Дорогие друзья!
Заканчивается еще один год нашей жизни. Для нас он замечателен
тем, что исполнилось 30 лет возвращения нашего храма верующим и 30 лет
общины нашего храма. В воскресенье 14 ноября мы праздновали память святых
нашего храма свв. бесср. Космы и Дамиана. А в этом месяце, 19-го декабря,
будет 30 лет со дня совершения первой литургии в нашем храме после 63-летнего
перерыва.
Знаменательно, что эта первая возможность 30 лет назад
совпала с днем празднования памяти свт. Николая, а в этом году, как и
наш храмовый праздник, этот день тоже приходится на воскресенье. Такое
замечательное совпадение - символ воскресения церковной жизни в России!
Желание моего сердца поделиться с вами несколькими выдержками
из книги о. Александра Меня "О
Христе и Церкви" (Домашние
беседы).
"Встреча - самое великое слово в нашей внутренней
жизни. Потому что для всех нас важнейшим моментом явилась встреча, личная
встреча с Господом. И все мы пришли к Нему и пришли в храмы именно потому,
что эта встреча произошла. Хотя мы увидели множество трудностей на своем
пути, но зато у нас начался путь вверх. Как драгоценно то, что Евангелие,
сила Духа Божия, встреча с Христом дают нам возможность идти вверх. Естественный,
вне духовный человек уже после 50 лет жизни всегда только теряет, теряет,
теряет, а мы всегда приобретаем.
Встреча - это тайна, очень глубокими корнями связанная
с тайной Воскресения Христова. Всякая наша внутренняя встреча с Ним есть
встреча с Христом Воскресшим. Потому что, если бы Христос был, как был,
например, Сократ, то для нас существовало бы только воспоминание о Нем.
Но Христос не просто был, а Он остался с нами до скончания века. И Воскресение
- это таинственная, глубочайшая, реальная, потрясшая окружающий мир метаморфоза,
которая из узкого круга преходящей истории вывела евангельские события
в то измерение, которое видно с любой точки земного шара и из любого столетия.
С тем Христом, Который восстал из мертвых, мы встречаемся внутренне. Потому
что это и есть голос Бога, очи Бога, облик Бога, соотнесенность вечного
с временным, бесконечного с конечным, Божественного с человеческим.
Христос воскрес для того, чтобы Его человечность и Божественность
стали для нас реальностью сегодня, здесь, в душе каждого отдельного человека.
И на этом строится все. Найти подлинную встречу с Богом можно только во
Христе.
И второе: Воскресение есть победа. Оно означает, что
Бог включился в нашу человеческую войну, в великую войну Духа против тьмы,
против зла, против насилия. Тот, Кто был отвержен, осужден, убит, опозорен,
- Он на Себе сосредоточил все несправедливости мира, все зло человеческого
рода. И Он над всем этим восторжествовал.
Наши страдания и горести мы можем понимать, как соучастие
в страдании Христа, Который страдает за весь мир, у Которого кровоточит
сердце, потому что в этом сердце все сердца человеческие. Мы призваны умереть с Ним для того, чтобы с Ним воскреснуть.
Потому что Его замысел - преображение мира, - Царство Божие.
Царство Божие - это то, что в нашем внутреннем бытии
есть, когда Бог царит, царствует, господствует, когда Он в центре, когда
Он освящает все наши отношения, когда в конце концов Он является корнем
наших поступков, мыслей и чувств, когда все слабое, греховное находится
на периферии нашего существа. Вот о чем нужно молиться, к чему
нужно стремиться, что является для нас главным.
Попытки историков объяснить торжество христианства в
античном мире, как правило, в общем, неудовлетворительны. Потому что языческий
мир был миром, решившим (относительно) свои социальные проблемы. Это была
беспримерная огромная устойчивая империя. Были развиты естественные науки
- ведь оттуда, из античного мира, к нам пришли и математика, и физика,
и астрономия. Завоевать духовно такой мир было исключительно сложно.
И когда в античном мире, в Риме и в других городах, появились
первые христианские общины, казалось, они теряются, у них нет перспектив.
Христиане не пришли из экзотической страны, они проповедовали в рамках
Римской империи, и их религия зародилась совсем недавно на территории
этой же империи, да еще в довольно захудалой провинции. И тем не менее
уже в 111 г. Плиний, губернатор одной из провинций Малой Азии, пишет императору,
что "вот тут появились эти христиане - у нас храмы буквально запустели".
Что же такое произошло? Значит, существовали общины,
которые обладали силой, перетянувшей всю мощь античного государства. Что
же сыграло решающую роль? Евангелие? Да, но все-таки не совсем так. Когда
мы говорим "Евангелие", мы чаще всего представляем себе книгу.
