Летопись Расписание Крещение
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА Исповедь Катехизация
Жизнь прихода Наш храм Читать и слушать
Приходские встречи Контакты Старый сайт

 

Храм свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине




Духовное наследие о. Александра Шмемана
Дорогие друзья!
Горячо рекомендую послушать радиобеседы замечательного русского священника Православной Церкви в Америке о. Александра Шмемана по приводимой ссылке. Уверен, что они обогатят вас духовно и умножат ваши знания о нашей христианской вере. Послушайте, не пожалеете!
Беседы протопресвитера Александра Шмемана на радио «Свобода» https://azbyka.ru/audio/besedy-na-radio-svoboda-shmeman.html
Храни вас всех Бог! Всегда ваш, прот. Александр Борисов.

Дорогие друзья!
Вы можете читать тексты замечательных лекций недавно скончавшегося прихожанина нашего храма, Бориса Михайловича Балтера. А также можете послушать его замечательные лекции о Библии по ссылке Духовное наследие Бориса Балтера


4 декабря 2022

Неделя 25-я по Пятидесятнице
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56
Лит. - Еф., 224 зач., IV, 1-6. Лк., 66 зач., XII, 16-21
Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28






 


 

3 декабря 2022

Седмица 25-я по Пятидесятнице
Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы
Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16
Ряд.: Гал., 199 зач., I, 3-10. Лк., 49 зач., IX, 57-62


 


 

1 декабря 2022

Седмица 25-я по Пятидесятнице
Собор святых Эстонской земли
2 Сол., 276 зач., II, 13 - III, 5. Лк., 80 зач., XVI, 1-9

 


 

к началу страницы

 

Ноябрь 2022
Октябрь 2022
Сентябрь 2022
Август 2022
Июль 2022
Июнь 2022
Май 2022
Апрель 2022
Март 2022
Февраль 2022
Январь 2022
Декабрь 2021 [скрыть]

31 декабря 2021

Седмица 28-я по Пятидесятнице
Мч. Виктора (1936). Сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского (1937).
Сщмчч. Николая, архиеп. Великоустюжского, Илии, Иоанна, Владимира и Николая пресвитеров (1937).
Сщмч. Сергия диакона и мц. Веры (1942)
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10. Мк., 41 зач., IX, 33-41






 


 

30 декабря 2021

Седмица 28-я по Пятидесятнице.
Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 до Р.Х.)
Тит., 300 зач. (от полу́), I, 5 - II, 1. Мк., 39 зач., IX, 10-16
Свв.: Евр., 330 зач., XI, 33 - XII, 2. Лк., 62 зач., XI, 47 - XII, 1

Дорогие друзья! Вчера телеканал «Спас» выпустил репортаж о предновогоднем визите в наш лотошинский дом милосердия. В него вошли рассказы некоторых инвалидов, в разное время попавших к нам с улиц Москвы и городов Подмосковья.

Спасать людей от гибели на улицах, сохранять (и пробуждать!) в них человеческое — миссия, которую мы стараемся с вашей помощью выполнять. А сколько жизней (и судеб!) можно спасти, если всё же удастся снять ещё одно здание для инвалидов! Подробнее о том, что мы ищем и чем можно помочь: https://www.instagram.com/p/CX75GnhKLOy

От лица всех наших сотрудников и добровольцев поздравляем вас с наступающими Новым годом и Рождеством Христовым! Слава Богу за прекрасных, порядочных и добросердечных людей, которые помогают «Ною»!

C уважением, команда «Дома трудолюбия НОЙ».

 


 

28 декабря 2021

Седмица 28-я по Пятидесятнице
Сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (1929)
2 Тим., 297 зач., III, 16 - IV, 4. Мк., 34 зач., VIII, 22-26

Дорогие друзья!

Заканчивается еще один год нашей жизни. Год был очень непростой и проблемы его, - пандемия и напряженность с Украиной, - конечно остаются и на следующий год. Поэтому по-прежнему будем возносить наши молитвы об окончании пандемии во всем мире и о мире всего мiра. Однако откроем наши сердца навстречу радости новолетия и празднику, изменившему наш мир, положившему начало новой эры - Рождеству Христову: "Христос рождается, славите!".

Как и прежде желание моего сердца привести и в этом письме мысли и наставления замечательного российского пастыря, о. Александра Меня, содержавшиеся в его проповедях Рождество Христово и на второй великий праздник января - Крещение Господня.

 

" Мы с вами уже вступаем в преддверие Рождества Христова. Снова как бы увидим глазами и Богомладенца, и пещеру, и пастухов, и волхвов, и все то, что окружает этот великий, дивный и радостный праздник. Иосиф и Мария идут по дороге к городу Вифлеему. Час приближается. Матерь Божия устала от долгого пути. Она ждет, когда же наконец окажется Она в городе своего праотца Давида, в Вифлееме, где наступит великий час рождения в мир Ее Сына, ибо ей обещано, что Сын Ее будет Спасителем всего человеческого рода. Поздно вечером они входят в город, но ни в одной гостинице нет места для Матери Спасителя мира. Все двери заперты. Так встречает мир своего Избавителя и Искупителя. Он стучится в виде двух утомленных путников, а мир закрывает свои двери и окна. И только в хлеву для скота, куда пастухи в ненастье загоняли своих овец, нашел пристанище Господь наш Иисус и Его Матерь — Мария.

Его пришествие в этот мир совершилось не только тогда, но совершается всегда. Подумаем о том, как мы Его встретим? Он и сегодня вновь рождается в мир, который так же, как две тысячи лет тому назад, нуждается в искуплении, спасении и освобождении. Какими бы ни были великие достижения мiра сего, этот мiр равно страдает; у него нет ни мира, ни покоя. Он ищет счастья, но его не находит. Ко всем народам звучит голос Христа-Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня» (Мф.11,29).

Христос стучится в каждое сердце. Он стучится тогда, когда в нас просыпается дух молитвы. Он стучится тогда, когда мы встаем утром и чувствуем, что жизнь нам подарена, подарена Кем-то, Кого мы должны благодарить. Он стучится тогда, когда рядом с нами оказывается человек, нуждающийся в сочувствии, в поддержке, в помощи. Он стучится к нам и тогда, когда перед нами стоит искушение, когда мы должны выбрать свой путь. И Он нам тихо, почти что шепотом напоминает: вот настоящая дорога, выбери ее. И когда мы ошибаемся, когда нам становится горько, когда мы готовы возненавидеть себя — Он тоже стучится к нам в сердце, чтобы пробудить в нем покаяние. Потому что только Он является нашим Спасителем, только Он может приобщить нас к Царству Божию, Царству Небесному, только Он может дать нам полное и настоящее, единственное счастье. Он, наш Господь Иисус.

