Духовное наследие
о. Александра Шмемана
Дорогие друзья!
Горячо рекомендую послушать радиобеседы замечательного русского священника
Православной Церкви в Америке о. Александра Шмемана по приводимой
ссылке. Уверен, что они обогатят вас духовно и умножат ваши знания
о нашей христианской вере. Послушайте, не пожалеете! Беседы протопресвитера Александра Шмемана на радио «Свобода»https://azbyka.ru/audio/besedy-na-radio-svoboda-shmeman.html Храни вас всех Бог! Всегда ваш, прот. Александр Борисов.
Дорогие друзья!
Вы можете читать тексты замечательных лекций недавно скончавшегося
прихожанина нашего храма, Бориса Михайловича Балтера. А также можете
послушать его замечательные лекции о Библии по ссылке Духовное
наследие Бориса Балтера
Ресурсы,
посвященные трудам и памяти прот. Александра Меня
Дорогие
слушатели Общедоступного православного Университета, основанного отцом
Александром Менем! Напоминаем вам, что в связи с текущей обстановкой,
обе пятничные лекции переносятся в онлайн и будут проходить в программе
Zoom:
Видеоконференция начнётся в 18:00 с лекции "Искусство и христианство",
которую читает Ирина Владимировна Тореева и продолжится в19:30 лекцией
"Литургика", которую читает Пётр Дмитриевич Сахаров
Подключиться к конференции Zoom можно, перейдя по ссылке: https://us04web.zoom.us/j/73141052298?pwd=N3Uwbjd2S0hqaExOTkUySG1KOHEwdz09
Идентификатор конференции: 731 4105 2298
Код доступа: 1234
Присоединяйтесь! Ждем всех!
--
Ирина Тореева
Седмица 21-я по Пятидесятнице
Иверской иконы Божией Матери
Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56.
Лит. - Флп., 248 зач., IV, 10-23. Лк., 33 зач., VII, 36-50.
Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28
Дорогие
друзья!
Наступает последний осенний месяц. Я думаю, что одним
из важных событий предстоящего месяца является празднование Дня народного
единства – 4-го ноября. Этот день посвящен, как вы знаете, воспоминанию
изгнания из Москвы поляков ополчением Минина и Пожарского 4-го ноября
1612 г. Это событие положило конец ужасающей российской смуте, длившееся
25 лет. Избрание в следующем году Михаила Романова на царский трон восстановило
российскую государственность на последующие 300 лет. Показательно, что
Русской Православной Церковью это событие справедливо было закреплено
в народной памяти праздником в честь Казанской иконы Божией Матери. Ведь
именно с этой иконой ополчение шло на освобождение Москвы, и победа над
поляками, обосновавшимися в Кремле, была всеми воспринята именно как результат
благодатной помощи свыше.
По свидетельствам очевидцев помощь Божией Матери явным
образом была оказана Москве и в трагическом 1941-м. Немцы уже совсем подошли
к Москве. Говорят, что у метро "Сокол" уже видели немецких мотоциклистов.
И вдруг на Казанскую ударил мороз: -25 градусов! Немецкая техника встала
и Красная Армия получила возможность собрать силы для контрудара.
Важным событием ноября является также день особого поминовения
усопших, именуемый Дмитриевской родительской субботой. Это всегда
суббота, предшествующая дню памяти святого великомученика Димитрия Солунского
(8 ноября по новому стилю). В этом году это - 7 ноября.
Древний военачальник-христианин Димитрий, замученный
за свою евангельскую проповедь (306 г.), всегда был почитаем на Руси,
и великие князья давали его имя своим сыновьям. Вот и у святого князя
Дмитрия Донского, прославившегося победой над татаро-монголами в 1380
году, небесным покровителем был Дмитрий Солунский. По возвращении своем
с поля Куликова князь Московский Димитрий Иоаннович повелел ежегодно совершать
заупокойные богослужения по всем русским воинам, погибшим в битве. Для
этого и установил особую поминальную субботу накануне празднования своих
именин - Дмитриевскую.
Первое заупокойное богослужение на Дмитриевскую субботу
совершалось в Троицкой обители преподобного Сергия, в ее стенах молился
об усопших ратниках сам великий князь, его приближенные и высшее духовенство.
С годами Дмитриевская родительская суббота стала общепризнанным в народе
днем особо прилежного поминовения всех усопших православных христиан.
Для нашего прихода месяц ноябрь знаменателен еще и тем,
что 14 ноября (по н.ст.) наша Православная Церковь чтит память святых
бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп.
