Дорогие
друзья!
Вот наступает и последний месяц весны.
Позади радость Пасхи, которая всегда возвещает нам радость победы вечного
над временным, несмотря на трагические международные события. Очевидно,
что и наша страна и большая часть мира будут претерпевать какие-то очень
существенные изменения и в политической, и в экономической, и в духовной
жизни. В этих новых условиях каждому из нас необходимо поставить в центр
нашей внутренней жизни слова Иисуса: "Ищите же прежде Царства Божия
и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем
дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого]
дня своей заботы. " (Мф.6,33-34). Последние слова очень выразительно
звучат на церковно-славянском языке: "довлеет дневи злоба его".
"Злоба" - забота, проблема. Это слово сохранилось и в нашем
современном языке: "злободневный", "на злобу дня".
Желание моего сердца поместить в это
письмо несколько мыслей о. Александра Меня из сборника "Культура
и духовное восхождение", которые, как мне кажется, не утратили
своей актуальности и сегодня.
"Мысли о гибели культуры и даже
всего человечества вовсе не примета именно нашего времени. Еще до Рождества
Христова в Риме ждали близкого конца света. Логично, что оно возникло
в век мировых войн и термоядерного оружия, в эпоху нравственных и культурных
кризисов. Нам слишком долго внушали: история неизбежно движется «к лучшему».
Впрочем, и представление это тоже появилось не вчера. В XVIII веке
его развивал французский ученый Кондорсе, позже идея безграничного
прогресса стала отличительной чертой многих философских, социальных
и политических систем. А реальная история эту идею едва ли подтверждает.
В действительности слишком многое в жизни не улучшается, а возвращается
на круги своя.
Кризис культуры возникает в тех случаях,
когда люди теряют духовные ориентиры, когда нравственная почва уходит
у них из-под ног, когда они порывают с вечными ценностями и начинают
погоню только за сиюминутными. Симптомы этого кризиса есть сегодня во
всех развитых странах. Если человек начинает пренебрегать тем, что
возвышает его над природой, общество неизбежно оказывается в кризисе.
Библия отрицает и свойственную античности
мысль о неуклонном вырождении человечества, и теорию безграничного
его развития в рамках земной истории. Библия исходит из идеи о параллельном
нарастании двух противостоящих сил: добра и зла, из постоянной борьбы
между ними. И человек в этой борьбе не может быть пассивным наблюдателем;
он призван участвовать в ней. И он сам выбирает, на какую сторону встать.
И тем не менее выход из ситуации есть
в Евангелии. Апостолы открывали перед людьми возможность духовного
преображения, призывая к милосердию. Призыв такой возрождался вновь
и вновь в человеческой истории, причем в самые тяжелые времена. В средневековье
он ожил благодаря проповеди Франциска Ассизского, учившего любить не
только людей, но всю природу, В истории Русской Православной Церкви
аналогичную роль сыграл Сергий Радонежский, которого Ключевский называл
«благодатным воспитателем народа».
Провозвестию Христа предшествовала
проповедь покаяния: к нему призывал Иоанн Креститель. И первое слово
проповеди Иисуса было: «Покайтесь». Причем в еврейском языке это слово
означает «обратитесь», «вернитесь с ложного пути». В греческом же тексте
Евангелий оно передается еще более емким словом «метаноите»,
то есть переосмыслите свою жизнь. Здесь
– начало исцеления. Покаяние не бесплодное «копание в себе», не мазохистское
«унижение паче гордости», а переоценка всего, переоценка, побуждающая
к действию. Такое действие Иоанн Креститель называл «плодами покаяния».
Еще Ренессанс пытался создать «светскую
мораль», исходящую только из человека. При этом гуманисты справедливо
упрекали средневековье в унижении человеческого достоинства. Однако,
исходя только из человека, сделав его последним мерилом и критерием
правды, сам гуманизм в конце концов пришел к дегуманизации. С эпохи
Ренессанса началась современная гуманистическая христианская цивилизация,
и она же дала образец морального разложения. И в результате подобной
гордыни человек все чаще стал восприниматься как «масса», состоящая
из ничтожных пылинок, как случайный продукт слепых сил природы, как
«дрожащая или бунтующая тварь», достойная презрения.
Многим сейчас кажется, что спасение
– в возврате к средневековому сознанию, с его фанатизмом, отрицанием
ценности земной жизни. Это едва ли верно. Критика гуманистами темных
сторон средневековья, повторяю, во многом справедлива. Но я хотел бы
напомнить, что было немало гуманистов, таких, как Мирандола, Савонарола,
Эразм, которые призывали не к реставрации «светского» взгляда на жизнь,
взятого из античного арсенала, а к возрождению духа Евангелия, духа
свободы, любви, терпимости, уважения к личности – образу и подобию
Творца. На эту линию в Ренессансе, которую частично предвосхитил уже
Данте, до сих пор не обращали достаточно внимания. А именно она несла
в себе огромные возможности для будущего.
Человеку в цивилизации дается свободный
выбор. Однако свобода не избавляет людей от губительных последствий
выбора ложного. Поэтому и для современного человека важно сделать правильный
выбор. Религия как таковая в ее эмпирической земной истории – явление
далеко не однозначное. И критики ее, если они честны и добросовестны,
оказывали услугу самим верующим, помогая им ясней осознать собственные
исторические грехи.
