Дорогие
друзья!
Приходит последний месяц 2022 года, года, трудности и
тревоги которого не заканчиваются, но, к великому сожалению, простираются
и в неопределенное будущее. Как мы знаем, войны и нестроения неизбежно
сопровождают всю историю человечества. В такое время, конечно надлежит
обратиться за духовной поддержкой к Слову Божьему, которое дает нам духовные
ориентиры в трагических событиях мировой истории. В нынешних наших обстоятельствах
желание моего сердца напомнить вам об известных словах пророка Аввакума,
- "Праведный же верою своею жив будет!", - и о тех обстоятельствах,
в которых они были произнесены пророком.
В конце 7-го в. до Р.Х. на Ближнем Востоке было противостояние двух
могущественных государств - Египта и Ассирии. Иудея находится между этим
двумя державами. Египетское войско, захватив Газу, продвигалось к северу.
Иудейский царь Иосия, явно переоценив свои возможности, решился преградить
дорогу египтянам. В 609 г. (до Р.Х.) в битве при Мегиддо Иосия был тяжело
ранен и скончался. Для большинства иудеев смерть благочестивого царя была
необъяснимым, ошеломляющим ударом. Это была трагедия, причину которой
они были не в силах найти. Псалмопевцы, сопровождавшие процессию с телом
царя, изливали скорбь народа в печальных песнях. Далее - выдержки из книги
прот. Александра Меня "Вестники Царства Божия" (конец 10-й главы).
"Один
из певцов, пророк Аввакум, сложил
в те дни псалмы, исполненные горя и философских раздумий. Аввакум, этот
предшественник Иова, вопрошает Бога с дерзновением и искренностью, на
которые дает право только бесконечное доверие к Нему:
О
Ягве! Доколе взываю я, а Ты не слышишь?
Кричу к Тебе про обиду, а Ты не спасаешь?
Зачем Ты даешь мне видеть неправду и смотреть на бедствие?
Грабеж и насилие предо мною, царит вражда, возникает раздор.
Оттого потеряла силу Тора и не совершается справедливость,
Что нечестивый побеждает праведного;
оттого
извращается правосудие (Авв
1, 2-4).
Это — старый, как мир, вопль, извечный вопрос
человека, возникающий тогда, когда он хочет мерить таинственную высшую
правду мерками своей, человеческой правды. Ему так хотелось бы, чтобы
добродетель автоматически приносила благоденствие, а зло немедленно бы
каралось! Казалось бы, те, кто исполнял закон Божий, должны были получить
на земле награду: побеждать, обогащаться и править. А вместо этого зло
торжествует, а праведники унижены, гонимы и гибнут. Как совместить это
с Божественной справедливостью? Почему Господь дает власть этим фараонам
и месопотамским владыкам?
В ответ на свое вопрошание Аввакум слышит весть о новой грозе: фараон
будет повергнут, но годы испытаний еще не кончились; новые властители
придут на смену прежним. Кто они? Персы, мидийцы, варвары неведомых стран?
В псалме Аввакума они названы «касдим», халдеями; это племя тогда правило
в Вавилоне. Но по существу здесь образ любой державы, которая алчно поглощает
народы. Это — чудовище, служащее лишь своему ненасытному честолюбию.
Пророк ужасается видению этого нового поработителя. Он опять с мольбой
обращается к Богу, веря в Его святость и справедливость:
Ягве! Не Ты ли издревле Бог мой?
Святой мой! Не дай погибнуть мне! Ведь только для Суда Ты попустил его?
Оплот мой! Для кары Ты поставил его?
Слишком чисты Твои очи, чтобы смотреть на злодейство!
Ты не можешь выносить вида нечестивого. Как же Ты смотришь на злодеев
и молчишь, когда нечестивый пожирает праведного? (Авв. 1, 12-13).
Ночью поднимается пророк на башню, чтобы
здесь, в тишине и уединении, услышать ответ Божий. Перед ним расстилаются
волнистые горы, окружающие Иерусалим; Сион спит тревожным, болезненным
сном, окутанный черным покровом скорби. Иерусалим... Город царей и пророков,
город обманутых надежд. Как мал он в сравнении с Фивами, домом Амона,
великим Вавилоном и погибшей Ниневией! Но вот здесь стоит провидец, упорно
всматривающийся в темный небосвод; он ожидает ответа от Бога, ответа себе,
Израилю, всему человечеству. Доколе, Господи?.. Эта вопрошающая фигура
на городских стенах вырастает в исполина, поднимаясь к звездам, воплощая
в себе все духовное томление мира. Доколе, Господи?..
Миновала ночь. Наступает утро, поднимается дым курений, звенят серебряные
трубы, открываются ворота. Певец снова стоит перед алтарем. Люди внимают
ему, а он возвещает то, что услышал в безмолвии ночи. Бог ответил. Теперь
пророк знает, что мир и полнота жизни будут обитать в тех, кто, невзирая
ни на что, не усомнился в Боге, кто до конца будет доверять Ему:
Вот у надменного не устоит душа,
ПРАВЕДНЫЙ ЖЕ ВЕРОЮ СВОЕЮ ЖИВ БУДЕТ. (Авв
2,4).
