Дорогие
друзья!
Мы с вами и со всей нашей страной, и, пожалуй, со всем
миром вошли в очень серьезный период нашего бытия. Я думаю, что в этих
обстоятельствах главные наши внутренние духовные усилия должны быть направлены
на связь с Отцом нашим Небесным, то есть на молитву, через которую Бог
наставит каждого из нас на правильный путь. Конечно, она будет у всех
разная. Кто-то может посвятить этому часы и дни, а кто-то короткие мгновения.
Мы ведь все очень, очень разные и находимся в самых разных обстоятельствах.
Но, так или иначе, желание моего сердца поделиться с
вами, цитатами, взятыми из небольшой книги прот. Александра Меня "Практическое
руководство к молитве" (Фонд имени Александра Меня. Москва, 1995).
Эта книга имеется в киоске нашего храма и каждый при желании может ее
приобрести и познакомиться подробнее с некоторыми наставлениями о молитве
этого замечательного служителя нашей Церкви.
"У каждого человека бывают мгновения, когда его
существо невольно устремляется ввысь в молитвенном порыве. Трагические
переломы жизни, трепет души, охваченной творческим подъемом или соприкоснувшейся
с красотой, — все это может пробудить ту силу, которая поднимает нас к
Богу в мольбе, благодарении, радости.
Первоначальной
и необходимой формой молитвы является молитвословие. Так называют
чтение «правила», состоящего из утренних и вечерних молитв, которые произносятся
ежедневно. Этот ритм необходим, ибо в противном случае душа легко выпадает
из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве
же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения»
и импровизации недостаточно.
Подобно
тому как человек, смотря на картину или икону, слушая музыку или стихи,
приобщается к внутреннему миру их создателей, так и чтение молитв связывает
нас с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает нам обрести
духовный настрой, родственный их сердечному горению.
Без усилий, направленных на борьбу с грехом, на служение
людям, на установление контроля над телом и душевной жизнью, молитва не
может стать тем, чем она предназначена быть — внутренним стержнем нашей
жизни. Немалую роль в воспитании молитвенного духа играет чтение Евангелий,
а также таинства исповеди и Евхаристии.
Причащение Святых Тайн включает всего человека в сокровенный
поток благодатной жизни. Редкое причащение наносит нам немалый ущерб,
ибо лишает нас благодатной помощи.
В условиях современной жизни с ее загруженностью и ускоренными
темпами нелегко отводить для молитвы определенное время. Однако лучше
всего утренние молитвы читать до начала всякого дела. В крайнем случае
их можно произносить по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно
сосредоточиться из-за усталости, поэтому учителя молитвы рекомендуют читать
вечерние молитвы в свободные минуты до ужина или еще раньше.
Если во время чтения «правила» прорывается молитва своими
словами, то, как говорит преподобный Никодим, «не попускай сему случаю
пройти мимолетно, но остановись на нем». Эту же мысль мы находим у епископа
Феофана. «Когда найдет, — говорит он, — сильное молитвенное чувство и
разбивает чтение молитв, оставляй это чтение и давай простор этому чувству»
«Не ищи в молитве наслаждений, — говорит епископ Игнатий
Брянчанинов, — они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить
наслаждение есть уже самообольщение. Не ищи преждевременно высоких духовных
состояний и молитвенных восторгов». Заметим, что поиски постоянного духовного
наслаждения есть скрытый вид эгоизма и стремления к духовному комфорту.
Трудность молитвы — нередко признак ее подлинной действенности.
Молитва за других людей — неотъемлемая часть молитвословия.
Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними
еще более тесными узами.
Не следует ограничиваться только молитвой за близких
и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит
в душу мир, оказывает воздействие на этих людей, и наша молитва делается
жертвенной.
Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное
общение и сокрушением о своей невнимательности.
Приступая к повседневным делам, нужно подумать о том,
что предстоит нам говорить, делать, видеть в течение дня, и испросить
у Бога благословения и силы для следования Его воле. Иногда хорошо сохранить
в гуще трудового дня одно слово или короткую молитву, которая поможет
и в повседневных делах находить Господа. Мы также должны мысленно обращаться
к Богу перед началом всякого дела и перед едой.
