Дорогие
друзья!
Так
знаменательно сложилось время поста в этом году, что первый день весны
- день перед началом Великого поста - 1-е марта - Прощеное воскресенье.
Желание моего сердца поделиться с вами проповедью прот. Александра Меня,
сказанной именно в такой же день перед началом поста.
Во
имя Отца и Сына и Святого Духа!
Приближается
время Великого поста, время обновления, очищения и — самое главное — время
подготовки к принятию Божественной исцеляющей благодати. Мы все приходим
больные душой, неся на своих плечах тяжелые камни немощей, грехов, собственного
несовершенства. Кто из нас не знает, как тяжелы эти камни, кто из нас
не знает, как слаб человек, кто из нас не знает, что мы тысячу раз пытались
освободиться от грехов, отряхнуть их с себя, но они вновь повисали на
нас, и вновь мы шли согбенные и влачили мерзкий груз, черный и грязный.
Но
Господь нам говорит, что Он есть единственные врата в Царство чистоты
и света. Только обратившись к Нему, только в молитве найдя силу Его благодати,
мы можем с вами ожить, преобразиться, стать иными. Но к этому нужно готовиться.
И вот Церковь дает нам для этого замечательное время Великого поста, которое
предваряет радость Воскресения.
Все
это не случайно, ибо мы должны умереть и умереть дважды. Во-первых, умереть
вместе с Господом. Подумайте, что это означает? Это значит, что Он страдал
для спасения других людей, и мы должны нести свои трудности и страдания
жизни, может, и не такие великие, но все-таки нести их как крест, именно
как свой крест. И как бы умирать с ним постоянно. И еще мы должны умереть
для греха. А что это означает? Это значит, что мы должны так настроить
совесть, душу, жизнь свою, чтобы грех был нам противен. Конечно, он будет
нас искушать, конечно, он будет показывать свою силу над нами, но все-таки
мы будем ему врагами. Мы не будем его приветствовать, не будем его пускать
в свою жизнь с готовностью, мы будем сопротивляться до последнего, хотя
силы наши невелики.
Умирая
так в покаянии и несении своего креста, мы с вами подойдем к дням Святой
Пасхи. И кто из нас будет готов, кто из нас по-настоящему пройдет этот
путь, тот встретится с истинной Христовой благодатью. Все для этого делает
Церковь.
Сегодня
нам напоминают о падении Адамовом, о нашей общей греховности, ибо Адам
— это есть все мы с вами. Все мы отпали от Бога, все мы пошли своими путями.
Все мы находимся в непослушании, в самовольном блуждании, и все мы стоим
перед лицом Божественного милосердия. Как бы ни был грешен и слаб человек,
если он захочет изменить свою жизнь, Господь пошлет ему для этого силы.
И наконец, очень важные слова Христовы и сегодня нам показывают, что наша
подготовка в наших руках. Господь Иисус говорит: «Если вы хотите, чтобы
вас простил Отец Небесный, то и вы должны прощать тем, кто виноват перед
вами». В самом деле, как это понятно, как это просто и логично. Можем
ли мы говорить: «Господи, забудь, изгладь, вычеркни», — когда у нас в
сердце сидит злоба, оберегается и охраняется злопамятство? Нет, конечно.
Поэтому сегодня Церковь призывает нас к прощению. Мы не можем жить друг
с другом без прощения, ибо каждый человек всегда виноват перед другими:
муж перед женой, дети перед родителями, родители перед детьми, соседи
перед соседями. Мы люди, живые люди, и если бы не умели прощать друг друга,
то весь мир превратился бы в ад, хаос злобы.
И
давайте начнем сегодня. Давайте вспомним все то злое, что есть в нашей
жизни, и оставим это за порогом Великого поста. Я, конечно, знаю, что
это трудно, но ведь это дело Божие, это призыв Христов, ради этого стоит
поступиться собой. «Се время благоприятное», — говорит нам Церковь, а
мы взываем устами псалмопевца: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».
