Духовное наследие
о. Александра Шмемана
Дорогие друзья!
Горячо рекомендую послушать радиобеседы замечательного русского священника
Православной Церкви в Америке о. Александра Шмемана по приводимой
ссылке. Уверен, что они обогатят вас духовно и умножат ваши знания
о нашей христианской вере. Послушайте, не пожалеете! Беседы протопресвитера Александра Шмемана на радио «Свобода»https://azbyka.ru/audio/besedy-na-radio-svoboda-shmeman.html Храни вас всех Бог! Всегда ваш, прот. Александр Борисов.
Дорогие друзья!
Вы можете читать тексты замечательных лекций недавно скончавшегося
прихожанина нашего храма, Бориса Михайловича Балтера. А также можете
послушать его замечательные лекции о Библии по ссылке Духовное
наследие Бориса Балтера
Ресурсы,
посвященные трудам и памяти прот. Александра Меня
Неделя 8-я по Пасхе
День Святой Троицы. Пятидесятница.
Утр. - Ин., 65 зач., XX, 19-23
Лит. - Деян., 3 зач., II, 1-11. Ин., 27 зач., VII, 37-52; VIII, 12.
Приглашаем
на бесплатный вебинар Наталии Владимировны Ининой, посвященный поиску
внутреннего ресурса и точек роста.
Об авторе:
Наталия Владимировна Инина -
автор книги «Испытание детством», автор собственной методики по работе
с внутренним ребенком, лауреат национальной премии «Психея» за достижения
в области практической психологии, преподаватель МГУ, РПУ имени Иоанна
Богослова, Московского института психоанализа, стаж работы 25 лет.
Если вы:
- Столкнулись с ощущением, что у вас больше нет сил идти дальше
- Чувствуете, что вы уже очень много старались, а результата нет
- Живете словно бы «мимо» себя, не понимая себя
- Просто очень устали
… Приходите на вебинар и узнайте, как найти в себе силы и желание жить.
Узнайте, как приблизить ту встречу, которая точно изменит всю вашу жизнь
- встречу с самим собой.
Дата: 5 июня 20-00.
Вебинар бесплатный. Регистрация по ссылке. https://vk.cc/cosgxs
Каждому зарегистрированному - бесплатный гайд от Наталии Ининой из 4 советов,
как выйти из стресса к ресурсу.
Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1.
Мч. Мирона пресвитера (250). Прп. Пимена Угрешского (1880
2 Кор., 172 зач., II, 14 - III, 3. Мф., 95 зач., XXIII, 23-28.
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные,
и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя
и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем,
и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо,
и бремя Мое легко» (Мф.11,28-30).
Дорогие друзья!
Вот и закончилось наше лето, мы вновь возвращаемся к
нашим делам, заботам. Школьники идут в школу, студенты в ВУЗы. Всем нам
предстоит начать новый трудовой год. Так что древняя традиция, сохраненная
и нашим церковным календарем, считать началом нового года именно начало
осени, вполне оправдана.
Желание моего сердца в эти дни напомнить всем нам об
одном из важнейших жизненных качества человека вообще и христианина в
частности – терпении. В этом письме я приведу несколько цитат из проповеди
о. Александра Меня «О терпении» (без ссылок, но в кавычках).
«Некоторые люди думают, что терпение – это тупое безразличие,
что когда у человека наступает время испытаний и трудностей, тогда у него
должна пропасть всякая чувствительность и они ни на что уже не обращает
внимания. Они понимают его, как потерю человеком своего достоинства, что
это принижение человека. Но на самом деле это не так. Прежде всего, Господь
никогда не призывал бы нас к терпению, если бы терпение было чем-то унижающим
человека. И никогда Он не ждал бы от нас терпения, если бы не видел в
этом для нас блага».
«Если человек болен, если прикован к своей постели, но
мужественно и терпеливо переносит свою болезнь, разве он проявляет слабость?
Нет! Напротив, он проявляет силу.
Когда человек находится в стесненных обстоятельствах
и при этом не жалуется, не ропщет, не падает духом, разве он не проявляет
силу? – Это и есть терпение».
