Дорогие друзья!
Вот и пришел последний месяц нашего короткого лета, а
также церковного года. Впрочем, впереди еще красивая осень и новый церковный
год, так что не будем огорчаться, а будем за все благодарить.
Август насыщен духовно значимыми праздничными событиями.
1-е августа
(по н.ст.) - обретение мощей преп. Серафима Саровского, чудотворца. В
1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через
70 лет после его кончины. 19 июля (т.е. 1-го августа по н.ст.), в день
рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены
в приготовленную раку. Сам император, Николай Александрович, и великие
князья несли гроб с мощами Преподобного и преклоняли перед ним колена.
Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится
одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как
и Преподобный Сергий Радонежский.
Он оставил Церкви прекрасное духовное богатство - краткие,
но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими
их. Вот одно из них, пожалуй, самое известное.
"Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские,
- учил Преподобный, - сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании
лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат
средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть
стяжание Духа Святаго Божия".
Позволю себе привести несколько мест из собрания "Трудов"
митр. Антония Сурожского, где владыка ссылается на слова преп. Серафима.
"Мы все время находимся в состоянии напряженности
между двумя крайностями, между светом и тьмой, между жизнью и смертью,
между Богом и Его противником, между бытием и небытием. От нас требуется
постоянное усилие, и вот почему святой Серафим Саровский мог сказать,
что разница между погибающим грешником и христианином, достигающим святости,
только в одном - в решимости: в решимости быть верным тому, что есть в
нас самого возвышенного и святого, в отказе быть меньше, чем то, какими
мы можем (и, следовательно, должны) быть, разве что мы согласны быть ниже
собственного уровня." (стр. 93).
"Когда мы молимся о прощении, разрешении, освобождении,
примирении, мне думается, нам стоило бы помнить то, что святой Серафим
сказал одному из своих посетителей: "Если ты серьезно просишь Бога
о чем-то, Он исполнит твою молитву, но помни, какой ценой Он получил это
право и силу; цена эта - Его смерть, Его страсти, Его сошествие во ад".
(стр.282).
Антоний, митрополит Сурожский.
Труды: Книга третья. М.: Практика, 2020.
14-го августа (начало Успенского поста) Церковь празднует Происхождение Честных Древ
Животворящего креста Господня. О происхождении этого праздника в греческом
Часослове 1838 года говорится следующее: «По причине болезней, весьма
часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай
выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения
болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали
на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения
Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу
для поклонения. Это и есть предъисхождение (προοδος)
Честнаго Креста».
В этот же день мы празднуем память мучеников Маккавеев,
первых мучеников, которые пострадали за истинную веру еще за 150 с лишним
лет до Рождества Христова. Их заставляли поклониться идолам и отказаться
от веры. Семь братьев было - и ни один из них не поколебался. Когда казнили
их учителя, старца, то решили, что мать сумеет уговорить своих сыновей
отказаться от веры, чтобы сохранить себе жизнь. Но она каждому сказала:
"Сын мой, я родила тебя, Бог дал тебе жизнь через меня, и я не хочу
видеть тебя отрекшимся и посрамленным". Она была самая большая мученица.
Представьте себе: все дети погибают на ее глазах в страшных мучениях от
рук палачей. Но она стояла твердо, ибо знала: жизнь дарована Господом!
Отпасть от Него - значит умереть. Быть с Ним - значит, жить вечно (см.
2 Макк.7,1-49 ).
Маккавейские мученики исповедуют веру в воскресение из
мертвых. "Ты, мучитель, - говорит один из них, - лишаешь нас настоящей
жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной"
(2 Макк.7,9). Во 2 Макк. мы также находим первое свидетельство о молитвах
за павших на поле брани (2 Макк.12, 42-45). Эти молитвы тесно связаны
с верой в воскресение.
19 августа
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
"Последняя, глубинная сущность вещей и явления раскрывается
не столько в логических определениях, сколько в той внезапной радости,
которая охватывает порой все наше существо. Эта радость, иными словами,
есть путь и метод познания, не менее важный, чем познание научное.
Преображение. В самом этом слове ощущается нечто выводящее
нас за пределы обычного подхода к действительности. Преображение есть
такая перемена, когда изменяемой переходит в реальность совсем иного плана.
Мы говорим о ком-нибудь: "Лицо его преобразилось
улыбкой". Выходит, что улыбка эта сообщает нам о человеке больше,
чем все сведения о его росте, весе, возрасте и т.п. Иными словами, здесь
раскрывается та сокровенная сущность человека, увидеть которую иначе мы
бы не смогли.
Христос учил о Царствии Божием, о любви, братстве, прощении;
Он учил, что Царство это внутри нас и что это Царство добра и света. Но
чтобы учение о нем не осталось лишь словами, Он взял учеников с Собой
на гору, и там они увидели тот самый свет, память о котором утратил человек
поработившийся суете. И Петр сказал: Господи! хорошо нам здесь быть!
- и то были самые человеческие, самые важные слова, сказанные когда-либо.
Вот почему праздник Преображения остается для верующих явлением того сокровенного,
во что они верят, чем живут и что так трудно выразить, объяснить, доказать.
