Дорогие
друзья!
Месяц
июнь - первый месяц всегда радостно ожидаемого нами лета, - времени тепла
и солнечного света, отпусков и замечательных плодов земли. Но июнь - это
всегда и время церковной радости - праздника Троицы, время рождения Церкви
Христовой в День схождения Святого Духа на учеников Христа. Желание моего
сердца поделиться вами несколькими местами из радио-проповедей прот. Александра
Шмемана, в которых он говорит об этом празднике.
"Рассказ
книги Деяний (Деян.2,1-21) ясно говорит о том, что в памяти Церкви история
христианства началась с пришествия Духа Святого. С Духа Святого начинается
библейский рассказ о творении: "В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился
над водою" (Быт.1,1-2). И весь Ветхий Завет, вся многовековая история
встреч человека с Богом, измен, падений и восстаний, сплошь пронизан тоской
по Духу, ожиданием, жаждой Его пришествия. И, наконец, Христос говорит
о Духе Утешителе, Которого Он пошлет и Который наставит учеников Его на
всякую истину. Христос говорит, что цель нашей жизни - рождение от Духа,
Который "дышит, где хочет, и не знаем, откуда приходит и куда уходит
(Ин.3,8). Все христианство, таким образом, это моление о Духе. Все христианство
- это мольба: "Прииди и вселися в нас, и очисти нас…"
Слышим
ли мы, понимаем ли еще эти слова: "духовный", "одухотворенный"?
Как поразительно и как печально это повсеместное теперь восстание против
Духа, эта тяга к одному вещественному, материальному. Как случилось, что
человек перестал жаждать Духа и вместо Него жаждет лишь того, что можно
потрогать, взвесить, измерить?
Неужели
в определении того, что есть сущность жизни ошиблись и Сергий Радонежский,
и Серафим Саровский и Пушкин и Достоевский? Конечно нет! И в день Пятидесятницы,
в этот "последний и великий день" как называет его церковная
молитва, празднуем мы примат Духа над материей, празднуем тожество духовного
начала в человечестве.
Об
этом пришествии Духа учил, его предвозвещал Христос. Он говорил, что придет
Утешитель и что цель человеческой жизни - принять Его. И с тех пор, с
того таинственного "третьего часа" все лучшее, все подлинное
в христианстве жило верою в Духа Святого, опытом Его пришествия, опытом
неизреченного, света и радости исполненного общения с Ним. И эту веру,
этот опыт празднует Церковь в великий и славный день Пятидесятницы.
Но
почему Пятидесятницы? В чем смысл этих пятидесяти дней? От седой древности
земное время связывалось с числом семь, которое стало символом нашего
мира, ограниченного пространством и временем, законами природы, причинно-следственными
связями. И сколько бы ни было этого времени за нами и впереди нас, мы
всегда в плену у него. И даже помножив семь на семь, невозможно выйти
за пределы нашего ограниченного мира. Число же пятьдесят - сорок девять
плюс единица - означало в древней символике то, что выходит за пределы
вечной семерки, то, что преодолевает и обновляет мир, без остатка ей подчиненный.
В нашем земном опыте нет этого преодоления, но в духовном опыте оно есть.
Духом мы преодолеваем эту ограниченность, освобождаемся от нее и, оставаясь
во времени и пространстве, все же перестаем быть их рабами.
В
день Пятидесятницы дается нам опытно, непосредственно ощутить другое свое
призвание - победить всякое рабство, осознать себя навеки свободными.
Духом и для Духа создан человек, хотя он и забывает о Духе, отдаваясь
в рабство материи. Это -Праздник свободы - ибо свободен только один Дух,
материя знает лишь рабство. Праздник радости - ибо она возможна только
в Духе, а не в безличных "законах природы". Праздник света -
ибо только в Духе светит миру вечная жизнь. Праздник человека - ибо только
принимая Духа Святого и в себе самом открывая дух, становится человек
подлинным человеком."
(Протопресвитер
Александр Шмеман ""Я верю". Что это значит?" Москва.
2013, стр. 867-869)
Всех
поздравляю с этим замечательным праздником и всем нам желаю еще и еще
раз открыть свое сердце и разум к этому духовному измерению нашего бытия,
чтобы почувствовать наше духовное призвание - быть носителями Духа в этом
мире.
К
сожалению, пока еще не ясны перспективы преодоления пандемии. Будем молиться
о том, чтобы Господь помог человечеству преодолеть эту проблему, которая
в очередной раз показывает ограниченность наших человеческих возможностей
и конечность нашей земной жизни. Будем проявлять благоразумие, внимательность
и смирение в соблюдении всех тех мер, которые предписываются медицинскими
и государственными органами. Понятно, что не все эти меры всегда разумны
и адекватны в силу новизны этой пандемии и ограниченности опыта противостояния
ей.
Желаю
всем нам и всему миру скорее вернуться к нашей привычной жизни, но, одновременно
с этим, сделать из этого трагического опыта необходимые выводы в отношении
всего нашего человеческого бытия. Конечно, мы не останемся такими же,
как были до этого. Всякое испытание может принести духовный плод, если
мы проходим его в терпении и смирении.
Храни
вас всех Бог! Всегда ваш, прот. Александр Борисов.
01
июня 2020 г.
|