Дорогие
друзья!
Заканчивается
лето, а с ним заканчивается церковный год и начинается новый - с 1-го
сентября по ст. стилю и, соответственно с 14 сентября по новому стилю.
В каком-то смысле начало Нового года с 1-го сентября для нас эмоционально
ощутимее по нашему детству, когда заканчивалось замечательное и долгое,
долгое, как казалось в детстве, лето и начинался этот, конечно, как
говорили взрослые, очень нужный, но уж очень нудный и трудный учебный
год. Вот так и в древности конец лета и начало осени воспринимались
как новый этап жизни. А церковные праздничные события, призванные вносить
в нашу земную жизнь измерение вечности, выстраивались на протяжении
веков мудрыми отцами Церкви так, чтобы мы соединяли течение нашего земного
года с важными и важнейшими событиями жизни Церкви.
Для нашего прихода, унаследовавшего жизнь прихода прот. Александра Меня
и получившего в марте 1991 г. благословение Святейшего Патриарха Алексия
Второго на церковную жизнь в нашем храме, месяц сентябрь, конечно, всегда
связан с воспоминанием о трагической гибели о. Александра Меня 9-го
сентября 1990 г.
Позволю
себе привести несколько слов об о. Александре из книги В. И. Илюшенко
"Религиозный гений отец Александр Мень". Кстати, горячо рекомендую
прочесть ее всем, кто хотел бы познакомиться с замечательно глубокой
оценкой личности о. Александра (Москва: Эксмо, 2021 имеется в киоске
храма).
"О.
Александр был из числа людей в которых с поразительной полнотой отобразился
Христос. Даже можно сказать, что о. Александр в большой мере повторил
путь многих замечательных великих христианских святых и, как и они,
принял мученический венец.
Христос
был стрежнем и смыслом его жизни, как и у других великих святых. Однажды
он сказал о преподобном Сергии: "Вера его была не возбужденной,
не святошеской, а здравой, твердой, надежной, спокойной, уверенной,
как весь характер святого Сергия". Вот такая же вера была у самого
отца Александра.
Отец
Александр оставил нам высочайший образец - пример собственной жизни.
Я мог бы сказать вслед за Шекспиром: "Он был человек в полном смысле
слова". Он жил верой и учил нас жить также. Он говорил: "Если
человек обретает веру - это значит, что он нашел самого себя, он нашел
то глубокое, что живет всегда в нашем сердце".
Отец
Александр не раз говорил, что Тот, Кто создал этот невероятный космос,
со звездами, галактиками и человеком, не ограничился лишь актом творения.
Он поддерживает наш мир, нашу жизнь и сейчас, и всегда. И если бы Творец
перестал это делать хотя бы на мгновение - пресеклось бы наше дыхание,
все распалось бы на мельчайшие атомы, все обратилось бы в прах. "Не
Бог в мире, а мир в Боге" - говорил он. То есть мир имеет духовное
основание - таков закон этого мира, закон жизни.
Подобно
этому есть и другой закон: Земля стоит на праведниках и святых. Именно
они скрепляют наш мир. Без них он рухнул бы, все погрузилось бы во мрак
бездуховности. Таким праведником и святым, апостолом нашего времени
был отец Александр Мень. Его жизнь была совершенна, как шедевр, все
части которого составляют одно гармоническое целое. (Добавлю от себя,
- А.Б.: Вспомнилась одна недавно услышанная хорошая мысль: Содом и Гоморра
погибли не потому, что было много грешников, а потому, что не хватило
праведников)
Одну
из последних своих лекций - о матери Марии Кузьминой-Караваевой, русской
монахине и героине французского сопротивления, - отец Александр закончил
так: "Отдать себя до конца - вот это и есть совершить евангельский
подвиг. Только этим спасается мир."
О.
Александр Мень был убит неизвестными в воскресенье 9 сентября 1990 г.
неподалеку от своего дома, когда он шел на поезд, чтобы ехать в свой
храм в г. Пушкино служить Литургию. Его отпевание, как и положено по
православной традиции, совершалось на третий день, то есть 11 сентября
(первым днем считается день кончины). Совершал отпевание правящий архиерей
митрополии Московской области митрополит Ювеналий.
Обращает
на себя внимание то, что отпевание и похороны о. Александра совершались
в день, когда Православная Церковь вспоминает Усекновение главы, то
есть казнь, Иоанна Предтечи. Едва ли убийцы планировали, чтобы похороны
их жертвы состоялись в этот день скорби и строгого поста. Думаю, что
Сам Господь дает нам такие роковые совпадения, такие знаки. Подобно
Иоанну, о. Александр был предтечей для тысяч людей, уверовавших в Иисуса
Христа через общение с ним, через его книги и проповеди. Подобно Иоанну,
он был убит топором в голову. И вот, отпевание его в этот же печальный
день. А на следующий день, 12-го сентября, - день памяти святого князя
Александра Невского - день именин о. Александра Меня. Вот такие близкие
значимые даты.
