцеления больных и бесноватых.
Достигнув 94 лет, святой Савва заболел и
мирно почил в Господе 5 декабря 532 года, оставив своим преемником святого
Мелитона (Мелита). Нетленные мощи преподобного были положены в его лавре при
огромном стечении монахов и мирян. Во времена Крестовых походов их перевезли в
Венецию; вновь возвращены в монастырь святого Саввы уже в наше время, 26
октября 1965 года.
Лавра святого
Саввы, ставшая впоследствии общежительным монастырем, сыграла выдающуюся роль в
истории египетского и палестинского монашества. В ней просияли многие святые:
преподобные Иоанн Дамаскин, КосмаМаиумский, Стефан Савваит, Андрей Критский и
другие. Именно здесь сложился и был принят в окончательном виде Типикон, по
которому доныне совершаются богослужения в Православной Церкви, и была написана
значительная часть существующих церковных песнопений.
СВЯТИТЕЛЬ АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ
(20 декабря)
Святитель
Амвросий, епископ Медиоланский – один из великих западных отцов Церкви, родился
в 339 году в богатой и знатной семье римского наместника Галлии. Родители
Амвросия принадлежали к аристократическим семьям с давними христианскими
традициями: среди его родни наряду с консулами была святая дева Сотирия,
принявшая мученичество в гонение при императоре Диоклетиане.
После
смерти отца мать Амвросия с малолетними детьми переехала в Рим. Старшая сестра
святителя, Марцеллина, приняла монашество. Амвросий и его старший брат Сатир
получили блестящее по тем временам юридическое образование. Около 370 года, по
окончании курса наук, Амвросий был назначен наместником областей (консуляром)
Лигурии и Эмилии, Медиолане (совр. Милан).
Осенью
374 года умер Медиоланский епископ Авксентий I, сторонник арианства, что
повлекло за собой борьбу православных и ариан. Споры имели долгий и острый
характер, так что самому императору приходилось увещевать противоборствующие
стороны. В городе начались беспорядки, и Амвросий лично явился в собор, где
происходили выборы нового епископа. В разгар споров о кандидатуре вдруг
раздался детский голос: «Амвросий – епископ!» – после чего собравшиеся
представители обеих партий единодушно избрали на кафедру консуляра. Амвросий
никак не ожидал этого: ведь он не был еще крещен, откладывая принятие таинства
на более поздний срок, как это нередко делалось в то время. Горожане отправили
прошение императору о разрешении поставить Амвросия епископом; сам же он,
тяготясь этим избранием, делал все возможное, чтобы избежать епископства,
пытался даже ложно опозорить себя: сурово поступил с осужденным, демонстративно
приглашал к себе публичных женщин, пытался тайно бежать из города; народ, видя
все это, кричал ему: «Грех твой на нас!» Амвросия даже стали стеречь в
собственном доме, но ему удалось скрыться на вилле своего друга Леонтия. Тем
временем пришел указ императора, одобряющий избрание Амвросия епископом, и ему
пришлось согласиться принять сан.
30
ноября 374 года Амвросий был крещен, затем рукоположен в священники и 7 декабря
поставлен в епископы, пройдя, таким образом за семь дней все ступени церковной
иерархии. После избрания он пожертвовал Церкви все свое огромное богатство и до
конца жизни соблюдал обет нестяжательства, ведя скромный и строгий образ жизни.
Одной
из главных сфер деятельности епископа была борьба с арианством и язычеством.
Строго отстаивая чистоту ортодоксальной веры, он добился на этом поприще
значительных успехов. Проповедь святого Амвросия в защиту Православия оказывала
глубокое воздействие. Об этом свидетельствовал другой знаменитый отец западной
Церкви, блаженный Августин, принявший в 387 году святое Крещение благодаря
проповеди епископа Медиолана.
Императоры
Грациан, Валентиан IIиФеодосий Iвесьма уважали святого Амвросия и во
многом под его влиянием боролись с язычеством в Империи. Так,
Грациан, получив от него Изложение православной веры, убрал, по указанию
святителя, из зала сената в Риме статую и жертвенник Виктории, на котором
принимались клятвы.
После того, как император Феодосий
жестоко расправился с восставшимифессалоникийцами,
Амвросий наложил на негоепитимию,
отлучил от Причастия и предложил публично покаяться. Авторитет епископа был
таков, что император вынужден был подчиниться. Несколько месяцев Феодосий не
получал святого Причастия от епископа, наконец на Рождество 390 года, сложив с
себя знаки царского достоинства, он публично принес покаяние в храме и вымолил
прощение.
Слава
о епископе Амвросии и его деяниях привлекла к нему многих последователей из
других стран. Из далекой Персии приходили к нему ученые мудрецы, чтобы обрести
Истину. Фритигильда, царица воинственного германского племени маркоманов, часто
нападавшего на Медиолан, просила святителя наставить ее в христианской вере.
Святой в письме к ней убедительно изложил догматы Церкви. Уверовавшая царица
обратила в христианство своего мужа и убедила его заключить мирный договор с
Римской империей.
Строгость
сочеталась у святителя с необыкновенной добротой. Наделенный даром чудотворения,
многих он исцелил от болезней. Однажды во Флоренции, пребывая в доме Децента,
он воскресил умершего мальчика.
Скончался
святитель Амвросий в ночь Святой Пасхи в 397 году. Он был похоронен в одной
гробнице с мучениками Гервасием и Протасием (мощи которых были чудесно обретены
им в 386 году) в базилике, получившей впоследствии его имя. В конце XIX века
подлинность мощей святителя была подтверждена археологически.