И научи меня каяться, научи меня видеть свои грехи, и не оставь меня тогда,
когда я в отчаянии увижу, как велик их сонм, как велика их сила, как неодолима
сила греха. Чтобы в тот момент, когда я скажу себе, что нет мне спасения,
нет мне прощения, нет мне исцеления, чтобы тогда я узнал, что оно есть,
оно есть и даруется нам Духом Христовым, Христом Спасителем, невидимо
присутствующим здесь, живущим среди нас, пришедшим в этот мир, чтобы ни
один человек не погиб, но имел жизнь вечную. Аминь.
1. Воздержание
от мясной пищи обязательно. Относительно всего прочего следует уточнить
с духовником. Кроме того, хорошо избрать какую-нибудь житейскую вещь и
отказаться от нее на эти дни, сохраняя воздержание до Пасхи.
2. За
время поста нужно прочесть все четыре Евангелия.
3. Необходимо
отказаться от всех лишних встреч, дел — всего, что рассеивает. Отдых,
разумеется, не отменяется, но виды его нужно избрать такие, которые не
нарушали бы мир души (например, прогулки, поездки за город и т. д.).
4. Ежедневно
надо читать молитву св. Ефрема Сирина, желательно медитативно, т. е.
сосредоточиваясь мыслью на словах. Размышлять нужно преимущественно над
одной частью (например, фраза «Господи, Владыко живота моего»; тема: Христос
как альфа и омега моей жизни, ее смысл, любовь и цель. Ощутить это хотя
бы на короткое мгновение).
5. Кроме
чтения молитвы св. Ефрема Сирина необходимо посвящать ежедневно 10
минут (это минимум, а вообще–то желательно полчаса) — 5 минут утром
и 5 минут вечером — молитвенным размышлениям. Главное — не пропустить
ни одного дня в течение Великого поста.
Рекомендуется
во время молитвы выбирать удобное место, удобное положение тела, но при
невозможности этого отступать не следует. Размышлять можно и на ходу,
и на работе, и вечером, когда все уснут, и утром — одним словом,
приноравливаясь к обстоятельствам. Весьма важно, чтобы ничто не «наседало»,
не волновала необходимость срочно что–то сделать, не угнетала слишком
сильная усталость. Перед началом молитвенного размышления нужно перекреститься
(если это происходит дома) или мысленно призвать имя Божие; понудить себя
отрешиться от забот (это самое трудное), усилием воли поставить себя перед
лицом Божиим; осознать, что, где бы мы ни были, мы всегда с Ним и перед
Его лицом. После этого обращаем взгляд к иконе или к кресту (если мы не
дома, полузакрываем глаза и вызываем образ креста). Нужно, чтобы все тело
пришло в состояние покоя, дыхание не было учащенным, движений не нужно
(кроме крестного знамения). После этого мысленно произносим фразу из молитвы
или Евангелия (можно из литании, акафиста, литургии — по выбору)
и стараемся как можно дольше удержать ее в сознании, обдумывая ее, погружаясь
в глубину, ощущая ее многогранную связь со своей жизнью. Сначала это будет
получаться с трудом. Возможно, только на третьей неделе дело пойдет лучше.
Главное — не надо отступать. И так каждый день весь пост, по пять
минут утром и пять — вечером. В крайнем случае время можно менять,
но лучше избрать одно и то же. Не нужно удивляться и огорчаться, ловя
себя на рассеянности, на неумении сосредоточиться: полезно считать себя
учеником новоначальным, впервые приступающим к таким размышлениям. Список
молитвенных речений для них хорошо составить заранее на неделю. Надо стараться
на протяжении дня в свободные от работы мгновения возвращаться мысленно
к теме размышлений, как бы готовясь к встрече. Основное условие успеха —
установление внутренней тишины; это самое трудное в наш шумный век.
6. После
пятиминутного размышления необходимо посидеть или просто постоять молча
и сосредоточенно, как бы прислушиваясь к тишине, и потом с этой тишиной
в сердце приступать к делам, стараясь сохранить ее «звук» как можно дольше.
7. Все
воскресные дни во время Великого поста обязательно посещать литургию,
не опаздывая к службе.
Всем
нам желаю, чтобы время Великого поста в самом деле стало для нас не тяжелым
бременем, а радостной духовной весной. Храни Вас Бог!
Всегда Ваш, прот. Александр Борисов.
26
февраля 2020 г.
|