Зажигается Его звезда, звезда над миром, и люди должны угадать ее среди множества звезд! И вот в далекой стороне волхвы, мудрецы, люди, овладевшие многими тайными познаниями, бросают все и пускаются в дальний и опасный путь, чтобы поклониться Младенцу. Ибо они знают, что никакая человеческая мудрость, никакие человеческие познания не могут заменить спасения, которое может дать только Бог! Вот почему они идут по этой дороге, идут за Вифлеемской звездой, и она их приводит к колыбели Младенца. Что же они находят, эти волхвы, познавшие всю мудрость мира? Маленькое плачущее Дитя в пещере, в загоне для скота. Но их мудрость была так велика, что позволила им увидеть в Нем Избавителя мира. Они поклонились и принесли Ему золото, ладан и смирну — потому что знали, что в этом крошечном Младенце сияет Дух Божий и Господне спасение, наконец, пришло в темный страдающий мир. И мы с вами должны сегодня уподобиться пастухам, которые оставили свое стадо и пошли в эту пещеру. Уподобиться волхвам, которые оставили свою мудрость и пошли к Господу! Уподобиться всем тем, кто готов был Его принять. Поэтому двери нашего сердца, глаза нашей души должны сегодня открыться. И мы должны сказать:

Господи, Ты к нам идешь! И Ты идешь только ради нас, потому что Ты хочешь всё наше испытать: и рождение, и болезнь, и скорбь, и смерть! И вот ради этой Твоей бескорыстной любви мы должны открыть Тебе свое сердце. Открыть, чтобы Ты поселился в нашем сердце, чтобы Твой свет в нас воссиял — сегодня! завтра! Всегда! В этой жизни и в вечности! И чтобы никогда огонь любви к Тебе в нас не угасал. Аминь."

 

А вот проповедь о. Александра Меня на праздник Крещения Господня

"Приближается праздник Крещения Господня. Почему этот праздник для нас особенный? Потому что в этот день, день Своего Крещения, призван был Господь Небесным Своим Отцом на служение роду человеческому. А сейчас мы находимся в преддверии, в ожидании того времени, когда Он будет призван, чтобы жить, учить, страдать и умереть ради нас.

Когда Иоанн Креститель проповедовал на Иордане, приходили к нему люди разных сословий, приходили и ученые, и книжники, приходили и солдаты, и сборщики налогов. Пришел и Иисус из Назарета Галилейского. Он пришел как один из многих. Может быть, там были сотни таких же ремесленников из разных деревень, и Он был с ними. Евангелист просто говорит: пришел и Иисус из Назарета Галилейского. Он пришел из той деревни, где жил все это время, почти 30 лет Своей жизни. Напрасно мы пытаемся проникнуть в эти годы, потому что евангелисты почти ничего не говорят нам, как жил Господь рядом с людьми. Мы знаем, как Он проповедовал, как обличал, как, наконец, страдал и как явился Воскресшим, но мы не знаем о тех долгих годах, которые Он провел в селении, называвшемся Назарет.

Он жил как обычный, простой человек. Он трудился там, трудился своими руками. Первое, о чем мы узнаем, что Он был плотник, каменщик. Когда Он вышел на проповедь, все односельчане удивились, никому в голову не приходило, что Он может стать учителем и проповедником. Они ничего о Нем не знали, кроме того, что Он Сын Марии и есть у Него здесь же, в Назарете, родственники. Его названный отец, Иосиф, к этому времени уже скончался. Иисус как бы скрывал Свою Божественную тайну.

Казалось бы, такое простое, повседневное перед нами. Если бы мы заглянули в дом Иисуса в какой-нибудь вечер, то увидели бы Мать и Сына после трудового дня в вечерней комнате, где горит только огонек. Они сидят за столом, за обычной вечерней трапезой. И это для нас бесконечно драгоценно, потому что мы же с вами тоже ведем обычную жизнь, и то, что Господь жил такой же жизнью, освящает все повседневное: и трудное порой утреннее пробуждение, и наши жизненные заботы и труды, и никто не может сказать, что жизнь серая, потому что мне надо убирать, стирать, готовить, ибо раз это делала Матерь Божия, раз трудился повседневно Ее Божественный Сын, значит, нет ничего недостойного ни в труде, ни в наших обычных повседневных занятиях.

Конечно, мы знаем, что жизнь Его была полна молитвы. Уже потом, когда Он стал проповедником, когда стал возвещать Свое Евангелие, Он иногда поднимался рано, уходил один для молитвы, как говорит евангелист, «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Мк.1,35). Наверное, Он ловил каждую минуту, чтобы побыть перед лицом Своего Небесного Отца. Опять нам урок: Он эти минуты ловил, а у нас они есть, но мы не используем их.

Перед началом Своего служения Господь пришел в толпе кающихся на Иордан так, как будто Он был грешником. Ведь туда приходили люди просить прощения у Бога! Иоанн Креститель омывал их в водах Иордана в знак того, что они прощены. Почему же Господь, безгрешный, так поступил? Почему Он принудил Крестителя омыть Себя в реке? Разве Он имел грехи? Нет. Мы знаем по собственному Его свидетельству, что Он был свободен от греха. «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин.8,46) — говорил Он своим врагам. И они молчали. Почему же все-таки Он так сделал? Почему же Он стал вместе с кающимися и сказал: «Надлежит так исполнять нам всякую правду»? Почему? Потому что Его жизненный путь является для нас с вами указателем нашего малого человеческого жизненного пути.

 Он, вступая на свое служение роду человеческому, получая как Богочеловек помазание Духа Божия, показывает нам, что служение надо начинать с покаяния, с осознания своей немощи. И хотя у Него Самого не было этой немощи и грехов, Он показывает нам путь. Мало того, Он показывает нам и другое. Когда, получив Дар и помазание Духа, Он вышел из воды, когда Небеса над ним разверзлись, Он удалился в пустыню. И что там ждало Его? Искушения! Может быть, самые тяжкие искушения в Его жизни. Духовные испытания, которые Он победил как Богочеловек и как человек. И это напоминает нам о том, что получаемая нами благодать крещения, приобщение к Божией жизни не означают, что мы навсегда будем ограждены от вражеских воздействий, не будем иметь искушений и соблазнов, можем находиться в беспечности. Всякий, кто пошел за Христом, должен помнить, что он встретит на своем пути испытания, скорби и искушения. Каждый из нас должен помнить, что следование за Христом потребует от нас усилий: "подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут" (Лк.13,24). Старинное слово "подвизайтесь" происходит от слова "подвиг". И если Господь в начале Своего пути был искушаем, а в конце Своего пути испытал муку и смерть, то и мы с вами, идя в Его Вечное Царство, будем проходить по этим же самым ступеням: радость и печаль, Дух Божий и искушения, страдание и последнее Вечное Воскресение. Аминь."

 

Всех вас, наши дорогие прихожане, поздравляем с Новым годом и с Рождеством Христовым! Всем желаем здоровья, радости, сил и помощи Божией во всех наших делах и проблемах! Храни вас Бог! Всегда ваш, протоиерей Александр Борисов.

28 декабря 2021 г.

 

 


 

26 декабря 2021

Неделя 27-я по Пятидесятнице, святых праотец. Глас 2
Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284-305).
Утр. - Ев. 5-е, Лк., 113 зач., XXIV, 12-35
Лит. - Кол., 257 зач., III, 4-11 (Недели 29-й). Лк., 76 зач., XIV, 16-24 (Недели 28-й)
Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Лк., 106 зач., XXI, 12-19



Дорогие слушатели Общедоступного православного университета, основанного отцом Александром Менем! Поздравляем вас с началом каникул с 25 декабря! Они продлятся по 7 января включительно. Занятия возобновятся 8 января.
Поэтому поздравляем вас и с наступающим Новым годом и с наступающим Рождеством!
Ждем вас после каникул и проведения Рождественского поста для дальнейшего углубленного изучения наших предметов!

 


 

25 декабря 2021

Седмица 27-я по Пятидесятнице
Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца (ок. 348)
Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Лк., 24 зач., VI, 17-23
Ряд.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 72 зач., XIII, 18-29

Читать полностью >>


Друзья!
25 и 26 декабря в нашем храме можно будет поучаствовать в помощи приюту для бездомных "Ной", в котором проживают братья и сёстры, имеющие ограничения по здоровью. На ярмарке будут подушки, коврики и другие изделия, выполненные с любовью для всех, желающих помочь.