Борьба с «помыслами», которые непременно вторгаются в
сознание, должна идти в двух направлениях:
1. постоянное воспитание в себе умственного контроля;
2. спокойное отбрасывание их как чего-то чужеродного и навязанного темными
силами.
Не следует приходить в отчаяние и уныние от обилия возникающих
при молитве помех. Это неизбежно и в каком-то смысле может даже оказаться
полезным для души. Старец Макарий Оптинский учил, что «молитва без развлечения
(рассеяния) — есть дело совершенных. Если бы всегда имели молитву чистую
без развлечений, то... не избежали бы тщеславных и гордых помыслов, от
врага наносимых».
Затруднения в молитве
Рассеянность является главным препятствием к молитве. Нередко причиной
рассеянности считают житейские дела. Следует уяснять истоки наших скрытых
стремлений, направлять их в нужное русло или брать под контроль. Как бороться
против посторонних мыслей? Если эти мысли блудные или кощунственные, следует
напомнить себе, что они являются демоническим искушением, посягающим на
наш внутренний мир.
Следует
оказывать рассеянности активное сопротивление, включать в молитвенную
сферу все измерения своего существа (взгляд направить на икону, воображение
— на евангельские события, мысли — на духовные предметы, которые, в свою
очередь, укрепят в нас любовь и благоговение). Если молитву нарушает серьезное
беспокойство о чем-то или тревога о ком-то, то пусть эта забота и тревога
включатся в самую нашу молитву, чтобы помеха превратилась в фактор, помогающий
усилить молитву о тех людях и обстоятельствах, которыми вызвана наша озабоченность.
Сухость
сердца ощущается особенно остро
по контрасту с благодатными моментами. Ее может усиливать физическое или
нервное переутомление. В этом случае следует позаботиться о том, чтобы
устранить (или ослабить) ее причину. Сухость может явиться результатом
какого-либо греха или ошибки. Тогда нужно обратить на них внимание и принести
искреннее покаяние. К сухости же — отнестись как к заслуженному нами испытанию.
Напряжение
и состояние покоя. Напряжение
мешает молитве, а покой ей способствует. Как всякая другая деятельность,
молитва протекает на фоне различных видов напряжения: тела, чувств, ума.
Это нередко служит причиной рассеянности. Состояние тишины и покоя — основное
условие молитвы. Необходимо успокоиться к началу молитвы. В противоположность
духовному напряжению надо стремиться в молитве только к Богу и для Него
отрекаться от своей воли, стараться не искать в молитве ни познания, ни
благодати. И в то же самое время молитва способствует установлению тишины
и покоя во всем существе.
Священное
Писание помогает нам углублять и совершенствовать молитву, чтобы она все
больше приближала наш дух к Богу и освящала всю нашу жизнь. Молитвословие
должно постепенно дополняться углубленной молитвой, которая есть обращенность
к Богу в полной сосредоточенности всех внутренних сил."
Те,
у кого есть такие возможности, могут почерпнуть в этой книге наставления
и об особых видах молитвы. Эту тему прот. Александр предваряет такими
словами: "Для того чтобы наша жизнь все больше проникалась
атмосферой молитвы, мы не должны ограничиваться лишь тем временем, когда
стоим в храме, дома перед иконами или сидим, раскрыв Писание. Молитва
может постепенно проникнуть во все уголки нашей повседневной жизни. Это
достигается нелегко, но тот, кто стремится к частой молитве, получает
ощутимую помощь свыше."
Какие
же существуют виды и способы частой молитвы? Эта тема раскрывается далее
в разделах: Молитвенные размышления и Высшие ступени молитвы.
Завершу
письмо такими словами о. Александра: "Нужно стремиться вырабатывать
в себе чувство постоянного пребывания перед лицом Отца. Все прекрасное,
что нас радует, проистекает от Него. Он дал нам «хлеб насущный», красоту
мира, радость труда и человеческого общения. Он дал нам само бытие, привел
нас в эту трудную и прекрасную жизнь, чтобы мы шли по ней, открывая и
созидая Его Царство."
Всем
нам желаю помощи Божией во всех обстоятельствах нашей жизни. Будем молиться
"о мире всего мира"! Храни Вас Бог!
Всегда ваш, Прот. Александр Борисов. 28.09.2022.
|