Почитание
Амвросия как на Западе, так и на Востоке возникло сразу же по его кончине, о чем
свидетельствуют появившиеся уже в V веке латинские и греческие жития.
Ревностный проповедник и
мужественный защитник христианской веры, святой Амвросий получил особую
известность и как замечательный церковный писатель. В догматических
произведениях он отстаивал православное учение о Святой Троице, таинствах и
покаянии. В сочинениях о христианской нравственности раскрывал превосходство
христианского нравоучения пред нравоучением язычников. Известная работа
святителя «Об обязанностях священнослужителей» свидетельствует о глубоком
осознании им пастырского долга; в ней содержатся указания не только по ведению
церковной службы, но и нравственные наставления служителям Церкви. Святитель
Амвросий был также преобразователем церковного пения. Он ввел в Западной Церкви
антифонное пение (по восточному, сирийскому образцу), известное как
«амвросианский напев»; составил 12 гимнов, которые исполнялись при его жизни.
Его благодарственный торжественный гимн «Тебе, Бога, хвалим», составленный в
386 году, вошел в Богослужение Православной Церкви.
ЕВАНГЕЛИЕ
Икогда входил Иисус в одно селение, встретили Его десять человек
прокаженных, которые остановились вдали и громким
голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И
когда они шли, очистились.
Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом
прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и
это был Самарянин.
Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего
иноплеменника?
И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
(чтение на воскресной Литургии – Евангелие от Луки 17:12–19)
ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ
СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА
Братья, благодарите Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии
святых во свете, избавившего нас от власти тьмы
и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем
искупление Кровию Его и прощение грехов, Который
есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им
создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы
ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и
Он есть прежде всего, и все Им стои́т.
И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы
иметь Ему во всем первенство.
(Кол.
1:12–18)
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). О благодарности
Вы слышали в нынешнем Евангельском
чтении, как Господь наш Иисус Христос чудесно исцелил десять прокаженных, и как
неблагодарны оказались девять из них…
А мы, люди нынешнего века, не так ли, не
гораздо ли даже больше повинны пред Богом в неблагодарности? Я смею сказать,
что если в то древнее время нашелся один из десяти благодарный, то в наше едва
ли найдется один из тысячи. Ибо это одна из наших духовных язв. И эта язва
очень тяжела…
Откуда же неблагодарность в людях, в чем
корни ее, что питает ее?
Вникните в это, подумайте, кто
благодарен и кто неблагодарен? Не знаете ли вы, что всякий убогий, несчастный,
ничего не имеющий, беззащитный и беспомощный кланяется вам низко и благодарит
даже за малое подаяние, которое творите ему. Если на улице упадет слабая
старушка, то разве не поблагодарит она того, кто поможет ей подняться?
Непременно отблагодарит низким поклоном. Благодарят больные, страдающие,
несчастные, которым мы помогаем. Они всегда благодарны, потому что в страданиях
своих, в несчастьях своих они стали смиренными. А корень благодарности именно в
смирении – благодарными бывают только смиренные.
А кто неблагодарен? Все гордые, лишенные
смирения. Человек богатый, человек власть имущий, занимающий высокое положение
в обществе всегда настроен так, что он выше всех других, а потому все низшие
должны служить ему. Всякие благодеяния, оказываемые ему, считает он за должное,
только за должное, ибо настроение его таково, что как высшему из всех
окружающих, все должны служить ему. Такие гордые, лишенные смирения,
превозносящиеся над всеми, никогда не благодарят: они страдают тяжким грехом
неблагодарности. Люди богатые, а в особенности сколько-нибудь высокопоставленные,
считают, что они мало имеют, а должны иметь гораздо больше и выше стоять.
Об этом так говорит великий
святитель Василий Великий: «Ныне многие впадают в порок людей
злонравных, не уважая того, что у них есть, и желая, чего нет. Ибо, не думая о
тех, которые их ниже, не изъявляют благодарности Благодателю за то, что имеют,
а напротив того, при сравнении с тем, что и кто выше их, высчитывают, чего у
них недостает, и не имея принадлежащего другим, печалятся и ропщут, как бы
лишились своей собственности. Раб негодует на то, что он не свободен;
воспитанный на свободе – что не высокого происхождения; знатный родом жалуется,
что не слишком богат; богатый скорбит и сетует, что не правитель городов и
народов; военачальник, что не царствует; царь, что не обладает всей
подсолнечной, но что есть еще народы, не подклонившиеся под его скипетр. Из
всего этого выходит то, что Благодатель ни за что не получает
благодарности».
Вот где корни неблагодарности – в
человеческой ненасытности; сколько человек ни получит, всего ему мало, он не
благодарит, а ропщет за то, что не получил больше.
А разве мало получаем мы от Бога? Если
шакалы и страусы благодарят Бога за воду, которую дал Он им в пустыне, то разве
мы получили меньше?
О, неизмеримо больше! Нас Бог почтил
разумом, которого не имеют скоты; нам дал Бог закон Свой, указывающий путь
жизни. О нас Бог заботится, конечно, больше чем о шакалах и страусах. Для нас
произрастают плоды земные, нам дает все нужные злаки земля. Нам Он во всем
содействует, во всем помогает. На нас светит солнце, на нас идет дождь,
изливаясь одинаково на добрых и на злых.
Но что еще безгранично больше и важнее –
то, что даже не пожалел Бог Сына Своего Единородного послать на землю, чтобы
распяли Его на кресте, чтобы уничижали и оскорбляли Его.