 


 

24 декабря 2021

Седмица 27-я по Пятидесятнице
Прп. Даниила Столпника (489-490)
2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-18. Лк., 108 зач., XXI, 37 - XXII, 8

Дорогие друзья!

Очень всем рекомендую почитать предлагаемые Выдержки из доклада Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании 22 декабря сего года. Там затронуто много важных и актуальных проблем, в т.ч. о корновирусе и вакцинации. Наиболее важные места выделены жирным шрифтом.

Всегда ваш. прот. Александр Борисов.

 

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ДОКЛАДА

ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА

НА ЕАПРХИАЛЬНОМ СОБРАНИИ 22 декабря 2021 г. 

О пандемии

Размышляя над нынешней ситуацией, над тем, как страна и Церковь длительное время живут в условиях разного рода ограничений, мы понимаем, что до конца привыкнуть к жизни в режиме чрезвычайных обстоятельств невозможно. Поэтому мы, конечно, продолжаем надеяться на то, что в ближней или в средней перспективе большинство ограничений будет снято. Да, профилактические меры всё еще применяются, в том числе в храмах. Вполне понимаю, что некоторые из них могут быть неприятны — как, например, длительное ношение масок. Призываю всех еще потерпеть ради сохранения возможности участия всех нас в богослужении и в первую очередь в Божественной Евхаристии — самом ценном даре Господа Своей Церкви. Упомянутые меры являются временными, и я надеюсь, что в обозримом будущем мы сможем от них отказаться, тем более что к настоящему времени как специалисты, так и рядовые граждане уже хорошо информированы о способах передачи и последствиях коронавирусной инфекции и о разумных и достаточных мерах предосторожности. Накоплен значительный опыт лечения заболевших. Очевидно, что благодаря этому ограничения, введенные осенью этого года государственной властью, были намного более гибкими, чем это было в самом начале эпидемии, — и это несмотря на то, что число выявленных заражений было гораздо выше в последние месяцы, чем весной 2020 года. Гибкий подход к определению необходимых профилактических мер будет применяться и нами в наших внутренних решениях по этому поводу.

Так или иначе, даже если произойдет возвращение к большей части привычных внешних обстоятельств жизни, мы понимаем: мир за прошедшие два года изменился столь существенно, и подчас столь стремительно, что можно говорить о «смене эпох». Как я уже говорил на прошлом епархиальном собрании, грядущему Архиерейскому Собору предстоит подробно обсудить эти изменения, дать им всестороннюю и глубокую богословскую и пастырскую оценку. По причине обострения этой осенью эпидемической обстановки Священный Синод принял решение перенести сроки Архиерейского Собора с изначально запланированных в ноябре. Богу содействующу, Собор состоится весной наступающего года.

Сегодня еще раз хочу поблагодарить всех клириков, монастырских и приходских тружеников, несущих свое служение в нынешних непростых условиях. Отдельную благодарность выражаю духовенству, трудящемуся там, где ведется небезопасная борьба за жизнь заболевших, там, где люди лишены возможности находить утешение в общении с родными и близкими — в так называемых больничных красных зонах. Да вознаградит Господь и врачей, медицинских работников и добровольцев за их самоотверженный труд.

О вакцинации

Призываю всех с осторожным вниманием следить за своим здоровьем, прислушиваться к рекомендациям специалистов. Знаю, что многих волнует тема вакцинации от коронавирусной инфекции и что в среде духовенства и мирян, точно так же, как и во всем обществе, есть разногласия по этому поводу. Кто-то считает, что вакцинация должна быть обязательной для всех, кто-то — что она должна быть полностью добровольной. Кто-то и вовсе считает ее ненужной или даже неприемлемой. В мае этого года в Москве силами секретариата Межсоборного Присутствия было организовано обсуждение данной темы с привлечением компетентных специалистов. По итогам этой встречи была сформулирована достаточно взвешенная позиция. С одной стороны, было вновь подчеркнуто, что «Русская Православная Церковь последовательно придерживается принципов защиты свободы выбора человека в использовании или неиспользовании новых и быстро развивающихся технологий, в том числе в сфере медицины». В то же время участники встречи напомнили, что «исторический опыт Русской Православной Церкви знает примеры активного участия священнослужителей в распространении практики вакцинации», благодаря которой многие известные в прошлом эпидемии сошли на нет.

Как вам известно, сам я вакцинировался еще в прошлом году на основании рекомендации врачей. При этом убежден, что вакцинироваться или нет — это вовсе не вероучительный вопрос. Это вопрос сугубо медицинский, дело личного выбора и ответственности человека, его жизненного опыта. В связи с этим совершенно недопустимым является злоупотребление пастырской властью по этому и подобным вопросам. И уж тем более вакцинацию никак нельзя рассматривать как признак апостасии. Даже если весь мир станет ареной сегрегации по иммунному признаку, Церковь должна оставаться свободной от такой сегрегации и принимать всех стремящихся ко Христу людей.

При этом грехом лжи следует назвать как намеренное недостаточное и недостоверное информирование людей об эффектах вакцин, так и распространение непроверенных слухов и мифов относительно последствий вакцинации.

О QR-кодах

С темой вакцинации в настоящее время тесно связан вопрос о присвоении гражданам электронных сертификатов о прохождении медицинской процедуры, о состоянии здоровья — так называемом иммунном статусе с использованием QR-кодов. Оставляя за скобками весьма важные темы сохранения медицинской тайны, а также высокого риска утечек данных, следует отметить, что проблема представляется куда более широкой. И мы видим, что она тревожит огромное число людей.

Священный Синод в своем прошлогоднем послании 25 августа с обеспокоенностью отметил: «Использование цифровых идентификаторов, автоматизированное принятие решений, могущих повлечь поражение людей и целых сообществ в правах, широкий сбор личных данных, в том числе сведений о здоровье, а также обработка этих данных — все это требует контроля со стороны общества, в том числе со стороны Церкви как общественного института».

Выраженная Священным Синодом озабоченность в полной мере сохраняется и сегодня. О возможных рисках, связанных с цифровизацией, Церковь неоднократно предупреждала и ранее, в частности, предупреждения содержатся в решениях Архиерейского Собора 2013 года. Нарастающий по охвату и объему сбор сведений о частной жизни человека, в том числе о его здоровье, а также накопление и обработка соответствующих данных открывает возможность невиданного прежде контроля за жизнью людей — за их перемещениями, покупками, предпочтениями, даже за содержанием их общения. А ведь возможность контроля — это и возможность ограничений деятельности человека практически по любому произвольно избираемому признаку и даже принуждения к тому, что человек не признает необходимым либо считает бесчестным или греховным. Мы видим, что в праве и политической практике многих стран мира сегодня стали приниматься в качестве обязательных идеи и представления, прямо противоречащие Божией правде — библейскому учению о человеке, его достоинстве, о его взаимоотношениях с другими людьми. Несложно предвидеть, что нелояльность таким идеям очень скоро в целом ряде стран может повлечь за собой соответствующую реакцию неумолимого аппарата принуждения, оснащенного могуществом цифровых технологий. Милостью Божией в нынешнее время в России важность сохранения и защиты традиционных религиозных и нравственных ценностей подчеркивается на самом высоком уровне государственной власти, и мы твердо надеемся, что таковое положение будет сохраняться и далее. Однако многие люди в нашей стране обеспокоены самим риском того, что использование технологии, однажды узаконенное в качестве временной меры и в исключительных обстоятельствах, впоследствии может быть возобновлено, существенно расширено и приведет к ограничению основных прав и свобод, а также к вмешательству в частную и личную жизнь людей. Люди обеспокоены введением механизма «разрешительного» порядка предоставления таких прав и возможностей, которые ранее никем не подвергались сомнению и были общедоступными. Фактически возникает простой и, что важно, внесудебный механизм отлучения человека от базовых прав — таких, например, как свобода передвижения или нахождения в общественных местах, пока данный человек не выполнит условия выдачи QR-кода. Другими словами, вопрос не в связи между вакцинацией и QR-кодами, а в том, как эта система может быть использована в будущем.

