Летопись Расписание Грядущее
Крещение Исповедь Катехизация
Жизнь прихода Наш храм Читать и слушать
Форум Контакты Старый сайт

 

Храм свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине


20 августа 2017

Неделя 11-я по Пятидесятнице
Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832)
Утр. - Ев. 11-е, Ин., 67 зач., XXI, 15-25.
Лит. - 1 Кор., 141 зач., IX, 2-12. Мф., 77 зач., XVIII, 23-35.
Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16 ,
или прмч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Ин., 52 зач., XV, 17 - XVI, 2 .

 

Проповедь на Литургии 20.08.2017 (прот. Александр Кузин)

Проповедь на Литургии 20.08.2017 (иером. Иоанн (Гуайта))

Проповедь на Всенощной 19.08.2017 (прот. Александр Кузин)

 

 


 

19 августа 2017

Седмица 11-я по Пятидесятнице
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Утр. - Лк., 45 зач., IX, 28-36.
Лит. - 2 Пет., 65 зач., I, 10-19. Мф., 70 зач., XVII, 1-9.

 

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Проповедь на Литургии 19.08.2017 (прот. Александр Кузин)

Проповедь на Литургии 19.08.2017 (иером. Иоанн (Гуайта))

Проповедь на Всенощной 18.08.2017 (прот. Александр Кузин)

Проповедь на Литургии 18.08.2017 (иером. Иоанн (Гуайта))

Проповедь на Литургии 17.08.2017 (прот. Александр Кузин)

 

 


 

17 августа 2017

Седмица 11-я по Пятидесятнице
Казанской-Пензенской иконы Божией Матери (1717).
2 Кор., 175 зач., IV, 1-6. Мф., 99 зач., XXIV, 13-28.

Культурный Центр

«Покровские ворота»

Москва, ул. Покровка 27, стр. 1

тел: 8(495)223 5810; www.dbiblio.org

Obl_Maiti_Girtanner.jpg28 августа, понедельник

18:00

Презентация книги

Маити Гиртаннер

 

И у палачей
есть душа

Маити Гиртаннер — юная девушка, участница движения Сопротивления во Франции, была схвачена и подвергнута страшным пыткам, сломавшим всю ее жизнь. Она была уже пожилым человеком, когда встретила своего мучителя и смогла простить его. Это очень глубокий личный опыт, который показывает, что только путем прощения наши семьи, наши страны, все человечество — смогут двигаться к миру.

---

«Эта книга — свидетельство о чуде прощения и любви. Я очень рад, что теперь ее можно прочитать по-русски. Сегодня, как никогда, мы нуждаемся в подобных свидетельствах».

 

Жан Ванье

Книгу представят:

·         Мария Валентиновна Шмаина — переводчик

·         Иеромонах Иоанн (Гуайта)

·         Свящ. Григорий Геронимус

·         Мария Великанова, Карина Черняк — редакторы

Также в программе вечера — показ фильма «Сопротивление и прощение» (интервью с Маити Гиртаннер)

ВХОД СВОБОДНЫЙ

 

 


 

14 августа 2017

Седмица 11-я по Пятидесятнице
Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.
Креста: 1 Кор., 125 зач., I, 18-24. Ин., 60 зач., XIX, 6-11, 13-20, 25-28, 30-35.
Ряд. (под зачало): 2 Кор., 171 зач., II, 3-15. Мф., 94 зач., XXIII, 13-22.
Мчч.: Евр., 330 зач., XI, 33 - XII, 2. Мф., 38 зач., X, 32-36; XI, 1.
На водоосвящении: Евр., 306 зач., II, 11-18. Ин., 14 зач., V, 1-4.

 

 


 

Миссионерский листок / август 2017 года 28 августа

Подготовлено Комиссией по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы

при поддержке проекта «Православный вестник»

Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

 

Слово пастыря

В XX веке наша Церковь была подвергнута тягчайшим испытаниям.

То были сложности и во внутреннем устроении, и неслыханные гонения на ее верных чад. <...> Еще предстояли многие десятилетия гонений, но наши новомученики и исповедники подвигом стояния за веру засвидетельствовали непреложность обетования Спасителя: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18). И в этом смысле прошлое нашей Церкви является священным и заслуживает благоговейного и трепетного отношения.

Святейший Патриарх

Московский и всея Руси Кирилл

 

Священный Собор

1917-1918 гг.

28 августа 2017 года, в день Успения Божьей Матери,

мы отмечаем столетие Священного Собора Российской Православной Церкви, который начался в тяжелое для страны время и проработал с 1917 по 1918 год. Одним из важнейших его решений стало восстановление патриаршества и избрание нового Патриарха Всея Руси — впервые за двести лет

 

Участники Поместного собора 1917–1918 гг.

 

Необходимость Собора

К началу XX века русское общество и русская жизнь сильно изменились, а организационные формы жизни Церкви, то есть синодальная система, остались во многом неизменными.

Синодальная система появилась при Петре I. Начиная с Павла I, российский император считался главой Церкви. Церковь управлялась формально коллегиальным органом, Святейшим Синодом, руководил которым светский чиновник — обер-прокурор.

 

Участники Поместного собора 1917–1918 гг.

 

Являясь частью государственной машины, Церковь должна была выполнять ряд бюрократических функций, отнимавших у нее ресурсы, необходимые для контакта с собственной паствой. Среди духовенства и мирян укреплялось мнение, что Церковь должна стать самостоятельной структурой. Возникла необходимость менять формы взаимодействия Церкви с государством.

Именно этот вопрос и призван был решить Собор.

Инициатором его созыва было все церковное сообщество — и священноначалие, и наиболее активное духовенство, и преподаватели духовных академий, и образованные миряне. Поэтому в 1905 году Синод разослал требования ко всем епархиальным архиереям высказать свои предложения: что и как надо реформировать в Церкви.

Необходимость проведения Собора не зависела от революции и по сути изначально была с ней никак не связана — он состоялся бы в любом случае и планировался задолго до ее начала. Однако, конечно, в связи с событиями 1917 года повестку Собора пришлось экстренно корректировать.

 

Состав Собора

Одним из важных отличий организационной структуры Собора 1917–1918 годов было то, что в его составе работало значительное число мирян.

На Собор приехало 564 делегата — это было очень серьезное представительство. Cоборяне делились на три неравные группы, примерно 20% — епископы и монашествующие, 30% — белое духовенство и церковнослужители и чуть более 50% — миряне.

Причем миряне самые разные — как представители, например, духовных академий, так и крестьяне из самых отдаленных уголков России.

Собор проходил в ситуации очень острых сословных противоречий, сословной вражды между псаломщиками и священниками, между белым духовенством и монашествующими. Миряне, занявшие достаточно консервативные позиции, оказались своего рода противовесом для различных сословных групп, они позволили Собору формулировать не сословную, а общецерковную программу преобразований.

 

Восстановление патриаршества

Поместный Собор работал не только в формате общих собраний на основе предварительно подготовленной повестки: были отделы, посвященные обсуждению наиболее важных направлений. В частности, существовал отдел, занимавшийся проблемами высшего церковного управления, и в ходе заседаний этой группы встал вопрос о необходимости для Церкви в это тяжелое время иметь Первоиерарха.

 

Патриарх Тихон

 

Важно, что обсуждение этой темы происходило свободно: любой участник Собора мог записаться в отдел о высшем церковном управлении и принять участие в дискуссиях. И вот 10 ноября 1917 года Собор принял решение о восстановлении патриаршества. 18 ноября состоялось историческое событие: тайным голосованием из числа трех кандидатов митрополит Тихон был избран Патриархом Московским и всея России.

Его патриаршее служение выпало на самый трагичный момент в истории страны — революцию 1917 года и последовавшую затем Гражданскую войну.