«Если занимаемся с ребенком, который нас раздражает,
если живем под одной крышей с человеком, который бывает нам не всегда
приятен, если нам приходится сталкиваться с людьми, которые нас раздражают,
угнетают, но мы при этом сохраняем спокойствие, просветленный дух и надежду
на Господа, это значит, что мы проявляем терпение. Вот почему оно нам
так нужно, иначе мы легко можем превратиться в человека, постоянно стонущего,
постоянно ропщущего. У нас ведь достаточно причин, на что роптать. И великих
причин и малых. И мы можем так всю жизнь стонать, жаловаться, унывать».
«Человек терпеливый более счастлив, нежели тот, кто проявляет
постоянное нетерпение, нежели тот, который от всего унывает, все ему не
нравится, все кажется плохим, повсюду он видит только черное. Все вызывает
у него протест.
Разве мы не можем взглянуть на жизнь другими глазами,
глазами христианина, который ничего не ждет и не требует от мира и от
людей и все принимает как дар Божий, незаслуженный нами. И тогда он счастлив.
Он счастлив потому, что каждую искорку в жизни он принимает с благодарностью.
Этому надо учиться всегда, каждый день. Это принесет нашей жизни тот свет,
который Господь дает нам, свет благодарности, уверенности, радости, твердости
духа».
«Терпение – это достоинство человека, мужество человека,
его вера и труд, потому что любой труд также требует терпения. А особенно
труд в сердце своем, в душе своей. Труд по обработке главной нивы, которая
нам дана, - это внутреннее наше царство, которое мы можем отдать либо
на сорняки и поруганье, либо вручить нашему Господу».
Всем нам желаю сил, терпения, радости и помощи Божией
во всех наших делах и обстоятельствах.
Храни Вас Бог! Всегда Ваш, прот. Александр Борисов.
9 сентября. Пятница Новая Деревня, г. Пушкино, Московской обл. 9 ч. – Литургия в Сретенском храме в, в котором о. Александр
Мень служил последние 20 лет своей жизни (Возглавит митр. Крутицкий и
Коломенский Ювеналий).
пос. Семхоз, Сергиево-Посадского р-на Московской обл., 10 ч. - Литургия в храме преп. Сергия Радонежского, построенного
на месте убийства о. Александра Меня (настоятель свящ. Виктор Григоренко,
прот. Александр Борисов).
Рекомендуемые электропоезда от Ярославского вокзала: 8:23 (приб. в 9:42)
и в 8:40 (приб. в 9:53)
12-30 Встреча митр. Ювеналия и панихида на месте убийства
о. Александра Меня.
13-00 Открытие выставки «Александр Юликов – художник
книг протоиерея Александра Меня» (КПЦ «Дубрава» им. прот. А. Меня).
13-30 Открытие XI Меневских чтений
в Культурно-просветительском центре "Дубрава" им. прот. А. Меня.
10 сентября. Суббота пос. Семхоз, Сергиево-Посадского р-на Московской обл., 10-00 Круглый стол «Миссионерская деятельность прот.
А. Меня в условиях советского атеистического государства». 11-30 Перерыв 12-00 Круглый стол «Современная миссия Русской Православной
Церкви в секуляризованном обществе». 14-00 Завершение конференции.
12 сентября. Понедельник Всероссийская Государственная Библиотека Иностранной Литературы. (Николо-Ямская
ул., д. 1. Проезд: ст. метро «Таганская») 18-30 Вечер памяти о. Александра Меня. Участвуют: прот.
Александр Борисов, Уоллес Дэниэль, Ирина Языкова, Александр Зорин, Эйприл
Франч и др. Ведущий В. И. Илюшенко.