Пользуясь случаем, с удовлетворением отмечу, что по итогам первого чтения на прошлой неделе законопроекта, касающегося использования в общественных местах QR-кодов, выдаваемых в связи с вакцинацией от коронавирусной инфекции, было предложено исключение для посещения храмов (наряду с другими жизненно необходимыми для людей местами). Конечно, было бы совершенно немыслимо, чтобы для входа в храм от прихожанина требовалось предъявление QR-кода или какого-либо иного гражданского разрешительного документа.

Но, как я уже сказал, вопрос носит намного более широкий характер. Мне уже довелось говорить на тему рисков цифровизации с высокой трибуны Государственной Думы Российской Федерации в ходе парламентских чтений в мае нынешнего года. Мы твердо надеемся, что государственная власть, в первую очередь ее законодательные органы прислушаются к мнению людей, обеспокоенных изменениями, которые могут произойти в жизни общества вследствие все нарастающей цифровизации. Важно помнить, что любые технологии только тогда могут приносить пользу, когда они подконтрольны человеку, а не когда человеческая жизнь ставится в зависимость от обезличенной технологии. Более того, использование инструментов, могущих затронуть личную жизнь и свободу каждого человека, должно проистекать из общественного консенсуса и контролироваться обществом.

При этом должен сказать, что неуместными и греховными являются рассуждения о вакцинации или о присвоении в связи с ней QR-кода как о будто бы «печати антихриста». Грехом является и сеяние паники. Такие рассуждения уводят людей от понимания того, что порабощение антихристу состоит в отказе от верности Господу в своих делах, словах, в отказе от пребывания в Церкви, — а пресловутая «печать» является лишь внешним знаком, видимым выражением совершившейся апостасии, от которой будем твердо хранить себя в любви ко Христу.

О поддержании высокого уровня пастырского служения столичных священнослужителей

Прежде чем поделиться своими размышлениями на эту тему, хотел бы рассказать о настораживающих результатах исследования, которое мы провели летом и осенью этого года в 22 приходах с разными характеристиками: это — центральные храмы и храмы из густонаселенных окраинных районов, храмы с большой и малой площадью. Исследование показало, что по сравнению с 2019 годом число прихожан, снизившееся в 2020 году в среднем на 30%, осталось в 2021 году на этом же невысоком уровне, а в летние месяцы их число и еще уменьшилось.

У этого явления есть разные причины, в числе которых — и выросшая, к сожалению, смертность, и опасения за здоровье, и соблюдение санитарной дистанции, и переезд целых семей из Москвы в пригород, и известные всем ограничения для людей старшего возраста, и, как ни прискорбно, утрата доброго навыка ходить на богослужения.

В связи с этим мы должны в полной мере осознать, что такая ситуация накладывает на каждого из нас тем большую пастырскую ответственность за каждого приходящего в храм. В упомянутых условиях пастыри призваны быть особенно внимательны к себе и своему облику, должны опасаться оттолкнуть брата или сестру во Христе равнодушием, надменностью и невнимательным отношением к порученному делу и к приходящим в церковное собрание людям.

Священник призван соблюдать присущее сану достоинство как в храме и в быту, так и в Интернете, должен быть в буквальном смысле слова безупречным — образцом для верных в слове, в образе жизни, в вере, в чистоте (ср. 1 Тим. 4:12).

Столичные клирики находятся на особом положении, и мне хорошо известно, что подавляющее большинство из вас, дорогие отцы, с честью и достоинством трудятся в винограднике Христовом. Содержательные, тщательно подготовленные проповеди, качество которых существенно возросло за последние годы, готовность приумножать свои знания, благоговейное совершение богослужений, стремление делать все для облегчения понимания службы Божией людьми — все это должно быть характерными чертами московского священнослужителя. Во-первых, Первопрестольный град уже в силу своего столичного статуса должен быть образцом устроения церковной жизни в епархиях. Во-вторых, стремительные изменения уклада жизни современного общества в Москве происходят опережающими темпами, и с вызовами, перед лицом которых сегодня стоят московские клирики, через какое-то времени встретятся служители Церкви в других регионах. В числе таких вызовов — присутствие в нашем городе большого количества иностранных граждан, так называемых гастарбайтеров, в большинстве своем выросших в рамках иной религии и иной культуры.

В связи с этими и иными обстоятельствами, связанными с пастырским служением в Москве, к вступающим в клир Первопрестольного града предъявляются высокие требования. В конце прошлого года мною по представлению епархиального совета были утверждены указания относительно порядка рассмотрения прошений священнослужителей об их принятии в столичный клир, уточнено и дополнено положение о подготовке ставленников, регламентирована очень важная и ответственная деятельность экзаменационной комиссии. Не так давно Священным Синодом был утвержден новый порядок распределения выпускников духовных школ московского региона.

Все это делается для того, чтобы, во-первых, перемещение клириков в Москву совершалось только в случае действительно серьезной необходимости и не обескровливало церковную жизнь в иных епархиях, где люди так же, как и в Москве, нуждаются в пастырском окормлении, а во-вторых — затем, чтобы принимаемые в братство столичного духовенства клирики были достойны своих собратьев, имели высокий образовательный и культурный уровень, содействовали развитию, а не умножению проблем церковной жизни Москвы.

Очевидно, что высокие требования относятся не только к кандидатам в клир, но и к действующим священнослужителям. Особенно это касается образовательного уровня духовенства.

 

В 2020 году на базе Перервинской духовной семинарии возобновились курсы повышения квалификации клириков нашего града. Руководителем курсов повышения квалификации и Центра образования духовенства назначен ректор Перервинской духовной семинарии иеромонах Аполлинарий (Панин). Прошедший год стал десятым годом работы курсов. С этого момента на курсах прошли подготовку 5 групп клириков, занимавшиеся по 12 предметам. Всего за данный период повысили свою квалификацию 190 священнослужителей Московской епархии. В 2020-2021 учебном году в связи с эпидемической ситуацией Центр образования духовенства стал реализовывать образовательные программы в дистанционном формате, что позволило в меньшей степени «отрывать» слушателей курсов от богослужебной жизни приходов. В том числе благодаря этому удалось достичь наибольшего за время существования курсов показателя по количеству прошедшего обучение духовенства — 157 клириков.

Повышение квалификации священнослужителей — дело, не имеющее аналогий не только в истории Русской Церкви, но и в истории всей семьи Поместных Православных Церквей. Убежден в том, что потребность в открытии таких курсов во всех епархиях, где это возможно, давно назрела. Пастырь и по смыслу самого слова, и по внутреннему наполнению своего служения есть тот, кто шествует сам и ведет за собой народ Божий к Господу Иисусу. Безусловно, лучшим способом такого христианского церковного лидерства является личное благочестие и стремление к осуществлению идеалов Евангелия в своей жизни. Но поскольку все мы находимся только на пути к этому, то и уровень образованности, компетентности, способности отвечать на вызовы времени каждого конкретного священнослужителя является чрезвычайно важным во всякую эпоху и в наше непростое время в особенности. Знания, полученные когда-то в духовных учебных заведениях, у некоторых священнослужителей и ранее не всегда отличались достаточно высоким уровнем. Я могу вполне обоснованно судить об этом на основании регулярных докладов Учебного комитета. У других же клириков за текущими хозяйственными и административными заботами некогда полученные знания и навыки могли подзабыться за годы, прошедшие после получения образования. Кроме того, буквально каждый год нашей жизни привносит прежде невиданные вызовы, о которых и помыслить не могли преподаватели и студенты духовных школ десять-пятнадцать лет назад. А ведь очень многие из этих вызовов требуют современного пастырского ответа!