 

Собор и большевики

Всего состоялось три сессии Собора. Первая проходила с августа по декабрь — по предрождественские дни. Вторая — с января по предпасхальные дни 1918 года. И третья сессия — с июля по сентябрь 1918 года.

Первая сессия собора 1917–1918 года проходила в достаточно драматических обстоятельствах. В конце октября (по новому стилю — в ноябре) произошел новый государственный переворот: Временное правительство было свергнуто и к власти пришла партия большевиков. В тот момент Собор еще продолжал готовиться к созыву Учредительного собрания, но выстраивать отношения пришлось уже с большевистским правительством, которое через некоторое время выработало свою, непримиримую позицию по отношению к Церкви. Так, в январе 1918 года появилось особое постановление — декрет «О свободе совести и религиозных обществах».

Церковь полностью вытеснялась за пределы общественной и государственной жизни. Это означало, что участие церковных институтов в общественной жизни было невозможно, религия объявлялась частным делом отдельного гражданина, а все имущество религиозных организаций изымалось в пользу государства. Возмущенные участники Собора призвали народных комиссаров пересмотреть положения декрета, и Собор, и Патриарх надеялись на компромисс в отношениях с большевиками.

Однако в августе 1918 года появилась особая инструкции Наркомата юстиции большевистского правительства, которая конкретизировала отдельные положения первоначального декрета и объясняла, как этот документ будет применяться на практике. Эта инструкция оказалось даже более жесткой, чем текст декрета. После ее издания стало ясно, что компромисс невозможен и Собору не оставалось ничего другого, как в сентябре 1918 года завершить свою работу.

 

Икона отцов Поместного Собора 1917–1918 гг.

Священный Синод Русской Церкви постановил ежегодно праздновать память отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов. Днем памяти отцов Поместного Собора определено 18 ноября — день избрания святителя Тихона на Патриарший престол.

 

 


 

Проповедь на Литургии 14.08.2017 (свящ. Петр Коломейцев)

Проповедь на Всенощной 13.08.2017 (свящ. Петр Коломейцев)

 

 


 

13 августа 2017

Неделя 10-я по Пятидесятнице
Сщмч. Вениамина, митр. Петроградского и Гдовского, и иже с ним убиенных сщмч. архим. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна (1922)
Утр. - Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1-14.
Лит. - 1 Кор., 131 зач., IV, 9-16. Мф., 72 зач., XVII, 14-23.
Прав.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30

 

Проповедь на Литургии 13.08.2017 (прот. Александр Кузин)

Проповедь на Литургии 13.08.2017 (иером. Иоанн (Гуайта))

 

 

 


 

12 августа 2017

Седмица 10-я по Пятидесятнице
Мч. Иоанна Воина (IV). Прп. Анатолия
Мч.: Рим., 116 зач., XV, 1-7. Мф., 69 зач., XVI, 24-28 .
Ряд.: Рим., 119 зач., XV, 30-33. Мф., 73 зач., XVII, 24 - XVIII, 4.

 

Проповедь на Литургии 12.08.2017 (иером. Иоанн (Гуайта))

Проповедь на Литургии 10.08.2017 (прот. Александр Кузин)

Проповедь на Всенощной 6.08.2017 (иером. Иоанн (Гуайта))

 

 


 

6 августа 2017

Неделя 9-я по Пятидесятнице
Мчч. блгвв. князей Бориса и Глеба, во св. Крещении Романа и Давида (1015)
Утр. - Ев. 9-е, Ин., 65 зач., XX, 19-31.
Лит. - 1 Кор., 128 зач., III, 9-17. Мф., 59 зач., XIV, 22-34.
Блгвв. кнн.: Рим., 99 зач., VIII, 28-39. Ин., 52 зач., XV, 17 - XVI, 2 ,
или мц.: 2 Кор., 181 зач., VI, 1-10. Лк., 33 зач., VII, 36-50 .

 

Проповедь на Литургии 6.08.2017 (прот. Александр Кузин)

Проповедь на Литургии 6.08.2017 (иером. Иоанн (Гуайта))

Проповедь на Всенощной 5.08.2017 (прот. Александр Кузин)

Проповедь на Литургии 2.08.2017 (прот. Иоанн Власов)

Проповедь на Литургии 1.08.2017 (прот. Александр Кузин)

 

 

 


 

4 августа 2017

Седмица 9-я по Пятидесятнице
Мироносицы равноап. Марии Магдалины (I).
1 Кор., 157 зач., XIV, 26-40. Мф., 83 зач., XXI, 12-14, 17-20. Равноап.: 1 Кор., 141 зач., IX, 2-12. Лк., 34 зач., VIII, 1-3.

 

Дорогие друзья

4 августа в годовщину преставления митрополита Антония Сурожского
и в день рождения иерея Георгия Чистякова
после литургии в храме свв Космы и Дамиана в Шубине будет отслужена панихида.

После панихиды приглашаем на просмотр видеофрагментов, чай и общение.

Помощь в приготовлении чая и угощения приветствуется.

Тел для связи +7 903 543 8819
Эл адрес: fondmas1@yandex.ru

 

 


 

3 августа 2017

Седмица 9-я по Пятидесятнице
Пророка Иезекииля (VI до Р.Х.)
1 Кор., 154 зач., XIII, 4 - XIV, 5. Мф., 80 зач., XX, 1-16
- за среду и за четверг: 1 Кор., 155 зач., XIV, 6-19. Мф., 81 зач., XX, 17-28.

ПАМЯТЬ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ,

БЛАГОВЕРНЫХ КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА

(6 августа)

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в крещении – Давид и Роман) – первые по времени канонизации русские святые. Их подвиг основывается на Христовой заповеди о любви и открывает одну из удивительных граней христианства. Борис и Глеб не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком и силой настоять на своем княжеском праве – кротко приняли мученическую смерть и простили своих убийц, предпочтя земному царствованию Небесное.

Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира, родились примерно в годы Крещения Руси, и с самого детства воспитывались в христианской вере. Святой Борис был хорошо образован, с радостью и усердием читал Библию, творения святых отцов и жития святых. Святой Глеб не отставал от брата, и тоже интересовался верой и стремился жить в благочестии. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Когда сыновья великого князя стали взрослеть, Владимир поручил им управление территориями: Борису достался княжеский стол в Ростове, а Глебу – в Муроме.

В 1015 году великий князь Владимир заболел и призвал Бориса в Киев, возможно, видя в нем своего преемника в обход старших сыновей Святополка Туровского и Ярослава, сидевшего в Новгороде, что представляло собой коренную ломку традиционного столонаследия. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и отец послал его с дружиною для отражения их набегов.

15 июля 1015 князь Владимир умер и киевский стол по праву старшинства занял Святополк, который тут же решил устранить братьев-соперников по обладанию княжеством. Эти события застали Бориса возвращающимся во главе отцовской дружины из похода на печенегов. Дружинники предложили князю поддержать его в борьбе за киевский стол, однако Борис отказался, не желая ввязываться в борьбу за власть и поднимать руку на старшего брата: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!» После этого бо́льшая часть дружины покинула Бориса. Миролюбие Бориса не остановило Святополка, пославшего нескольких «вышегородских болярцев» на убийство младшего брата.

В ночь на 24 июля (6 августа по новому стилю) предупрежденный о приближении убийц, Борис в своем шатре «пел заутренюю», после молитвы лег на постель и затем был заколот. Вместе с ним было убито немало его дружинников, в т. ч. святой Георгий Угрин, прикрывший князя своим телом, но некоторым удалось спастись. Тело Борис было доставлено в Вышгород и погребено у церкви свт. Василия Великого. Борису было около 25 лет.

Вызванный обманом из Мурома, Глеб был убит 5 сентября на пути в Киев, близ устья реки Смядыни, у Смоленска. Тело юного князя похоронили на месте гибели.

Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. В 1019 году, когда Ярослав занял Киев, по его приказу тело Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено, вместе с телом Бориса, у церкви свт. Василия Великого. Через некоторое время один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. С тех пор не осмеливались подходить близко, но со страхом поклонялись месту погребения Бориса и Глеба. Вскоре церковь свт. Василия сгорела, но все иконы и богослужебную утварь удалось спасти, что было осознано как заступление святых страстотерпцев. О случившемся сообщили киевскому князю Ярославу Мудрому и митрополиту Иоанну I, который в сопровождении «клироса и всего поповьства» отправился в Вышгород и в присутствии князя совершил всенощное бдение в часовне, выстроенной над могилой Бориса и Глеба. После того как на месте сгоревшей церкви была выстроена новая, тела святых по повелению и при участии митрополита торжественно извлечены из земли. При этом раки были вскрыты и засвидетельствованы нетленность мощей и исходившее от них благоухание, затем раки установили в новой церкви «над землею на деснеи стране». От мощей святых князей начали происходить чудесные исцеления, например, хромого отрока, сына жителя Вышгорода. Юноша пришел ко гробу страстотерпцев и долго со слезами молился и просил исцеления. После этого святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым.

Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте посвященный благоверным князьям каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. На этот день, к которому приурочивалось убиение Бориса, был установлен и ежегодный праздник святым. На первой же литургии в новой церкви на глазах князя и митрополита произошло еще одно чудо – исцеление хромого, с большим трудом добравшегося до храма, чтобы помолиться Богу и святым. Ноги его укрепились, он встал и пошел перед всеми.

Митрополит Иоанн также составил службу братьям-страстотерпцам. А в 1115 году при киевском князе Изяславе Ярославиче их мощи перенесли в новую церковь. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они – особые покровители, защитники Русской земли и небесные помощники русских князей, позднее – царей. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, – святому Александру Невскому перед Невской битвой (1240) и накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Во время нападения на Москву в 1572 году крымского хана Девлет-Гирея монах Рождественского монастыря во Владимире Антоний удостоился видения святых князей, вместе с Александром Невским спешивших на помощь царю Иоанну Грозному.

Тропарь блгг. кнн. Бориса и Глеба

глас 2

Правдивая страстотерпца и истинная Евангелия Христова послушателя, целомудренный Романе с незлобивым Давидом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваша, душам же коснутися не могущу. Да плачется убо злый властолюбец, вы же, радующеся с лики Ангельскими, предстояще Святей Троице, молитеся о державе сродников ваших богоугодней быти и сыновом Российским спастися.

Кондак блгг. кнн. Бориса и Глеба

глас 3

Возсия днесь преславная память ваша, благороднии страстотерпцы Христовы, Романе и Давиде, созывающи нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем, притекающе к раце мощей ваших, исцеления дар приемлем молитвами вашими, святии: вы бо божественнии врачеве есте.


 

ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ ЖЕЛТОВОДСКИЙ

(7 августа)

Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей. В двенадцать лет он тайно ушел из дома и принял иноческий постриг в нижегородском Печерском Вознесенском монастыре от Дионисия, будущего архиепископа Суздальского. В монастыре Макарий проявил себя как строгий аскет. Пищу принимал он только для того, чтобы не умереть от голода, но при этом ходил, как и прежде, с монастырской братией на трапезу, чтобы не показаться постящимся в глазах других. За свою подвижническую жизнь Макарий приобрел почет и уважение среди монастырских насельников.

Тяготясь славой среди иноков, Макарий решил уйти из монастыря и поселиться в безлюдном месте. Странствуя несколько лет, наконец он удалился на берег реки Волги в пещеру близ озера Желтые воды. Здесь он твердым воздержанием и терпением преодолевал брань врага спасения. К преподобному присоединилось немало монахов, и в 1435 году он устроил для них обитель во имя Пресвятой Троицы. Монастырь весьма прославился, на его обустройство давал пожертвования великий князь Василий Темный. Согласно житию, Макарий, «обходясь ласково и беседуя с приходящими иноверцами», обратил в православие немало мордвы, татар, марийцев и чувашей.

Расцвет новой обители длился всего пять лет; в 1439 году пустынь была разрушена ханом Улу-Махметом. Большинство монахов было убито, а сам Макарий был уведен в плен в Казань. Из почтения к его благочестию и благотворительной любви хан вскоре отпустил святого из плена и вместе с ним освободил до 400 христиан. Но с преподобного Макария взяли слово не селиться при Желтом озере и не возобновлять монастырь на прежнем месте. Преподобный Макарий, предав земле убитых монахов, отправился с теми, кто остался жив, за 240 верст в Галичские края. Во время этого переселения все путники, по молитвам святого, питались чудесным образом. Дойдя до города Унжа, преподобный Макарий поставил в 15 верстах от города на берегу озера Унжа деревянную «Макарьеву новую пустынь» (известную впоследствии как Макарьево-Унженский монастырь). В 1444 году, в возрасте 95 лет преподобный Макарий заболел и мирно скончался в Макарьевском Унженском Монастыре. Обретение его мощей произошло 1671 году.

Еще при жизни преподобный был наделен благодатным даром: он исцелил слепую и бесноватую девушку. После кончины святого многие получали исцеление от его мощей. Иноки воздвигли над его гробом храм и установили в обители общежитие. В 1522 голу татары напали на Унжу и хотели ободрать серебряную раку в Макариевой пустыни, но ослепли и, обезумев, бросились бежать. Многие из них утонули в Унже. В 1532 году молитвами преподобного Макария спасся от татар город Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого. Предание сообщает, что покровительством Макария была сохранена жизнь Михаила Федоровича Романова. Впоследствии молодой царь совершил паломничество в Макарьевский Унженский Монастырь по особому обету — для благодарного поклонения Феодоровской иконе Богоматери и святому угоднику и чудотворцу Макарию за спасение и умиротворение Отечества и Церкви, за свое избрание и освобождение Патриарха Филарета из польского плена.

Местное почитание памяти преподобного Макария Желтоводского началось вскоре после его преставления. В 1610 году патриарх Филарет распорядился исследовать случаи исцелений по молитвам святого: было засвидетельствовано более пятидесяти случаев. Тогда же имя Макария Желтоводского было занесено в святцы и назначено повсеместное празднование его памяти 25 июля/7 августа.

Мощи преподобного покоятся в Макариево-Унженском Троицком монастыре близ города Макарьева под Костромой, в Свято-Троицком соборе, построенном в 1669 году игуменом Митрофаном, будущим святителем Воронежским. Там же находится келейная икона Смоленской Божией Матери, принадлежавшая преподобному Макарию. За монастырем, на пригорке, сохранился в часовне колодец, выкопанный его руками.

СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(10 августа)

Смоленская икона Божией Матери принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия». Название можно перевести с греческого языка как «Путеводительница». Образ Одигитрии один из самых древних: он сложился в Палестине или Египте еще до VI века, а затем широко распространился по всему православному Востоку и Византии.

Икона Богоматери, получившая название «Смоленская», была принесена на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну, ставшую женой князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. После смерти Всеволода его сын, Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором икона и была поставлена и стала с тех пор именоваться Смоленской.

Согласно преданию, когда в 1239 году к Смоленску подошли полчища татаро-монголов во главе ханом Батыем, город был избавлен от разорения по заступничеству Богоматери. Жители слезно молились у образа Смоленской иконы и произошло чудо – объятые ужасом от явления им Самой Богородицы войска татаро-монголов отступили от города. Известно, что Смоленскую икону Божией Матери очень чтил преподобный Сергий Радонежский, а в его келье был список с этой иконы.

