Дорогие
друзья!
Закончился
еще один год нашей непростой жизни. Начнем следующий год с благодарения
Богу за все доброе и хорошее, что было в минувшем году с молитвой о
мире во всем мире и об укреплении
в наших сердцах веры, надежды и любви в году предстоящем. Как и всегда
год начинается с празднования Рождества Христова - прихода в мир Воплотившегося
Слова Божия, Того Слова, Которым был создан и поддерживается весь мир,
все видимое и невидимое.
Празднованию
Рождества Христова 7-го января по новому стилю предшествует день памяти
замечательного святого нашей Церкви прав. Иоанна Кронштадского (2-го
января) (годы жизни: 31 октября 1829 г. – 2 января 1909 г.).
Приведу
несколько выдержек из статьи свящ. Филиппа
Ильяшенко (Журнал "Фома":
№ 10 (126) октябрь 2013).
"Современники
святого праведного Иоанна Кронштадтского яростно спорили о нем.
В народе его любили и почитали, а либеральная интеллигенция
считала его черносотенцем и реакционером, символом мрачного
самодержавия.
Главная
причина любви простого народа к о. Иоанну — не сами по себе чудеса,
не сами по себе исцеления, а то, что за ними стояло, что делало
их возможными. А именно то, что он сам называл «жизнь во Христе».
То есть дар любви, той божественной любви, которую он получал в ежедневном
причащении святых Христовых Тайн, в ежедневном служении Литургии,
и которая выражалась в его готовности каждую минуту своей
жизни, каждой копейкой своего достояния послужить ближнему. И эту
любовь не мог не чувствовать народ, и поэтому шел к нему.
На переломе
XIX-XX веков, когда Россия стремительно развивается, идет бурный процесс
модернизации, когда приходит время банков, заводов и фабрик, быстрых
капиталов. Это просто не время святости. Плюс к тому незавидное
положение Церкви в синодальный период — когда она практически
всеми воспринималась как один из институтов государственной власти,
священники воспринимались как государственные чиновники. И в такой
ситуации отец Иоанн, явивший в своем служении настоящую
церковную жизнь, конечно, был явлением исключительным. Современники
отца Иоанна в своих письмах и воспоминаниях свидетельствуют,
что к нему потоком шли совершенно разные люди, всех сословий, бедные
и богатые, простые и образованные.
Но все-таки
бóльшая часть образованного общества не принимала отца Иоанна —
не принимала жестко, категорично. Причина тут, на мой взгляд, заключается
не столько в самом отце Иоанне, сколько в умонастроениях той
части русского общества рубежа XIX-XX веков, которую тогда стали называть
«интеллигенцией». Это были люди, которые, с одной стороны, фактически
отпали от Церкви, от традиции, а с другой — страстно, напряженно
искали истину, искали идеал, жаждали справедливости, счастья для всех.
И эту жажду, религиозную по сути своей, пытались удовлетворить
идеологией безбожного гуманизма, а наиболее радикальные —
идеями революционного переустройства общества.
Естественно,
при таком настрое они никак не могли принять отца Иоанна — он противоречил
всем их принципам. Они отвергали церковное учение — а он его
горячо защищал; они отвергали монархию — а он был убежденным
монархистом; они превозносили светскую культуру — а он ее
весьма эмоционально критиковал
Вот
цитата из предсмертного дневника отца Иоанна, это запись от 3 октября
1908 года (за три месяца до смерти): «Не скорби безутешно о злополучии
Отечества. Земное Отечество страдает за грехи царя и народа, за
маловерие и недальновидность царя, за его потворство неверию и богохульству
Льва Толстого и всего так называемого образованного мира министров,
чиновников, офицеров, учащегося юношества. Молись Богу с кровавыми
слезами об общем безверии и развращении России».
Обвинения в его адрес — что он черносотенец, антисемит,
погромщик -стопроцентная
ложь. Нет никаких свидетельств — ни текстов отца Иоанна, ни воспоминаний
современников — где он бы высказывал что-то антисемитское. А вот
что касается «погромщик» — всё с точностью до наоборот. Когда
в 1903 году случился страшный погром в Кишиневе, отец Иоанн
совместно с епископом Антонием (Храповицким) подписал резкое заявление —
«Слово о кишиневских событиях», где очень жестко с христианских
позиций осудил погромы. Кстати, текст этот потом распространялся еврейскими
обществами, что навлекло на отца Иоанна нападки крайних реакционеров.