Но книга способна завоевать мир лишь в более поздний период, в период
книгопечатания. Поэтому, если говорить о слове "Евангелие",
то только как об "учении", а ключевое слово для того, чтобы
понять, что произошло, - это слово экклесия, "церковь". Победила
Церковь. Она создала Евангелие. Она выиграла эту битву. И если мы посмотрим
еще глубже, то скажем, что победило таинство Христова присутствия среди
людей. Не проповедь доктрины одиночкой, а реальное соединение людей силой
Духа Божия.
Итак, Церковь и Таинство. Таинство для нас - очень важное
понятие, потому что оно есть символ Церкви. Церковь символизирует присутствие
Христа через Таинства. Таинство есть действие всей Церкви. Евхаристия
есть действие всей Церкви. И все остальные Таинства есть действия всей
Церкви.
Что же такое Церковь? Конечно, определение здесь давать
трудно. Не стану перечислять различные попытки этого определения. Но важно
одно: если человек хочет совершенствовать, скажем, свою физическую природу,
- он может заниматься упражнениями один; если человек хочет совершенствовать
свою психическую природу, - он может заниматься упражнениями один. Если
человек хочет идти за Христом - это путь вместе, поэтому здесь было употреблено
слово экклесия. В греческом языке этот термин применялся, когда речь
шла о народном собрании. И Церковь пришла в мир в виде собрания верующих,
о котором Деяния апостолов говорят, что это было нечто, где была "одна
душа и одно сердце". Конечно, здесь всегда была опасность превратиться
в секту, в группу, в какой-то кружок. Почему Церковь не является сектой?
Потому что она открыта всему миру.
А как же жили эти первые христиане? Они жили в вере,
надежде и любви; и еще - София-премудрость. Как бы банальная триада, но
тем не менее это так. Они жили в вере. Они собирались вместе за Евхаристией
и переживали это единство не просто как некое единство друзей, единоверцев,
единомышленников, а как особенное глубокое единство, которое Господь им
давал. Они жили в надежде. Это надежда на то, что конец пришел, наступил,
что апокалипсис начался в мире.
С того момента, когда Иисус Назарянин провозгласил: "Покайтесь,
ибо приблизилось Царство Божие", - начался апокалипсис мира. Мы живем
в апокалиптическую эпоху, и будем жить, и будут жить наши дети, и еще
совершенно неизвестно, сколько она будет длиться - возможно, тысячу лет.
Но в глобальных масштабах апокалиптическая эпоха - когда Бог стоит перед
человеком, сегодня и здесь. Христос никуда не уходил. Он остался. И поэтому
каждый раз мы решаем: будем ли мы с Ним или мы будем вне Его.
И еще жили они в любви. Историки исследовали вопрос о
влиянии христианской общины на окружающий мир. Заметим, что всех поражали
отношения христиан между собой. В Евангелии было дано задание: "По
тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой".
И первые христиане задание выполнили.
Первые христиане сумели сохранить свое лицо, не превращаясь
в секту, не отделяясь от других, а находя какое-то особое положение. Они
были такими людьми, на которых окружающие смотрели если даже с ненавистью,
то и с определенной завистью, и в конце концов, хотели быть на них похожими.
И это было главной причиной христианизации Римской империи.
И поэтому в современной Церкви, начиная уже с конца XIX
в., начались попытки возврата к Церкви как к общине верующих. Для этого
пытались создавать различные православные братства, которые существовали
под весьма разными девизами, включая даже "Общество трезвости. Они
были связаны совместной молитвой, общей для всего сообщества; они были
связаны особым трудом для конкретной цели. Особенно прекрасны были общества,
которые посвящали себя заботе о больных, о беспризорных и т. д.
Имеет ли это для нас интерес? Имеет, и вот какой. Мы
всегда должны помнить, что полнота Церкви осуществляется в братском единстве
- в том же самом, что было: в вере, в надежде, в любви и в Софии. Вера
- это когда вы вместе причащаетесь. Вера - это Слово Божие, в которое
мы углубляемся. Надежда - это значит всегда смотреть выше и вперед, не
замыкаясь в нашей повседневности. И любовь, Вот подумайте: пройдет много
лет, всякие люди будут в вашей жизни, но те, с кем вас связывало что-то
духовное, останутся - эта связь особенная, она ничем не может быть заменена,
потому что она вечная. Только если что-то глубокое связывает людей, тогда
связь сохраняется."
Всем нам желаю здоровья, сил, радости и помощи Божией
во всем, чтобы не погружаться с головой в ажиотаж мира сего с его реальными
и надуманными проблемами, а в смиренномудрии жить в вере, надежде и любви.
Всегда ваш, прот. Александр Борисов. 30 ноября 2021 г.
|