В конце XIV икона Богоматери Одигитрии была принесена из Смоленска, захваченного Великим княжеством Литовским, в Москву, где как особо чтимая святыня поставлена в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. Однако в Москве она пребывала недолго: уже в следующем, XV веке, смоляне просили великого князя Василия Темного вернуть им икону. Для этого в 1456 году в Москву прибыл смоленский епископ Мисаил в сопровождении наместника и знатных горожан. Князь распорядился сделать с иконы точный, «мера в меру» список, и дал свое разрешение на возвращение чудотворного образа, с этим связан еще один важный момент. Дело в том, что икону вынесли из Москвы с крестным ходом и сопровождали ее на протяжении двух верст. В честь возвращения Смоленска под власть русских князей великим князем Василием III на месте расставания москвичей с иконой был основан в 1524 году Новодевичий монастырь. Здесь же был поставлен список с чудотворного Смоленского образа и установлены праздник и крестный ход в его честь.

Следующие значимые события, связанные со Смоленской иконой Божией Матери, произошли уже в начале XIX века. В 1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26 августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами, Смоленская икона была отправлена в Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны, а затем вернулась в Смоленск, где и пребывала вплоть до 1941 года. Во время Великой Отечественной войны первоначальная древняя икона бесследно исчезла. Не исключено, что чудотворный образ разделил участь многих православных святынь, которые в те годы массово вывозились немцами из России. Часть из них пропала бесследно, а часть попала в различные частные коллекции. В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска занимает икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля. Список, бывший в Бородинском сражении, помещен над захоронением князя М.И. Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга.


 

ЕВАНГЕЛИЕ

                    И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

                    И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

                    А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

                    В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

                    И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

                    Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

                    Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

                    Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

                    Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

                    И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

                    Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

                    И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

                     (чтение на воскресной литургии – Евангелие от Матфея 14:22–34)

                     


     ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ

     СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА

                    Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.

                    Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, ка́к строит.

                    Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

                    Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,- каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

                    У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.

                    А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но та́к, как бы из огня.

                    Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

                    Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы.

          (1Кор. 3:9–17)

          Митрополит Антоний Сурожский. Слово в неделю 9-ю по Пятидесятнице

Так же, как Петру и другим апостолам, нам трудно поверить, что Бог, Бог мира, Бог гармонии может находиться в самой сердцевине бури, которая как будто готова разрушить и нашу безопасность, и лишить нас самой жизни.

В сегодняшнем Евангелии говорится, как ученики покинули берег, где Христос остался наедине, в уединенности совершенного молитвенного общения с Богом. Они пустились в плавание, рассчитывая на безопасность; и на полпути их настигла буря, и они поняли, что им угрожает гибель. Они боролись изо всех своих человеческих способностей, опыта и сил, и однако, смертная опасность нависла над ними; страх и ужас охватил их.

И внезапно среди бури они увидели Господа Иисуса Христа; Он шел по бушующим волнам, среди разъяренного ветра и, вместе с этим, в какой-то пугающей тишине. И ученики в тревоге закричали, потому что не могли поверить, что это Он, они подумали, что это призрак. А Иисус Христос, из сердцевины этой клокочущей бури, сказал им: «Не бойтесь»! Это Я... Так же, как Он говорит нам в Евангелии от Луки: Когда услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь, поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше…

Нам трудно поверить, что Бог может находиться в сердце трагедии; и однако, это так. Он находится в сердцевине трагедии в самом страшном смысле; предельная трагедия человечества и каждого из нас – наша отдаленность от Бога, тот факт, что Бог для нас далек; как бы близко Он к нам ни был, мы не ощущаем Его с той непосредственной ясностью, которая дала бы нам чувство уверенной безопасности и породила бы ликование. Все Царство Божие внутри нас – и мы не чувствуем этого. И это – предельная трагедия каждого из нас и всего мира, из поколения в поколение. И вот в эту трагедию Христос, Сын Божий, вошел, став сыном человеческим, вступив в сердцевину этой разделенности, этого ужаса, который порождает душевную муку, разрыв, смерть.

И мы – как эти ученики; нам не нужно представлять воображением, что с ними происходит: мы сами находимся в том же море, в той же буре, и Тот же Самый Христос, с Креста или восставший из гроба, стоит посреди нее и говорит: «Не бойтесь» , это Я!..

Петр захотел идти из лодки ко Христу, чтобы достичь безопасности; не это же ли и мы делаем все время? Когда разразится буря, мы спешим к Богу изо всех сил, потому что думаем, что в Нем спасение от опасности. Но недостаточно того, что спасение в Боге: наш путь к Богу лежит через самозабвение, через героическое доверие Ему, и веру. Если мы станем оглядываться на волны, и на вихри, и на нависающую угрозу смерти, мы, как Петр, начнем тонуть. Но и тогда мы не должны терять надежды: нам дана уверенность, что, как ни мала наша вера в Бога, Его вера в нас непоколебима; как ни мала наша любовь к Нему, Его любовь к нам беспредельна и измеряется всей жизнью и всей смертью Сына Божия, ставшего сыном человеческим. И в тот момент, когда мы чувствуем, что нет надежды, что мы погибаем, если в это последнее мгновение у нас достаточно веры, чтобы закричать, как Петр закричал: Господи! Я тону! Я погибаю, помоги мне!, – Он протянет нам руку и поможет нам. И поразительно и странно Евангелие говорит нам, что в мгновение, когда Христос взял Петра за руку, все оказались у берега.

Задумаемся над этими различными моментами сегодняшнего Евангелия и посмотрим, какое отношение они имеют к нам, в буре нашей жизни, во внутренней буре, которая иногда бушует в нашем сердце и уме, во внешних бурных и устрашающих обстоятельствах жизни. Будем помнить, со всей уверенностью, которая дана нам в Божием собственном свидетельстве через Его учеников, что мы в безопасности и среди бури, и спасены Его любовью. Аминь.

 

 


 

к началу страницы

 

Июль 2017
Июнь 2017
Май 2017
Апрель 2017
Март 2017
Февраль 2017
Январь 2017
Декабрь 2016 [скрыть]

31 декабря 2016

Седмица 28-я по Пятидесятнице. Суббота перед Рождеством Христовым
Мчч. Севастиана и дружины его: Никострата (казнохранителя), жены его Зои, Кастория, Транквиллина пресвитера и сынов его Маркеллина и Марка, диаконов, Клавдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориана, брата Викторина, Тивуртия и Кастула (ок. 287 или 304).
Субботы пред Рождеством Христовым: Гал., 205 зач., III, 8-12. Лк., 72 зач., XIII, 18-29.
Ряд.: Еф., 218 зач., I, 16-23. Лк., 74 зач., XIV, 1-11.
Прав.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23

 

Провожая 2016-й...

 


 

Новогодний молебен

 


 

Слово после Новогоднего молебна 31.12.2016 (прот. Александр Борисов)

Слово на Новогоднем молебне 31.12.2016 (прот. Александр Борисов)

Проповедь на Новогоднем молебне 31.12.2016 (прот. Александр Борисов)

Проповедь на Литургии 31.12.2016 (свящ. Петр Коломейцев)

 


 

 


 

Александр Зорин. Год полного патриотизма.
В уходящем году Россия нащупала национальную идею и начала отказываться от национальной культуры

 

 


 

30 декабря 2016

Седмица 28-я по Пятидесятнице
Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 до Р.Х.).
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10. Мк., 41 зач., IX, 33-41.
Свв.: Евр., 330 зач., XI, 33 - XII, 2. Лк., 62 зач., XI, 47 - XII, 1

 

С Новым годом и Рождеством Христовым!

 

Дорогие друзья! Вот закончился еще один год нашей жизни. Понемногу начинает прибавляться светлое время суток. Земля наша будет совершать следующий оборот вокруг нашего прекрасного светила. Нам снова дается время для продолжения нашего жизненного пути в этом бесконечно загадочном сотворенном для нас мире. Кроме множества всяких интересных, а иногда и не очень интересных, но неизбежно нужных житейских дел, думаю, что наиболее важное для каждого из нас то, о чем дважды говорит ап. Петр в своем Втором Послании: «возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет.1,8; 3,18).