Каждый клирик города Москвы должен знать, что постоянная работа над самообразованием, вдумчивое чтение, размышление над Священным Писанием и святоотеческим наследием, сознательное и деятельное участие в процессе переподготовки и повышения квалификации, который будет осуществляться в различных формах, — это часть его обязанностей. Уверяю вас: прилежное отношение к качеству своих знаний, сочетаемое с ревностным служением, будет замечено Священноначалием. Мне известно, что большинство священнослужителей охотно идут на курсы повышения квалификации, с достаточным успехом осваивают предлагаемые там дисциплины, живо участвуют в семинарах и практических занятиях.

Возвращаясь к теме заботы о приходящих в храмы людях и пастырскому вниманию к ним, призываю вас, Преосвященные владыки и дорогие отцы, освежить в своей памяти все те практические рекомендации, которые мы с вами подробно обсуждали на прошлых епархиальных собраниях и которые становятся сегодня еще более актуальными. Речь, в частности, идет об организации дежурств катехизаторов-консультантов в храмах, распространения просветительских листовок на самые востребованные темы (к примеру, о крещении, отпевании; о значении святой воды и тому подобные), относительно раздачи текстов праздничных канонов или полных праздничных служб с параллельным переводом на русский язык, об использовании аудиооборудования в храмах, о необходимости обращать усиленное внимание на четкость произношения богослужебных текстов клириками и чтецами, о внятном и благозвучном пении церковных хоров.

Следует заботиться и о том, чтобы приходское расписание было удобным для молящихся. Наша традиция предусматривает участие мирян в богослужениях суточного круга накануне причащения Святых Христовых Таин, но не всегда занятый на работе человек имеет возможность присутствовать в храме и вечером, и утром, особенно в будни. Если некто был занят на своей работе или был обременен неотменимыми семейными попечениями, а не предпочел посещению вечернего богослужения развлечения, то это не может стать препятствием для причащения Святых Христовых Таин. Не вижу ничего худого в том, чтобы, например, там, где это сочтет полезным настоятель, в седмичные дни Литургия предварялась совершением утрени, как это делается в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля и в ряде приходских храмов Москвы. Не следует и неоправданно затягивать богослужение, равно как и допускать раздражающую многих прихожан спешку. Богослужение всегда, и в праздники, и в будни, следует совершать благоговейно. Ничто не должно помрачать его красоту.

Будем всегда помнить о нашей ответственности за всех приходящих в храмы и монастыри, чтобы помолиться, получить утешение, оторваться от ежедневных будничных забот и посвятить свое время общению с Господом и Спасителем.

О пастырской работе с подростками

Отдельное и особенное внимание требуется обратить на пастырскую заботу о детях, вступивших в пору взросления. Прошлогоднее епархиальное собрание определило одной из тем викариатских пастырских конференций следующую: «Пастырская коммуникация с подростками». По итогам этих конференций предложу Вам некоторые свои мысли.

Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в жизни молодого человека. В это время подросток переживает серьезнейшие изменения, причем не только в области физиологии; перестраивается его душевное и духовное мировосприятие — он переходит от детской модели поведения ко взрослой. Порой приходится встречаться с мнением, в том числе среди пастырей, что именно вопросы взросления в телесном смысле и взаимоотношения с противоположным полом занимают центральное место в так называемом подростковом кризисе. Между тем, не менее важными являются острые и, подчас кажущиеся молодым людям неразрешимыми, вопросы справедливости, взаимоотношений со сверстниками, обретения самостоятельности от родителей, учебы, выбора будущей профессии или рода занятий, даже финансовые проблемы. Упомянутые обстоятельства оказывают существенное влияние на все стороны жизни подростка, в том числе и на его отношение к Церкви. В частности, с болью в сердце мы наблюдаем охлаждение веры или даже уход подростка за церковную ограду, несмотря на предшествующий положительный церковный опыт. Именно в этом возрасте подростку необходимо пережить опыт самостоятельного сознательного осмысления своей веры, обрести новые убедительные свидетельства ее истинности. Далеко не всегда этот кризис роста проходит быстро, иногда его завершения приходится терпеливо ожидать многие годы и наступает оно во взрослом возрасте.

В период, когда прежние жизненные ориентиры переосмысляются, необходимо дать молодым людям то, в чем они нуждаются больше всего в данный момент: опору, поддержку, понимание, доверие, безусловную любовь без навязчивости и без снисходительного высокомерия. Пастырь и приходская община должны являть любовь ко всем в нее приходящим, в том числе и к подростку, ибо «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Взрослеющие молодые люди обычно стремятся к свободе в своих действиях, к самостоятельности в принятии решений и требуют к себе уважительного отношения. Должен сказать, что это требование вполне закономерное и обоснованное, а потому именно в этом возрасте с ними уже следует говорить как со взрослыми, проявляя внимательность и осторожность. Фальшь, неверно выбранная интонация могут породить протест и даже отторжение. Современный подросток нередко болезненно реагирует на порицание. Не всегда ему хватает терпения и готовности прилагать усилие и работать над собой. «Волшебные» [в кавычках] психологические марафоны и подобные им мероприятия становятся более привлекательными и интересными. Поэтому Церковь должна стать местом, где с подростками будут разговаривать искренне, без какого-либо формализма, без излишней назидательности, с уважением, с предельной чуткостью. В этом возрасте такое общение становится крайне важным, особенно в ответственные периоды их жизни — во время различного рода соревнований, отчетных концертов, экзаменов, в дни глубоко переживаемых личных событий. Призываю вас, дорогие отцы, не тяготиться таким общением с подростками, даже если оно бывает сопряжено с неприятием вашей позиции, с проявлением неблагодарности или просто представляется скучным и утомительным. В такие моменты полезно честно и беспристрастно вспоминать себя в том же возрасте. Даже если наше взросление с высоты прожитых лет кажется нам простым и безоблачным, будем терпеливы и снисходительны к чадам, по апостольскому слову: «Отцы, не раздражайте своих чад, чтобы они не унывали» (Кол. 3:21).

Не следует забывать и о личном примере, ибо детям свойственно заимствовать образ жизни старших. Никакие увещевания подростку отказаться от электронного устройства и выйти в реальный мир не будут иметь успеха, если начинающие взрослеть дети будут видеть собственного отца погруженным целыми вечерами в смартфон или планшет. Едва ли подросток сам возгорится благоговением к богослужению, если увидит небрежное и неблагоговейное поведение священнослужителя во время службы. Такие примеры, к сожалению, не являются единичными.

 

Следует иметь в виду еще одно соображение. Сложности характера подростка бывают обусловлены взаимоотношениями между родителями. Период «бури и натиска» для подростка можно сделать менее опасным, если вовремя деликатно обратиться к его родителям и осторожно призвать их задуматься об образе жизни, об отношениях друг с другом, о мире в семье. Далеко не всегда священник обладает такой возможностью и не следует создавать ее искусственно, без разрешения вмешиваясь в жизнь других семей, но если такая возможность есть, то пренебрегать ею не следует.

