Дорогие
друзья!
Наступающий
месяц, ноябрь, для нашего храма особенный, так как 14-го числа этого
месяца мы празднуем память святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских
и матери их Феодотии, которым еще в
XIV веке была посвящена небольшая деревянная церковь, построенная
на этом месте, предшественница нашего храма. В то время здесь было имение
одного из бояр Димитрия Донского, Иоакинфа
Шубы, который построил здесь первую церковь. Поэтому и сохранилось историческое
название этого места - Шубино. Нынешнее здание храма было построено
в 1726 г., а северный и южный приделы были пристроены уже в XIX в.
Я думаю,
что наилучшей темой для письма вам к этому месяцу будут размышления
о Церкви Христовой. Поэтому предлагаю вам выдержки одной из лекций прот. Александра Меня прочитанных в 1990 г. в Библиотеке Иностранной
литературы. Эта лекция, вместе с семью другими
лекциями, посвященными Символу Веры, имеется в книге прот. Александра Меня, которая называется "Верую".
Книга была издана фондом им. прот. Александра
Меня в 2011 г. и имеется в киоске нашего храма. Горячо рекомендую всем
ее прочесть. Итак, отрывки из текста этой беседы.
"Согласно христианскому взгляду, Церковь есть Богочеловеческий
организм, или Тело Христово, как учит нас апостол Павел. Это некая духовная
общность, в которой Христос продолжает действовать, в которой живет
Дух Божий, которая существует этим Духом. Как она родилась? Христос
ее создал, но не формализовал, Он не дал ей никакой структуры. Он только
говорил: «Вы — Мои, вы — Моя община»; каждый член ее должен был быть
носителем Его Духа. И вскоре после евангельских событий происходит еще
одно важное событие — рождение Церкви в день Пятидесятницы.
Люди, съехавшиеся на богомолье со всех концов земли,
говорившие на разных языках, понимали речь учеников Христа, вышедших
на улицы Иерусалима и громогласно проповедовавших о Воскресении Христовом.
Каким образом? Мы не знаем. Но смысл доходил до всех. Это был необычайный
феномен. Одни решили, что они просто пьяные, другие не могли понять,
в чем дело. Тогда выступил Петр и сказал: «Нет, братья и сестры. Это
не безумие, и не пьяные они». Дух Божий сошел на апостолов и повел их
вперед, на проповедь Евангелия. С этого момента рождается Церковь, проповедующая
и возвещающая Христа распятого и воскресшего.
Она подобна своему основателю Богочеловеку Иисусу Христу.
Но есть и огромная разница. Если в Нем человеческое начало было свободным
от зла и от греха, то человеческое начало Церкви — земное, оно не свободно
от греха. Церковь состоит из таких же людей, как и все. Но она является
семенем, как бы ядром будущего человечества, которое должно соединиться
в духовном единстве, в величайшем многообразии, в величайшей открытости,
в величайшей свободе.
От чего страдает человек? От отчуждения, от одиночества,
от задавленности толпой или самим собой. Церковь — это не толпа. Это
духовное единство, когда все прозрачны друг другу. И в то же время это
то, что русские философы прошлого века называли соборностью: то есть,
в отличие от коллективизма, в котором личность исчезает, и индивидуализма,
в котором личность гипертрофируется, под соборностью в богословии понимается
единство, которое не убивает личность. Это одно из особенных свойств
Церкви.
Церковь есть продолжение жизни, дела и свидетельства
Христа на земле. Она несет в себе Его сокровища, рассеивает их, как
семена, по миру. Но мы всегда должны понимать, что как только члены
Церкви отходят от духа Христовой любви, они автоматически перестают
быть ее представителями.
Апостол Павел говорил: «В теле разные части и органы,
и все они служат единству». И поэтому, будучи одновременно не только
духовным, но и общественным организмом, Церковь должна быть какой-то
социальной структурой. Иначе она не может жить. Это просто необходимое
условие для любого сообщества, и для Церкви также.
В Символе веры мы говорим: Верую
во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Почему Церковь единая? Потому что мы взираем на единство Божие. И это
таинственное единство. Преподобный Сергий назвал свою маленькую церковку
в честь Святой Троицы (это была первая Троицкая церковь на Руси). Почему?
Потому что, как говорит древний текст, святой хотел, чтобы люди, взирая
на единство Святой Троицы, побеждали злобное разделение мира.
В ночь Своей Тайной вечери, перед смертью, Христос молился:
«Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да
будут в Нас едино». То есть единство Божественной любви в Первоначале,
в Троице есть прототип для нас, для нашего единства, взаимопроникновения,
взаимопроницаемости, взаимооткрытости.
На самом деле каждый человек — закрытая система. Даже любящие друг друга
люди с трудом проникают от сердца к сердцу. Бог призывает людей на новый
путь — открытости, взаимопроникновения. И когда Рублев писал свою «Троицу»,
он изобразил пластически — красками и линиями — эту незримую тайну любви,
этот круг, который как бы манит и призывает человека изменить свою модель
мира.
Агрессивному, озлобленному, распадающемуся существованию
человека — стае волков, но одиноких волков (это только кажется, что
они настоящая стая; каждый из них одинок) — противопоставляется соборность
любви Святой Троицы. Поэтому, как един Христос, как един Бог, как един
Дух Божий, так едина Церковь. И когда Христос заговорил о Церкви, Он
сказал Петру: «Я создам Церковь Мою на скале, на камне, на тебе, и врата
адовы не одолеют ее», потому что Петр первым открыто исповедовал Его
Мессией. Врата адовы — значит, силы преисподней, силы смерти. И Он сказал
не «Церкви Мои», а «Церковь Мою» — как некую единую субстанцию.