А нам все мало! Все мы неблагодарны. О
окаянство наше, о страшное окаянство!
Еще древний мудрец Иисус сын Сирахов так
сказал: «Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях
твоего уничижения будь долготерпелив...» (Сир. 2:4).
Принимай охотно, с благодарностью
принимай все, что посылает тебе Бог, ибо все нам на благо: все наши скорби и
горести посылаются нам от Бога для спасения нашего. Ими ведет нас Бог к благу,
а от нас требует, чтобы мы все посылаемое от Него принимали не только
безропотно, без хулы на Его святую волю, а с благодарностью.
Даже когда отнимает у нас Бог ближних
наших – отца и мать, братьев и сестер, детей наших – и тогда должны смиренно
склонить голову свою перед Его волей – всегда благой, всегда спасительной, и за
все, за все, даже за самое тяжелое благодарить Его.
Как мало среди нас таких, которые всегда
и за все благодарят Бога, которые не ропщут, когда посещает нас Бог страданиями
и горестями. Но те немногие, которые всегда и за все благодарны, получат от
Бога великую славу и честь, великую благодать.
Знайте и помните, что благодарность
Богу, возносимая нами в молитве, вместе с покаянием, приносимым Ему, глубоко, в
самом корне изменяет сердце наше. Если мы всегда благодарны, если исповедуем
грехи свои, то душевный наш взор постепенно просветляется, и мы получаем
способность видеть то, что в сердце нашем; научаемся следить за собой, замечать
то, чего не видят люди распущенные нравственно, люди душевные, а не духовные,
получаем способность более глубокого сосредоточения. Полное очищение сердца и
благодарность наша Богу дает нам великую Божию благодать.
Вот почему так важно, так необходимо
всегда благодарить Бога.
Вот почему апостол Павел так говорит в
послании Колоссянам: «И все, что вы делаете, словом или делом,
все делайте во имя Господа нашего Иисуса Христа, благодаря чрез Него
Бога и Отца» (Кол. 3:17).
Все дела, все помыслы должны быть
направлены к Господу Иисусу Христу. Весь строй нашей жизни должен быть таким,
чтобы она была сплошным непрестанным славословием Богу чрез Господа нашего
Иисуса Христа.
Вот видите, как огромно значение
благодарности, видите, как глубоко дурно и погибельно быть неблагодарными.
Будем же поэтому всегда благодарными, будем помнить слова псалма
Давидова: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» (Пс.
115:3). Эти святые слова да будут начертаны горящими буквами на сердцах ваших!
Всегда повторяйте:
– Что воздам я, несчастный, погибающий,
Господу моему, так много воздавшему мне?
13 декабря 2017
Седмица 28-я по Пятидесятнице
Апостола Андрея Первозванного (62).
Утр. - Мф., 9 зач., IV, 18-23.
Лит. - 2 Тим., 299 зач., IV, 9-22. Лк., 99 зач., XX, 1-8.
Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9-16. Ин., 4 зач., I, 35-51.
Дорогие
братья и сёстры!
Приглашаем вас в поездку на Байкал с 27 июля
по 5 августа по маршруту Листвянка-Малое море-Ольхон-Иркутск.
Мы
познакомимся с историей и культурой народов Прибайкалья, узнаем
самое важное о великом озере Байкал и окружающей егоприроде.Мы
посетимсамые интересные места на Байкале с использованием водного
и наземного транспорта.
В Иркутске мы побываем в музеях, храмах, монастырях, примем участие
в Божественной литургии и других богослужениях.
Записаться и получить дополнительную информацию можно по телефону
89104268641и по электронной почте smirnovamb@mail.ru Маша Смирнова.
Вниманию
слушателей Общедоступного православного Университета, основанного о.Александром
Менем! Каникулы традиционно начнутся 25 декабря и закончатся 10 января.
Лекции о.Филиппа по Введению в Новый Завет не будет 14.12, эта лекция
переносится на 28.12, несмотря на каникулы! 15.12 отменяется лекция Ирины
Тореевой по искусству и христианству, преподаватель болен. И 22.12 не
будет лекции о.Иоанна Гуайты.
12 декабря 2017
Седмица 28-я по Пятидесятнице
Сщмч. Сергия пресвитера (1941).
2 Тим., 297 зач., III, 16 - IV, 4. Лк., 98 зач., XIX, 45-48.
Детский
хоспис «Дом с маяком» приглашает волонтеров, которые готовы поддержать
его в помощи детям с неизлечимыми болезнями и их семьям.
В первую очередь нужны авто-волонтеры — люди, которые могли бы в свободное
время отвозить детей в клинику или, скажем, передавать им посылки с лекарствами
и игрушками. Увы, передвигаться в общественном транспорте подопечным хосписа
может быть опасно по состоянию здоровья. Каждый день мы ездим одними и
теми же дорогами!
Так что помогать можно даже по пути на работу или домой. Присоединяйтесь
к группе добровольцев, которые уже откликнулись, в Facebook, Instagram
и ВКонтакте!
Не водите автомобиль? Помогайте по-другому: хоспису требуются аниматоры,
фотографы, операторы, репетиторы, переводчики, музыканты, парикмахеры,
визажисты, художники…
Полезен может оказаться каждый. О том, как стать волонтером «Дома с маяком»,
читайте в презентации
Седмица 28-я по Пятидесятнице
Сщмч. митрополита Серафима (1937)
2 Тим., 294 зач., II, 20-26. Лк., 97 зач., XIX, 37-44.
