Дорогие
друзья!
Закончились дни, связанные с празднованием Пасхи Христовой,
и наступает время исполнения обетования, данного воскресшим Господом Иисусом
Христом Его ученикам о ниспослании особой силы свыше. То есть обещания
о даровании особого нового качества духа и разума тем, кто уверовал, что
Иисус есть воистину Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир всех спасти
и привести к познанию истины.
Спасти от чего? Спасти от неверного жизненного выбора.
Перед каждым человеком, так или иначе, стоит вопрос – для чего я живу?
На что я потрачу свою жизнь? Потрачу ли этот удивительный дар на удовольствия,
развлечения и на все потребное лишь для той части нашего человеческого
естества, которая у нас общая с животными? Или я употреблю дар жизни на
возрастание присущей каждому из нас духовной составляющей, которая включает
в себя познавание мира, творчество, духовное возрастание, восхождение
к Тому, чей образ и подобие несет каждый из нас, и именно эта часть нашей
природы простирается в жизнь вечную. «Сия же есть жизнь вечная,
да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа»
(Ин.17,3).
Эти слова мы слышали в евангельском чтении за Литургией
28-го мая, - последнее воскресенье перед праздником Св. Троицы. Это воскресенье
посвящалось памяти святых отцов 1-го Вселенского Собора. В это воскресенье
как бы подводился итог всем событиям земной жизни нашего Господа, истинного
Бога и истинного Человека. В ближайшее воскресенье мы будем вспоминать
день сошествия Святого Духа на апостолов, – День Рождения Церкви. В этот
день исполнились слова Иоанна Крестителя: «я крещу вас водою, но
идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он
будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк.3,16).
Однако для того, чтобы это могло произойти, для того,
чтобы в мир вошла сила Св. Духа, была необходима Голгофская Жертва. Сам
Господь говорит об этом Своим ученикам: «А теперь иду к Пославшему
Меня, … лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель
не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин.16,5-7).
Духовная атмосфера падшего греховного мира радикально изменилась с приходом
Иисуса Христа. Благодаря Его жизни, учению, Его смерти и Воскресению мир
стал другим. Благодать Божия, несмотря на отчаянное сопротивление падшего
мира, все равно действует, подобно траве, пробивающейся сквозь асфальт.
В Ветхом Завете Закон возвестил о Правде Божией в 10
заповедях, начертанных на скрижалях, с которыми Моисей сошел с Синая.
И хотя народ Израильский с радостью согласился их исполнять, - «и
сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны»
(Исх.24,7), - однако по немощи человеческой исполнение Закона веками оставалось
лишь уделом малого «остатка». Тем не менее, этот остаток сохранялся, и
именно из него родился Сын Божий, Мессия, во всем подобный нам, кроме
греха.
Приход Сына Божия в греховный мир не мог не быть трагической
встречей. По человеческим меркам не таким должен был бы быть их спаситель.
Ждали могущественного повелителя, а пришел плотник из почти неизвестного
Назарета. Ждали скрупулезного исполнителя Закона, а этот Иисус то и дело
нарушает субботу, исцеляя каких-то ничтожных людей. Первым лицам в Иерусалиме
говорит: «Горе вам…», а дружит с мытарями и грешниками.
Ученикам же узнавшим в Нем Христа, Сына Бога живого,
предсказывает, что «Сыну Человеческому много должно пострадать,
быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту,
и в третий день воскреснуть» (Мк.8,31). В этих словах центральное
событие христианской веры. Но почему именно так? Разве нет другого пути?
Вполне понятен протест ап. Петра против такого решения проблемы зла: «будь
милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф.16,22).
Вот как объясняет путь, избранный Христом ап. Павел:
«Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына
Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти»
(Рим.8,3). Грех должен быть осужден, причем над ним не только должен быть
произнесен приговор, но и состояться казнь. Павел возвещает, что именно
это и произошло через смерть Сына Божьего, Мессии.
Как работает это «богословие искупления»? Во-первых,
Бог послал Своего Сына. Это означает, что Бог пришел лично, а не послал
кого-то другого. Павел называет здесь Иисуса «Сыном Божиим», но не просто
Мессией, а говорит о Нем, как о втором «Я» Самого Бога. Во-вторых, Сын
пришел «в подобии плоти греховной».
Израиль, в котором и произошло это умножение греха, оказался
собран в одном Человеке, Царе-Мессии. Тяжесть мирового греха оказалась
сосредоточена на Израиле, а тяжесть израильского греха пала на Мессию.