Думаю, что мы живем в наиболее благоприятное для этого время. Нам, кроме прочего, есть с чем сравнить. Многие из нас жили еще в то время, когда даже Евангелие нельзя было купить, а нужно было только «доставать». И даже это было чаще всего невозможно. В России никогда еще не было такого благоприятного времени, как сейчас, для вполне благополучной жизни христианина в церковно-духовном плане (особенно в Москве).

Множество книг самых разных авторов и направлений. В том числе и переводов современных и ранних западных богословов. Множество прекрасных выступлений и проповедей священников, в том числе и замечательно образованных, в интернете. Уже немало вполне квалифицированных переводчиков с древних языков и уже имеется несколько версий современных переводов Св. Писания. Думаю, что все это важный показатель вполне удовлетворительного состояния церковно-культурной среды, от которой в близкое к нам время можно ожидать русского богословского ренессанса, подобного ренессансу начала ХХ в.

Так что нам есть за что благодарить Господа и прилагать максимум усилий, чтобы приносить плоды Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5,22-23).

Предстоящий год – совершенно особенный в жизни нашей страны. Я имею в виду 100-летие Великой Русской Катастрофы 1917 г. Это – событие, о котором каждому следует размышлять и делать для себя серьезные выводы. Это не только тема для историков и философов, но и для каждого человека. Такого рода исторические трагедии совершаются не по воле одного или нескольких политических радикалов и авантюристов, но в них всегда задействовано большинство населения.

Я вполне согласен с той точкой зрения в отношении событий 1917-го г., согласно которой ВИНОВАТЫ БЫЛИ ВСЕ. Виноваты, еще начиная с нигилистов и революционеров 40-х годов XIX в., и до первых 17-ти лет ХХ в. Большинство населения России мечтало о революции и ожидало ее с нетерпением. Достаточно почитать свидетельства современников о всеобщем ликовании всех слоев народа, вышедших на улицы обеих столиц с красными бантами в петлицах при известии об отречении императора Николая Александровича от престола.

Так что и о причинах, и о сути таких событий должен задумываться и размышлять КАЖДЫЙ гражданин России. Думаю, что не только размышлять, но и дать свою оценку событий, осознать свое место в нынешней жизни. Об этом можно и нужно рассуждать на семинарах и конференциях, и мы будем это делать. Но в самом первом приближении, как мне кажется, главная причина Русской Катастрофы в отречении большинства думающих людей России от христианского пути созидания жизни и поиск вместо этого иных путей социального устройства общества, основанных только на материалистическом представлении о мире и о человеке. В результате в октябре этого же года власть в стране была незаконным образом захвачена самой жестокой и беспринципной политической силой – большевистской фракцией социал-демократов, провозгласившей и установившей то, что они называли «диктатурой пролетариата». На деле это была диктатура верхушки большевистской фракции через 10 лет превратившаяся в невиданную по своим масштабам и жестокости диктатуру одного человека.

Любое политическое устройство чревато своими пороками, так как всегда осуществляется грешными людьми. По-видимому, демократическое правление наиболее устойчиво против крайних форм общественного зла, однако, и оно не гарантировано от фатальных ошибок вследствие всеобщей человеческой греховности, позволяющей манипулировать общественным мнением и совращать большинство населения к роковым заблуждениям. Не следует забывать, что, например, Гитлер пришел к власти вполне демократическим путем.

Так что главная проблема в переориентации человеческой природы от агрессии и эгоизма к созиданию и любви к Богу и ближнему. Именно этим и занимается христианство. Несмотря на то, что плоды этой работы пока еще весьма скромные, однако, в своих святых Церковь свидетельствует о том, что христианство возможно. Именно святые Церкви являют миру образ совершенных людей, в которых действительно живет Христос. И для каждого из нас есть свои святые (возможно, еще и не прославленные) которые помогают нам стоять в вере и строить свою жизнь в следовании за Господом нашим Иисусом Христом.

 Поздравляю всех с Новолетием и Рождеством Христовым!

Всем нам желаю здоровья, сил, терпения, мудрости и помощи Божией во всех наших делах, трудах и заботах.

Храни Вас Бог! Всегда Ваш, протоиерей Александр Борисов.  30.12.2016.

 

 


 

Проповедь на Литургии 30.12.2016 (свящ. Петр Коломейцев)

 


 

Дорогие друзья!

 

19 декабря этого года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца исполнилось 25 лет со дня первой Божественной Литургии, совершенной в нашем храме 19 декабря 1991 г., через 62 года после его закрытия в 1929 г.

Конечно, первое чувство в этот замечательный день – чувство бесконечной благодарности Богу и Его святым за то, что мы 25 лет имели возможность совершать в этом храме Божественную Литургию, молиться, встречаться, духовно возрастать, словом, жить как православная христианская община, как малая часть нашей огромной Русской Православной Церкви.

Святые бессребреники Косма и Дамиан, которым посвящен наш храм, дают нам простые, яркие и бесконечно важные ориентиры христианской жизни – бескорыстное служение ближним, особенно тем, кто болен, беден, находится в нужде.

То обстоятельство, что Господь по Своей великой милости даровал нам 25 лет назад совершить первую Божественную Литургию, в день Святителя Николая, также драгоценное наставление чтить этого великого святого, прибегать к его помощи и подражать ему в нашей жизни. Как бы в подтверждение того, что такое совпадение не простая случайность, через некоторое время Господь расположил одного из депутатов Моссовета подарить нашему храму икону свт. Николая, которая теперь находится в трапезной части храма (слева).

В этот день хотелось бы еще раз всем нам напомнить о важной особенности христианской общины – сохранение единства в многообразии ее членов: «снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4,2-3). Ведь в большом приходе, естественно, люди очень разные. Кто-то выдержанный и терпеливый, а кто-то очень возбудимый и раздражительный. Кто-то богословски образован, а кто-то делает только первые шаги или вообще не очень расположен к усвоению богословской мудрости. Кто-то вполне успешен в жизни и состоятелен, а кто-то с трудом справляется с житейскими трудностями. Но Господь всех нас зовет к себе и собирает в Церковь.

Есть одно не простое, но очень важное место в Евангелии от Луки: «И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять (просеивать) вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк.22,31-34).

Господь определенно называет сатанинским искушением проводить в Церкви тщательную селекцию достойных, отбрасывая оступившихся, неудачников, немощных и т.п. Христианская Церковь не отбрасывает грешников. Церковь, это общество кающихся грешников, где сильные призваны немощи немощных носить, а не себе угождать (Рим.15,1). 

Помню, лет 20 назад, я был в одной протестантской общине в Норвегии в г. Берген (родина Грига). Совершенно случайно я там оказался в тот день, когда в собрании участвовали не только здоровые члены общины, но и те, кого называют людьми с ограниченными возможностями. Кто-то из них был на колясках, кто-то с трудом передвигался с помощью костылей и т.п. Но все они также, как и здоровые члены общины приглашались в служению: читали отрывки из Св. Писания, и другие христианские тексты. Многим из них с большим трудом удавалось прочесть всего лишь несколько строчек. Но Господь всех их объединял общей верой и молитвой. Это было невероятно трогательно и наполнено благодатью Св. Духа.

В связи с этим весьма поучительным случаем, конечно, вспоминается известный отрывок из 1 Кор.12,12-27:

«12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос…

14 Тело же не из одного члена, но из многих…

18 Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно…

21 Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.

22 Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее,

23 и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;

24 и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,

25 дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.

26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.

27 И вы - тело Христово, а порознь - члены».

