Дорогие
друзья!
В первый месяц весны мы с вами вступаем в очень важное
время церковного года - время Великого поста - времени сердечного сокрушения
и очищения души.
Вот об этом несколько слов прот. А. Шмемана. "Великий
пост предшествует самому большому, самому радостному из всех христианских
праздников - празднику Пасхи. "Постное время светло начнем… очистим
душу, очистим плоть" - поет Церковь. Тут совсем не пессимизм, не
мрачное мироотрицание, - нет! Тут радостное сознание, что очищение возможно,
что каждому из нас дано восстановить в себе образ неизреченной славы Божией.
Великий пост - это в сущности не что иное, как обращенный к каждому из
нас призыв встретиться с собой, углубиться в себя, вглядеться в свою душу
и совесть. Великий пост - это та тишина, которой мы начисто лишены в современном
мире. Тишина не физическая, а духовная. Тишина не как отсутствие звуков,
а как присутствие в нас и среди нас другого измерения жизни. В одной церковной
молитве пост называется временем "светлой печали". То есть печали
о подлинной жизни, о подлинном мире, время возврата , подъема, очищения.
Луч солнца, падающий в темноту и преображающий ее. И когда в Прощеное
воскресенье раздается впервые в церкви молитва Ефрема Сирина - "Господи
и Владыка живота моего…", - то входит в душу светлая печаль и одновременно
радость о духовной правде и красоте мира, к которой можно вернуться, в
которую можно снова войти. Эта короткая молитва выражает весь смысл Великого
поста и всего к чему он призывает."
Первая неделя Великого поста, которая начинается в понедельник 27 февраля, имеет
важную особенность: с понедельника по четверг вечером (в нашем храме в
18 ч.) читается Покаянный великий канон — сочинение святителя Андрея Критского, жившего в конце седьмого
века по Р.Х. По своему содержанию канон — сокровенная беседа автора с
собственной душой. По форме — античная ритмическая проза. Он изобилует
примерами из Ветхого и Нового Заветов, имеющими целью показать не только
губительные последствия греховного состояния, но и бесконечное милосердие
Божие, хотя и к падшему, но Его любимому творению.
Этот канон также читается на утрене четверга 5-й седмицы
поста, т.е. накануне, в среду 29-го марта в 18 ч. На этом же богослужении
читается житие преп. Марии Египетской.
Далее желание моего сердца поделиться с вами выдержками
из проповедей о. Александра Меня, произнесенными в разные годы в период
Великого поста (из книги "Восстань спящий" Москва. 2007 г.).
"Первое воскресенье Великого поста (5-е марта)
именуется "неделей торжества Православия", торжества веры Христовой.
И не случайно в этот день мы читаем слова евангелиста о том, как сомневался
один из будущих учеников в Господе, а другой сказал ему: "Пойди и
посмотри". Тот пошел и увидел Спасителя. Как он это пережил евангелист
не говорит, но он сразу все понял, увидел своими глазами, а главное, почувствовал
сердцем, что перед ним Сама живая Истина.
Эти слова "пойди и посмотри" относятся и к
Церкви Христовой, к явлению Христа на земле. Посмотрите на Господа нашего,
на Его красоту и любовь к людям , на Его жертвенную любовь, на Его Крест
и страдание, на его учение, на Его Дух, Который с нами. Пойди и посмотри
на святость Евангелия, на непревзойденную Его силу, которая побеждала
все - сколько бы не гнали Церковь, сколько бы не уничтожали Ее - сотни
лет, она всегда выходила из гроба, как Сам Христос вышел из гроба, победив
смерть.
Поэтому и говорит Церковь: Не смотри, человек, на грехи
наши, а посмотри на нашего Господа, посмотри на великих святых, которые
побеждали пытки, мучения, изгнания и унижения, которые свидетельствовали
о Боге своей любовью к людям, своим служением людям, своей близостью к
Богу - вот они все, вот в них, святых и есть торжество Церкви по всему
миру, всегда и везде. Но более всего учит нас пример Самого Спасителя,
поэтому апостольское чтение завершается великими словами: "с терпением
будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя
веры Иисуса" (Евр.12,2).