Но правда
в том, что отец Иоанн действительно вступил в монархическую
организацию «Союз русского народа». Эта организация возникла в 1905
году, после событий первой русской революции, и объединяла тех
подданных Российской империи, которые ужаснулись смуте и хотели
спасти монархию, она объединяла людей из разных сословий, разного уровня
достатка, разного культурного уровня (достаточно сказать, что туда входили
и Дмитрий Иванович Менделеев, и Виктор Михайлович Васнецов).
Для
отца Иоанна, глубоко преданного монархической идее и враждебно
относившегося к революционному движению, «Союз русского народа»
был, прежде всего, традиционалистской организацией, занимающей охранительную
позицию. Но факт в том, что отец Иоанн был убежденным монархистом
с юности, и он видел ту угрозу, которая нависла над Россией
в те, казалось бы, спокойные годы, когда смута 1905 года была подавлена,
когда Россия внутренняя стремительно развивалась и экономически,
и культурно, ее международное положение было вполне прочно. Тогда,
уже незадолго до смерти, он взывает к государю: «Проснись, спящий
царь!» Он чувствовал, что надвигается катастрофа, и ее причины —
не внешние, а внутренние. Это помрачение умов, охватившее если
не весь народ, то весьма большую — и самую активную! —
его часть. Время показало правоту отца Иоанна — свобода совести
оказалась свободой жить без совести, те гражданские свободы (слова,
собраний, партий), которыми пользовались после 1905 года либералы, обернулись
катастрофой 1917 года, после которой начался такой террор, какой и представить
никто из «людей прогрессивных взглядов» не мог."
8 июня 1990 года отец Иоанн был прославлен Поместным
собором под председательством Святейшего Патриарха Алексия II, который
был избран Патриархом на том же Соборе 7-го июня.
Для меня особенно значим один факт из жизни о. Иоанна
в конце XIX в. - исцеление им прабабушки о. Александра
Меня. Она жила в Харькове, рано овдовела и осталась одна с семью детьми.
У нее началось странное заболевание - вздутие живота, похожее на большой
срок беременности. Ничто не помогало. Соседка, православная женщина,
предложила ей пойти на встречу о. Иоанна, который должен был приехать
в Харьков. Его встречала огромная толпа людей. Им удалось оказаться
поблизости от о. Иоанна, так что он увидел ее в толпе и подошел к ней.
О. Иоанн сказал ей: "Да, я вижу, что Вы - еврейка, но у Вас есть
вера и Бог Вас исцелит". В течение двух месяцев опухоль стала спадать
и прабабушка дожила до глубокой старости. Это исцеление впоследствии
воспринималось ее внучкой, Еленой Семеновной, матерью о. Александра
Меня, как особое благословение от о. Иоанна, которое сказалось и на
ее сыне, о. Александре во всем его служении.
7-го января мы с вами встречаем радостный Праздник -
Рождество Христово.
Мне хочется поделиться с вами небольшим текстом о. Александра
Меня. Это письмо, которое он передал на Рождество Христово в созданные
им еще в те годы евангельские группы. Вероятно многие из вас его уже
читали раньше, но думаю что все равно эти его слова, радостные и ободряющие,
очень подходят для приближающегося Праздника.
"Дорогие друзья! День Рождества Христова для нас
для всех является тёплым, святым, семейным, торжественным. Днём осуществлённого
пророчества; днём, который символизирует для нас самое дорогое: что
Господь приходит к нам, чтобы у нас здесь родиться. И вот в этот
день читаются слова из пророков. Вот три главных пророчества. Имя рождённого
младенца будет Эммануэль - "с нами Бог". Если у нас нет
сил, нет успеха, если у нас нет многого из того, о чём люди мечтают,
к чему стремятся, на что надеются, но с нами Бог, то тогда всё равно
мы побеждаем. И на самом деле человек хочет и стремится, даже не
всегда ясно осознавая это, к тому, чтобы Бог был с нами. Это моё вам
самое задушевное пожелание в Рождественский день, чтобы вы чувствовали,
хоть на какие-то мгновения, что Он с нами. Он приходит незаметно.