XI Меневские чтения 9–10
сентября 2016 года
«Протоиерей Александр Мень и миссионерское служение
Русской Православной Церкви в современном мире»
Сергиев Посад, микрорайон Семхоз
Программа
9 СЕНТЯБРЯ, пятница
12:30 Прибытие митрополита Крутицкого и Коломенского
Ювеналия к Сергиевскому
храму. Возложение цветов на месте убиения прот. А. Меня. Лития в Сергиевском
храме. 13:00 Открытие выставки «Александр Юликов – художник
книг протоиерея
Александра Меня» (КПЦ «Дубрава» им. прот. А. Меня). 13:30 Открытие ХI Меневских чтений в КПЦ «Дубрава».
Выступления:
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий;
Михаил Мень, сын протоиерея Александра Меня;
Сергей Александрович Пахомов, глава Сергиево-Посадского муниципального
района;
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского
отдела.
Олег Александрович Устинов, историк, кандидат философских наук, заведующий
научно-просветительским отделом КПЦ «Дубрава». Доклад «Протоиерей Александр
Мень и миссионерское служение Русской Православной Церкви в современном
мире».
10 СЕНТЯБРЯ, суббота
10:00 Круглый стол «Миссионерская деятельность протоиерея
Александра Меня в
условиях советского атеистического государства». 11:30 Перерыв. 12:00 Круглый стол «Современной миссия Русской Православной
Церкви в
секуляризованном обществе». 14:00 Завершение конференции.
Участники круглых столов
1. Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского
отдела.
2. Священник Дмитрий Березин, секретарь Миссионерского отдела Московской
епархии.
3. Иеромонах Димитрий (Першин), председатель Миссионерской комиссии при
Епархиальном совете г. Москвы.
4. Протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой
лавры в Сергиевом Посаде, доцент Московской Духовной Академии, главный
редактор научно-богословского портала «Богослов.Ru».
5. Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма Святых бессребреников
Космы и Дамиана в Шубине (г. Москва).
6. Протоиерей Владимир Архипов, клирик Сретенского храма в Новой Деревне
(г. Пушкино).
7. Протоиерей Виктор Григоренко, настоятель Сергиевского храма в Семхозе
(г. Сергиев Посад).
8. Священник Александр Ермолин, и. о. проректора по учебной работе Казанской
духовной семинарии (г. Казань).
9. Джованна Парравичини, атташе по культуре Апостольской нунциатуры в
РФ.
10. Устинов Олег Александрович, историк, кандидат философских наук (г.
Сергиев Посад).
11. Эйприл Френч (April French), Университет имени Брэндайса (США), переводчик
книг прот. Александра Меня на английский язык.
_____________________________________________________________________________________________
КПЦ «Дубрава» им. прот. А. Меня, 141308 Сергиев Посад, мкр. Семхоз, ул.
Парковая д. 16. www.radubrava.ru
Сергиевский храм, 141308 Сергиев Посад, мкр. Семхоз, ул. Парковая д. 2.
www.sergievhram.ru
Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им.
М.И. Рудомино
Храм свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине
Фонд им. протоиерея А. Меня
Круглый стол
ОТЕЦ АЛЕКСАНДР МЕНЬ
И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
21 сентября 2016 г.
начало в 17 ч.
Место проведения – Зал коллекций ВГБИЛ им. М.И. Рудомино
ВНИМАНИЕ!
Для входа в Библиотеку
просьба иметь при себе
документ с фотографией
Адрес: Москва, ул. Николоямская, д.1.
Вход через правое крыло
Дополнительная информация: тел. 8 (495) 915-79-86
Проезд: М. Таганская кольц., тролл. 63, 16 до ост. к/т «Иллюзион»
или М. Китай-город, тролл. 45, 63 до ост. к/т «Иллюзион»
Православная
молодежь соберёт в школу детей Донецка
Молодежный отдел Московской городской епархии (Московский Патриархат)
и молодежное движение «Православные Добровольцы» организуют проект «Уроки
доброты». В ходе гуманитарной акции православная молодежь столицы проведет
сбор и отправку школьных принадлежностей для детей Донецка. В этом году
мероприятия пройдут под лозунгом «Твой вклад в мирное будущее!».