Вот об этой важнейшей особенности христианской общины мне очень хотелось бы всем нам напомнить. Необычайная радость присутствует в сердце именно тогда, когда мы переживаем это единство и любовь друг ко другу не потому, что у нас одинаковые житейские интересы, уровень образования, политические взгляды и т.п., а потому, что мы все любим Христа и любимы Им и стараемся в жизни нашей идти за Христом. Идти за Тем, Кто есть Путь Истина и Жизнь. Это и есть Церковь Христова.

 

Всем нам счастливого Нового года и радостного Рождества Христова!

Храни Вас Бог! Всегда Ваш, прот. Александр Борисов.

18.12.2016.

 

 


 

29 декабря 2016

Седмица 28-я по Пятидесятнице
Прор. Аггея (500 до Р.Х.).
Тит., 300 зач. (от полу́), I, 5 - II, 1. Мк., 39 зач., IX, 10-16.

 

В ожидании Рождества

 


 

Лекция 7-я - Благовещение. Рождество. Крещение (29.12.2016)

 

 


 

28 декабря 2016

Седмица 28-я по Пятидесятнице
Сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (1929)
2 Тим., 299 зач., IV, 9-22. Мк., 36 зач., VIII, 30-34.

 

4 января 2017 года

приглашаем на Рождественскую встречу прихода на тему:

«И принесли Ему дары…»

… И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Матф.2:11)

 

 

Приближается к концу 2016 год. Для многих из нас – это напряженное время: завершение дел на работе, подарки, Новый год… Как бы за этой суетой не упустить главное – нашу встречу Родившегося Христа! Ждем ли мы Его прихода в мир? Какой дар принесём Ему?

Об этих и других вопросах мы размышляем во время Рождественского поста, и будем говорить на нашей встрече.

 

 

Предварительная программа встречи:

11.00. Сбор участников, распределение по группам

- Молитва. Вступление.

- о.д. Александр Константинов: "Мир встречает Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Какую встречу можно считать состоявшейся?"

- Малые группы

- Cовместное чаепитие (можно принести что-нибудь к чаю!)

- Ирина Языкова: "Божье откровение в событии Рождества"

- Анна Косова: "Жить Встречей": светлой памяти Лилии Ратнер

- Молитва 

 

Материалы для подготовки:

1. Отец Александр Мень. О проведении Рождественского поста

2. Сергей Дурылин «Четвертый волхв»

3. Клайв Стейплз Льюис  «Последний пассажир»

4. Отец Фома Хопко «Зимняя Пасха»

 


 

Проповедь на Литургии 28.12.2016 (прот. Иоанн Власов)

 

 


 

25 декабря 2016

Неделя 27-я по Пятидесятнице
Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца (ок. 348).
Утр. - Ев. 5-е, Лк., 113 зач., XXIV, 12-35.
Лит. - Кол., 257 зач., III, 4-11 (Недели 29-й) . Лк., 76 зач., XIV, 16-24 (Недели 28-й).

 

Сегодня в храме

 



"Православный священник-итальянец".
Светлый вечер с иеромонахом Иоанном (Гуайтой) (26.10.2016)



 

Прощание с Львом Тыдманом

 

 


 

24 декабря 2016

Седмица 27-я по Пятидесятнице
Св. Феклы исп (1954). Прп. Анны исп (1958)
Утр. - Ин., 36 зач., X, 9-16 . Лит. - 2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-18. Лк., 108 зач., XXI, 37 - XXII, 8.
Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16.
Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Лк., 106 зач., XXI, 12-19

 

 

Галина Ефимовна Сулимова

14 августа 1943 – 18 декабря 2016

Прихожанка храма Сретенья в Новой деревне а потом, после гибели отца А

лександра Меня, прихожанка нашего храма.

Она была учёным, генетиком, доктором наук. В «Институте общей генетики»

заведовала лабораторией сравнительной генетики животных. Но и в людях

разбиралась не хуже. 20 лет вела молитвенную группу. Несла людям

Радостную весть, Евангелие, которое знала безупречно. У неё был редкий

дар сводить людей друг с другом, не просто знакомить, а сближать в дружбе,

в любви. Многим помогала, и не только советом, но материально –

насколько хватало её скромных средств. И главное помогала – прикровенно,

без лишних свидетелей.

Царство Небесное, вечный покой…

 


 

Зимний вечер в Столешниковом

 


“И снег опять запахнет яблоком”
лекция протоиерея Димитрия Струева о духовном пути Александра Галича


Библиотека иностранной литературы
им. М.И.Рудомино
26 декабря (понедельник)
19 ч.
Малый зал
Вход свободный

 

Творческая встреча с иг. Петром (Мещериновым)
миссионером, публицистом, переводчиком

В рамках встречи будут представлены две новые книги:

Иоганн Арндт. Об истинном христианстве.

М.: Эксмо, 2016

Валентин Вайгель. Избранные произведения

М.: Центр книги Рудомино, 2016

«Об истинном христианстве» - одна из лучших и самых популярных духовно-назидательных книг из сокровищницы мирового христианства, получившая самое широкое распространение в России в XVIII – начале XX вв. Предлагаемый перевод иг. Петра (Мещеринова) представляет собою переработку последнего русского перевода 1906 года.

Валентин Вайгель (1533–1588) – выдающийся немецкий философ,богослов и мистик эпохи Реформации. Являлся одним из первых европейских мыслителей, выдвинувших идеи свободы совести, экуменизма, толерантности и пацифизма. На русском языке публикуются впервые.

Подробнее >>

 

 


 


 

21 декабря 2016

Седмица 27-я по Пятидесятнице
Сщмч. Сергия пресвитера (1937)
1 Тим., 287 зач., V, 22 - VI, 11. Лк., 104 зач., XXI, 5-7, 10-11, 20-24.

 


 

19 декабря 2016

Седмица 27-я по Пятидесятнице
Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца (ок. 345).
Утр. - Ин., 36 зач., X, 9-16.
Лит. - Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Лк., 24 зач., VI, 17-23

 

Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, чудотворец

 


Дорогие друзья! 

19 декабря этого года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца исполняется 25 лет со дня первой Божественной Литургии, совершенной в нашем храме 19 декабря 1991 г., через 62 года после его закрытия в 1929 г.

Конечно, первое чувство в этот замечательный день – чувство бесконечной благодарности Богу и Его святым за то, что мы 25 лет имели возможность совершать в этом храме Божественную Литургию, молиться, встречаться, духовно возрастать, словом, жить как православная христианская община, как малая часть нашей огромной Русской Православной Церкви.

Святые бессребреники Косма и Дамиан, которым посвящен наш храм, дают нам простые, яркие и бесконечно важные ориентиры христианской жизни – бескорыстное служение ближним, особенно тем, кто болен, беден, находится в нужде.

То обстоятельство, что Господь по Своей великой милости даровал нам 25 лет назад совершить первую Божественную Литургию, в день Святителя Николая, также драгоценное наставление чтить этого великого святого, прибегать к его помощи и подражать ему в нашей жизни. Как бы в подтверждение того, что такое совпадение не простая случайность, через некоторое время Господь расположил одного из депутатов Моссовета подарить нашему храму икону свт. Николая, которая теперь находится в трапезной части храма (слева).

В этот день хотелось бы еще раз всем нам напомнить о важной особенности христианской общины – сохранение единства в многообразии ее членов: «снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4,2-3). Ведь в большом приходе, естественно, люди очень разные. Кто-то выдержанный и терпеливый, а кто-то очень возбудимый и раздражительный. Кто-то богословски образован, а кто-то делает только первые шаги или вообще не очень расположен к усвоению богословской мудрости. Кто-то вполне успешен в жизни и состоятелен, а кто-то с трудом справляется с житейскими трудностями. Но Господь всех нас зовет к себе и собирает в Церковь.

Есть одно не простое, но очень важное место в Евангелии от Луки: «И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять (просеивать) вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк.22,31-34).