Таков единственный спасительный исход из
темных лабиринтов жизни. Вера это то невыразимое, чем достигается пребывание
с Богом; она поднимает человека туда, где сами собой разрешаются все вопросы
и недоумения, ибо он начинает видеть жизнь глазами Божиими.
Об этом невозможно рассказать на земном языке, поэтому Аввакум и
не пытается дать никакой богословской теодицеи, никакого логического оправдания
тайны. Он лишь знает, что Бог творит Свои суды иначе, нежели человек, что нужно лишь всецело
доверить Ему себя. Этот итог вопрошаний Аввакума. Слова о животворящей
вере повторит апостол Павел, когда будет говорить о приобщении человека
к тайне Искупления.
Среди исторических гроз, которые гимн изображает в виде стихийных
катаклизмов, доверие к Богу стоит незыблемой скалой, оплотом твердости
и мужества. Душа поэта охвачена экстатическим трепетом и переполняется
любовью к Зиждителю. Эта любовь ищет не даров Его, но близости к Нему.
Само Его существование становится источником неиссякаемой радости и примирения.
Я буду спокоен в день бедствия, когда губитель восстанет
на народ мой.
Пусть и смоковница не расцветает, пусть не плодоносит лоза виноградная,
Пусть и маслина отказала, и нива не даст пищи, пусть не станет овец в
загоне и быков в стойле, но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться
о Боге спасения моего. Ягве
сила моя, Ему, Победителю, песнопение мое. (Авв. 3, 16-19)
Итак, в лице пророка Аввакума Остаток Израиля
сделал выбор: он поднялся над религией, которая ищет лишь видимых наград,
а без них колеблется и гаснет. Из трагического мрака вера Аввакума вышла
обновленной, преображенной и бескорыстной, как всякая подлинная любовь."
Приведу
также несколько слов из одной из проповедей прот. Александра Меня, произнесенных
в начале Рождественского поста.
"Начинается
Рождественский пост, и мы готовимся к празднику Рождества Христова. Но
не нужно думать, что праздник - это просто приятное время, когда мы можем
порадоваться, поздравить друг друга, утешиться в своих печалях! Нет, праздник
Рождества Христова - это напоминание о том, что Господь пришёл на землю
умереть и страдать вместе с нами, чтобы каждый из нас получил вечную жизнь,
чтобы каждый из нас приобщился к спасению. И этот праздник есть день выбора:
кто-то принимает Его, а кто-то отвергает.
Для нас, принявших Слово Христово, подготовка к празднику есть приготовление
к встрече самого Господа! Да, Он Сам как бы вновь приходит на землю, чтобы
посетить тебя в твоей жизни, чтобы спросить тебя о том, как ты жил (или
жила), что ты привнёс в сокровище своего сердца и своих дел. Христос рождается
- идите Ему навстречу, готовьтесь к этой встрече.
Сам Господь много раз в различных притчах говорил о том, как люди должны
готовиться к встрече. В Священном Писании у пророка Амоса есть грозные
слова: "Приготовься к сретению Бога твоего" (Ам. 4,12). Это
не означает, что надо готовиться к встрече только последнего Суда Божия.
К каждому из нас Господь приходит сегодня, здесь. Приходит и требует от
нас отчёта так, как потребовал господин у своих слуг, которым дал таланты.
Не надо думать, что притчи Господни содержат хоть что-то лишнее, - в них
каждое слово имеет значение.
Вспомним
притчу о десяти девах. Они должны были ждать жениха, должны были стоять
на страже. Но он медлил, и они заснули. Так и мы с вами: быть может, медлит
Господь явить Себя - а мы духовно спим, когда надо быть на страже. Быть
готовыми всегда! Всегда, в любой момент Он может потребовать от нас отчёта.
Только тогда будет радостна эта встреча, если мы хоть что-то сделаем,
хоть как-то подготовимся. Когда вы ждёте дорогого гостя, как бывает печально,
какое бывает у вас смущенье, если он приходит внезапно, а вы не успели
убрать свой дом, не успели приготовить стол. Так бывает с человеком. Но
когда мы ждём самого Господа, Который посетит нас, благословит и озарит
нас Духом Своим Святым, - как должны мы приготовить "дом" свой,
то есть душу свою, сердце своё, как должны мы его очистить! Может ли в
это грязное помещение неочищенной души войти светлый гость - Христос,
Который рождается?!
И вот, дорогие мои, мне хотелось бы, чтобы Рождественский пост был для
вас не только временем воздержания, а временем приготовления. Чтобы вы
верили и надеялись, что в праздник Рождества Христова вы все ощутите Его
действительное пришествие, Его близость, Его благодатную силу!
А пока будем готовиться и очищать своё сердце молитвой, покаянием, неустанно
углубляться в Слово Божие - в Священное Писание. Будем бороться со всей
нечистотой, которая есть в нашем сердце и в наших поступках, трудиться
друг для друга, готовиться и внимать Господу! И каждый воскресный день
будут звучать для нас слова, напоминающие о близости священного дня: «Христос
рождается - славите! Христос с Небес – срящите!» Готовьтесь идти Ему навстречу
- грядёт Господь наш!"
Всем
желаю счастливого Рождества! Всегда ваш, прот. Александр Борисов. 28.11.22.
|