Феодотии, живших в 3-м веке. Именно этом святым был посвящен придел храма
в имении одного из приближенных кн. Димитрия Донского, Иоакинфа Шубы.
О чем есть упоминания в письменных источниках 14-го века. Конечно, на
смену деревянным строениям того времени в 1726 г. пришел уже каменный
храм, но древнее посвящение храма свв. бесср. Косме и Дамиану сохранилось
до нашего времени.
День храмового праздника для нас - это, прежде всего,
день благодарения и день размышлений о Церкви, о храме, о нашей жизни.
В связи с этим желание моего сердца поделиться с вами некоторыми мыслями
о. Александра Меня о Церкви из сборника домашних бесед "Церковь и
мы" (Изд. дом "Жизнь с Богом". М. 2015).
"Рождение Церкви, рождение христианства есть рождение
в безнадежности, рождение в отчаянии. Рождение в тот момент, когда все человеческие возможности
потерпели полное поражение. И вот, произошло нечто таинственное.
Что отделяет Петра, который за два дня до того убежал,
от Петра, который через несколько дней после этого открыто свидетельствует
о Христе? Что он видел пустой гроб? Но ведь этого совершенно недостаточно.
Ученики же первыми подумали, что тело кто-то
убрал оттуда! Значит, что-то там произошло. Значит,
их поразительный опыт был особенным. Совершенно
особенным! Это был не дух. И Он недаром сел с ними есть; Он сказал: «Посмотрите
на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; потрогайте Меня и рассмотрите…
Значит, произошла метаморфоза, изменение Его бытия… И
это было настолько потрясающим опытом, что распространялось на массы людей
как цепная реакция, потому что действовало на одних, а потом на других…
И Дух Божий помогал апостолам свидетельствовать: «Чему и мы
свидетели» — говорили они. Ученики вовсе не рассказывали про пустой гроб,
а рассказывали о том, что они Его видели.
Таким образом, явление Христа становится силой, которая
создает Евангелие, создает Церковь и до сих пор ее поддерживает. Это событие
было настолько мощным, что стало буквально на глазах одного поколения
фактором мирового значения, которое сразу стало вовлекать в себя колоссальные
слои общества и культуры.
Тайна, которая произошла в I веке и, как упавший
метеор, распространяла концентрические круги, относится ли она только
к истории, к прошлому? Имеет ли она значение для нас сегодня? Эта поразительная
тайна породила христианство, которое существует
до сих пор.
Но если мы задумаемся как следует, почему же все-таки
это произошло, то прежде всего вспоминаются слова из молитвы: «Да будет
воля Твоя яко на небеси и на земли». Правда Божия должна реализоваться,
осуществиться не только где-то в загробном мире, но и «на земли». На самом
деле вот этот наш печальный и трагический мир
должен видеть не только торжество зла (а смерть есть торжество зла), но
и победу над ним, и поэтому Христос воскрес по эту сторону бытия, Христос
воскрес в этом мире. Он восторжествовал — не
Его Дух, не какие-то Его идеи, не какое-то Его наследие, а ОН САМ, ОН
ЛИЧНО. Восторжествовал, победив смерть.
Воскресение произошло в этом мире.
Христос победил в этом мире. Он «наш первенец» — так называл Его
апостол Павел. Он идет впереди нас, потому что, будучи нашим братом
по человечеству, Он первым вошел в тайну воскресения мертвых. Здесь предвосхищение
того, что в нас живет вечный человек. Материя
должна завершить свою эволюцию полным одухотворением.
На самом деле это и есть воскресение мертвых, это и есть преображение.
Христос начинает этот процесс Собой, потому Он
и воскрес здесь, на земле. И в Его воскресении залог нашего
воскресения и преображения всей природы. Потому что человек вобрал в себя
всю природу; в нем живут и цветы, и камни, и животные — все в нас!
Что же означает это для каждого из нас? Это означает
контакт. Ведь осталась не память о
Христе, Который был, а Его присутствие в этом
мире и контакт с нами; не идеи, не какие-то отвлеченные
мысли, а Он как таковой, Его личность, Его плоть и кровь. Плоть и кровь означает: Он сам, живой. И Он, живой, разделяет с нами наши страдания
и тяготы мира. Он, свободный от них, добровольно входит в наше темное
человеческое болото, для того чтобы вместе с Собой нас возносить."
Потому мы и просим в одной из вечерних молитв: "Иисусе
Христе, многаго ради милосердия Твоего никогда же отлучайся мене, раба
Твоего, но всегда во мне почивай…". (вставка моя - А.Б.).