Приходские общины могут предпринять и некоторые практические действия, направленные на вовлечение подростков в приходскую жизнь. Вообще не следует стесняться поручать им серьезные и ответственные дела, конечно, с поправкой на возраст и способности. Где это позволяет инфраструктура прихода, состав приходских сотрудников или активистов, полезно создавать кружки и объединения, обеспечивающие связь и преемственность между воскресной школой и молодежным движением прихода. Это могут быть подростковые сообщества разной направленности: творческие, театральные, добровольческие, спортивные, туристические, скаутские, военно-патриотические, созидательно-трудовые, а также библейские кружки и киноклубы. Такие объединения создадут среду доброго христианского общения, а в глазах подростка подчеркнут его важность и ценность. Одним из проявлений совместной деятельности могут быть и социальные проекты (хотя бы и ограниченные в настоящее время по противоэпидемическим соображениям) — кормление бездомных в составе взрослых групп милосердия, посещение больниц, домов престарелых, интернатов и других мест, где молодой человек сможет проявить свое деятельное участие в жизни других, любовь и заботу о них. По доходящим до меня сведениям, с большой охотой подростки участвуют в локальных мероприятиях, которые мы раньше назвали бы субботниками, а сегодня именуют экологическими акциями: это — уборка общественных территорий, сбор и сортировка мусора, макулатуры. Очень хорошо, когда нынешнее поколение вовлекается в заботу о творении Божием. При этом считаю важным избегать политизации таких акций и направлять внимание и усилия молодежи именно на заботу об окружающей среде.

Все эти добрые и объединяющие подростков дела не должны затмевать собой то главное, ради чего мы трудимся. В конечном итоге пастырская приходская работа, как и любая сфера деятельности прихода, должна выстраиваться вокруг молитвы, вокруг Евхаристии, вокруг Христа. Задача пастырского окормления подростков — открыть молодым людям путь ко спасению, привить им любовь ко Христу и Его Церкви.

Важно при этом каждому из нас научиться терпению, снисхождению, любви и молитве за тех, кто претерпевает «болезни роста». Не всё, посеянное сеятелем, всходит и плодоносит сразу; быть может, сказанные нами добрые слова Господь приведет на память сегодня «колючему» и не слишком покладистому подростку через много лет, во взрослом возрасте. Итак, нам надлежит делать что дóлжно, и да свершится над всеми нами всеблагая воля Божия.





Проповедь на Литургии 19.12.2021 (прот. Александр Борисов)


 


 

22 декабря 2021

Седмица 27-я по Пятидесятнице
Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы
1 Тим., 287 зач., V, 22 - VI, 11. Лк., 104 зач., XXI, 5-7, 10-11, 20-24
Прав. Анны: Гал., 210 зач. (от полу́), IV, 22-31. Лк., 36 зач., VIII, 16-21


Проповедь на Литургии 12.12.2021 (прот. Александр Борисов)

Проповедь на Литургии 28.11.2021 (прот. Александр Борисов)

 


 

20 декабря 2021

Седмица 27-я по Пятидесятнице
Свт. Амвросия, еп. Медиоланского (397)
1 Тим., 285 зач. (от полу́), V, 1-10. Лк., 102 зач., XX, 27-44
Прп.: 2 Кор., 176 зач., IV, 6-15. Лк., 24 зач., VI, 17-23

Лекцию можно будет посетить очно, в храме, и онлайн,
в программе
Zoom по ссылке:

https://us02web.zoom.us/j/2422418707?pwd=aUM1S0txNzVTQzNaaTdlb1lwNW9Idz09

Идентификатор конференции: 242 241 8707

Пароль: 0bSkbW

 


Друзья, Христианские группы самопомощи в храме продолжают цикл бесед «Жить полной жизнью».
Следующая беседа состоится 25 декабря 2021 г. с 15:00 до 16:00 в комнате 6.
Мы обновили форму бесед - вы сможете присоединиться к диалогу ведущих групп самопомощи , которые будут обсуждать тему , делиться своим живым опытом.
Вопросы можно задать по тел. 8 (916) 338-91-09 (Ирина).
Присоединяйтесь! Будем рады всем!
Информация про группы самопомощи: http://damian.ru/_life/samo.php

 


 

19 декабря 2021

Неделя 26-я по Пятидесятнице
Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца (ок. 345)
Утр. - Ев. 4-е, Лк., 112 зач., XXIV, 1-12
Лит. - Еф., 229 зач., V, 8-19. Лк., 85 зач., XVII, 12-19 (Недели 29-й)
Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Лк., 24 зач., VI, 17-23

Дорогие друзья!
22 декабря 2021 г. в Зале Церковных соборов храма Христа Спасителя г. Москвы планируется проведение ежегодного заседания Епархиального собрания г. Москвы, на котором будут подведены итоги деятельности Московской епархии за 2021 г. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла будет транслироваться на официальном сайте Московской епархии и на канале Московской Патриархии в You Tube.
Начало трансляции в 10:30








Собрание киноклуба


 


 

18 декабря 2021

Седмица 26-я по Пятидесятнице
Прп. Саввы Освященного (532)
Утр. - Лк., 24 зач., VI, 17-23
Лит. - Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30.

Прощание с Антониной Григорьевной Грек

Дорогие братья и сестры, прощание с Антониной пройдет 18 декабря, в субботу:
12.00 - отпевание в Храме Космы и Дамиана в Шубине (Столешников пер.);
14.00 - погребение на Востряковском кладбище;
16.00 - поминальный обед в кафе "Вернадского 35" по адресу: проспект Вернадского, д.35.
Будет организован автобус по маршруту: храм-кладбище-кафе.
Ко всем, кто будет участвовать в прощании, просьба - откликнуться в комментариях: - кладбище и обед; или - обед.


 


 

17 декабря 2021

Седмица 26-я по Пятидесятнице.
Вмц. Варвары и мц. Иулиании (ок. 306)
Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского (1504)
Утр. - Мф., 104 зач., XXV, 1-13
Лит. - 1 Тим., 285 зач., IV, 4-8, 16. Лк., 101 зач., XX, 19-26,
и за субботу (под зачало): Гал., 205 зач., III, 8-12. Лк., 67 зач., XII, 32-40
Вмц.: Гал., 208 зач., III, 23-29. Мк., 21 зач., V, 24-34

Дорогие братья и сестры! 

Мы [община св. Эгидио] готовим новогодние и рождественские праздники с бездомными и пожилыми людьми, с которыми общаемся на протяжении всего года. За время пандемии и бездомные, и пожилые люди очень устали от изоляции и трудностей жизни, поэтому каждому особенно нужны радость праздника, подарки и угощения. 

Конечно, все будет в новых форматах, с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм, но радость Рождества Христова действительно освещает жизнь.

Нам очень нужны подарки, их можно принести на позднюю литургию 19 и 26 декабря. 

В подарок бездомному человеку:

носки, шапка, перчатки
бритва, дезодорант, крем для рук
кофе 3в1, сладости

В подарок пожилому человеку:

- календари на 2022 год
- крема, шампуни
- пастила, мармелад 
- самодельная открытка

Узнать больше и участвовать финансово можно здесь  https://planeta.ru/campaigns/christmas2022

На Новый год 31 декабря и на Рождество 7 января и в предшествующие дни на подготовке помощь тоже очень нужна!

А вообще к нашей помощи бездомным и пожилым людям можно присоединиться в любое время года.

Подробнее 

https://www.facebook.com/santegidiomoscow/  

https://vk.com/santegidiomoscow

https://instagram.com/santegiomoscow 

С наступающими праздниками! 

Светлана Файн, Друзья общины святого Эгидия.