День
14-го сентября - церковное новолетие, начало церковного года
(по ст. стилю - 1-е сентября).
21-го
сентября Православная Церковь празднует Рождество Богородицы
- первый Двунадесятый праздник церковного года (т.е. первый из главных
12-ти церковных праздников). Это восьмой день нового церковного года
(по ст. стилю - это 8-е сентября). Цифра 7 - в библейской символике
символ полноты сотворенного мира, а восьмой день - символ будущего века.
Как
и всегда, тропарь праздника передает его главный смысл:
Рождество́
Твое,́ Богоро́дице Де́во, / ра́дость возвести́
всей вселе́нней: / из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды,
Христо́с Бог наш, / и, разруши́в кля́тву, даде́
благослове́ние, / и, упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т
ве́чный.
Рождение
Твое, Богородица Дева, возвестило радость всей вселенной, ибо из Тебя
воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, и, уничтожив проклятие, Он
возвратил нам благословение и, низложив смерть, даровал нам жизнь вечную.
Вот
несколько слов из проповеди о. Александра Меня в этот праздник. "Первый
праздник церковного года говорит нам о " радости всей вселенной
". Но эту радость предваряли печаль и скорбь Иоакима и Анны, родителей
Пресвятой Девы, которые уже не надеялись получить Божие утешение, не
надеялись иметь детей. И после этого к ним пришла неожиданная, нечаянная
радость, - родилась у них Дочь, которую они назвали Мариам.
Так
бывает не только в истории Церкви, но и в жизни людей, когда, казалось
бы, все уже рухнуло, надеяться уже не на что, по-человечески рассуждая,
все плохо. Но вот тогда-то и приходит милость Божия, любовь Божия. Она
приходит как нечаянная радость, нечаянное ободрение, нечаянная для нас
помощь. В этот праздник мы все исполняемся надеждой, мы знаем, что в
самый темный наш час все равно Господь нас видит. И потому Господь нас
не оставит , что Он нас поддержит. И мы исполнены Ему благодарности
за ту нечаянную радость, которую Он нам дает, чтобы мы не упали, не
заблудились, не изнемогли на нашем пути."
27-го
сентября Церковь празднует Воздвижение Креста Господня. Праздник
установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно
церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы — места
Распятия Иисуса Христа. Вот несколько слов из проповеди о. Александра
Меня в этот праздник.
"И
вот это древо после раскопок, проведенных царицей Еленой, патриарх Иерусалимский
воздвиг над толпой молящейся, повторяющей слова: "Господи, помилуй".
Теперь этот Крест, поднятый над верующими христианами, является знаком
Церкви Христовой, а праздник Воздвижения - праздником ее победы и торжества.
Как
Крест 300 лет был под спудом, так и Церковь Христова была гонима, была
презираема, была притесняема; а в некоторые годы на нее обрушивались
такие жестокие преследования, что они приводили к появлению сотен мучеников.
При
императоре Константине Великом произошел поворот. В 313 г. он провозгласил
свободу вероисповедания по всей своей державе. Что же заставило его
пойти на этот шаг? Император был человеком государственным и понимал,
что нельзя уничтожить и побросать в тюрьмы всех, он видел, что тысячи
людей крестятся, тысячи людей обращаются в веру Христову. Это было первой
и главной причиной поворота государства к Церкви. И в результате - торжество.
Крест Христов вознесен над миром!
Спросим
теперь себя: каким образом тогда, много веков назад, Церковь победила?
Чем она победила? Ясно одно - она победила своим примером. Люди, верующие
во Христа были добрее, чище, сильнее, мужественнее всех остальных. Язычники
и неверующие смотрели на них как на высокий образец подражания. Сила
наша, сила Церкви Христовой заключается в жизни по заповедям Евангелия.
Сила наша заключается и в том, что Дух Божий должен действовать через
нас.
Его
сила дается каждому, каждый может получить дар этой благодати и воскреснуть:
проснуться духовно и стать во много раз сильнее. Потому что Господь
спасает нас Своей бесконечной искупляющей силой. Она дана нам, она обещана
нам! Днесь дано нам спасение, и только от нас зависит, чтобы мы приняли
силу Креста Христова, усвоили и в жизни своей осуществили то, что Господь
нам заповедал."
Всем
нам желаю возрастания в Вере, Надежде и Любви. В Вере, что Бог есть
и любит каждого из нас, Надежде, что переполняющее наш мир зло не вечно
и окончательная победа в будущем мире за добром, и Любви - видеть Любовь
Божию в красоте природы, живых существ, в прекрасных явлениях культуры,
а также в глубинах наших сердец, в которых обитает образ и подобие нашего
Творца!
Храни всех вас
Бог! Прот. Александр Борисов.