Господь определенно называет сатанинским искушением проводить в Церкви тщательную селекцию достойных, отбрасывая оступившихся, неудачников, немощных и т.п. Христианская Церковь не отбрасывает грешников. Церковь, это общество кающихся грешников, где сильные призваны немощи немощных носить, а не себе угождать (Рим.15,1). 

Помню, лет 20 назад, я был в одной протестантской общине в Норвегии в г. Берген (родина Грига). Совершенно случайно я там оказался в тот день, когда в собрании участвовали не только здоровые члены общины, но и те, кого называют людьми с ограниченными возможностями. Кто-то из них был на колясках, кто-то с трудом передвигался с помощью костылей и т.п. Но все они также, как и здоровые члены общины приглашались в служению: читали отрывки из Св. Писания, и другие христианские тексты. Многим из них с большим трудом удавалось прочесть всего лишь несколько строчек. Но Господь всех их объединял общей верой и молитвой. Это было невероятно трогательно и наполнено благодатью Св. Духа.

В связи с этим весьма поучительным случаем, конечно, вспоминается известный отрывок из 1 Кор.12,12-27:

«12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос…

14 Тело же не из одного члена, но из многих…

18 Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно…

21 Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.

22 Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее,

23 и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;

24 и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,

25 дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.

26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.

27 И вы - тело Христово, а порознь - члены».

Вот об этой важнейшей особенности христианской общины мне очень хотелось бы всем нам напомнить. Необычайная радость присутствует в сердце именно тогда, когда мы переживаем это единство и любовь друг ко другу не потому, что у нас одинаковые житейские интересы, уровень образования, политические взгляды и т.п., а потому, что мы все любим Христа и любимы Им и стараемся в жизни нашей идти за Христом. Идти за Тем, Кто есть Путь Истина и Жизнь. Это и есть Церковь Христова.

 

Всем нам счастливого Нового года и радостного Рождества Христова!

Храни Вас Бог! Всегда Ваш, прот. Александр Борисов.

18.12.2016.


ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

 

10 ЯНВАРЯ в 18-30

 

В конференц-зале дома прихода

СОСТОИТСЯ СЕМИНАР – ОБСУЖДЕНИЕ КНИГИ

 

Дж. ХОТА John Haught

 

«БОГ ПОСЛЕ ДАРВИНА»

Богословие эволюции

 

Издательство ББИ. Москва, 2011 г.

 

 

 

ПРИГЛАШАЮТСЯ ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ

 

В семинаре примут участие:

 

1) прот. Александр Борисов: "Книга Дж. Хота - важный шаг на пути к взаимопониманию науки и богословия"

2) свящ. Филипп Парфенов «Противоречит ли книга "Бог после Дарвина" православному (церковному) Преданию?»

3) Балтер Борис: «Эволюция, наука и религия по Хоту и по теории управления».

4) Базыкин Георгий

5) Евгеньев Михаил

6) Коначева Светлана; "Бог после": работа Хота в контексте постсекулярного мышления

7) Корякин Сергей

8) Муравник Галина: "Актуальность научно-богословского диалога для миссионерской, апологетической, катехизаторской, просветительской деятельности сегодня".

9) Черняк Андрей.

 


 

 


 

18 декабря 2016

Неделя 26-я по Пятидесятнице
Прп. Саввы Освященного (532)
Утр. - Ев. 4-е, Лк., 112 зач., XXIV, 1-12.
Лит. - Еф., 229 зач., V, 8-19. Лк., 85 зач., XVII, 12-19.
Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30

 

4 января 2017
года приглашаем на Рождественскую встречу прихода на тему:

«И принесли Ему дары…»

И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему;
и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Матф.2:11)

 

 

Приближается к концу 2016 год. Для многих из нас – это напряженное время: завершение дел на работе, подарки, Новый год… Как бы за этой суетой не упустить главное – нашу встречу Родившегося Христа! Ждем ли мы Его прихода в мир? Какой дар принесём Ему?

Об этих и других вопросах мы размышляем во время Рождественского поста, и будем говорить на нашей встрече.


Предварительная программа встречи:
11.00 – Сбор участников, распределение по группам
– Молитва. Вступление.
– о.д. Александр Константинов: "Мир встречает Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Какую встречу можно считать состоявшейся?"
– Малые группы
– Cовместное чаепитие (можно принести что-нибудь к чаю!)
– Ирина Языкова: "Божье откровение в событии Рождества"
– Анна Косова: "Жить Встречей": светлой памяти Лилии Ратнер
– Молитва

Материалы для подготовки:
1. Отец Александр Мень. О проведении Рождественского поста
2. Сергей Дурылин «Четвертый волхв»
3. Клайв Стейплз Льюис «Последний пассажир»
4. Отец Фома Хопко «Зимняя Пасха»

 


 

 

Дачники восстали против бездомных
Чем помешали подмосковным латифундистам обездоленные старики, женщины и дети?

   Мытищи — быть ли Третьему Социальному Дому?

   Жизнь продолжается!

Еще о Ное >>

 


 

Проповедь на Всенощной 18.12.2016 (свящ. Петр Коломейцев)

Проповедь на Литургии 18.12.2016 (о. Петр Коломейцев)

Проповедь на Литургии 18.12.2016 (свящ. Петр Коломейцев)

Проповедь на Литургии 18.12.2016 (иером. Иоанн [Гуайта])

 

 


 

15 декабря 2016

Седмица 26-я по Пятидесятнице
Прор. Аввакума (VII-VI до Р.Х.)
1 Тим., 283 зач., III, 1-13. Лк., 100 зач., XX, 9-18.

 

Панихида по Льву (Леонарду Владиславовичу) состоится
в Пятницу 16 декабря в 18 ч.

 


 

Вторая часть семинара В.В. Сорокина "Семья в Библии", который состоялся
в храме Космы и Дамиана в Шубине 27 ноября.
На этот раз речь была о воспитании детей.

Скачать >>

 

 


 

12 декабря 2016

Седмица 26-я по Пятидесятнице
Сщмч. Сергия пресвитера (1941)
1 Тим., 278 зач., I, 1-7. Лк., 97 зач., XIX, 37-44

 

Дорогие братья и сестры!

Для ризницы храма очень нужна электрическая швейная машина.

Контактный телефон +7 916 797 6452 Наташа

 


 
Художник Лилия Ратнер: «Я абсолютно счастлива»

 


 

8 декабря 2016

Седмица 25-я по Пятидесятнице
Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
2 Сол., 276 зач., II, 13 - III, 5. Лк., 92 зач., XVIII, 31-34.
Богородицы (под зачало): Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.
Сщмчч.: Флп., 246 зач., III, 20 - IV, 3. Мф., 11 зач., V, 14-19.

В ночь на 8 декабря ушел из жизни

Леонард Владиславович Тыдман

архитектор, кандидат искусствоведения, реставратор,
член правления Общества изучения русской усадьбы.

Отпевание состоится в нашем храме в Воскресенье 11 декабря в 12.30

Поминки в 16 ч. в Доме прихода

 

 


 

7 декабря 2016

Седмица 25-я по Пятидесятнице.
Вмц. Екатерины (305-313)
2 Сол., 275 зач., II, 1-12. Лк., 90 зач., XVIII, 15-17, 26-30.
Свв.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Лк., 106 зач., XXI, 12-19

 

Новости спорта


 

Поздравляем команду нашего прихода, достойно выступившую в Кубке г. Москвы
по авиамодельному спорту

 


 

Проповедь на Литургии 7.12.2016 (прот. Иоанн Власов)

Проповедь на Литургии 6.12.2016 (прот. Александр Кузин)

 

 


 

5 декабря 2016

Седмица 25-я по Пятидесятнице
Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы
2 Сол., 274 зач., I, 1-10. Лк., 86 зач., XVII, 20-25.
Апп.: последи' 302 зач., Флм., I, 1-25. Лк., 50 зач., X, 1-15.