8-916-6783681, s.fain@mail.ru



Друзья!
18 и 19 декабря в нашем храме можно будет поучаствовать в помощи приюту для бездомных "Ной", в котором проживают братия и сестры, имеющие ограничения по здоровью. На ярмарке будут подушки, коврики, плетёные корзинки и другие изделия, выполненные с любовью для всех, желающих помочь.






 


 

16 декабря 2021

Седмица 26-я по Пятидесятнице
Прор. Софонии (635-605 до Р.Х.)
1 Тим., 283 зач., III, 1-13. Лк., 100 зач., XX, 9-18
Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12

 


 

15 декабря 2021

Седмица 26-я по Пятидесятнице
Прор. Аввакума (VII-VI до Р.Х.)
1 Тим., 281 зач., I, 18-20; II, 8-15. Лк., 99 зач., XX, 1-8

 


 

14 декабря 2021

Седмица 26-я по Пятидесятнице
Прор. Наума (VII до Р.Х.)
1 Тим., 279 зач., I, 8-14. Лк., 98 зач., XIX, 45-48
Прав.: Кол., 258 зач., III, 12-16. Лк., 26 зач., VI, 31-36

Дорогие наши друзья, помощники, сегодня речь пойдёт не просто о бездомных, а о бездомных инвалидах. Последние три года «Ною» приходится открывать дополнительные приюты для тяжёлых инвалидов, которые не в состоянии полноценно ухаживать за собой и спать на верхних ярусах кроватей. Приют, о котором был снят этот сюжет, уже не последний из социальных домов «Ноя». Он открыт в июне, но недавно нам пришлось открывать ещё один. К сожалению, сегодня нижние места заканчиваются и там - их остаётся всего несколько (и все могут быть заняты буквально уже завтра)... Оставлять маломобильных бездомных людей, давших согласие вести трезвый и трудовой образ жизни, на улице, успокоив совесть тем, что все места заняты и всех всё равно не спасти? Мы считаем - конечно же, нет!

«Ной» очень срочно ищет помещение или дом под новый приют для инвалидов! Необходимые условия: территориальное расположение в Новой Москве или Московской области, только первый этаж (можно в многоэтажном здании, но обязателен первый), площадь не менее 200 кв.м, центральные канализация и отопление, магистральные холодное и горячее водоснабжение, стоимость месячной аренды до 200 тысяч рублей.

Если вы можете помочь в поиске или располагаете подходящим нам вариантом, пожалуйста, свяжитесь с Емилианом по телефону 8 (926) 236-54-15 (также можно обратиться по этому номеру в мессенджеры WhatsApp, Viber и Telegram) или диспетчером «Ноя» по номеру 8 (926) 236-54-22 (WhatsApp, Telegram). Очень просим вас распространить это объявление в кругу ваших друзей, знакомых и по возможности в группах, где вы состоите.

Не теряем надежды открыть новый тёплый дом до очередного усиления холодов!

C уважением, команда «Дома трудолюбия НОЙ».

 


 

13 декабря 2021

Седмица 26-я по Пятидесятнице
Апостола Андрея Первозванного (62)
Утр. - Мф., 9 зач., IV, 18-23
Лит. - 1 Тим., 278 зач., I, 1-7. Лк., 97 зач., XIX, 37-44
Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9-16. Ин., 4 зач., I, 35-51

Антонина Грек  

Антонина Григорьевна Грек (Луганск, 07.09.1952 – Москва 11.12.2021) - лингвист, доктор филологических наук, специалист по языку художественных текстов. Её докторская диссертация была посвящена исследованию поэтического языка Вячеслава Иванова.

Чуть более десяти лет назад Антонина Григорьевна переехала в Москву и не без трудностей получила российское гражданство. В Москве она работала в разных московских НИИ (в Московском институте иностранных языков, в Гос. ИРЯ им. А.С.Пушкина, в МИОО (Московском институте открытого образования), ныне вошедшем в состав МПГУ. Ведущий научный сотрудник кафедры филологического образования.

Близкие родственники Антонины Григорьевны далеко от Москвы, племянница Виктория живет с семьей во Франции. В нашем приходе Антонина обрела настоящую духовную семью, участвовала в евангельских и молитвенных группах, дружила со многими прихожанами. Она останется в нашей памяти как светлым, глубоким и необычайно честным человеком. Светлая память и Царствие Небесное!

Антонина на фото с И.Ковтуновой

 



 


 

12 декабря 2021

Неделя 25-я по Пятидесятнице
Мч. Парамона и с ним 370-ти мучеников (250)
Утр. - Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9-20
Лит. - Еф., 224 зач., IV, 1-6. Лк., 71 зач., XIII, 10-17







Дорогие слушатели Общедоступного православного университета, основанного отцом Александром Менем!

Напоминаем вам, что 13 декабря состоится последнее занятие из курса Наталии Сергеевны Проскуриной «Христианская психология: проживание вины».

А еще у нас будут каникулы с 25 декабря 2021г. по 7 января 2022г. включительно.

Ждем вас! И продолжаем вдумчиво проводить Рождественский пост!

 


 

11 декабря 2021

Седмица 25-я по Пятидесятнице
Сщмч. митрополита Серафима (1937)
Прмч.: 2 Тим., 291 зач., I, 8-18. Мф., 37 зач., X, 23-31
Ряд.: Гал., 199 зач., I, 3-10. Лк., 51 зач. (от полу́), X, 19-21

Друзья! 5 декабря состоялась наша поездка вместе с диаконом Александром Константиновым в приют для бездомных дом трудолюбия "Ной". Для многих людей, пришедших с улицы и старающихся наладить свою жизнь, эти дома являются местом восстановления физических, душевных и духовных сил. В наших поездках в "Ной" мы не только привозим помощь, но и общаемся.

Помолившись вместе с братьями и сёстрами, д.Александр прочитал отрывок из Евангелие от Луки "Исцеление расслабленного" и в своём слове к отрывку сказал о том, что в жизни каждого из нас бывает такой момент, что мы можем по-человечески поступить с тем, кто находится рядом с нами.

После выступления д.Александра братья и сёстры задавали вопросы и говорили о том, в какой помощи нуждаются. Мы вместе пили чай и общались.

Спасибо большое за гостеприимство руководителю дома Николаю Сухопарову, его жене Татьяне, Руслану Анодину и всем братьям и сёстрам дома "Ной" (Щитниково, находящемся в Балашихе М.О.). Братья и сёстры приюта благодарили за привезённые им вещи, собранные прихожанами нашего храма.

В «Ной» приходят люди, в основном не имеющие одежды, да и для работы на стройках нужна дополнительная сменная одежда. Очень нужны мужские вещи и зимняя мужская обувь. Желающие помочь могут принести в храм мужскую одежду и обувь, термокружки, бритвы, очки, постельное бельё, полотенца (можно б/у в нормальном состоянии), подписав пакет «для «Ноя» диакону Александру Константинову» и оставив у дежурных храма или передать Ирине Казьминой (тел.89653627680).

СПАСИБО БОЛЬШОЕ всем-всем, кто помогает «Ною»!

 


 

10 декабря 2021

Седмица 25-я по Пятидесятнице
Иконы Божией Матери, именуемой "Знамение"
Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56
Лит. - 2 Сол., 277 зач., III, 6-18. Лк., 95 зач., XIX, 12-28
Богородицы (под зачало): Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28
Вмч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Ин., 50 зач., XV, 1-7




Друзья!
11 и 12 декабря в нашем храме можно будет поучаствовать в помощи приюту для бездомных "Ной", в котором проживают братья и сёстры, имеющие ограничения по здоровью. На ярмарке будут подушки, коврики и другие изделия, выполненные с любовью для всех, желающих помочь.