"Второе воскресенье Великого поста (12 марта) Церковь
посвящает памяти святителя Григория Паламы, покровителя христианских молчальников
и молитвенников. Они старались
сохранять тишину в сердце, скрываясь в далеких обителях на горе Афон,
отрезанные от всего мира морем и скалами. Почему же именно этого святого,
покровителя молчальников мы прославляем в дни Великого поста? Потому что
именно в это время нам важно узнать и напомнить себе о молчании и безмолвии.
Какова наша жизнь? Она проходит в бесконечном шуме и
суете. многие из нас , оказавшись на мгновение в тишине, чувствуют себя
неловко и неспокойно: мы уже отвыкли от тишины и вместе не можем спокойно
помолчать. А сколько лишних слов!
Голос Божий звучит всегда в тишине. кто хочет узнать
волю Божию, ищите тишины. кто хочет собрать свои мысли и чувства, ищите
тишины, потому что наши мысли и чувства разбегаются, не подчиняются нам.
Мы живем всегда в рассеянности, но истинная духовная жизнь происходит
только в собранности, внутреннем уединении. Надо собрать свои мысли и
чувства в тихий очаг в глубине сердца, чтобы там наступило молчание, в
котором Бог произносит Свое слово, обращенное к тебе.
Вот почему сегодня Церковь призывает нас бороться с пустословием,
празднословием, напрасной болтовней, употреблением дара языка во зло себе.
"Положи, Господи хранение устам моим, и дверь ограждения уст моих",
- говорит нам Священное Писание (Пс.140,3). Вот мы об этом молимся, мы
просим Господа, чтобы мы получили дар Божий - молчание в тишине Его благословения."
Третья неделя Великого поста - неделя Крестопоклонная
(19-го марта). В проповеди этого
дня о. Александр Мень напоминает об удивительном событии во время исхода
Израиля из египетского рабства. После перехода через море народ шел через
безводную и грозную пустыню, которая многим показалась куда страшней,
чем рабство. Люди погибают без воды и нет ни источника, ни капли влаги,
а путь до Святой горы еще далек. И вдруг маленький кустик и возле него
источник. Люди бросаются пить, но вода оказывается горько соленой. И тогда
пророк Моисей по Божьему наставлению погружает в воду ветку одного дерева
и вода постепенно становится пригодной для питья. И о. Александр продолжает.
"Это оживотворение источника, который был ядовит,
напоминает нам о другом дереве, которое водружено посреди нашей жизни,
- Древе Крестном. Древо Крестное меняет горечь жизни на чистую, прохладную,
живую воду спасения, идущего от Господа. Недаром Он сказал - вы сегодня
слышали в Евангелии, - что некоторые из слушающих Его, уже вскоре увидят
Царство Божие, пришедшее в силе. Царствие Божие приходит через Крест Христов,
через Его бесконечную, обнимающую всех нас любовь. Царствие Божие есть
мир, свет и спасение Христово.
Но можно находиться рядом с этим источником и не пить
из него, можно находиться рядом с ним - и вода жизни все равно будет горькой,
если мы будем жить по-прежнему: в себялюбии, в суетности, в гордыне, в
осуждении друг друга. Если же мы хотим, чтобы вода спасения коснулась
нашего сердца и оживила его, мы должны стараться твердо отринуть и осуждение
и превозношение, и ненависть, и злобу, и клевету - все, что отравляет
нашу жизнь. И тогда мы увидим Царство Божие, пришедшее в силе, не где-нибудь,
не после смерти, а уже здесь, в этой жизни. Тогда всё будет говорить,
свидетельствовать о Нем, Господе нашем.
И утром, найдя хотя бы одну минуту среди обычных повседневных
дел и встав перед Его ликом, ты почувствуешь, как Он на тебя взирает с
любовью и призывает тебя к труду. Благословение Божие будет с тобой в
твоем труде каждую минуту жизни."