Проект «Уроки доброты»состоится уже во второй раз, в прошлом году Молодежный
отдел Московской городской епархии помог детям из Макеевского района,
в рамках акции были отправлены 3 транша гуманитарной помощи, в общей сложности
5 тонн канцелярских принадлежностей. На этот раз помощь отправится детям
из Детского дома №1 города Донецк и адресно в многодетные малоимущие семьи,
оказавшиеся в трудной жизненной ситуации в связи с военным положением.
В планах организаторов собрать в школу более 1000 детей. Для каждого
ребенка будет собран полный набор школьных принадлежностей на учебный
год.
Основной точкой сбора станет Молодежный отдел Московской городской епархии.
Помимо этого, приемные пункты школьных принадлежностей будут установлены
при храмах, на школьных базар и в торговых комплексах в центре города,
куда можно будет принести товары, приобретенные в данных торговых помещениях
или в других точках.
Сбор денежных пожертвований на закупку канцтоваров будет организован
в нашем храме в воскресенье 4 августа после поздней Литургии.
Список канцтоваров для проекта «Уроки доброты»
Тетради в клетку, 12 -18 листов
Тетради в косую линейку, 12 - 18 листов
Альбом для рисования/ папка для акварели
Цветная бумага
Цветной картон
Ножницы
Клей
Простые карандаши
Цветные карандаши (набор)
Точилка
Линейка 20 - 25см
Пластилин
Дощечка для лепки
Краски акварельные
Краски Г уашь
Кисти
Авторучки
Счетные палочки
Касса букв и цифр или веера
Обложки для учебников и тетрадей
Стирательная резинка
Подставка для карандашей
Подставка для учебников
Папка для тетрадей
Пенал
Рюкзак/ портфель
28 августа 2016
Неделя 10-я по Пятидесятнице. Глас 1.
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56.
Лит. - 1 Кор., 131 зач., IV, 9-16. Мф., 72 зач., XVII, 14-23.
Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Седмица 10-я по Пятидесятнице. Глас 8.
Мчч. Фотия и Аникиты и многих с ними (305-306).
2 Кор., 167 зач., I, 1-7. Мф., 88 зач., XXI, 43-46
Протоиерей Александр Борисов: Я просил солдат не поднимать оружия
«Мы подошли к танку, я стучу. Крышка танка открывается. Спрашиваю:
«Ребят, сколько вас там человек?» Молчат, растеряны. «Это военная тайна?
Мы хотим вам Евангелие дать». – «О, нас тут шесть человек. Давайте».
Чистяков, Георгий Беседы о Данте / Георгий Чистяков
[предисл. – иеромонах Иоанн (Гуайта)]. – М.: Центр книги Рудомино, 2016.
– 224 с.: ил.
ISBN 978-5-00087-101-0
О Данте Алигьери написано много, а «Божественная Комедия», пожалуй, –
самое изучаемое и комментируемое произведение мировой литературы, если
не считать Библию. И все же Данте и его шедевр и поныне остаются загадкой.
Насколько актуален для нас этот рассказ о путешествии по загробному миру
по прошествии почти 700 лет? Насколько его автор остается человеком своего
времени, и какого времени – Средневековья или уже Возрождения? Как Вергилий
ведет Данте по Аду и Чистилищу, как Данте стал для школьника Егора Чистякова
«вечным спутником и незаменимым наставником», так и сам отец Георгий ведет
своего читателя по глубинам его собственной (читателя) души до выхода
«в те высокие сферы веры, куда душа наша всегда стремится, но далеко не
всегда прорывается».
Трудное
положение
Трудности и невзгоды в жизни каждого человека случаются на протяжении
всей его жизни. Однако бывает и так, что человеку волею случая, а зачастую
и по своей вине, приходится просто выживать — когда нет собственного жилья,
работы, документов… Бомж — это клеймо на всю оставшуюся недолгую — два-три
года на улице — жизнь или все-таки есть возможность выбраться из этой
почти безнадежной ситуации? Есть. В Домах трудолюбия «Ной» идут навстречу
любому обратившемуся, дают кров и стол, помогают восстановить документы,
найти свою дорогу в социум.