 


 

9 декабря 2021

Седмица 25-я по Пятидесятнице
Прп. Алипия столпника (640).
2 Сол., 276 зач., II, 13 - III, 5. Лк., 92 зач., XVIII, 31-34

 


 

8 декабря 2021

Седмица 25-я по Пятидесятнице
Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
2 Сол., 275 зач., II, 1-12. Лк., 90 зач., XVIII, 15-17, 26-30
Богородицы (под зачало): Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28
Сщмчч.: Флп., 246 зач., III, 20 - IV, 3. Мф., 11 зач., V, 14-19

Проповедь на Литургии 5.12.2021 (прот. Александр Борисов)

 


 

6 декабря 2021

Седмица 25-я по Пятидесятнице
Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263)
Утр. - Мф., 43 зач., XI, 27-30
Лит. - 2 Сол., 274 зач., I, 1-10. Лк., 86 зач., XVII, 20-25
Блгв. кн.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30

Дорогие друзья! В Доме Русского Зарубежья (рядом с метро "Таганская") открылась выставка фресок замечательной художницы-иконописца Юлии Рейтлингер, духовного чада о. Сергия Булгакова, а с 1970-х годов о. Александра Меня. На выставке представлены фрески, созданные Юлией Рейтлингер в православном храме русских эмигрантов в Париже в начале 30-х годов ХХ в.

Храни вас всех Бог! Всегда ваш, прот. Александр Борисов

 

Новый зал экспозиции Музея Русского Зарубежья

«Юлия Николаевна Рейтлингер»

В 2003 году в Россию из Франции были доставлены росписи из эмигрантской церкви Св. Иоанна Воина в Медоне, выполненные в 1931–1932 годах Юлией Николаевной Рейтлингер (1898–1988). Фанерные щиты с росписями спас, демонтировав из церкви перед самым ее разрушением, Никита Алексеевич Струве (1931–2016) в конце 1980-х. Долгие годы, сначала в Монжероне силами эмигрантов, а позже в Москве, в Доме русского за рубежья, велась кропотливая работа по их сохранению.

Впервые ансамбль медонских росписей предстает перед российскими зрителями во всей своей целостности. Отдельные утраты и отсутствие точных сведений о планировке внутреннего убранства церкви объясняют
некоторые вольности в реконструкции ансамбля. Однако это не мешает оценить масштаб замысла и своеобразие исполнения — органичное сочетание условности русского авангарда, яркости французской красочной палитры и строгости канонической древнерусской иконописи.

Экспозиция представляет Ю.Н. Рейтлингер и как первоклассного рисовальщика, портретиста, иллюстратора книг для детей. Юлию Николаевну интересовал весь мир как живое творчество Бога на земле.

Ранняя глухота Ю.Н. Рейтлингер обострила ее духовное зрение и внутреннюю рефлексию. Дневники и переписка с ее духовными отцами — о. Сергием Булгаковым и о. Александром Менем — проливают свет на многие решения на пути ее художественных поисков. Отрывки из дневников и писем легли в основу мультимедийной инсталляции новой экспозиции Музея русского зарубежья.

• Вход на экспозиции новых залов «Юлия Николаевна Рейтлингер» и «Кабинет графики» только в составе экскурсионных групп.

• Расписание экскурсий см. в разделе «Афиша» и «Купить билет» на сайте www.domrz.ru

• Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2 +7 (495) 137-83-56


Лекцию можно будет посетить очно, в храме,
и онлайн, в программе
Zoom по ссылке:

https://us02web.zoom.us/j/2422418707?pwd=aUM1S0txNzVTQzNaaTdlb1lwNW9Idz09

Идентификатор конференции: 242 241 8707

Пароль: 0bSkbW

 



Проповедь на Литургии 31.10.2021 (прот. Александр Борисов)

 


 

5 декабря 2021

Неделя 24-я по Пятидесятнице
Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы
Утр. - Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1-8
Лит. - Еф., 221 зач., II, 14-22. Лк., 66 зач., XII, 16-21
Апп.: последи' 302 зач., Флм., I, 1-25. Лк., 50 зач., X, 1-15




 


 

4 декабря 2021

Седмица 24-я по Пятидесятнице
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56
Лит. - Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.

 


 

3 декабря 2021

Седмица 24-я по Пятидесятнице
Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы
1 Сол., 272 зач., V, 9-13, 24-28. Лк., 82 зач., XVI, 15-18; XVII, 1-4,
и за субботу (под зачало): 2 Кор., 191 зач., XI, 1-6. Лк., 49 зач., IX, 57-62
Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16

 


 

2 декабря 2021

Седмица 24-я по Пятидесятнице
Свт. Филарета, митр. Московского (1867)
Утр. - Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9
Лит. - 1 Сол., 271 зач., V, 1-8. Лк., 80 зач., XVI, 1-9
Свт.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Мф., 11 зач., V, 14-19

 


 

1 декабря 2021

Седмица 24-я по Пятидесятнице
Собор святых Эстонской земли.
1 Сол., 269 зач., IV, 1-12. Лк., 78 зач., XV, 1-10

 

4 декабря, в субботу,

в 14 часов в конференц-зале состоится вечер памяти

Лилии Ратнер

Приглашаем всех,

кто знал и кто не знал Лилию Николаевну,

вспомним ее творчество, ее удивительные графические работы, ее прекрасный дар рассказчика, лектора, катехизатора,

ее любовь к красоте и путешествиям,

к людям и к нашему храму

Дорогие слушатели Общедоступного православного университета, основанного отцом Александром Менем!

Еще раз приглашаем вас на вечер памяти нашей преподавательницы Лилии Николаевны Ратнер, который состоится 4 декабря в 14 ч. в конференц-зале нашего храма.

Библейский семинар по Ветхому Завету В.В.Сорокина переносится таким образом в Светлицу до 16ч., а в 16ч. продолжится в конференц-зале.

А в понедельник 6 декабря лекции по «Христианской психологии:проживание вины» у Н.С.Проскуриной не будет!

Они возобновятся 13 декабря. Это будет предпоследнее или последнее занятие.



 


 

[скрыть Декабрь 2021]
Ноябрь 2021
Октябрь 2021
Сентябрь 2021
Август 2021
Июль 2021
Июнь 2021
Май 2021
Апрель 2021
Март 2021
Февраль 2021
Январь 2021
Декабрь 2020
Ноябрь 2020
Октябрь 2020
Сентябрь 2020
Август 2020
Июль 2020
Июнь 2020
Май 2020
Апрель 2020
Март 2020
Февраль 2020
Январь 2020
Декабрь 2019
Ноябрь 2019
Октябрь 2019
Сентябрь 2019
Август 2019
Июль 2019
Июнь 2019
Май 2019
Апрель 2019
Март 2019
Февраль 2019
Январь 2019
Декабрь 2018
Ноябрь 2018
Октябрь 2018
Сентябрь 2018
Август 2018
Июль 2018
Июнь 2018
Май 2018
Апрель 2018
Март 2018
Февраль 2018
Январь 2018
Декабрь 2017
Ноябрь 2017
Октябрь 2017
Сентябрь 2017
Август 2017
Июль 2017
Июнь 2017
Май 2017
Апрель 2017
Март 2017
Февраль 2017
Январь 2017
Декабрь 2016
Ноябрь 2016
Октябрь 2016
Сентябрь 2016
Август 2016
Июль 2016
Июнь 2016

Архив до июня 2016

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Крещение

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Работа с детьми

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт