Дорогие
друзья!
Наступающий месяц будет достаточно напряженным, но и
радостным, так как шаг за шагом, неделя за неделей будет вновь вести нас
к самому главному событию в нашей вере и жизни - к сопереживанию и празднованию
Пасхи новозаветной - победы над главным врагом - смертью.
В связи с этим желание моего сердца познакомить вас с
несколькими выдержками из статьи прот. Александра Шмемана "Пост и
литургия" из книги "Прот. А. Шмеман Собрание статей 1947-1983".
Москва. Русский путь. 2009. стр.164-171.
Основная тема статьи - объяснение взаимосвязи между постом
и литургией. Я не стал приводить значительную часть этой достаточно сложной
статьи, а ограничился лишь тем, что имеет непосредственное отношение к
Великому посту. Надеюсь, что эти размышления замечательного литургиста
и богослова Американской Православной Церкви будут интересны и полезны
и всем нам.
"В Новом Завете и у всех трех синоптиков имеется
рассказ об обличении фарисеями учеников Христовых за то, что они не постились
(когда ученики Иоанновы и фарисейские "постились много"), и
ответ Спасителя на эти обличения: "Могут ли поститься сыны чертога,
когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься. Но придут
дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни…".
В этих текстах раскрывается связь между постом и мессианским служением
Иисуса Христа, пост получает, так сказать, "христоцентрический"
смысл. Пост свидетельствует об отсутствии Жениха, то есть Мессии, и невозможен
в Его присутствии."
"Иоанн Креститель, образ и вершина постничества,
есть потому и образ Ветхого Завета в его противоположению Новому. Ибо
Ветхий Завет есть время приготовления и ожидания, и свое завершение поэтому
он находит в Постнике. Но Сын Человеческий ест и пьет и
ученики Его едят и пьют (Лк.5,33), и мы всегда видим Господа вкушающим
пищу с мытарями и грешниками, в доме фарисея и с толпами народа. И это
потому, что со Христом приходит и в Нем открывается мессианское Царство
- "приблизилось Царство Божие". А по библейской типологии это
Царство изображается всегда как пир, как трапеза, то есть именно в образе
прекращения поста."
"В этом собрании вокруг Христа и в общении нет места
посту: ожидание прошло, Господь пришел, приходит и пребывает. Но, с другой
стороны, с Вознесением Господа началось новое ожидание - ожидание
второго пришествия Христа во славе, исполнение Царства, "когда Бог
будет всяческая во всем". Господь победил и прославлен, но история
мира еще не закончена и ждет своего завершения и Суда. Как история Ветхого
Завета была обращена к пришествию Мессии, так история Нового Завета обращена
к возвращению Царя во славе для окончательного воцарения. И то, что Церковь
знает и имеет в Таинстве уже сейчас, еще будет явлено как конец
мира и Суд. И к этому концу христиане готовятся, его ждут и в его
свете проводят свою земную жизнь: они бдят, молятся, потому что не знают,
когда придет Сын Человеческий. А потому и ожидание это выражается в новом
посте , в постоянном приготовлении себя к пришествию Господа."
"В течении долгого времени литургия была по преимуществу
воскресным священнодействием Церкви, ибо она всегда пасхальна по существу,
всегда "смерть Господню возвещает, воскресение Его исповедует".
Именно в связи с развитием праздников, то есть дней особого воспоминания
о каких-либо церковных событиях, произошло постепенное распространение
литургии и на другие дни.
Но за этим первым принципом - о несовместимости литургии
и поста - следует второй, также лежавший в основе богослужебного устава
Православной Церкви, а именно - что литургия обязательно предваряется
постом. Именно потому, что она есть Таинство пришествия и присутствия
Господа, ей предшествует период ожидания и приготовления. В этом
смысле так называемый евхаристический пост состоит не просто в
том. что причащаться нужно натощак, а именно в духовном приготовлении
и ожидании, то есть это есть пост в полном евангельском смысле этого слова:
ожидание Жениха. Вся богослужебная жизнь Церкви, определяющая в свою очередь
жизнь в Церкви каждого христианина, построена на этом ритме ожидания и
исполнения, приготовления и увенчания."
"Но пост имеет и другое значение, восполняющее первое.
Это - пост как аскеза, как борьба с диаволом, как особый духовно-физический
путь духовной жизни. Тут также основание было положено в Евангелии. Сам
Господь до выхода Своего на служение постился сорок дней, и "приступил
к Нему диавол" (Мф.4,3), а далее на пост прямо указывается как на
единственный вместе с молитвой путь победы над диаволом: "Сей же
род изгоняется только молитвою и постом" (Мф.17:21). Ибо пришествие
Господа не только увенчивает историю Ветхого Завета и ожидание Мессии,
но есть и высший, решительный момент в борьбе с диаволом, ставшим "князем
мира сего".
В связи с этим нужно вспомнить, что именно через вкушение
пищи овладел человеком диавол и получил свое господство над ним. Человек
съел запретный плод и тем самым стал рабом пищи, так что сама жизнь его
в этом мире целиком зависит от питания, и это рабство есть рабство диаволу.
Настоящий пост - есть настоящий вызов "законам природы", и этот
вызов обращен к диаволу. Ибо ничто так не противно диаволу, не разрушает
его владычества, как именно преодоление человеком "закона природы".
В посте, то есть в добровольном отказе от пищи, открывается человеку,
что "не единым хлебом живет человек".
"Постом человек прорывается к той свободе, которой
лишил его грех. Пост есть вольный возврат к исполнению той заповеди, которую
нарушил Адам. А исполняя ее, человек снова получает пищу как Божий дар,
и тогда она становится образом Трапезы Царствия, на которую призвал нас
Господь."
"Пост-аскеза индивидуален, есть личный подвиг каждого
в Церкви, хотя и определяемый Церковью, но направленный прежде всего к
последовательному, систематическому очищению себя и возрастанию в "духовного
человека". Регламентация этого поста различна в разные эпохи. Она
зависит от климата, нравов, условий жизни и т.д."
"Опыт показывает, что плоды поста растут медленно
и одухотворение человека, подлинное очищение от страстей, победа над грехом
совершаются долгим и систематическим подвигом."
"Церковь живет в двух измерениях, имеет два состояния.
Она ждет - и она уже обладает ожидаемым. В истории, во времени, в становлении
она еще только направлена к концу и к вечности, но она же есть и явление
этой вечности, вечного Царства Христова,, уже "пришедшего в силе".
Но в том и весь смысл ее жизни, что эти два состояния не разорваны
в ней, не противостоят одно другому в некоей непримиримости, а, напротив,
каждое обосновано в другом и без другого невозможно. Ожидание, встреча,
обладание… В этом ритме живет Церковь и им наполняет и мерит время."
"Все в Церкви имеет одно назначение - сообразование
жизни со Христом. Очевидно также, что никакое исполнение устава, никакая
литургическая жизнь не спасительны сами по себе, если в душе нет живого
образа Христа как единственного мерила всей нашей жизни. Но как узнать
этот образ и как хранить его, как не учась у Церкви, которая сама есть
образ Христов, которая живет Его жизнью и нас приобщает к ней?"
Желаю всем нам пройти этот месяц Великого Поста дисциплинированно
и ответственно. От нашего старания в значительно мере будет зависеть и
полнота пасхальной радости, которая ожидает каждого из нас не только в
пасхальные дни, но и в последующие дни нашей жизни, так как чем более
мы наполняем наши сердца присутствием Господа, тем большей духовной силой
и радостью наполняются все дни, дела и события нашей жизни.
Храни вас всех Бог! Всегда ваш, прот. Александр Борисов.
29 апреля 2021 г.
|