SMS на номер 3443: «Бездомный-пробел-сумма». (комиссия 0%. Операторы:
Мегафон, Билайн, МТС)
Архитектура
афонских монастырей и мировоззрение святогорского монашества
Дорогие друзья!
Во вторник 13 сентября в 18-00 приглашаем вас в Зал коллекций ВГБИЛ на
лекцию священника Храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине отца Петра
Коломейцева "Архитектура афонских монастырей и мировоззрение святогорского
монашества".
В ходе лекции будут рассмотрены следующие темы:
• Монашеская республика Афон – уникальное явление в мире.
• История образования Афона.
• Характеристика его природных условий.
• Особое место Афона в духовном пространстве восточного христианства.
• Обычаи и правила святогорцев, распорядок их внутренней жизни.
• Мировоззрение афонских монахов и особенности их жизненного уклада.
• Архитектурные ансамбли монастырей и скитов Афона.
• Особенности строительного искусства насельников Святой горы, и отличительные
признаки афонского зодчества.
• Взаимодействие архитектуры монашеских обителей с природными факторами
полуострова и связь их архитектурно-планировочных решений с богословскими
взглядами их создателей.
И вновь
в гостях у Патриарха соберутся юные соседи
В канун Дня знаний, 30 августа 2016 года, в саду при Патриаршей резиденции
пройдет ежегодный детский праздник «В гостях у Патриарха».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по традиции с радостью
примет у себя в гостях детей, пообщается с ними и благословит на начало
нового учебного года.
Большой праздник, который проводится уже в восьмой раз, стал доброй традицией
для тысяч юных гостей.
В рамках мероприятия состоится концерт с участием известных артистов
и звезд российской эстрады. Детей порадуют парк развлечений, аттракционы,
мастер классы, мастерские народных ремесел, спортивные и военно-патриотические
игры.
Начало мероприятия 30 августа 2016 года в 11:00.
Вход на мероприятие - свободный. Приглашаются все желающие.
Адрес: ул. 7-я Лазенки, 42. (в пешей доступности от ж/д станции Переделкино)
Благотворительная
акция «Семья помогает семье»
Департамент труда и социальной защиты населения города Моск-вы информирует,
что с 23 по 28 августа 2016 года состоится Общего-родская
благотворительная акция «Семья помогает семье: Готовимся к школе!».
4 августа 1953 - родился о..Георгий Чистяков
4 августа 2003 - скончался митрополит Сурожский Антоний
День памяти Антония, митрополита Сурожского и день рождения о.
Георгия Чистякова, служившего в нашем храме (1992-2007). Сегодня ему
исполнилось бы 63.
НОСИТЕЛЬ
СВЕТА ХРИСТОВА
Человечеству безумно нужны светлые люди, которые приводят нас к Богу
зачастую просто фактом своего существования. Не только своим словом, но
и своим молчанием. Тем, что они есть. Именно таким был митрополит Антоний
Сурожский. Как-то известный телеведущий Владимир Познер не без иронии
спросил меня:«Чтобы вы сделали для того, чтобы улучшить ситуацию с верой
в Бога, чтобы она начала помогать людям в России?» Я сразу же ответил,
что чаще бы показывал по телевидению митрополита Антония.
«Еще одного митрополита», -- с некоторым раздражением парировал мне Познер,
который вообще не особенно любит духовенство да и православие, а, вернее,
религию как таковую. «Не еще одного, а именно Антония и никого другого»,
-- ответил я. На самом деле, тот факт, что владыку Антония, которого записывали
довольно много, показывали по телевидению крайне редко, одно из ярчайших
свидетельств того, до какой степени больно наше общество. Ясно, что среди
русских людей другого человека такого масштаба сейчас нет и долго еще
не будет. Грустно, но понимают это далеко не все.