"Четвертое воскресенье Великого поста (26 марта)
посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника, которого так назвали
потому, что он оставил нам учение о духовной лестнице, соединяющей небо
и землю. Он жил в Синайской пустыне у горы Божией в маленьком монастыре
и проводил свои дни в молитве, в труде, в думах о всем мире, о судьбах
людей, страждущих от зла, которое царит в мире. Часто по утрам, еще до
восхода солнца, он выходил помолиться, смотрел на Синайскую гору и видел
темные вершины, повитые мраком.
В это время некоторые благочестивые паломники в одиночку
или группами начинают восхождение ввысь, чтобы помолиться там, где Господь
являлся пророку Моисею. И идут вереницы, идут по скользким, по трудным
тропинкам, поднимаются по крутизне, боясь взглянуть вниз, но идут вверх,
к этим вершинам, которые освещаются солнцем. И вот тогда преподобный Иоанн
жизнь нашу человеческую сравнил с этой горой, по которой поднимаются паломники,
и понял, что необходимо постоянное восхождение, а кто не идет вверх, тот
будет вынужден блуждать внизу и останется навсегда в плену тьмы и неверия.
Да, дорогие мои, наша жизнь есть путь и кто не хочет
идти, кто думает, что можно быть христианином и топтаться на месте, тот
обманывает и себя, и Бога. Пройдет десять, двадцать, шестьдесят лет; если
ничего для Господа не сделал, если ни в чем не продвинулся, значит, впустую
прошли эти годы. Другие поднимались, другие уходили вверх, а этот человек
ходил в темноте и в сени смертной.
Нам так страшно подумать об этом, потому что наверху
ждет Господь, а внизу тьма… Тьма греха, лености, косности, нерадения.
Больше того, эта гора восхождения, эта лестница - небесная, особенная!
Когда поднимаешься по простой лестнице, можешь остановиться и стоять,
а там иначе. Если остановишься, поедешь вниз, назад - на ней нельзя останавливаться.
Только вперед! Только стучаться к Богу! Только просить помощи на этом
пути! А путь этот трудный: с одной стороны - пропасть уныния, с другой
стороны - угрожают обвалы искушений, с третьей стороны -трещины испытаний
и скорбей. Но есть и помощники, есть и проводники, есть и указатели на
этой дороге.
Главный наш указатель - Священное Писание. Открываем
его, и там для нас все начертано: как подниматься к Богу, в Его Царство.
Есть и указатели на этой дороге, подобные стрелкам, которые указывают:
здесь путь к свету, а здесь путь к погибели. Итак, мы все прекрасно знаем,
и все нам дано.
И, наконец, есть проводники. Что это за проводники? Наши
защитники, наши заступники, друзья, наши старшие братья - это святые,
преподобные учителя. Их жизнь для нас - назидание и наставление, они всегда
живы и молятся за нас, и каждого из нас ангел Господень опекает. Каждый
из нас имеет своего святого покровителя и своего ангела-хранителя. Помните
о них, обращайтесь к ним, знайте, что они не бросят вас посреди дороги,
и тогда они смогут помочь вам.
Будем же торопиться собирать сокровища в сердце своем
сейчас. Будем сейчас подниматься по этим ступенькам. По ступенькам молитвы,
по ступенькам добра, по ступенькам воздержания; и тогда все помощники
окружат нас, тогда заговорят все указатели. Тогда Сам Господь, Который
наверху, на сияющей вершине ждет нас, протянет нам Свою руку и укрепит
нас на нашем трудном пути."
Желаю всем нам с решимостью войти в это важное время
Великого поста, наметить себе посильную для себя меру самоограничения
и воздержания не только в пище, но и в развлечениях, в пользовании телевизором
и интернетом, чтобы время поста стало для нас еще одной ступенькой нашего
приближения к Господу, нашего возрастания в вере надежде и любви.
Храни вас Бог! Всегда ваш, прот. Александр Борисов.
24.02.2023.
|