"…Евангелие — это слово жизни. Когда мы пытаемся
ухватиться за мертвые вещи, суетимся только для того, чтобы удержать у
себя то, что разрушается у нас в руках, мы несчастны. Все земное проходит,
и нельзя на него делать ставку. Что бы ты ни имел, все преходяще. Только
духовное — вечно. Если человек любит Бога, природу и людей, он это имеет
всегда, молодой он или старый, здоровый или больной, в трудных обстоятельствах
или в благополучии. А все остальное может подвести.
Вера для нас не просто какое-то утешение. Вера для нас
— это призыв к жизни. Христос говорит: Я пришел
принести вам жизнь и полноту жизни. Вот в этом-то и вся суть. Поэтому
путь к счастью— это путь к Тому, Кто нас создал, Кто дал нам жизнь и указал,
как по ней идти."
"Когда Христос
говорит: “Вот Моя плоть и кровь”, – это означает, что Он отдавал людям
всего Себя, это нечто невыразимое. Важно то, что Он Сам сказал: “Я с вами,
Я здесь, Я вам отдаю Себя, вы будете пить кровь и есть плоть Мою, то есть
вы будете причастны Мне”. Он говорит о том, что священной трапезой будет
Он Сам, и в конце концов оказывается, что Он воплощается в нас! Вершиной
и центром Евхаристии является воплощение Христа в нас самих.
И вот священная Евхаристическая
трапеза разделена между присутствующими, она вошла в их тело, она слилась
с ним, она растворилась в нем, и каждый несет Христа в себе. Как он несет
в себе природу, плоть которой он через пищу принял, так же он несет в
себе Христа, плоть Которого в Евхаристической трапезе он принял. Цель
Христа – сделать нас причастными Себе.
Люди безрелигиозные
или антирелигиозные правы, когда судят о нашей вере, то судят по нам,
потому что Христос хочет, чтобы мы являли Его, представляли Его и воплощали
Его во всем своем облике. И каждое причащение нам не только об этом напоминает,
но напоминает настойчиво и о том, что мы с Ним соединяемся, что Он живет
и действует в нас и нами. Причащение дает незримую благодатную силу для
того, чтобы мы могли это делать. И тогда все прекрасно: Христос горит
в нас, живет в нас, и мы делаем то, что раньше делать были неспособны,
что сейчас делаем Его силой.
Это великая вещь
– Евхаристия, которой Христос присоединил нас к Себе, сделал каждого из
нас не только апостолом, но больше чем апостолом – носителем Его силы!
Это и счастье, и благо, и радость, и источник бесконечной энергии."
"Нам предстоит наполнять христианскую жизнь все
большим содержанием: с одной стороны — духовной углубленностью, а с другой
— активным действием. Всегда легко что-нибудь одно: люди или уходят только
в деятельность, или уходят в созерцание. Только христианство требует от
нас и того и другого."
Думаю, что эти размышления о. Александра Меня помогают
нам лучше, яснее осознать великое предназначение человека, каждого из
нас - преображать себя, преображать окружающий мир именно как ученики
Христа. Его силой, Его благодатью и нашим следованием за Ним, нашей верой-доверием.
Всем нам желаю здоровья, сил, неустанной молитвы об избавлении
всего мира и от этой пандемии, и от бессмысленной вражды.
Храни вас Бог! Всегда ваш,
прот. Александр Борисов.
23.10.2020.
25 октября 2020
Неделя 20-я по Пятидесятнице
Память святых отцев VII Вселенского собора (787).
Утр. - Ев. 9-е, Ин., 65 зач., XX, 19-31.
Лит. - Гал., 200 зач., I, 11-19. Лк., 30 зач., VII, 11-16.
Свв. отцов: Евр., 334 зач., XIII, 7-16. Ин., 56 зач., XVII, 1-13
Дорогие
друзья, продолжение занятий по средам в нашем храме откладывается из-за
пандемии.
С 3 НОЯБРЯ ПО ВТОРНИКАМ
12-30 СТАРТУЮТ ДИСТАНЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ "Московского долголетия"
(55+)
«ИСТОРИЯ ИСКУССТВ: библейские
мотивы». (Группа 100 человек по понедельникам 12.00 – 14.00 уже почти
полная и действует, но если Вы можете только в понедельник - напишите
об этом мне, что-нибудь придумаем.) Занятия проводятся на платформе
ZOOM (ее установка занимает минуту:
Мы сможем говорить и общаться
между собой. Число участников ограничено – 100. Будем очень рады вашему
участию! Для записи напишите организатору Марине в WhatsApp +7 925 291-29-58,
либо ей же на почту morsckaya@mail.ru На всякий случай телефон преподавателя
Ирины Канторович 8-9153813472 Могут записываться участники «Московского
долголетия» любого района Москвы (в том числе Троицка, Зеленограда и т.п.).