Сразу же после революции оказавшийся в эмиграции и попавший в Россию
только уже будучи епископом митрополит Антоний в годы войны во Франции
был участником сопротивления. В качестве врача-хирурга. Не получивший
никакого богословского образования он уже при жизни, можно с уверенностью
сказать, стал святым, потому что был в жизни до предела, нет, не аскетичен,
но прост. Так, например, он, пока не ослабел, никогда не ездил на машине,
а только на метро; собираясь в Россию, не допускал, чтобы ему покупались
билеты за деньги Патриархии, но всегда покупал их сам на свои личные средства.
В аскезе есть какая-то поза, поскольку аскеты сознательно не моются, едят
раз в день или вообще отказываются от пищи, не едят сладкого и т.д. У
митрополита Антония этого не было, он мог съесть и пирожное, если кто-то
из прихожан оставил бы его у его дверей, но сам бы пирожного никогда не
купил. Какая бы то ни было поза была ему бесконечно чужда. Он просто не
мог представить себе, что живет за чужой счет, и очень гордился свой бедностью
и той старческой пенсией в 3 тысячи фунтов в год, которую получал от английского
правительства. В том числе и в память о той бедности, в которой жили русские
эмигранты в пору его юности.
«Поколение моих родителей и мое поколение, -- писал владыка Антоний за
год до смерти в письме епископу Илариону (Алфееву), -- познали Бога "по-новому":
до революции Бог пребывал "во славе" в церквах и соборах, здесь
же Бог открылся нам как Изгнанник, преследуемый на нашей Родине и "не
имущий, где главу преклонити". В Нем мы с изумлением познали Бога-Изгнанника,
Который все понимает, "ниже Которого никто не может быть унижен".
В предельной бедноте домов и храмов Он жил среди нас, Он был нашей надеждой
и силой, утешением и вдохновением. И из этих глубин прозвучал голос Бердяева,
говорящий нам, что мы не побежденное стадо, но что Бог нас избрал, чтобы
мы в немощи нашей принесли православие всему миру. И мы по-новому увидели
и себя, и земли нашего изгнания. Мы нашли призвание в том, в чем раньше
было неизбывное горе. И мы стали свидетелями православия и возлюбили нашу
бедноту, которая открывала нам доступ к самым обездоленным». Быть может,
во всей истории христианства был еще только один человек, который мог
так говорить о бедноте, -- святой Франциск Ассизский. Но он не был архиереем...
князем церкви...
Митрополит Антоний был абсолютно доступен всем и каждому, не любил даже,
чтобы к нему обращались на «Вы», предпочитая слышать дружеское «ты» даже
от тех, кто был его на 30 и более лет моложе. Когда в декабре 2002 г.
уже смертельно больной он сильно простудился и почти все время лежал,
ему пришлось у своего звонка при входе в собор, где было написано «bishop»,
вывесить записку о том, что он болен и просит ему не звонить. Сделать
это было для него очень трудно. В эти дни мы виделись с ним в последний
раз. Это был настоящий носитель того света Христова, что, действительно,
просвещает всех. Каждый человек для святителя Антония, если использовать
евангельское выражение, «драгоценной жемчужиной», ради которой можно пожертвовать
всем на свете. Он умел и утешить, и укрепить человека, но, главное, показать,
что нужно с собою сделать, чтобы быть лучше. В его присутствии у людей
появлялось не только желание изменить себя к лучшему, но и практическое
видение того, что именно для этого необходимо. И все потому, что он умел
любить. Умел прижать к сердцу, умел, если так можно выразиться, каждого
взять куда-то в глубины собственного «я» и удерживать там. Как ребенка.
При этом в его отношении к людям не было никакого сюсюканья и никакой
сентиментальности. «Будьте милосердны, как милосерден ваш Отец», -- говорит
Иисус в Евангелии от Луки. Если попытаться понять, что именно означает
слово «милосерден» (по-гречески «ойктирмон»), то окажется, что оно происходит
от греческого слова «ойктос», т.е. «боль», милосерден таким образом тот,
кто воспринимает боль другого как свою собственную. Именно в этом смысле
слова милосердным был митрополит Антоний. Общение с такими светлыми людьми
приносит очень много. Но беда в том, что их всегда бесконечно мало. Таким
был еще Дмитрий Сергеевич Лихачев, а в Индии – мать Тереза из Калькутты.