И Мессия был казнен как преступник, а над головой Его было начертано:
«Царь иудейский». В тот момент Бог осудил грех «во плоти». Как сказал
пророк: «Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились»
(Ис.53,5).
Есть какая-то таинственная исцеляющая сила в невинно
пострадавшей жертве. В нашей истории сохранилась память о благоверном
князе Михаиле Муромском (память 3-го июня по н.ст.). Это было в 1097 г..
Девятилетний Михаил вызвался помочь своему отцу, блгв. кн. Константину
Муромскому, и пойти с предложением мира к осажденным язычникам, отчетливо
понимая, несмотря на свой юный возраст, что именно так призывал Иисус
устанавливать мир на земле. Когда безоружный мальчик приближался к укрепленному
городищу, кто-то из язычников пустил стрелу из лука и убил его. Эта смерть
ребенка так потрясла всех, что множество и язычников, и христиан бросились
к смертельно раненому мальчику, и между ними мгновенно воцарился мир.
А в истории нашей страны минувший век был окрашен трагедией
гибели миллионов невинных людей, из которых сотни тысяч пострадали лишь
за то, что были христианами и не отказались от своей веры. Среди них были
сотни епископов и сотни тысяч священнослужителей и мирян.
Тема «Верность Христу» - была предметом сообщений и
семинаров на загородной конференции нашего прихода 26-28 мая с.г., которая
была посвящена новомученикам Русской Православной Церкви. Главная идея
встречи: опыт новомучеников может помочь нам пройти через трудные обстоятельства
нашей жизни, если мы научимся общаться с ними. Отсюда строился замысел
конференции: пусть будет больше их собственного голоса (письма, дневники,
видео). Важны конкретные истории: что люди делали, когда кажется, что
сделать ничего невозможно? Как сохранить верность Христу?
Сама тема жертвы имеет центральное значение в христианском
мировоззрении. Это, конечно, прежде всего, искупительная жертва Господа
Иисуса Христа. Но и вся жизнь каждого христианина строится из наших повседневных
больших и маленьких жертв. Без этих жертв не бывает ни любви, ни дружбы,
ни семьи, ни вообще созидательной творческой жизни человека.
Даже такая повседневная вещь, как противостояние какому-либо
искушению, удается легче, когда отказ от сомнительного поступка мы расцениваем
как принесение небольшой духовной жертвы. Как говорит об этом ап. Петр:
«и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство
святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом»
(1Пет.2,5,).
Центр мировой истории и жизни каждого человека - Жертва
Христа. Именно благодаря этой Жертве приходит Дух Святой, который наставляет
всех учеников Христа на всякую истину. Это излияние Духа Господь совершает
в тот же самый день Пятидесятницы (50-й день после Пасхи), в который ветхозаветная
церковь праздновала дарование скрижалей Завета. Дух делает то, что хотел
сделать Закон: дает жизнь, - нравственную жизнь в настоящем и жизнь воскресения
в будущем. «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет
в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом
Своим, живущим в вас» (Рим.8,11).
В период от Пасхи до Пятидесятницы во время служения
Божественной Литургии читались отрывки из Евангелия от Иоанна и из книги
Деяний святых апостолов. В праздник Пятидесятницы чтение книги Деяний
заканчивается, и далее, после Духова Дня на Литургии будут читаться отрывки
из Послания св. Апостола Павла к Римлянам.
Эта традиция не случайна. Книга Деяний рассказывает о
жизни Церкви после Воскресения Христова и ниспослания Святого Духа на
апостолов (Деян.2,1-11). Это яркое повествование евангелиста Луки о том,
как благодать Святого Духа поддерживала и направляла проповедь и все служения
первого поколения христиан.
Послание ап. Павла к Римлянам посвящено изложению богословия
ап. Павла именно о жертве Христа, благодаря которой это излияние Духа
и все последующие служения Церкви Христовой стали возможны. Поэтому церковная
традиция наставляет нас на внимательное чтение этого Послания и размышления
о нем. Думаю, что к этому можно отнестись как к заданию на лето для каждого
из нас, даже, если мы уже не раз читали этот текст. Пусть Господь благословит
нас на более и более глубокое понимание этого центрального события нашей
веры. Такое понимание открывает наши сердце и разум к действию благодати
Св. Духа.
Всем нам желаю мира, здоровья, сил, а также «благорастворения
воздухов и изобилия плодов земных».
Храни Вас Бог! Всегда Ваш, прот. Александр Борисов.
29
мая 2023 г.
|