Прмч.: 2 Тим., 291 зач., I, 8-18. Мф., 37 зач., X, 23-31.
Продолжается
запись в рождественский приходской выезд для подростков 4-8 января.
В программе - общение, игры на улице и в помещении, совместное
участие в рождественской Литургии, интересные дискуссии, карнавал.
Хорошие
условия, трехразовое питание.
Запись по телефону 8 962 928-0933 (Софья).
ЛЕКЦИЯ-БЕСЕДА
с гештальт-терапевтом, кандидатом медицинских наук, автором книги
«Немые слезы»
Светланой Морозовой
10 декабря в 14.00 в конференц-зале дома прихода состоится лекция на тему:
«НЕУВАЖЕНИЕ,
НЕПОНИМАНИЕ В СЕМЬЕ: КАК БЫТЬ?»
Мы поговорим
о том. Что такое психологическое насилие.
Как узнать, что ваш муж к нему склонен?
Как разговаривать с семейным агрессором и как помочь женщине, живущей
с ним?
Помощь бездомным людям - это не только одежда, кормления, ночлеги, лекарства.
Самая главная, фундаментальная задача - вернуть этим людям человеческий
облик. В наших домах вчерашние пьяницы ведут трезвый образ жизни, учатся
ухаживать за собой, ладить с окружающими людьми. Постепенно восстанавливается
нравственность, люди начинают адаптироваться к нормальной жизни в обществе.
Наши дома трудолюбия функционируют под духовным руководством Храма Космы
и Дамиана в Шубине, а четверо из пяти соучредителей организации - его
прихожане (включая настоятеля - протоиерея Александра Борисова). Начиная
с октября 2011 года (когда открылся наш первый приют) и по сей день духовное
Окормление жителей наших домов ведут прихожане и клирики храма. Однако
сейчас это происходит уже не с той регулярностью, что прежде - приютов-то
у нас уже 14 и расположены они в разных частях Московской области. В рабочих
домах люди довольно поздно возвращаются с работы (а нужно ведь еще привести
себя в порядок, поесть) - собрать всех получается не раньше 9 часов вечера.
Нам очень нужны люди, которые могут в вечернее время приезжать в наши
дома и проповедовать Слово Божие, делиться с насельниками поучительными
историями из своей жизни, отвечать на тяготящие их вопросы: о том, как
им жить дальше, а также на разные духовные темы. Необходимы терпение и
понимание того, что люди очень разные (с разными характерами, судьбами,
отношением к жизни и к Богу), готовность услышать «простоватую» речь и
неудобные вопросы. Территориально наши дома расположены в Москве и Новомосковском
административном округе; городских округах Мытищи, Ивантеевка, Балашиха,
Егорьевск, Наро-Фоминск; Красногорском и Ленинском районах Московской
области (идеально было бы распределить их между несколькими людьми).
Пожалуйста, распространите мою просьбу среди ваших родственников, друзей,
знакомых, служителей и прихожан церквей, которые вы посещаете. Быть может,
откликнутся желающие прийти нам на помощь в этом богоугодном деле. Духовная
пища важна для наших насельников ничуть не меньше материальной.
C уважением, Председатель межрегиональной общественной организации социальной
адаптации лиц без определенного места жительства «Дом трудолюбия НОЙ»
Э.В. Сосинский.
Библиотека
иностранной литературы
и интернет-портал «Православие и мир»
продолжают цикл встреч
«Книги и люди, определившие мою жизнь»
памяти директора Библиотеки иностранной литературы Екатерины Гениевой
и приглашают
5
декабря в 19.00
на встречу с Людмилой Улицкой:
Чтение как подвиг
Встреча пройдет в Большом зале БИЛ
(Николоямская ул., д.1, Левое крыло, 3-й этаж).
Дополнительная информация по телефону (495) 915-58-70
Приглашаем Вас в эксклюзивное авторское
путешествие, созданное с любовью для вас (прихожанкой храма Косьмы
и Дамиана Натальей Сулимовой – специалистом по Греции)
АНТИЧНАЯ и ВИЗАНТИЙСКАЯ
ГРЕЦИЯ
26.05.2018 – 03.06.2018 (9 дней-8 ночей)
АНТИЧНАЯ
ГРЕЦИЯ.Арголида: знаменитые Микены
Агамемнона, театр Эпидавра и святилище Асклепия, Нафплион, Аргос
и Нимея, Толо-Ассини. Лутраки-озеро Геры. Дельфы: оракул Аполлона
и толосский храм Афины. Марафонская бухта; дорический храм Посейдона
в Суньоне
ВИЗАНТИЙСКАЯ ГРЕЦИЯ.
Аргос: храм Живоносного источника в скале, Калаврита-монастырь Мега Спилеон (большие пещеры)4 века-местонаписанияЕвангелия
апостолом и евангелистом Лукой и созданная им чудотворная икона
Богородицы Спилеотисса из воска и мастики. Монастырь Агиа Лавра 10 века - паломничество к честной главе Святого Алексия
Человека Божия и к мощам праведного Филарета Милостивого. Патры - собор Святого Апостола Андрея Первозванного,
где покоитсяего честная глава
Фивы
(Беотия) - гробница Святого Апостола и Евангелиста Луки, ближайшего друга и помощника апостола Павла. Монастырь Осиос Лукас
с уникальными византийскими мозаиками 40-х
гг. 11века
Нимея:
дегустация знаменитого вина Агиоргитико (св. Георгия)
Всегда
сочетание экскурсий с купанием в прозрачных водах Средиземного
моря Температура воды в конце мая +22-24.