С сердечным приветом, Ирина
Канторович
- Что будете делать, если ваш
дом закроется? - спросили посетившие "Заозёрный" видеоблогеры
живущих там людей.
Ответы, увы, неудивительны и неутешительны: "скорее всего, снова
запьём на улицах".
А возможны ли другие варианты? Жить этим людям больше негде, хозяевам
коммерческих рабочих домов старики и женщины с младенцами не нужны, в
государственные учреждения их тоже не возьмут.
Из-за проблем с работой во время пандемии и — впоследствии — нехватки
трудоспособных мужчин не набран финансовый запас, который позволил бы
двум крупнейшим соцдомам хотя бы перезимовать (а там уже решить, что делать
дальше). Мы давно бьём во все колокола - обращаемся к власти, обращаемся
в СМИ. Журналисты и блогеры, спасибо им, приезжают, освещают, сочувствуют...
Но от выхода из острейшего кризиса мы всё ещё далеки.
Мы благодарны за каждое пожертвование, на любую сумму. И по-прежнему принимаем
людей с улиц - пока мы ещё на плаву, дело должно продолжаться. Продолжается
— пока — и наша битва за сохранение немощным «ноевцам» крыши над головой.
Седмица 20-я по Пятидесятнице
Собор Вятских святых
Флп., 243 зач., II, 24-30. Лк., 28 зач., VI, 46 - VII, 1
Дорогие
слушатели Общедоступного православного Университета, основанного отцом
Александром Менем!
В связи со сложившейся обстановкой
обе лекции обоих преподавателей по пятницам переходят в он-лайн режим
и будут проходить в зуме!
Начало лекции И.В. Тореевой
«Искусство и христианство» в 18ч.,
далее лекция П.Д.Сахарова «Литургика», начало в 19-30.
Кто желает слушать данные лекции,
большая просьба: прислать свой е-мейл по адресу эл/почты IRINA.TOREYEVA@LIST.RU
или написать (в Вотсапп или смс) на моб.телефон 8-916-127-18-38 Ирине
Тореевой ваш номер мобильного телефона (желательно с Вотсаппом). Чтобы
мы прислали вам ссылку на конферецию в зуме. Очень надеемся на такое продолжение
нашей совместной работы и ждем вас!
--
Ирина Тореева
С материалами
онлайн-встречи «Духовный опыт переживания пандемии»,
состоявшейся 26 сентября, можно ознакомиться по этой ссылке
Приглашаем к просмотру записи
круглого стола «Духовное наследие протоиерея Александра Меня» в рамках
Юбилейных XV Меневских чтений.
Круглый стол прошел по благословению
митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Церковном комплексе Сергиевского
храма в Семхозе 10 сентября 2020 года и был приурочен к 30-й годовщине
со дня убиения отца Александра Меня.
Участники круглого стола:
— протоиерей Игорь Завацкий,
благочинный Сергиево-Посадского церковного округа;
— протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского
в Крапивниках, участник телепередач на канале «Спас»;
— cвященник Илья Соловьев, кандидат богословия и исторических наук, специалист
по церковной истории XX века;
— протоиерей Виктор Григоренко, председатель оргкомитета Меневских чтений,
настоятель Сергиевского храма, построенного на месте убиения прот. А.
Меня;
— Олег Александрович Устинов, кандидат философских наук.
Болезнь,
охватившая весь мир, не обошла стороной наш приход, лишив нас общения
с дорогими сердцу людьми. 19 сентября этого года, неожиданно для
всех, кто его знал, в 68 лет прервался жизненный путь Бориса Михайловича
Балтера. Его путь к православной вере был не простым и быстрым,
а скорее глубоко осознанным и пережитым решением.
Борис
Балтер родился в Кишиневе 6 июля 1952 года. Отец, Михаил Аркадьевич,
был врачом, воевал, дошёл до Берлина. Известным в Кишиневе врачом
был и дед. Поэтому в семье часто обсуждали врачебные вопросы. Мама
была журналистом и работала на радио выпускающим редактором. Борис
рос единственным ребёнком в интеллигентной семье, но несмотря на
отличные успехи в учёбе в английской спецшколе, послевоенное детство
оставило свой след. Он дружил с уличной «шпаной», и «неуд» по поведению
часто появлялся в дневнике. Это едва не помешало ему получить золотую
медаль. Настояла учительница – классный руководитель. Возможно,
именно улица научила его отстаивать своё мнение и беречь независимость.