 

В ночь на 5 декабря ушла из жизни Лиля Ратнер (1929-2016)

В пятницу, 9-го должна была состояться долгожданная лекция о любимом Рембрандте.

Царство Небесное и Вечная память!

Отпевание в четверг 8-го в 11 ч. Поминки в 17 ч. в храме.

Страница Лилии Ратнер

--------------------------------

Дорогие друзья!
Как вы знаете, похороны нынче недешевы, и мы просим вас, кто может, собрать какие-то средства,
чтобы достойно проводить нашу любимую Лилю.
Можно перевести на карту или принести в храм в киоск.
Номер карты Сбербанка: 639002389067116111 с пометкой "для Лили".
(Держатель карты: Ольга Владимировна Столярова)

 


 

Проповедь на Литургии 4.12.2016 (прот. Александр Борисов)

 


 

Памяти Святейшего патриарха Алексия II ( 23.02.1929 — 5.12.2008)
Посещение нашего храма в Великую Субботу 22 апреля 1995


 

Расписание работы групп самопомощи

 

День недели

Название группы

Направление работы группы

Место

Время

1

Понедельник

Открытая группа. Особенно приглашаем на нее мужчин

Преодоление трудностей в общении с людьми

класс 101 ( дом прихода, помещ. воскресной школы)

С 19:45 до 21:15

2

Среда

Группа "Доброе утро"

Решение эмоциональных проблем

 Светлица.

С 11:00 до 13:00

3

Четверг

Группа "Учимся общаться"

Преодоление трудностей в общении с людьми

С июня по сентябрь: комната 6
С октября по май: класс 302 (дом прихода)

С 19:00 до 21:00

4

Суббота

Группа "Учимся Жить" 

Преодоление последствий воспитания в неблагополучной семье

 Комната 6

С 16:00 до 18:00

 


 

85 лет назад был взорван Храм Христа Спасителя

 

 


 

4 декабря 2016

Неделя 24-я по Пятидесятнице
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56.
Лит. - Еф., 221 зач., II, 14-22. Лк., 66 зач., XII, 16-21.
Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28

 

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

 

Проповедь на Литургии 4.12.2016 (прот. Александр Борисов)

Проповедь на Литургии 4.12.2016 (прот. Александр Борисов)

Проповедь на Литургии 4.12.2016 (прот. Александр Кузин)

Проповедь на всенощной 3.12.2016 (свящ. Петр Коломейцев)

 


21декабря 2016 г. среда

в 18.30

Навстречу Рождеству

Слово о Рождестве: настоятель Храма
Космы и Дамиана
протоиерей Александр Борисов

В вечере примут участие:

- Авторы-исполнители Ирина Языкова и Юрий Пастернак
- Песни о Рождестве народов мира исполнит хор «Гауда» под управлением Ксении Горовой
- Сергей Терехов – фортепиано, исполнит «Русские вариации» Бетховена
- Рождественские стихи и песни в исполнении Лады Негруль
- Заслуженный артист РФ Олег Степурко, флюгельгорн
Презентация выставки художника Нины Кибрик

Библиотека № 25 имени Всеволода Иванова
М. «Сокол», ул. Врубеля 13, тел 499-158-59-86
ВХОД СВОБОДНЫЙ

 

 


 

3 ноября 2016

Седмица 24-я по Пятидесятнице
Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16.
Ряд.: 2 Кор., 191 зач., XI, 1-6. Лк., 49 зач., IX, 57-62.

 

Проповедь на Литургии 3.12.2016 (прот. Иоанн Власов)

Проповедь на Литургии 2.12.2016 (свящ. Петр Коломейцев)

 

 


Паломничество

Остров Крит

Дорогие братья и сёстры!

Приглашаем вас в паломническую поездку на остров Крит с 22 по 29 апреля 2017 года.
Мы мы коснемся тайн минойской цивилизации, существовавшей во II тысячелетии до н.э., посетим важнейшие святыни Православного Крита, его древние монастыри и храмы, познакомимся с памятниками архитектуры, культуры и истории.
И жить мы будем на берегу моря. Программу смотрите здесь >

Записаться можно по телефону 89104268641 и по электронной почте smirnovamb@mail.ru

Мария Смирнова

 


Паломничество

Дорогие братья и сёстры!

Предлагаем вам план поездок от нашего храма на 2017 год.

1. Рождественская Европа с 1 по 9 января (смотри наш сайт раздел Жизнь прихода, далее Паломничество)
2. Остров Крит с 22 по 29 апреля (смотри программу)
3. Пермский край, святыни и достопримечательности Урала с 8 по15 июня (смотри программу)
4. Соловки с 27 июля по 7 августа (смотри программу)
5. Грузия с 25 августа по 2 сентября (смотри программу)
6. Израиль с 28 октября по 6 ноября (смотри программу)

Записаться и получить дополнительную информацию можно уже сейчас
по телефону 89104268641 или по эл. почте smirnovamb@mail.ru Маша Смирнова

 


 

1 декабря 2016

Седмица 24-я по Пятидесятнице
Мч. Платона (302 или 306).
1 Сол., 271 зач., V, 1-8. Лк., 80 зач., XVI, 1-9

Катехизация

Лекция 5-я - Народ Божий. Исход. Закон (1.12.2016)

 


2 декабря 2016 в 18.30

Пятница

Очередная лекция Лили Ратнер из цикла "Искусство и христианство"

Тема: Из иконы ушел свет. Иконы Синодального периода.


 

Зимний подростковый лагерь

Началась запись в зимний подростковый лагерь нашего храма.
Лагерь пройдет с 4 по 8 января 2017 года и рассчитан на ребят 11-17 лет.
В программе – общение в группах, кружки, игры на улице, детективная игра, карнавал,
вручение подарков, обсуждение Евангелия, совместная Литургия.

При оплате до 4 декабря оргвзнос 7100 рублей, а с 5 декабря – 7600 рублей.

Записаться в лагерь можно, позвонив Дарье Аршиновой по телефону 8 916 888-3084.

 



Служба Психологической Помощи

РАСПИСАНИЕ НА ДЕКАБРЬ

1.Тематическая группа поддержки
по средам – 18.30-20.30 в светлице
7.12.16 - «Работа с чувствами»
14.12.16 – «Исскуство общения. Эмпатия»
21.12.16 – «Навыки общения: зеркальное слушание»
28.12.16 – «Предновогодняя уборка души: что хочется оставить в прошлом?»

2.Группа поддержки и самопомощи
по субботам – 16.00-18.00
в новом доме комн. 307, 3 эт.
работаем по книге «12 шагов к жизни», в ноябре начат новый цикл шагов.
Ответственная – Наташа, тел. 929 987-27-78

3.Группа поддержки и самопомощи
по средам – 11.00 – 13.00
в новом доме комн. 307, 3 эт.
По материалам «Анонимные Эмоционалы»
Ответственная – Ольга, тел. 8916 227-84-47

4.Цикл семинаров «Семейные отношения»
15.12.16 – 18.30-21.00 в новом доме комн.307, 3 эт.
Тема: «Традиции и праздники в нашей семье».
Ведущие: психологи - Светлана Плешакова,
Ольга Веселкова

Тел. 8 905 771-80-68 Светлана

В предыдущем месяце была допущена ошибка в дате проведения семинара.
Вместо 17.11.16 было напечатано 16.11.16. Приносим свои извинения.
Слу жба прихологической помощи.

 


 

[скрыть Декабрь 2016]
Ноябрь 2016
Октябрь 2016
Сентябрь 2016
Август 2016
Июль 2016
Июнь 2016

Архив до июня 2016

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Грядущее

Крещение

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Воскресная школа

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Паломничество в 1937 г

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Форум

Контакты

Старый сайт