Трудно потому, что для этого нужно подняться на гору, и значит - саму
жизнь сделать усилием. подъемом, восхождением.
Но, сделав над собой усилие, человек непременно увидит
(как, где и когда - заранее сказать нельзя) этот таинственный свет, испытает
эту поразительную радость, поймет, что только по отношению к ним можно
так просто и кратко сказать: Господи! хорошо нам здесь быть!
- слова счастья, слова обретенного смысла, слова жизни, достигшей своей
полноты.
Шмеман А. , прот. "Я верю"
Что это значит? ПСТГУ. Москва. 2013. (стр.891-892).
28 августа
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. К этому
празднику я позволил себе предложить вам несколько слов из проповеди протоиерея
Георгия Митрофанова.
"Этот праздник, как и некоторые другие церковные
праздники, странен для обыденного сознания уже именно тем. что в основе
этого праздника лежит смерть, смерть человека, более того, смерть, как
учит нас церковное предание самого совершенного человека - Пресвятой Богородицы.
И вместе с тем эта смерть действительно становится основанием для радости.
Даже первым христианам, даже апостолам, как было и во
все времена, хотелось новых откровений для созданной Им на земле и оставленной
Им в мире, пронизанном смертью, Церкви в качестве непреложного доказательства
возможности человеческого бессмертия.
И вот, являя Свою любовь к Матери, Христос вместе с теми
явил Свою любовь ко всем людям. Он зримо явил им то, что оказалось очень
трудно вместимо в их сознание - почему и богословское осмысление Успения
происходило в течение веков, и чин этого праздника складывался постепенно,
- Он явил нам пример того воскресения, которое ожидает и остальных Его
чад. Это было еще одно великое жизнеутверждающее Откровение Церкви в начале
ее долгого и крестного пути, в начале пути, на котором апостолам, ставшим
свидетелями Успения, а значит, воскресения Пресвятой Богородицы, предстояло
принять совсем другую , часто мучительную, земную, безысходную смерть,
и для многих поколений христиан, которые будут умирать, часто сомневаясь,
часто ропща на Бога за то, что это будет когда-то в неведомые им времена.
Вот почему слово "успение", определяющее смерть
Пресвятой Богородицы как путь к воскресению, является очень выразительным
определением того, что произошло. И напоминанием нам о том, что и наша
с вами смерть, не похожая на смерть Богородицы, будет тоже своеобразным
погружением в сон для будущего пробуждения, для кого-то страшного, для
кого-то - радостного."
Прот. Георгий Митрофанов. Проповеди 2010 - 2017. Издание
Общества любителей церковной истории. Москва. 2017 (стр.546-549).
29 августа
Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа
Иисуса Христа.
"Образ Спасителя, который мы по традиции называем
Нерукотворным, именуется так не только потому, что, согласно преданию
на этом образе действительно во дни Страстей Христовых изобразилось Его
лицо, а потому, что нерукотворным образом Бога является Сам Господь Иисус,
живой Господь.
Слово "нерукотворный" - очень важное для нас
и говорит о не созданном человеком образе. Мы многое создаем в своем уме,
и Бога себе по-своему представляем. И эта икона напоминает нам о том,
что Бог, непостижимый, необъятный для нашего ума и сердца, бесконечно
превосходящий все человеческое, открывается нам через земной лик Иисуса
Христа. Он есть икона Божия, но икона, не созданная людьми, ибо даже самые
великие гениальные мастера не могут создать такой образ: иконой оставался
и остается Сам Господь Иисус. И Его глазами смотрит на нас вечность, смотрит
на нас Божественная любовь, смотрит на нас спасение.
Он Муж скорбей, который страдает и умирает на Кресте
ради нас. Мы это не придумали, нам бы хотелось, чтобы Он был в силе и
славе, а Он уничижен, изъязвлен за грехи наши. Страдающий Христос - вот
образ нерукотворный, потому что зачем людям было творить Его таким.
Люди любят торжество, победу и поклоняются перед ними,
но Бог захотел явиться к нам в страдании, в крови, в следах от ударов
по лицу, в пятнах крови от тернового венца, чтобы все видели, что Его
любовь больше, чем можно себе представить.
Ради этой любви Он к нам пришел, с нами соединился и
поэтому пострадал. Потому что рядом с нами, рядом с людьми Бог может только
страдать, а мы ничего не можем Ему дать, кроме каждодневного Его распятия.
Но Его любовь все побеждает, и в этом наше упование, и в этом наша память
об образе, который здесь, перед нами. Пусть он на иконе, на доске написан,
но это напоминание нам об истинном нерукотворном образе, живом Христе
и Его печати в нашем сердце."
Прот. Александр Мень. "О
вечном и временном" Проповеди. Москва. 2007. (стр.253-254).
Всем нам, дорогие друзья, желаю вступить в новый церковный
год с глубокой верой и упованием на Бога, дарующего нам жизнь, которая
проходит через трудности и даже страдания, но несет в себе и радость вечную,
которая побеждает и выводит нас в нескончаемую радость Царствия Небесного.
Всегда ваш, прот. Александр
Борисов. 30 июля 2020 г.
|