В те годы вышла картина «Я родом из детства», где на большом экране
впервые появился и спел Владимир Высоцкий. Его песни будут сопровождать
Бориса всю жизнь.
«Как нас дома ни грей -
Не хватает всегда
Новых встреч нам
и новых друзей, -
Будто с нами беда,
Будто с ними теплей...»
(В.Высоцкий)
Несмотря
на то, что в семье «царили» врачи, Бориса привлекла физика. Интерес
к физике дал новый вектор - в Москву. С боем пробившись в 1969 г.
через огромный конкурс и ограничения по пятой графе, вчерашний кишиневский
школьник поступил на Физфак МГУ. Победа! Но радость первокурсника
вскоре была омрачена преждевременным уходом матери. Пережив потерю,
Борис окончательно вошёл во взрослую жизнь. В студенческие годы
Борис жил в общежитии и пользовался авторитетом не только среди
приезжих, но и у москвичей за свою начитанность, знание поэзии,
языков. В компании играл на гитаре, пел песни Высоцкого, Окуджавы,
иногда «Битлов». Залихватская манера поведения не покинула его и
здесь. Как-то раз, «на спор» он умыкнул табличку «ЗАКРЫТО» из ресторана
Пекин. (Конечно, чтобы заработать на ресторан, приходилось разгружать
по ночам вагоны, а летом ехать по трудовой путёвке в стройотряд.)
Ещё на 1м курсе Бориса покорила независимая и одарённая однокурсница
Марина. В 1974 году, незадолго до защиты диплома они поженились.
А через некоторое время оба уже имели красные корочки Московского
университета.
Диплом
Борис делал в ФИАН, но ему дали понять, что об устройстве на работу
речь не идёт. Последовала череда отказов и в других местах, о причинах
которых можно только догадываться. И вот, в 1976 году, вдруг удача,
возможность получить работу в Институте Космических Исследований!
Дистанционное наблюдение земли из космоса станет научным направлением
его деятельности на долгие годы. Надо сказать, что Борис Михайлович
любил работать в тишине, поэтому часто засиживался ночью. Его тесть,
выходя на пробежку перед работой около пяти утра, часто желал ему
«спокойной ночи!». Сотрудники закрытого НИИ, однако, не были настроены
поначалу так же понимающе. Но довольно скоро поняли, что из себя
представляет их новый сотрудник. Со временем Борис Михайлович получил
полный карт-бланш в режимном институте. В 80-х, как и положено,
встал вопрос о диссертации. Однако параллельно, видимо из-за способности
Бориса Михайловича к языкам, его попросили помочь сначала монгольскому,
а потом кубинскому дублёрам космонавтов. Он не отказал. Вознаграждением
были заграничные командировки в Монголию и на Кубу, дружба и впечатления.
Сил и желания на собственную защиту уже не осталось, и он твердо
отвергал все предложения сделать научную карьеру, скромно отвечая,
что ему довольно того уважения, которое вызывает его работа и статьи.
Но семью необходимо было содержать, и Б.М.Балтер нашел выход, разработав
методику, позволявшую проводить оценку рисков при разработке санитарно
защитных зон предприятий. Это позволило за счёт договорных работ
решить материальные вопросы.
Стоит
отметить, что Балтер сочетал занятия физикой с феноменальными способностями
к языкам и огромным интересом к литературе. Музыка была тоже его
постоянным спутником в размышлениях и в поиске вдохновения: Шнитке,
Бах, Бетховен. «Евгения Онегина» он знал наизусть настолько, что
мог цитировать с любого места. Многие помнят выступление Б.М.Балтера
и Аллы Смирновой на вечере поэзии Б.Л.Пастернака в Литературном
музее. Что до языков, они давались ему легко. Латынь Борис выучил
в детстве, чему способствовала профессия отца. Ещё в молодости он
изучил итальянский язык, чтобы читать Данте в подлиннике, и любил
это делать вслух. Он свободно владел английским, знал французский,
испанский, немецкий, румынский. Глубокий интерес к Священному Писанию
побудил обратиться к языкам оригинала - ивриту и греческому.
Вообще,
интерес к духовной жизни стал целенаправленно развиваться у Бориса
Михайловича со второй половины 80-х. Этому предшествовал интерес
к Самиздату, журналу «Посев» и, появившаяся среди прочего, Библия.