Много
солнца и лазурное небо. Прекрасная греческая кухня с традиционным
салатом хорьятико, дзадзыки, мусакой и домашним греческим вином.
Организатор
путешествия и экскурсовод
-Наталья Сулимова, специалист по Греции, прихожанка храма Косьмы
и Дамиана Контактный телефон +7(926)6723043
Храм свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине
(конференц-зал)
3декабря, воскресенье, 14:00
Вечер, посвященный годовщине ухода
нашей сестры Лилии Ратнер ---
ОТКРЫТИЕ НОВОЙ ВЫСТАВКИ ЕЕ РАБОТ
Выступают: о. Александр Борисов, о. Алексий
Головченко, Георгий
Колосов, Татьяна Рябинина, Андрей и Карина Черняк,
Ирина Языкова и другие.
Продолжается
запись в рождественский приходской выезд для подростков 4-8 января.
В программе - общение, игры на улице и в помещении, совместное
участие в рождественской Литургии, интересные дискуссии, карнавал.
Хорошие
условия, трехразовое питание.
Запись по телефону 8 962 928-0933 (Софья).
Ведение во храм Пресвятой Богородицы – один из двунадесятых церковных праздников,
отмечается ежегодно 4
декабря (21 ноября по старому стилю).
В этот день православные христиане вспоминают, как святые праведные Иоаким
и Анна привели свою трехлетнюю дочь – Деву Марию – в Иерусалимский Храм,
чтобы посвятить ее служению Богу.
Событие, которое легло в основу праздника, не упоминается в канонических
Евангелиях, но мы знаем о нем из Предания Церкви, зафиксированного в раннехристианских
апокрифах (прежде всего, это Протоевангелие Иакова) и проповедях великих
святых отцов. Согласно упомянутым источникам, родители Богородицы Иоаким
и Анна, долгие годы были бездетны. Они мечтали и горячо молились о том,
чтобы Господь даровал им ребенка, и обещали посвятить его служению Богу.
Наконец по прошествии пятидесяти лет их супружества молитва престарелых
праведников была услышана: у них родилась дочь, которую назвали Мария.
Когда Мария достигла трехлетнего возраста, Иоаким и Анна
поняли, что пришло время исполнить данный Богу обет, и направились в Иерусалимский
храм. Около входа в храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными
светильниками, для того чтобы Мария возлюбила дом Божий всем сердцем и
не вернулась обратно к родителям. Пресвятая Дева, несмотря на Свой детский
возраст, легко преодолела 15 крутых ступеней храма и была встречена и
благословлена первосвященником, по преданию – Захарией, отцом Иоанна Крестителя.
По особому откровению первосвященник совершил абсолютно невозможный, если
основываться на предписаниях Закона, поступок, которому удивились даже
ангелы – ввел Богоотроковицу во Святое Святых, куда имел право входить
только первосвященник и лишь один раз в год. «А какое значение в деле
воспитания и предуготовления будущей Богоматери имел Ее доступ в этот
алтарь ветхозаветного храма, в это место таинственного присутствия святейшего
и грозного Иеговы – это понятно и без объяснения. Нужно войти в душу и
понять образ мыслей древнего благочествивого еврея, чтобы понять и то,
чем было в его глазах Святое Святых. Скрытое за тяжелою открывающеюся
лишь раз в году завесою, страхом мгновенной смерти охраняемое от входа
в него, но и от нескромного взгляда внутрь его, погруженное в потрясающий
таинственный и священный мрак, - оно для еврея поистине немногим отличалось
от самого неба; быть там значило то же, что видеть Бога и говорить с Ним,
всем существом почувствовать действительное присутствие, действительную
близость Бога» (М. Скабалланович). Таким образом была явлена особая роль
Девы Марии в судьбе человечества.
Праведные
Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой.
Событие
Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы – пребывания
при Иерусалимском храме, продолжавшегося до достижения двенадцатилетнего
возраста, после чего Она, решившая сохранять девство и уневеститься Богу,
была поручена заботам праведного Иосифа Обручника. Считается, что Господь
Сам указал на него в качестве будущего обручника и защитника Богоматери.
Храмовые священники собрали двенадцать мужчин из рода царя Давида, положили
их посохи на жертвенник и молились, чтобы Бог указал на того, кто Ему
угоден. Затем первосвященник отдал каждому его посох. Когда он отдал жезл
Иосифу, из посоха вылетела голубка и села Иосифу на голову. Тогда первосвященник
сказал старцу: «Божиим избранием тебе указано принять эту Деву Господа,
чтобы хранить Ее у себя». После этого Богоматерь поселилась в доме Иосифа.
Во святом доме Божием Богоотроковица
непрестанно упражнялась в молитве, в чтении Священного Писания, рукоделии.
По свидетельству Писания и по словам Иосифа Флавия, вокруг храма были
построены особые помещения, где жили девы, посвященные Богу, и благочестивые
вдовицы. Протоевангелие Иакова говорит: «Жила же Мария в церкви, как голубь
питаемая, и принимала пищу от руки ангела; и была Она до 12 лет в церкви
Господней». Святитель Андрей Критский
обращает внимание на то, что для молитвы Деве Марии «не возбранялось входить
во Святая Святых... Пришедши в больший возраст и навыкши Писанию и рукоделию,
Она более упражнялась в молитве, нежели в рукоделии: для Нее было обычным
целые ночи и значительную часть дня проводить в молитве. Поэтому Она большее
время Своего жития в храме провела за второй завесой, во внутренней скинии
на молитве». Блаженный Иероним пишет:
«Если бы кто спросил меня, как проводила время юности Пресвятая Дева,
— я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному
хранителю Ее».