Русские религиозные мыслители Владимир
Соловьев, Михаил Тареев, Николай Бердяев, следуя Августину, подчеркивали,
что существуют две формы религиозности: «открытая» свободная, человечная
и «закрытая», мертвящая, унижающая человека. Вечным примером столкновения
между ними является антитеза Евангелия и фарисейства. Апостол Иоанн
предостерегал: «Не всякому духу верьте». Он дал и критерий для «различения»
духов, сказав: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит,
тот лжец». В этом апостол был верен Евангелию Христову и пророкам Ветхого
Завета, которые провозглашали, что служение истине и Богу невозможно
без верности нравственным заветам, данным человеку.
Кто будет осуществлять возврат к духовным
ценностям, которых мы лишились? Во многих наших современниках есть
желание переложить труд и ответственность на кого-то, хотя бы, например,
на Церковь. Но Церковь часть общества. мы не сможем действовать плодотворно,
если сами не переживем покаяния, если не будет и дальше меняться общий
климат в стране. Необходимы совместные усилия людей разных взглядов
на общей почве, которая объединяет верующих и неверующих. Такой почвой
является оздоровление правопорядка, милосердие, сохранение и развитие
культурного наследия.
Природа в своем развитии была направлена
на создание существа, способного быть носителем духа. Таковым стал
человек. Но он еще очень далек от подлинной одухотворенности. То, что
ей содействует, содействует вселенскому Замыслу о мире. То, что препятствует,
идет вразрез с божественной целью, которая на языке Библии именуется
Царством Божиим. Мы христиане, не сомневаемся в том, что оно наступит,
что наша несовершенная история выйдет за свои пределы и откроет человечеству
путь в Бесконечное. Все, что служило Царству, получит в нем свое высшее
осуществление. Все, что шло против него, исчезнет. Каждый из нас – участник
этого богочеловеческого процесса. Его можно называть Эволюцией. Но мне
это слово кажется обедненным, поскольку предполагает слепое течение
событий. А я верю в смысл, в духовную целенаправленность бытия. И это
накладывает на всех нас огромную ответственность.
Говоря «не заботьтесь о завтрашнем
дне», Иисус Христос не призывает к легкомыслию или беспечности. Он предостерегает
лишь от той мучительной и бесплодной «озабоченности», которая так часто
терзала людей, не помогая делу, и поселяла в них страх, тревогу, чувство
бессилия. Мы слишком порабощены временным, преходящим. Это болезнь и
Запада и Востока.
Нагорная проповедь Иисуса
начинаются словом «блаженны», то есть счастливы, имеют полноту жизни,
а кончаются заповеди блаженства, вернее, обетования блаженства, так:
«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». О ком
же говорит Господь? О тех, кто всегда преуспевал? — нет; о тех,
кто всегда жил безоблачно, безболезненно, беспечально? — нет; о
тех, кто не испытал в жизни препятствий, разочарований? — нет.
Господь называет счастливыми плачущих, гонимых за правду и говорит нам,
что в самом страдании Он пребывает с нами.
Имеет
ли это к нам отношение? Прямое! Потому что весь мир страдает, каждый
человек страдает. Недаром в Новом Завете сказано: «Мир лежит во зле».
И сколько бы ни менялась жизнь на земле — от чего страдали люди
пять тысяч лет назад, от того же страдают они и теперь. И те же у нас
грехи, и те же у нас печали, и то же нас тревожит и в близких, и в далеких,
и нет мира на земле — как была война, так и остается повсюду, —
такова человеческая жизнь.
Господь говорит нам: «В мире будете иметь скорбь». Но почему же Он,
возвещая нам Свое учение, начинает со слов «вы блаженны», «вы счастливы» —
и заканчивает: «радуйтесь и веселитесь». В этом сила Христа Спасителя,
Который пришел именно к страдающим, именно к тем, кому Он сказал: «Придите
ко Мне, все труждающиеся и обремененные». Так в темной пещере открывается
окно, и оттуда льется свет, потому что Он говорит: «Все, кто страдает,
радуйтесь, потому что Я страдаю с вами, Я вас выведу в светлый мир.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах».
Какая же это награда? Бесконечная любовь Христова, которая нас объемлет,
как свет, как блаженство, как радость, как мир. И мы с вами приходим
сюда, в храм, чтобы призвать Его, потому что здесь Небеса; они спускаются
к нам, когда мы совершаем Божественную литургию, Сам Господь приходит
сюда, и Небо здесь начинает сиять. Значит, наша награда, которая на
небесах, — она уже здесь, уже в этой жизни. Поэтому сейчас, стоя
в храме и молясь, мы должны почувствовать, что Божия рука, Христова
благодать на каждом из нас, что Он нас поднимает, дает нам силы, дает
нам радость, потому что нет у нас иного Спасителя, кроме Господа Иисуса.
Вместе с Ним, страдающим нашими страданиями, меняется все — скорбь
превращается в радость, тьма рассеивается, наступает свет, и мы можем
распрямить свои спины, посмотреть вперед и сказать: «С нами Бог, разумейте,
языцы, и покоряйтесь». Мы можем сказать: «Господь просвещение мое и
Спаситель мой, кого убоюся».
Так наступает радость и в темноте начинает светить свет: «Свет во
тьме светит, и тьма не объяла его». Этот свет мы можем принять только
очами веры. Ничто нас не спасет, кроме веры, которая приводит ко Христу
Спасителю. Потому что Он Сам говорит: «Придите ко Мне!» И мы должны
сами сейчас прийти к Нему — и тогда найдем покой душам нашим —
свет, мир, любовь, радость, блаженство."
Всем нам желаю скорейшего наступления мира, а также здоровья, сил
и помощи Божией во всем. Храни вас Бог! Всегда ваш, прот. Александр
Борисов.
28.04.2022.