В какой-то момент Борис почувствовал необходимость в практических
шагах и принял крещение. Это произвело сильное впечатление на отца
Бориса. Жена Марина помнит тяжёлый и долгий их разговор. Но отец
знал: если Борис принял решение, его не свернуть. Марина была крещена
в детстве, сына Дмитрия в возрасте 7 лет стали водить в воскресную
школу при храме на Пятницкой. Вскоре последовало и крещение детей
- Дмитрия и Елены. Оказавшись, как и многие люди, искавшие внутренней
свободы, на баррикадах у Белого Дома в 91-м, Борис понял, что гражданская
деятельность не принесёт желаемого результата, и продолжил поиск
свободы духа в книгах Н.Бердяева и В.Соловьева, в наследии святых
отцов, в философии русского космизма Н.Федорова, П. Флоренского,
В.Вернадского (размышления на эту тему содержатся в ряде статей,
опубликованных в международном научном журнале «Философия и космология»
и монографии «Ноосфера языком оптимального управления»). Накопленные
знания требовали обсуждения, необходимо было делиться выводами.
Поиск единомышленников привёл Б.М.Балтера в 2000м году через книги
прот. Александра Меня в наш храм. Здесь Борис Михайлович нашёл не
только единомышленников и духовного отца, но и возможность соединить
свои знания Писания и масштаб мыслителя со служением и духовной
жизнью. Многие помнят его выступления на приходских семинарах и
конференциях, в группах по изучению Священного Писания. А его лекции
с комментариями книг Ветхого и Нового Завета являются ценнейшим
достоянием нашего прихода. Благодаря трудам Галины Товкай и Веры
Толстовой на сайте храма уже сейчас доступны для чтения объёмные
комментарии к книгам пророка Исайи и Иова. Работа по расшифровке
аудиоархива продолжается, и желающие могут к ней подключиться.
Ещё одной
важной гранью его деятельности стало участие в международной конференции
межконфессионального диалога христиан из евреев, где Б.М. выражал
православную позицию. Его коллеги из других стран относились к нему
с большим уважением и глубоко пережили утрату, принеся приношение
памяти в своих письмах. Вот соболезнование одного из них: «...Борис
был одной из самых редких личностей, каких мне довелось встретить!
Физик, тонко чувствующий поэзию, музыку, искусство, библейское слово,
наставник, мистик, христианин, любящий Израиль и Церковь. Личность,
о подлинной глубине которой вряд ли догадывались даже друзья. Его
уход оставил незаживающую рану в наших сердцах.»
Внезапное расставание лишило нас возможности общения, а как много
ещё хотелось обсудить с Борисом Михайловичем, задать вопросы...
Но уверены, что расставание это временно, а в утешение нам остались
вызывающие уважение труды, добрая память, и его задорная, немного
детская, улыбка. Как созвучны сейчас сердцу стихи Булата Окуджавы,
написанные в 1974 после ухода его друга писателя Бориса Балтера,
двойного тёзки нашего Бориса Михайловича.
Не все
ль равно, что нас сведёт в могилу — пуля иль простуда?
Там, верно; очень хорошо: ведь нет дурных вестей оттуда.
Я жалоб не слыхал от них, никто не пожелал вернуться.
Они молчат, они в пути. А плачут те, что остаются.
Они молчат Бог весь о чем — иные берега пред ними,
и нету разницы для них между своими и чужими.
К великой тайне приобщаясь, они уходят постепенно
под скорбный марш,
под вечный марш,
под польский марш,
под марш Шопена.
Борис
Михайлович Балтер
Обзор
книги пророка Исайи
Чтение и комментарии – Б. Балтер.
Расшифровка лекций и предисловие – В. Толстова.
Архивация лекций – Г. Товкай.
Книга
Иова
Комментарии: Б. Балтер
Архивация: Г. Товкай
Оцифровка: В. Толстова
Посмотрите эту ссылку. По
ней можно увидеть удивительные каменные волны в штате Аризона (США). Никакой
специальной богословской нагрузки здесь нет, просто желание поделиться
удивительным чудом природы. Удивительно также и то, что все это было обнаружено
только в 1995 г.
Дорогие
слушатели Общедоступного православного Университета, основанного отцом
Александром Менем!
В четверг 8 октября начинает
свой новый курс лекций О.Филипп Парфенов. Курс называется История древней
церкви. Начало в 18 ч. в этот четверг лекция пройдет в конференц-зале
нашего приходского дома .Напоминаем, что пока Мих.Завалов не будет вести
занятия по Христианской психологии 2-й парой.