Я очень люблю слова знаменитого мистика Мейстера Экхарта,
что Бог произносит Своё Слово в молчании. И хотя наша жизнь очень, так
сказать, бедна этим молчанием, у нас много шума, суеты, часто вполне
необходимых повседневных занятий, но мы должны вырывать для этого молчания
хоть немного для того, чтобы почувствовать, как Бог произносит в нас
Своё Слово. И тогда становится понятным, что же имел в виду пророк,
когда он говорил о том, что Избавитель придёт тихо и незаметно, что
Он ни надломившейся трости не сломает, ни льна, который уже дымится,
курится, и вот-вот погаснет не угасит. Он приходит тихо и незаметно.
И результатом будет то, что есть в третьем пророчестве
Исайи: когда лев ляжет рядом с ягнёнком. В мировом, космическом, во
вселенском масштабе – это только грядущее. Но вот вся тайна нашей веры
в том, что она совмещает грядущее с сегодняшним, что Царство Божие еще
ожидаемое – и оно уже здесь. И поэтому, вот эта метаморфоза, когда лев
будет лежать рядом с ягнёнком, – это метаморфоза будущего, это метаморфоза
преображённой твари, где уже не будет взаимного пожирания. Но это также
есть и символ иного состояния нашего духа. И мы будем знать, что Господь
к нам пришёл, когда в нас утихнут хищные звери, когда прекратится внутренняя
война, взаимное уничтожение и восстание тёмных стихий внутри нас. Вот
это и будет мир в людях доброй воли, в человецех благоволение.
Слова эти вам всем знакомы. Именно о них пели ангелы.
Значит, Бог даёт нам мир. Он посылает вот этот внутренний мир в самое
средоточие бурной и накалённой жизни. Но Он посылает не просто так,
а людям, человекам благоволения, людям доброй воли, то есть тем, кто
стремятся к этому, хотят, кто упорно стоят у двери и ждут, когда Он
откроет, и когда мы можем сказать: с нами Бог!
Приди, Господи, к нам, будь нашим гостем в этот Рождественский
день! Всех вас поздравляю, обнимаю, благословляю! 1987 г."
Крещение Господне (19-го января). Вот несколько выдержек
из проповеди о. Александра Меня в этот Праздник.
"Сегодня особенный двунадесятый праздник. Крещение
Господне, когда явился Дух Господень, сходящий на Христа Спасителя!
Заметьте, что Господь пришел каяться на Иордан так, как будто Он был
грешником. Почему же безгрешный Господь , так поступил? Почему Он принудил
Крестителя омыть Себя в реке? Разве Он имел грехи? Нет. Почему же Он
стал вместе с кающимися и сказал: "Надлежит так исполнять нам всякую
правду"?
Почему? Потому, что Его жизненный путь является для нас
с вами указателем нашего малого человеческого жизненного пути. И Он,
вступая на Свое служение роду человеческому, получая, как Богочеловек
помазание Духа Божия, показывает нам, что служение надо начинать с покаяния,
с осознания своей немощи. И хотя у Него Самого не было грехов, Он показывает
нам путь.
Мало того, Он показывает нам и другое. Когда, получив
Дар и помазание Духа, Он вышел из воды, когда Небеса над Ним разверзлись,
Он удалился пустыню. И что там ждало Его? Искушения! Духовные испытания,
которые Он победил как Богочеловек и как человек.
Всякий, кто пошел за Христом, должен помнить, что он
встретит на своем пути испытания, скорби и искушения. И если Господь
в начале Своего пути был искушаем, а в конце Своего пути претерпел муку
и смерть, то и мы с вами, идя в Его вечное Царство, будем проходить
по этим же самым ступеням: радость и печаль, Дух Божий и искушения,
страдание и последнее Вечное воскресение."
Дорогие друзья, есть очень интересная инициатива в отношении
наследия прот. Александра Меня. Предложено составить сборник цитат из
его книг и выступлений, которые почему-либо показались очень значимыми
для читателей. Каждый из вас может послать полюбившиеся ему высказывания
о. Александра по адресу: Анна Симкина <anna.simkina@gmail.com>.
Заранее благодарим!
Всех вас, дорогие, поздравляю с Новым годом и Рождеством
Христовым!
Всем нам желаю мира, здоровья, и благодатной помощи Божией
во всех наших делах и проблемах. "Христос раждается, славите, Христа
с небес встречайте"!
Прот. Александр Борисов. 27
декабря 2023 г.