Кто еще? Не знаю. Наша задача как верующих развивать в людях чувство Бога,
учить их при помощи книг, личных бесед и доверительных моментов в жизни.
Делать это митрополит Антоний умел как никто. Когда, благословляя, он
просто говорил «Христос с тобой», в этих словах была такая огромная убежденность,
что каждый понимал, что это, действительно, так, что Христос по-настоящему
здесь. Не случайно поэтому тем, кто близко знал митрополита, а таких людей
очень много, сейчас после его кончины очень трудно принять то, что больше
ему нельзя позвонить по телефону, спросить у него совета или просто прижаться
щекою к его руке.
При этом не нужно забывать, что Владыка был религиозным мыслителем уникального
масштаба. Его тексты нуждаются в серьезнейшем осмыслении, потому что мало
кто сделал так много, как он в области христианской антропологии, православного
учения о человеке и о его личной встрече с Богом. Процитирую один его
текст без всяких комментариев: «Мне вспоминается, -- сказал однажды митрополит
Антоний, -- разговор, который в тридцатые годы у меня был с Владимиром
Николаевичем Лосским. Он тогда был очень отрицательно настроен против
восточных религий. Мы это долго обсуждали, и он твердо мне сказал: “Нет,
в них истины нет!” Я пришел домой, взял книгу Упанишад, выписал восемь
цитат, вернулся к нему и говорю: “Владимир Николаевич, я, читая святых
отцов, всегда делаю выписки и пишу имя того, кому принадлежит данное изречение,
а вот тут у меня восемь изречений без авторов. Можете ли вы “по звуку”
их узнать?” Он взял мои восемь цитат из Упанишад, взглянул и в течение
двух минут назвал имена восьми отцов Православной Церкви. Тогда я ему
сказал, откуда это взято… Это послужило какому-то началу пересмотра им
этого вопроса. Это не значит, что мы должны отождествлять веру, которую
получаем во Христе и от Христа, с другими верованиями; но как мы должны
быть осторожны, когда мы судим о другой вере».
И еще несколько кратких замечаний. «Вот уже сорок с лишним лет, -- говорил
Владыка, -- мы разделили исповедь от причастия, то есть верующий не обязан
исповедоваться перед каждым причащением... Я помню, я об этом говорил
в Загорске, и один из студентов Духовной Академии отреагировал: “Ну, Владыко,
вы, значит, не православный, потому что у нас так не заведено”. Я обратил
его внимание на то, что нет ни одного церковного правила, требующего исповеди
перед причастием. Есть рескрипт Петра Великого, который был написан из
политических целей, для проверки исповедающихся, но это совершенно другого
рода вещь». Жалко, что в большинстве своем священники не думают об этом,
превращая исповедь в какой-то фильтр для тех, кто хотел бы причаститься
во время литургии и таким образом становясь МЕЖДУ верующим и ждущим его
Иисусом.
«Мы не должны бояться, -- говорил митрополит Антоний в беседе с Аленой
Майданович, опубликованной в 2000 году в «Русской мысли», -- думать свободно
и высказываться свободно... если мы будем просто без конца повторять то,
что было сказано раньше, давно, то все больше и больше людей будут отходить
от веры (я сейчас не столько о России думаю, сколько вообще о всем мире);
и не потому что то, что раньше говорилось, неверно, а потому что - не
тот язык и не тот подход. Люди другие, времена другие, думается по-иному.
И мне кажется, что надо вкореняться в Бога и не бояться думать и чувствовать
свободно. "Свободно" не означает свободомыслие или презрение
к прошлому, к традиционному, но -- Бог рабов не хочет. Я вас не называю
больше рабами, Я вас называю друзьями… И мне кажется это страшно важно:
что мы могли бы думать и с Ним делиться. Есть очень многое, чем мы могли
бы делиться с Ним в новом мире, в котором мы живем. Это очень хорошо и
важно -- думать свободно, не стараясь приспосабливаться; нужно, чтобы
люди мыслящие и с широкой восприимчивостью думали и писали».