А в пятницу 9 октября Ирина
Тореева начнет курс по Искусству и христианству, начало в 18 ч. И второй
парой в19-30 Петр Сахаров также начинает цикл лекций по литургике.
В дальнейшем надеемся устраивать
очно-заочные (т.е. вводить он-лайн) занятия.
«Духовный
опыт переживания пандемии»
26 сентября 2020 г. прошла
первая в истории прихода храма Космы и Дамиана в Шубине онлайн-встреча
«Духовный опыт переживания пандемии».
Помимо названия у нас был эпиграф: «Без храма, но не без Церкви»! Эти
слова, эта формула,– как пружина нашей встречи, нашего разговора.
Такая встреча стала возможной благодаря значительным усилиям и сотрудничеству,
а главное – в результате единства, молитвы, взаимной любви и приязни прихожан
и священников нашего храма Космы и Дамиана.
Многие из нас молятся в нашем храме много лет. Друг с другом, плечом к
плечу, порой даже не будучи знакомыми. Для многих из нас наш храм, наш
приход – это родной духовный дом.
Нагрянула беда, пандемия коронавируса, тотальный карантин, храм закрылся
для прихожан, затем заболели настоятель и клир, в храме прекратились службы,
впервые после нового открытия.
Какой была реакция прихода, прихожан и клира? Как мы справлялись с одиночеством
и дефицитом общения, дефицитом движения, дефицитом молитвы, дефицитом
Церкви, друзей, прихожан, невозможности причащения и службы, храма, духовной
жизни?! В чем мы оказались слабы, в чем победили и пошли дальше, доверившись
Богу? Как мы смогли восполнить дефицит любви? Как мы с вами спасались
в эти месяцы?
Вот эти темы мы обсудили на первой в истории прихода онлайн-встречи 26
сентября 2020 г.
Встреча открылась общей молитвой и вступительным словом нашего настоятеля,
протоиерея Александра Борисова.
Затем на «круглом столе» иерей Петр Коломейцев, диакон Александр Константинов,
Александр Черный и Ирина Языкова поделились своими главными переживаниями
во время самоизоляции и размышлениями об изменениях в нас, приходе и Церкви
в связи с пандемией.
Затем участники разошлись по малым группам, где каждый смог поделиться
своим молитвенным и духовным опытом проживания пандемии.
Темы обсуждения на малых группах:
– Что изменилось в вашей молитвенной жизни во время самоизоляции?
– Есть ли у вас ощущение единства с приходом и Церковью? Изменилось ли
это ощущение во время пандемии?
– Судьбы мира решаются в сердце человека: зависит ли что-то от меня?
После малых групп мы опять собрались все вместе, ведущие малых групп подвели
некоторые итоги, затем была общая завершающая молитва и прощание.
Вот некоторые мысли, наблюдения и выводы, которые можно было вынести из
приходской онлайн-встречи:
1. Страха нет, если довериться Богу.
2. Любое молитвенное слово позволяет противостоять злу. Совместная молитва
выросла и стала объединяющей силой.
3. Быть христианином – это не только креститься и целовать иконы, ходить
в храм. Это прежде всего жить жизнью, связанной с другими людьми. Для
этого и приходил к нам Господь. Потому что главное отличие и качество
христианина – любовь.
4. Между Церковью и миром, между верующими и остальным миром – пропасть,
которую неизвестно как преодолеть.
5. На первое место по значимости в Церкви выходит прямое, непосредственное
обращение человека к Богу. Потому что решение судьбы мира сместилось в
сердце верующего человека.
6. Вера без дел мертва. Со всей очевидностью это продемонстрировала реакция
прихожан нашего храма на самоизоляцию и пандемию: волонтерский проект,
малые группы, молитвенное общение, совместные молитвы – восполнили дефицит
всего, скрасили одиночество, указали путь, порой из тупика.
7. Если надежда себя не оправдала, значит, это была не последняя надежда.
8. Опираться на что-то кроме Бога, неразумно. Нас можно отлучить от храма,
от службы, от Церкви, от работы, от здоровья, от самой жизни, но от любви
Божией нас ничто не может отлучить. Потеряв все, ты понимаешь, что ты
не один, и Господь тебя любит. Нас можно отлучить от всего, но не от любви
Бога. Потому что «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся,
и языки умолкнут, и знание упразднится» (1-ое Послание к Коринфянам апостола
Павла).