В
настоящее время Введение во храм Пресвятой Богородицы относится к самым
главным, двунадесятым, праздникам, но установлен он был в Церкви позднее
других из этого числа. Первые упоминания о нем относятся к VIII веку,
однако изначально служба на Введение совершалась без особой торжественности.
В IX веке праздник получил широкое распространение на Востоке, а после
XIV века окончательно вошел в число двунадесятых.
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — предвозвестие
благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование
близкого Христова пришествия. Не случайно именно в этот день на богослужении
впервые в году исполняются рождественские песнопения – ирмосы канона Рождества
Христова («Христос раждается – ставите…»), написанные преподобным Космой
Маюмским. И с этого времени в богослужении некоторых дней ноября и декабря
проявляют себя черты предпразднства Рождества.
Тропарь праздника
глас 4
Днесь благоволения Божия предображение
и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является
и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся,
смотрения Зиждителева исполнение.
Кондак праздника
глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное
сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать
совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии:
Сия есть селение Небесное.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице,
и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ
КНЯЗЬ
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
(6 декабря)
Великий князь Александр Ярославич Невский —
самый известный святой из немалого числа прославленных воинов Руси.
Почитание его как святого возникло сразу после его смерти и было
сохранено русским народом на протяжении всей истории — вплоть
до времен новейших. Имя благоверного князя Александра Невского стало
синонимом высокого патриотического служения, укорененного в стремлении
исполнить правду Божию. Вот слова нашего знаменитого историка С. М. Соловьева:
«Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги
за веру и землю на западе доставили Александру славную
память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом
в древней истории…»
Александр Невский родился приблизительно
в 1220 году в Переяславле. Его отец, князь Ярослав Всеволодович
(во святом крещении Феодор), был в то время Переяславским
князем. В юности Александр вместе со старшим братом Федором
был наместником отца в Новгороде, а после того, как отец получил
великое княжение в Киеве, княжил в Новгороде (фактически с 1236
по 1252 гг.).
Правление князя Александра выпало на чрезвычайно
трудное время: враги нападали на Русь одновременно с разных сторон:
с востока — татаро-монголы, с запада — латиняне. Богатый
Новгород от татар откупился, а от Литовского государства
и шведов откупиться не получилось. Шведы двинулись в поход против
Новгорода в 1240 году; они собирались основать новую крепость
и отсечь город от Карелии, т.е. лишить Новгород почти пятой
части принадлежащей ему территории (позднее — Вотская пятина).
Князь Александр, услышав о приближении шведских
войск к Новгороду «разгорелся сердцем, и вошел в церковь
святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами:
„Боже славный, праведный, боже великий, сильный, боже превечный, сотворивший
небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел
жить, не преступая чужих границ“. И, припомнив слова пророка, сказал:
„Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною,
возьми оружие и щит и встань на помощь мне“. И, окончив
молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был
тогда Спиридон, он благословил его и отпустил» (Повесть
о житии Александра Ярославича Невского).
Разгром шведов на Неве 15 июля 1240 года
стал первой блистательной победой князя Александра; с этого времени
его стали называть Невским. По свидетельству жития, именно перед
этой битвой князь обратился к войску со словами: «Не в силе
Бог, а в правде». Александр сумел отвоевать старинную русскую крепость
Копорье, освободил Псков, а в 1242 году разбил на льду
Чудского озера войска Ливонского ордена.
После смерти отца в 1247 году князь
Александр вместе с младшим братом Андреем отправился в Золотую
Орду к хану Батыю, а затем — в Монголию, в ставку
великих ханов Каракорум. Домой он вернулся только через два года.
Его брат Андрей стал владимирским князем, а Александр, получив ярлык
на киевское княжение, остался в Новгороде.
Князь Александр видел, что справиться своими
силами одновременно со всеми врагами невозможно, и проявил лояльность
в отношении Золотой Орды. Главной своей задачей он видел оборону
западных рубежей. Брат его Андрей княжил во Владимире и заручился
помощью Запада в борьбе с татарами, но платой за эту
помощь было принятие унии. В 1251 году к Александру Невскому в Новгород
приехали два кардинала с буллой папы Иннокентия IV. По рассказу
летописца, Александр в своем ответе папскому посольству изложил всю
историю Руси и в заключение сказал: «си вся съведаем
добре, а от вас учения не приимаем». При поддержке
татар Александр Невский овладел Владимиром, посадил на княжение в Новгороде
своего сына Василия. Князь Андрей, сторонник унии, бежал в Швецию.
В 1262 году Александр заключил с литовским
князем Миндовгом союзный договор против Ливонского ордена и отправился
в Золотую Орду: в ходе антиордынского восстания во Владимире,
Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты
татарские откупщики дани, а сарайский хан Берке потребовал произвести
военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям
со стороны иранского правителя. Александр Невский отправился в Орду,
чтобы попытаться отговорить хана от этого требования. Пробыв там
целый год и успокоив хана Берке, на обратном пути князь скончался,
это случилось 23 ноября (6 декабря по новому стилю). Перед смертью он
был пострижен в схиму с именем Алексий. Тело князя погребли
в 1263 году в Рождественском монастыре Владимира. Митрополит
Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада
моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем
воскликнули: «уже погибаем».