«Думать свободно, не стараясь приспосабливаться», -- вот один из важнейших
заветов митрополита Антония. Думать свободно, не боясь, что тебя назовут
еретиком и так далее. Для Владыки такая постановка вопроса очень важна,
потому что вера, с его точки зрения, это не какая-то доктрина, установка
или система взглядов, но живая реакция на ту живую связь, которая , действительно,
есть между человеком и Богом. В силу существования этой живой связи религиозный
опыт каждого -- не просто уникален, но и бесценен; это так, как бы ни
хотелось многим, особенно молодым, православным людям сегодня, чтобы в
вере не было никакой свободы, но одно только безропотное подчинение авторитету.
«Помню, как я был смущен, -- рассказывал митрополит, -- когда Николай
Зернов пятьдесят лет назад мне сказал: "Вся трагедия Церкви началась
со Вселенских соборов, когда стали оформлять вещи, которые надо было оставлять
еще гибкими". Я думаю, что он был прав, -- теперь думаю, тогда я
был в ужасе. Это не значит, что Вселенские соборы были не правы, но они
говорили то, до чего они дожились. И с тех пор богословы тоже до чего-то
дожились… Скажем, отца Сергия Булгакова считали еретиком, а теперь многие
совсем по-иному на него смотрят».
В понедельник 11 августа 2003 г. гроб с телом митрополита Антония привезли
в лондонский кафедральный собор на Ennismore Gardens. Лицо его, еще не
закрытое воздухом, было прекрасно как у святого. «На днях, -- пишет в
интернете один из пользователей по имени Владимир, -- узнал о смерти митрополита
Антония в лондонском хосписе. Сегодня его похоронили. Я, когда был в Лондоне
в феврале этого года, не смог его увидеть, т.к. он лежал в больнице, но
в церкви его был два раза, видел всю эту скромную обстановку, не похожую
на наши соборы. Говорят, что на тех балконах митрополит Сурожский и жил
все время, пока служил там 50 лет. Ни квартиры, ничего не имел, кроме
печатной машинки. И к нему всегда мог прийти кто угодно, просто постучать,
если закрыто, и сразу его самого и увидеть. Сам я уже не в первый ощущаю
светлое чувство при получении известия о смерти какого-нибудь хорошего
или близкого мне человека. Странно. В первый раз это было, когда умер
Андрей Сахаров. И вот теперь тоже. Будем молиться за митрополита Антония
и благодарить Бога, что открывает нам этот Свет».
Священник Георгий Чистяков.
15 Августа 2003 года .
Москва - Лонодон - Москва.
Седмица 7-я по Пятидесятнице. Глас 5.
Пророка Илии (IX до Р.Х.).
Утр. - Лк., 14 зач., IV, 22-30.
Лит. - Прор.: Иак., 57 зач., V, 10-20. Лк., 14 зач., IV, 22-30
Свершилось!
«Ной» сделал очередной, очень неожиданный для многих шаг
Началось всё с того, что в этом году, впервые за 5 лет, уже в середине
лета кончились места для женщин с детьми, стариков и инвалидов. А ведь
впереди, совсем не за горами, осень, … зима. Причина? - не известна, да
и много их, наверное. Но решить проблему недостающих мест решили кардинально,
т.е. с большим запасом.
1.Группа поддержки по средам
– 18.30-20.30
в светлице 03.08.16 – «Владеть собой во во взаимоотношениях» 10.08.16 – «Любовь к совершенству» 17.08.16 – «Наши чувства и мысли» 24.08.16 – «О возмещении ущерба» 31.08.16 – «Отрицание»
Используем тексты книги Мелоди Битти «День за днем из созависимости»
тел. 8967 052-49-36 Ирина
8926 753-07-58 Ольга
2.Группа поддержки по субботам – 16.00-18.00
в помещении группы милосердия или комн. 12.
работаем по материалам 12-ш программы ВДА
тел. 929 987-27-78 Наташа