9. Кто хочет творить добро, Господь благословит.
10. К сожалению, остались люди и за бортом своеобразного Ноевого ковчега,
которым стал наш приход во время самых горьких дней.
11. Во всех обстоятельствах должно в сердце сохранять мир перед Богом,
в Боге.
12. Без храма, но не без Церкви. Потому что Церковь – это мы. В единстве
мы сила, мы есть друг у друга. Мы все вместе и есть Церковь. Нашим общим
ответом на вторгшееся в нашу жизнь зло была любовь другу к другу.
Запись встречи.
Ниже вы сможете посмотреть запись двух общих частей нашей онлайн-встречи
«Духовный опыт переживания пандемии» 26 сентября 2020 г. Конечно, не обошлось
без технических накладок и ошибок. Но главное, что мы были вместе.
Запись состоит из двух частей:
Часть I. Общая молитва, приветствие, открытие, «круглый стол».
Часть II. Подведение итогов (после малых групп), общая молитва, прощание.
7 октября 2020
Седмица 18-я по Пятидесятнице
Первомц. равноап. Феклы (I)
Еф., 231 зач., V, 25-33. Лк., 12 зач., IV, 1-15,
и за четверг (под зачало): Еф., 232 зач., V, 33 - VI, 9. Лк., 13 зач., IV, 16-22.
Первомц.: 2 Тим., 296 зач., III, 10-15. Мф., 104 зач., XXV, 1-13
6 октября 2020
Седмица 18-я по Пятидесятнице
Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского (1977).
Еф., 230 зач., V, 20-26. Лк., 11 зач., III, 23 - IV, 1.
Предтечи: Гал., 210 зач. (от полу́), IV, 22-31. Лк., 2 зач., I, 5-25.
С НОЯБРЯ ПО ВТОРНИКАМ 11-30
СТАРТУЮТ ДИСТАНЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
"Московского долголетия"
«Библейские
сюжеты в шедеврах мирового искусства»
(Группа 100 человек по понедельникам 11.30 – 13.30 уже набрана, но если
Вы можете только в понедельник - напишите об этом организатору.)
Занятия проводятся на платформе
ZOOM (ее установка занимает минуту). Мы сможем говорить и общаться между
собой. Число участников ограничено – 100. Будем очень рады вашему участию!
Для записи напишите организатору Марине в WhatsApp +7 925 291-29-58, либо
ей же на почту morsckaya@mail.ru
На всякий случай телефон преподавателя
Ирины Канторович 8-9153813472 (предпочтительнее писать, а не звонить).
Приглашайте друзей-пенсионеров!)
Могут записываться участники «Московского долголетия» любого района Москвы
(в том числе Троицка, Зеленограда и т.п.).
Спасибо всем братиям и сестрам,
кто ездил от нашего храма вместе с диаконом Александром Константиновым
4 октября в приют для бездомных «Ной»! В доме «Ноя» проживают люди, имеющие
инвалидность, им трудно выезжать куда-либо. Встретили нас очень гостеприимно,
понравилось выступление братиев и сестер храма, благодарили, общались,
задавали вопросы и приглашали приезжать ещё. Жителям этого приюта мы привезли
вещи и постельное бельё. СПАСИБО всем, кто помогает «Ною»!
Друзья! Если у вас есть желание
съездить в один из домов «Ноя», пожалуйста, обращайтесь к диакону Александру.
Желающие помочь вещами могут
принести в храм одежду, обувь (очень нужны мужская одежда и обувь), постельное
бельё, полотенца, покрывала, одеяла, подушки; очки с любыми диоптриями;
ткани, нитки.
Вещи можно оставить у дежурных храма, подписав «для «Ноя» диакону Александру
Константинову» или передать Ирине Казьминой (тел.8 965 3627680).
5 октября 2020
Седмица 18-я по Пятидесятнице
Собор Тульских святых
Еф., 227 зач., IV, 25-32. Лк., 10 зач., III, 19-22.
Сщмч.: Евр., 311 зач., IV, 14 - V, 6. Ин., 36 зач., X, 9-16
Поздравляем
наших стритболистов!
Представители молодёжи нашего
храма приняли участие в XIII Георгиевских спортивных играх - соревнованиях
между молодёжными командами московских викариатств, состоявшихся 3 октября
2020 года по благословению Дионисия, митрополита Воскресенского. Сборная
Центрального викариатства продемонстрировала прекрасную спортивную подготовку
и неподражаемую командную работу, заняв 2ое место в эстафете и 2ое место
в соревнованиях по стритболу. Ура!