В 1380 году произошло обретение
нетленных мощей св. Александра Невского. В 1491 году во Владимире
полыхал страшный пожар, незадолго до которого горожане видели над
Рождественским монастырем святого Александра на коне. Во время
пожара мощи и пелена, лежащая на гробе святого, уцелели.
Общецерковное прославление в лике святых
благоверного князя Александра Невского состоялось на Соборе 1547 года.
К этому событию была написана служба и «Слово похвальное Александру».
Автор «Слова» записал происходившие от мощей чудеса, которые были
засвидетельствованы монахами Рождественского монастыря.
4 июля 1723 года, вскоре после окончания Северной войны, Петр I повелел
перенести мощи блгв. кн. Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург,
чтобы таким образом освятить новую столицу, новую обитель (Александро-Невский
монастырь) и заключение Ништадтского мира. До Новгорода святые мощи торжественно
несли на руках, а от Новгорода везли на богато украшенной лодке. Торжественная
встреча мощей великого князя произошла 30 августа (12 сентября по нов.
ст.) 1724 года в Усть-Ижоре, близ места Невской битвы. В этот же день
был освящен во имя Александра Невского верхний храм церкви Благовещения
Пресвятой Богородицы Александро-Невского монастыря и здесь установлена
рака с мощами. В 1725 г. архим. Гавриил (Бужинский) составил службу на
день перенесения мощей, празднование св. блгв. кн. Александру Невскому
в ней совмещалось с благодарением Богу в день заключения мира со Швецией.
В настоящее время честные мощи Александра Невского пребывают в Свято-Троицком
соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
ЕВАНГЕЛИЕ
Встав же Мария во дни сии,
с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и
вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
Когда Елисавета услышала
приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась
Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала:
благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
И
откуда это мне, что пришла
Матерь Господа моего ко мне?
Ибо когда голос приветствия
Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
И
блаженна Уверовавшая, потому
что совершится сказанное Ей от Господа.
И сказала Мария: величит
душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге,
Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы
Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что
сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его.
Пребыла же Мария с нею около
трех месяцев, и возвратилась в дом свой.
(чтение на всенощном бдении 3 декабря – Евангелие от Луки 1:39–49,
56)
Впродолжение пути их пришел
Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у
нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово
Его.
Марфа же заботилась о большом
угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра
моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
Иисус же сказал ей в ответ:
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а
одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется
у нее.
Когда же Он говорил это,
одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее
Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
А
Он сказал: блаженны слышащие
слово Божие и соблюдающие его.
(чтение
на Литургии 4 декабря – Евангелие от Луки 10:38–42, 11:27–28)
ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ
Святого АПОСТОЛА ПАВЛА
И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза,
и предложение хлебов, и которая называется Святое.
За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, имевшая
золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета,
где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь
говорить подробно.
При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать
Богослужение;
а во вторую – однажды в год один только первосвященник,
не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
(Евр. 9:1–7)
Архим. Ианнуарий (Ивлиев). Проповедь на апостольское чтение
…Событию
Введения и посвящено наше сегодняшнее чтение Апостола, отрывок
из Послания к Евреям, в котором предельно кратко описано ветхозаветное
святилище, скиния первого Завета, о которой Господь сказал Моисею: «И
устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх. 25:8).
На
первый взгляд не очень понятно, какое отношение имеет это чтение
к празднику Введения. Но дело в том, что уже с древнейших времен в Церкви
существовало убеждение, что ветхозаветная скиния предизображала, или прообразовала
собою Божию Матерь, Которая была чистым вместилищем и святой обителью
Сына Божия. В богословской науке такой способ истолкования ветхозаветных
текстов и фактов истории называется типологией. Послание к Евреям широко
использует именно этот способ толкования Ветхого Завета. В основе такого
толкования стоит убеждение в том, что отношение Бога к людям остается
одинаковым сквозь все поколения: Господь Бог, желая спасения всех народов
и во все времена, из века в век подготавливал людей к принятию и постижению
высшего откровения в Сыне Своем Иисусе Христе. Как младенческое питание
молоком сменяется твердой пищей, так и различные формы Божественного откровения
от простых и воспринимавшихся естественным разумением, сменились таким
Откровением, которое стало доступно сознанию «повзрослевшему», просвещенному
Святым Духом. Начальные формы откровения имели спасительную задачу подготовки
к принятию форм совершенных. Истинные образы веры, – Бога, Царствия Божия,
служения Богу, нашего спасения, – даны нам в Новом Завете и в Церкви.
В Ветхом же Завете, как и в ветхом мире вообще, людям предлагаются не
сами образы, а их предварительные подобия, как бы тени. Так о Моисеевом
Законе со всеми его богослужебными предписаниями в Послании к Евреям сказано
так: «Сень бо имый закон грядущих благ, а не самый образ вещей» (Евр.
10:1).
Первый Завет имел
сложные богослужебные предписания и земное святилище. Но вся эта
возвышенная обрядность была лишь тенью одной-единственной истинной жертвы
– жертвы Христа. Поэтому ветхозаветная скиния, согласно такому толкованию,
есть только «притча во время настоящее» (Евр. 9:9), то есть
для нас, живущих в настоящее время спасения во Христе Иисусе, ветхозаветная
скиния, ее устройство и богослужение в ней должны пониматься как некая
«притча», иносказание.
Скиния была
святилищем земным, – буквально «мирским», принадлежащим этому миру, то
есть временным и преходящим. Соответственно и все, что находилось в скинии,
было прекрасным и многозначительным, но временным. Все это прешло вместе
с преходящим ветхим Законом, который был упразднен во Христе. Прежнее
и пришедшее к своему концу богослужение служило только символом и прообразом
того истинного служения Богу, которое непреходящее, вечное.