Те разделения, которые происходили в Церкви на протяжении
столетий, не связаны с природой самой Церкви. Они отразили культурные,
политические, национальные, психологические барьеры, которые люди не
способны были преодолеть.
В широком смысле слова можно считать Церковью уже любую
общину, которая исповедует Иисуса Христа, пришедшего в мир, воплотившегося,
распятого и воскресшего. История конфликтов и дискуссий показала, что
когда люди спорят, то они только ожесточаются. Богословы-спорщики не
сумели сблизить позиции Церквей. Сближало их иное. Сейчас, когда на
Востоке больше знают о Западе и Запад больше знает о Востоке, сближение
идет по совсем другим каналам. Например, Западная Церковь начинает чтить
наших святых. Только хорошо знакомясь друг с другом, мы можем понять
причины разделений и часто видим, насколько они были далеки от подлинной
духовности и церковности.
Итак, единая Святая, Соборная, Апостольская Церковь.
Что это значит?
Хотя Церковь живет в мире и целиком в него погружена,
с другой стороны, она есть корабль Божий, плывущий по морю, ковчег;
все-таки христианин отделен от мира, в чем-то отделен. Есть тут такая
сокровенная диалектика: и в мире, и не от мира сего; и открытость, и
закрытость. Это значит — быть со всеми как все, а в то же время быть
отдельно, быть внутри своего ковчега.
Соборная —
это церковно-славянский перевод греческого термина кафолик.
Кафолическая — значит Вселенская, собранная со всего мира — то есть
ее место всюду. Создавая национальные культуры или влияя на них, Церковь
остается сверхнациональной, сверхнародной,
сверхчеловеческой. Каждая культура, включая культуру индейцев Северной
Америки и эскимосов, создает свой облик Церкви. И это нисколько не мешает
ее единству.
Апостольская Церковь Апостол — значит посланник, посланник Христов. Церковь
должна быть посланницей Христовой в мире. Когда она осуществляет это,
тогда она действительно — Его голос, она — проповедующая Церковь. Проповедующая
в том смысле, что она свидетельствует о том сокровище, которое ей вручено,
— о живом Христе, о Его присутствии в мире, о живом Духе Божием, Который
присутствует здесь. И не потому, что в Церкви собрались самые мудрые
или самые сильные люди, а потому, что через них говорит Дух Божий, потому
что Он есть главная, порой сокровенная, а порой явная сила в этом мире.
И когда бы ни происходили события, как бы далеко ни отстояла
Церковь от главных перекрестков истории, она всегда служила этим самым
голосом. Но ее Предание, то есть традиция, ведущаяся от апостолов, одновременно
является критерием проверки того, что в Церкви реальной, эмпирической,
земной принадлежит Христу и Богу воистину, а что является наносным,
привходящим, извращенным, человеческим.
Что же такое Предание Церкви? Это прежде всего главные
ее догматы. Их очень немного. Догматами является то, что было высказано
на Вселенских Соборах. Остальное уже свободно принимается или отвергается.
Что является осью Предания? Записанные догматы и записанное Откровение
Божие — Священное Писание, Библия. Поэтому не надо воображать, что Библия
есть что-то противостоящее Преданию. Она и есть зафиксированная традиция
Церкви, и через Библию мы проверяем, насколько мы отступили или насколько
мы согласуемся с волей Христовой и с Духом Божиим.
Таким образом, человек, вступая в Церковь, живя в ней,
получает не только пристанище, но и призвание. Быть христианином — это
призвание. Это значит — делать в мире что-то особенное, делать что-то
для вечного. И хотя жизнь наша эфемерна, хотя она коротка, причастность
к Вечности, прикосновенность к ней делает жизнь полной непреходящего
содержания.
В Апокалипсисе апостола Иоанна Церковь называется Невестой.
Невеста — это образ, взятый из Ветхого Завета. Невеста — это община,
которая ждет своего Божественного Жениха. А значит, основа всего здесь
— любовь. Любовь есть жизнь, любовь есть величайшая тайна. И мы, приближаясь
к Богу, открываем Его внутри Церкви как бесконечную Любовь, как смысл
всего нашего бытия, как красоту Его, как Его полноту.
И последнее, о чем я хотел вам сказать. Не раз меня спрашивали:
«Учение Христа прекрасно. Евангелие — это великолепно. Но при чем тут
Церковь? В ней было столько негативного». Да, негативное было, но прежде чем так сказать и отвергнуть понятие об общине, мы
должны вспомнить о том, что ведь это Его Церковь. Он ее основал 2000
лет назад, Он сказал, что врата адовы ее не одолеют, Он в ней присутствует
во все дни до скончания века.
И еще одно. Если это так, значит, Он не захотел, чтобы
мы постигали Истину в одиночестве, каждый у себя в каком-то отдельном
изолированном мирке, а хотел, чтобы мы это делали вместе. Пусть это
трудно, пусть всякая, любая человеческая общность содержит в себе опасности
искушений, трений, соблазнов. Он так хотел. Еще раз повторяю: это была
Его воля, Его Церковь, Его Дух, Который в ней присутствует и сегодня."
Думаю, что и в наше время, как и всегда, мы все призваны
служить этой любви, которую Иисус принес людям. А что такое любовь?
Об этом, как вы все знаете, гениально пишет ап. Павел в 13-й главе Первого
послания к Коринфянам: " Любовь долготерпит, милосердствует,
любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует,
не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде,
а сорадуется истине; все покрывает, всему
верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них
больше" (1 Кор.13,4-8,
13).
Всех поздравляю с нашим храмовым праздником
и всем желаю здоровья, радости, помощи Божией во всем, а главное - мира
во всем мире!
Храни вас Бог! Всегда ваш, прот.
Александр Борисов. 28 октября 2022
г.