Дорогие
друзья!
Побуждением
к написанию Вам этого письма послужило, как это ни странно, письмо от
моего давнего знакомого, Вячеслава Николаевича Шараевского, отбывающего
пожизненное заключение в ИК-18 в поселке Харп, в 50 км от Салехарда (ИК
– это Исправительная Колония). Эта колония называется «Полярная сова».
Вообще занятно, что такого рода колонии имеют особые романтические названия:
«Белый лебедь», «Черный дельфин». Я навестил его в числе других 65 осужденных,
которых посетил, исповедовал и причастил в этом году на Светлой неделе,
т.е. сразу после Пасхи (с 9-го по 13 апреля).
Вот
отрывок из этого письма, которое я получил 25 июня, т.е. спустя два месяца
после моей поездки в Харп.
«Я
хорошо помню Ваши слова о том, что в моем тутошнем существовании может
быть какая-то польза для сокамерников. Вот сейчас к нам привели третьего
(в этой колонии осужденные содержатся по 3 человека в камере – А.Б.),
и тоже говорит, что он верующий и православный. И крест на шее, и Богородица
на полочке. Но все – только внешнее. Нет ни у того, ни у другого даже
Библии. Нет ни Слова, ни молитвы, ни исповеди-причастия. О Боге не хотят
слышать ни слова. И я вижу, что единственное средство заставить моих сокамерников
начать думать, «включать голову», это только мой собственный образ жизни.
Не мои слова, а мое поведение – вроде бы отстраненное, «не вторгающееся»
на их территорию, и, тем не менее, постоянно «торчащее» у них перед глазами.
И если раньше мне казалось, что моя задача «нести им Слово», то теперь
думаю, что все, что от меня требуется – просто быть. Просто быть самому
христианином, просто соответствовать этому званию – не более. И вот это-то
и труднее всего: проповедовать Слово не языком, а собственным поведением,
образом жизни. Но как я убедился за все эти годы, это единственное действенное
средство заставить человека обратить внимание на самого себя (т.е. не
на меня, а на себя). Человек ведь постоянно сравнивает себя с окружающими.
И в большинстве случаев это дает результат отрицательный (по-видимому,
имеется в виду вывод: «ну, этот еще хуже, чем я» - А. Б.). А тут есть
элемент положительный. Говорю это в продолжение нашего с Вами разговора,
когда Вы были здесь».
Пишу
я это в продолжении моей проповеди на Литургии 28.06.18. на Евангельское
чтение этого дня: Мф.12,46-13,3, в котором есть известные слова: «кто
Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих,
сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца
Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.» Иисус говорит
о Своих учениках, будущих апостолах, которым Он поручит идти и сделать
все народы Его учениками. Конечно, речь идет и о каждом из нас. Каждому
из нас тоже поручено проповедовать Евангелие всей твари.
Позволю
себе привести еще одно место из того же письма Шараевского.
«Я
стоял, молился, и вдруг пришла очень ясная и лаконичная мысль (явно не
моя) о том, что человек (субстанция материальная) имеет возможность по
своему личному хотению соединяться с Невидимым (субстанцией метафизической,
Небом). В любое угодное для него время. То есть у человека, как и у Невидимого,
есть инструмент, при помощи которого он может легко проникать отсюда Туда.
Этот инструмент – человеческая мысль. Именно Мысль. Слово – это звук,
это уже физика, материя, которую можно зафиксировать. Единственная субстанция,
которую нельзя уловить никакими приборами и никакими чувствами – это мысль.
Она – некая соединительная ткань между мирами, Тем и этим. Она - невидима,
неслышима, неуловима, неосязаема. У нее все признаки субстанции Духовной,
Мира Тамошнего. Не поступком, делом, подвигом, постом, и не речами-словами
мы выходим на контакт с Тем, Невидимым миром, но только мыслью. Мысль,
это что-то вроде средостения между Мирами. Она нечто среднее между Материей
и Нематерией.
Какое
же практическое значение имеет все это? Огромное! Через чистую мысль,
словно через какой-то шланг, провод человек получает Благодать, Свет,
не знаю, что еще, Оттуда, с Неба – она соединяет меня с Пределами Невидимого.
Но через черную мысль я тоже соединяюсь с Миром Невидимым, но уже не Светлым,
Горним, а с Миром Низшим, Черным – и черпаю черноту в себя из Черноты.
Из
этого следует одно: для нас нет ничего важнее, существеннее, чем наши
мысли. Банальщина, но мы все время пытаемся «изобретать велосипед», искать
способ и средства выхода в Небо, к Богу, в то время как уже имеем для
этого все. И это все – Мысль, наша Мысль, которой мы придаем очень мало
значения. Мы говорим: - Ну, обматерил я начальника, ну и что? Я же сделал
это не вслух, а про себя – это не считается грехом, это остается без негативных
последствий. Но это же не так. Господь и говорит: - посмотрел на женщину
с вожделением – уже прелюбодейство.
Я
как-то подумал, что вот Молитва – это как раз и есть главный ключ от Неба,
от дверей в Небо. Более того, у меня есть подозрение такого плана. Я неоднократно
читал, что когда в храме или мечети собирается много народа и одновременно
молятся, то некоторые люди видят поднимающийся в Небо столб света, как
бы энергия молитв верующих. Но я не исключаю, что тут все наоборот: большая
группа людей, устремив свою мысленную молитву в Невидимое, соединяется
с Ним, и уже не от них в Небо, а наоборот с Неба к ним устремляются лучи
Света, образующие в своем множестве этот самый светящийся столб. Свет
Благодати, очищающей нас, исцеляющий и оживляющий.
Понимаю,
что все эти мои рассуждения не более чем наив, но меня это откровение
очень встряхнуло, заставило быть очень и очень внимательным к тому, что
происходит у меня в мыслях, что производит сокровище моего сердца (Луки
6 – номер стиха не помню – Библию изъяли для проверки).
Простите,
что отвлекаю Вас всякой ерундой, но это сейчас беспокоит, а поговорить,
кроме Вас, о таком просто не с кем.»
Вот,
дорогие друзья, о чем размышляет человек, отбывающий наказание уже 27
лет. Конечно, мы все это знаем и многократно слышали, но думается, что
слова, доходящие до нас из «мертвого дома», затронут нас на более серьезную
глубину. Постараемся еще и еще раз осознать, как важно не только, что
мы делаем и говорим, но что смотрим, слушаем, о чем думаем. Это особенно
важно еще и в пожилом возрасте, когда кажется, что мы ничего уже не можем
делать. Но вот то, о чем мы будем думать, тоже будет либо созидать, либо
разрушать окружающий нас мир.
И
еще хотелось бы сказать вот о чем. В наше время, когда о вере христианской
столько написано и продолжает писаться, столько говорится по радио, телевидению,
в интернете, мы оказываемся в совершенно новой для нас ситуации. Особую
значимость приобретает не столько то, что мы говорим, проповедуем, сколько
то, что мы делаем, как живем и даже то, о чем думаем. Вот об этом мне
и хотелось поделиться с Вами на предстоящие два летних месяца. Со 02.07.
я буду в отпуске до 30.07., а 31.07. в 18 ч., если все будет (надеюсь)
благополучно, буду на Всенощной под празднования памяти преп. Серафима
Саровского.
Всем
желаю здоровья, сил и помощи Божией во всем. Храни Вас Бог!
Всегда
Ваш, прот. Александр Борисов.
30.07.18.
|