Послание к Евреям
кратко перечисляет священные сосуды и предметы, находившиеся
в Святая Святых скинии Завета. Это и жертвенник для каждения, и Ковчег
Завета с его содержимым. Намекая на то, что все эти сосуды были важны
не только сами по себе, но служили видимыми знаками чего-то более высокого,
но невидимого, «изъяснение чего может потребовать слишком много времени»
(блаж. Феофилакт Болгарский), автор послания отказывается от подробных
рассуждений на эту тему, как бы предлагая нам самим заняться полезным
размышлением над этими предметами.
Особенно плодотворно типологическое
размышление над Ковчегом Завета, в котором хранились, среди прочего,
скрижали Завета. Ковчег был покрыт крышкой, осеняемой крылами херувимов.
Об этой крышке Моисею было сказано: «Там Я буду открываться тебе и говорить
с тобою над крышкою посреди двух херувимов, которые над Ковчегом откровения»
(Исх. 25:22). Иными словами, крышка Ковчега была местом присутствия Бога
среди народа, местом славы Божией. Переводчики по-разному переводят соответствующее
этой крышке слово. Так, например, в церковно-славянской Библии, оно переводится
то как «очистилище» (Исх. 25:17), то как «очищение» (Рим.
3:25), то как «олтарь» (Евр. 9:5). В переводах на другие языки слово,
обозначающее крышку Ковчега, переводится как «престол милости», или «престол
благодати». Как бы то ни было, но именно это место было самым святым в
Святая Святых, определенное Самим Богом видимое место присутствия невидимого
Господа Бога.
Отношения
между Богом и народом Израиля основывались на Завете. Грех разрушал отношения
с Богом. Цель жертвоприношений состояла в том, чтобы искупить грехи, то
есть нарушения Завета, и восстановить связь с Господом. Но всегда могли
остаться грехи, о которых человек не знал, совершенные по неведению. И
потому был установлен ежегодный День Очищения, во время которого первосвященник,
совершая сложный ритуал, кропил кровью жертвенного животного крышку Присутствия
в знак очищения израильского народа от всех грехов, которые он совершил
за истекший год. «И очистит Святое Святых и скинию собрания, и жертвенник
очистит, и священников и весь народ общества очистит» (Лев. 16:33).
Ковчег,
хранящиеся в нем скрижали, его крышка, кропимая кровью
во искупление грехов, – прообразовательный смысл всего этого состоял в том
едином и единственном искупительном акте, который произошел на
Кресте Христовом. Когда «исполнилось время» (Мк. 1:15), присутствие
Бога в мире было явлено не на безжизненной «крышке очищения», но в живом
Богочеловеке Иисусе из Назарета. Это Он стал новым живым «ковчегом» Нового
Завета, заповеди которого были записаны уже не на каменных скрижалях, но вписаны
в живое сердце. Не кровью невинного животного, но собственной кровью было
окроплено страдающее на Кресте Тело Христово – высшая святыня Божественного
присутствия в мире. Жертва Христова предназначалась не только для Израиля,
но для всего рода Адамова, и свершилась она раз и навсегда во искупление
не только грехов «по неведению», но всех грехов всех людей. Таков новый,
истинный образ по отношению к его ветхому прообразу.
И
вот ныне мы празднуем тот день, когда новая Скиния
в образе Пресвятой Девы, взошла в скинию ветхую, заменив ее
Собою. И вместе с Нею все мы без исключения призваны к восхождению во
Святая Святых. Об этом нам и напоминает нынешний праздник. И пусть каждый
из нас, прилагая все усилия и уповая на благодать Божию, очищенный от
грехов, смело идет к нашему Богу и Спасителю. И на этом жизненном пути
да поможет нам Пресвятая Богородица!
1 декабря 2017
Седмица 26-я по Пятидесятнице
Мч. Платона (302 или 306)
1 Тим., 285 зач., IV, 4-8, 16. Лк., 82 зач., XVI, 15-18; XVII, 1-4.
Дорогие друзья!
Всем, всем, всем очень рекомендую
побывать на выставке "Некто 1917"
в новой Третьяковке (Крымский вал). Не пожалеете!
Представлены картины разнообразных
жанров, но все были написаны
в 1917 г. Непременно почитайте и комментарии к ним.
Выставка открыта до 14.01.18.
Прот. Александр Борисов.
Служба
Психологической Помощи
РАСПИСАНИЕ НА ДЕКАБРЬ
1. Тематическая группа поддержки
по средам – 18.30-20.30 в светлице
06.12.17 – «Об отвержении...Отвергли меня...
"Отвергни себя!"». 13.12.17 – «Как пример родителей влияет на
ребенка?» 20.12.17 – «Что прячется за "смирением".
Психологический и духовный аспект» 27.12.17 – «Структура программы 12 шагов»
тел. 8 967 052-49-36 Ирина
2. Группа поддержки и самопомощи
«Доверие»по субботам – 16.00 -18.00
в доме прихода комн. 307, 3 эт.
работаем по книге «12 шагов к Жизни»
Ответственная – Наташа, тел. 8 929 987-27-78
3. Группа поддержки и самопомощи «Здоровый выбор» по средам - 11.00 -13.00
в доме прихода комн. 307, 3 эт.
по программе: «Анонимные эмоционалы»
тел. 8 916 227-84-47 Ольга